Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 050700.62. Специальное (дефектологическое) образование,

профиль «Олигофренопедагогика»

УДК 37.01

ББК 88.4

Р 98

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омской гуманитарной академии

Авторы-составители:

Рягин Сергей Николаевич, заведующий кафедрой педагогики, психологии и социальной работы ОмГА, доктор педагогических наук, профессор;

Логинова Наталия Эдуардовна, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы ОмГА.

Рецензенты:

Маврина И.А., доктор педагогических наук, профессор ОмГПУ

Щербаков Е.П., доктор психологических наук, профессор ОмГА

Р 98

Рягин С.Н., Логинова Н.Э. Выпускная квалификационная работа: методика написания, правила оформления и порядок защиты. Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 050700.62. Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Олигофренопедагогика», 2013. – 64с.

Целью учебно-методического пособия является предоставление бакалаврам необходимой методической помощи по научному сопровождению при организации и проведении рациональной и эффективной научно-исследовательской работы, обобщении и представлении научных результатов, изложении и написании научного труда, соблюдении нормативных требований к содержанию, объему и оформлению ВКР, подготовке презентации и защите научных положений в Государственной аттестационной комиссии.

ББК 88.3я7

© Омская гуманитарная академия, 2013

Рягин С.Н., Логинова Н.Э., 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Рягин С.Н.

Логинова Н.Э.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА:

методика написания, правила оформления и порядок защиты

Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 050700.62. Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Олигофренопедагогика»

ОМСК – 2013

Содержание

TOC \O «1-3» ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТОЙ PAGEREF _TOC335118030 \H 6

§ 1.1. Выпускная квалификационная работа: общие положения PAGEREF _Toc335118031 \h 6

§ 1.2. Организация подготовки выпускной квалификационной работы PAGEREF _Toc335118032 \h 8

§ 1. 3. Выбор и утверждение темы работы PAGEREF _Toc335118033 \h 11

§ 1. 4. Планирование выполнения выпускной квалификационной работы PAGEREF _Toc335118034 \h 18

ГЛАВА 2. ВЫПОЛНЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ PAGEREF _TOC335118035 \H 20

§ 2. 1. Общие требования к оформлению выпускной квалификационной работы PAGEREF _Toc335118036 \h 20

§ 2. 2. Оформление титульного листа PAGEREF _Toc335118037 \h 22

§ 2. 3. Оформление аннотации (реферата) PAGEREF _Toc335118038 \h 22

§ 2.4. Оформление «содержания» PAGEREF _Toc335118039 \h 23

§ 2. 5. Работа над разделом «введение» PAGEREF _Toc335118040 \h 23

§ 2. 6. Работа над первой главой (Обзор литературы по проблеме) PAGEREF _Toc335118041 \h 30

§ 2. 7. Работа над второй главой (Эмпирическая часть) PAGEREF _Toc335118042 \h 33

§ 2. 8 . Работа заключением и выводами по работе PAGEREF _Toc335118043 \h 38

§ 2. 9. Представление списка использованной литературы PAGEREF _Toc335118044 \h 39

§ 2. 10. Работа над приложением PAGEREF _Toc335118045 \h 43

ГЛАВА 3. ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ PAGEREF _TOC335118046 \H 45

§ 3.1. Подготовка к защите выпускной квалификационной работы PAGEREF _Toc335118047 \h 45

§ 3.2. Защита выпускной квалификационной работы PAGEREF _Toc335118048 \h 47

Литература PAGEREF _Toc335118049 \h 50

Электронные базы данных PAGEREF _Toc335118050 \h 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 PAGEREF _TOC335118051 \H 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 PAGEREF _TOC335118052 \H 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 PAGEREF _TOC335118053 \H 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 PAGEREF _TOC335118054 \H 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 PAGEREF _TOC335118055 \H 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 PAGEREF _TOC335118056 \H 61

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 PAGEREF _TOC335118057 \H 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 PAGEREF _TOC335118058 \H 63

Введение

В соответствии с Государственным образовательным стандартом итоговая государственная аттестация студента-бакалавра включает защиту выпускной квалификационной работы, позволяющую оценить уровень подготовки выпускника к решению профессиональных задач.

Выпускная квалификационная работа — заключительное самостоятельное творческое исследование одной из научно-практических проблем, на основе которого государственная аттестационная комиссия решает вопрос о присуждении студенту-выпускнику квалификации в соответствии с выбранным направлением подготовки (специальностью) и образовательным уровнем.

Выпускная квалификационная работа является важнейшей составной частью учебного процесса в вузе, подводящей итоги изучения выпускником различных дисциплин, опыта прохождения производственных и преддипломной практик, предусмотренных учебным планом. Выпускная работа может основываться на результатах выполненных в процессе обучения курсовых работ и проектов, объединенных единой темой.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы осуществляется дальнейшее углубление теоретических знаний и их систематизация, развитие прикладных умений и практических навыков, овладение методикой исследования при решении конкретных проблем, развитие навыков самостоятельной работы, повышение общей и профессиональной эрудиции выпускника. Выпускная квалификационная работа является высшей формой научно-исследовательской и учебно-методической работы студентов, выпускающихся по направлению подготовки 050700.62. Специальное (дефектологическое) образование, профилю «Олигофренопедагогика».

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы студент самостоятельно овладевает следующими умениями:

• умением выбрать актуальную тему, определить цель исследования и сформулировать задачи исследования;

• умением подобрать литературу и сделать ее критический анализ;

• умением выбрать и грамотно использовать методы исследования;

• умением анализировать результаты исследований, оформлять их в соответствующий материал (таблицы, графики, рисунки, диаграммы и так далее) и грамотно и литературно изложить их.

Таким образом, отрабатываются навыки ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе проблем и вопросов.

Предлагаемое учебно-методическое пособие имеет целью подготовить выпускников к заключительному этапу обучения в высшем учебном заведении. Желаем успеха в защите выпускной квалификационной работы!

Глава 1. Определение темы и планирование работы над выпускной квалификационной работой

§ 1.1. Выпускная квалификационная работа: общие положения

Выпускная квалификационная работа — научный труд, полученный в результате проведенной бакалавром научно-исследовательской работы на завершающем этапе обучения.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, выпускная квалификационная работа имеет следующие цели:

— систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач с элементами исследовательской деятельности;

— определение степени подготовленности выпускников для самостоятельной работы в условиях профессиональной деятельности;

— развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методами эмпирического исследования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов.

В выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:

самостоятельное исследование актуальных вопросов профессиональной деятельности;

развитие навыков всестороннего творческого, научного анализа научной, методической и другой литературы по педагогической проблематике;

выявление новых тенденций, явлений и противоречий, имеющих практическую значимость;

теоретическое обоснование и раскрытие сущности профессионально-психологических категорий, явлений и проблем по теме дипломной работы;

развитие творческих форм и методов разрешения психологических проблем в соответствии с запросами практики;

разработка обоснованных выводов, практических рекомендаций и предложений по повышению эффективности решения сложных педагогических ситуаций;

привитие навыков самостоятельного применения студентами полученных знаний при проведении научных исследований по решению прикладных задач;

анализ, обработка и интерпретация эмпирического материала и результатов психолого-педагогической диагностики;

выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать научный материал, личную позицию по рассматриваемой проблеме, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации;

овладение приемами научной речи.

Общие требования к выпускной квалификационной работе:

дипломная работа должна отражать теоретический и научно-исследовательский характер решаемых задач;

давать представления о том, насколько студент овладел методами научного анализа сложных явлений педагогической действительности, теории и практики, творческого применения теории и методологических принципов исследования;

показывать умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию жизнедеятельности обучающихся, нуждающихся в педагогической помощи;

отличаться логичностью, доказательностью, аргументированностью, лаконизмом, четким и ясным изложением материала, достоверностью фактов, отражением умения студента-бакалавра пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, осуществлять ее проверку;

высокая научная достоверность, объективность содержания исследовательского материала – важнейшее требование к дипломной работе, автор работы несет ответственность за достоверность фактического материала, обоснованность выводов и рекомендаций;

дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение навыками и умениями профессиональной деятельности педагога;

работа должна носить творческий характер (использование оригинальных подходов и технологий, материалов экспериментального исследования)

текстовый материал дипломной работы должен быть правильно оформлен (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок и списка литературы, аккуратность исполнения, отсутствие орфографических ошибок и т.п.).

Выпускная квалификационная работа считается завершенной, если она соответствует предъявляемым требованиям по структуре, содержанию, стилю изложения материала, оформлению ссылок, списка литературы и приложений, отпечатана, проверена на предмет орфографических ошибок, сброшюрована, подписана автором, имеет отзыв руководителя.

§ 1.2. Организация подготовки выпускной квалификационной работы

Организация процесса подготовки и защиты дипломной работы – это сложный процесс, в котором помимо самих студентов-дипломников задействованы: деканат, выпускающая кафедра, научные руководители, рецензенты, консультанты, методисты учебных групп, государственная экзаменационная комиссия (ГЭК).

Кафедра педагогики, психологии и социальной работы ОмГА осуществляет следующие мероприятия:

разработка тематики выпускных квалификационных работ;

организация выбора студентами-бакалаврами тем дипломных работ;

проведение собрания студентов-выпускников по ознакомлению с порядком, организацией, формой и условиями подготовки и защиты выпускной квалификационной работы;

ознакомление студентов-бакалавров, руководителей и рецензентов с методическими требованиями к содержанию и оформлению дипломной работы;

назначение руководителей выпускных квалификационных работ;

контроль намеченного графика выполнения дипломных работ;

организация рецензирования дипломных работ;

проведение предварительных защит дипломных работ;

принятие решения о допуске студента к защите дипломной работы;

организация защиты дипломных работ на заседаниях государственных экзаменационных комиссий согласно графику.

Общее руководство процессом подготовки дипломных работ осуществляет заведующий выпускающей кафедрой.

Научный руководитель. Каждому студенту назначается научный руководитель из числа преподавателей кафедры педагогики, психологии и социальной работы ОмГА, преподавателей других вузов или специалистов-практиков, не являющихся сотрудниками ОмГА. За одним руководителем закрепляется не более десяти студентов-дипломников в семестр. В случае, если дипломная работа разрабатывается на предприятии, организации, образовательном учреждении и т.д., руководителем может назначаться специалист от соответствующего предприятия, организации, учреждения.

Руководитель дипломной работы, как правило, должен иметь ученую степень (звание) или являться специалистом-практиком в данной области.

В процессе подготовки дипломной работы студентом большая функциональная обязанность ложится на научного руководителя. Научное руководство дипломной работы включает:

выяснение степени подготовленности студента к разработке выбранной темы;

разработка задания на подготовку дипломной работы, которое оформляется на специальном бланке, где указывается цели и содержание работы по главам; задание подписывается руководителем, студентом-дипломником и утверждается заведующим кафедрой;

помощь студенту в определении цели, задач и замысла дипломной работы;

оказание студенту помощи в разработке графика выполнения работы;

рекомендации по использованию обязательной и дополнительной литературы, получению информации из других источников;

проведение в ходе подготовки дипломной работы регулярных встреч и консультаций по структуре и объему разделов, содержанию, стилю написания и оформления работы;

своевременное информирование заведующего кафедрой о случаях значительного отклонения от графика подготовки дипломной работы или других проблемах, способных поставить под вопрос завершение работы в установленный срок;

определение степени готовности дипломной работы;

рецензирование выполненной работы, указания по устранению недостатков, неточностей;

написание отзыва с выводом о возможности допуска к защите.

Научный руководитель должен обеспечить систематическое руководство и консультации. И как показывает практика, наибольший эффект приносит просмотр работы по главам, что позволяет обеспечить и самостоятельность студента в подготовке дипломной работы, и своевременность внесения корректив в работу, и реализацию новых идей.

Консультант. Если дипломная работа включает структурные части, которые требуют специализированной обработки, по предложению выпускающей кафедры может быть назначен консультант по специальным вопросам или отдельной структурной составляющей диплома. Консультантами по специальным разделам назначаются преподаватели соответствующих кафедр, включая специалистов выпускающей кафедры.

Консультант рекомендует перечень необходимой литературы, определяет содержание и структуру специального раздела (или вопроса) дипломной работы, определяет порядок и время проведения индивидуальных консультаций, ставит подпись на титульном листе.

Рецензент – специалист, составляющий критический отзыв на выпускную квалификационную работу. Выпускная квалификационная работа, допущенная к защите, направляется на рецензию заведующим кафедрой. К рецензированию привлекаются специалисты из числа профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и руководящего состава академии, а также других вузов, предприятий, организаций, учреждений, из числа специалистов той области, в которой студент выполнял работу.

Рецензент отражает в рецензии актуальность темы, дает развернутую характеристику каждого раздела с выделением положительных и отрицательных сторон, практическую значимость выпускной квалификационной работы и дает общую оценку работы.

Комиссия по предварительным защитам назначается распоряжением заведующего выпускающей кафедрой в составе 2-3 человек из преподавателей кафедры.

В процессе предварительной защиты студент-дипломник кратко излагает суть дипломного исследования. Комиссия оценивает соответствие содержания поставленным целям, оформления работы и демонстрационного материала предъявляемым к ним требованиям, наличие необходимых подписей, заслушивает доклад студента и задает вопросы по теме работы, дает рекомендации по содержанию доклада, демонстрационного материала. Студент получает возможность своевременно исправить выявленные недостатки.

Комиссия выносит решение для утверждения на заседании кафедры (допустить к защите на ГЭК, допустить после устранения замечаний, перенести защиту).

Комиссия имеет право ставить вопрос о недопуске студента к защите. Окончательно возможность допуска выпускных квалификационных работ к защите определяется решением кафедры.

Государственная аттестационная комиссия по защите дипломных работ проводит заседания в соответствии с графиком, выносит решение об оценке дипломной работы, присвоении студенту квалификации и выдаче диплома о высшем образовании.

Бакалавр-дипломник в процессе подготовки и оформления дипломной работы руководствуется методическими указаниями по выполнению дипломной работы, разработанными выпускающей кафедрой.

Он имеет право: запрашивать у выпускающей кафедры предоставления своевременной информации о тематике дипломных работ, предполагаемых руководителях, графике защит; просить выпускающую кафедру о переносе сроков защиты дипломной работы в связи с невыполнением графика дипломного исследования по уважительным причинам; представлять выпускную квалификационную работу на предварительную защиту при получении отрицательного отзыва руководителя; самостоятельно определять содержание разделов дипломной работы, демонстрационного материала доклада; высказывать на заседании экзаменационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ мнение, отличное от мнения руководителя и рецензента.

В течение всего периода подготовки выпускной квалификационной работы студент должен систематически встречаться со своим руководителем по вопросам, связанным с выполнением выпускной квалификационной работы, затруднениями теоретического и практического плана.

Дипломнику следует иметь в виду, что научный руководитель не является его соавтором или редактором дипломной работы и поэтому рассчитывать на то, что научный руководитель поправит все имеющиеся в дипломной работе теоретические, методологические, стилистические и другие погрешности ошибочно.

Работа над дипломным исследованием требует от студента прилежания и профессионализма, творческого подхода, ответственности.

При существенном отставании от намеченного графика или при неудовлетворительных результатах предварительной защиты студент по представлению кафедры может быть не допущен к защите дипломной работы.

§ 1. 3. Выбор и утверждение темы работы

Организация подготовки выпускных квалификационных работ начинается с разработки их тематики. Темы дипломных работ предлагаются выпускающей кафедрой на основании их актуальности, учета проблематики современных научно-педагогических исследований и разнообразия интересов студентов в области теории и практики специального (дефектологического) образования, непосредственной связи с возможным практическим применением знаний выпускников в соответствии со специализацией.

Темы выпускных квалификационных работ бакалавры-выпускники выбирают самостоятельно, руководствуясь своими научными интересами, практическим опытом, знаниями специальной профессиональной литературы по избираемой проблеме.

Одним из основополагающих требований к дипломной работе является интерес самого студента-бакалавра к выбранной теме и ее актуальность, т.е. важность и своевременность исследуемой темы применительно к настоящему периоду. Опыт показывает, что правильно выбранная тема и объект исследования в значительной мере обеспечивают успешное выполнение дипломной работы. Бакалаврам необходимо стремиться к тому, чтобы выбранная тема способствовала максимальному использованию полученных в ОмГА знаний и накопленного практического опыта. Такой подход создает хорошие предпосылки для достижения наилучших результатов.

Тема дипломной работы может быть и инициативной, выдвинутой самим студентом по согласованию с научным руководителем, с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. В этом случае тема утверждается на заседании кафедры.

Разработка одной и той же темы дипломной работы несколькими студентами не допускается.

Тема дипломной работы должна быть сформулирована профессионально грамотно. Это значит, что в названии должны быть представлены как объект исследования, так и его предмет. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 9 лексических единиц. При этом учитывается, что принятые в специальной педагогике устойчивые сочетания допустимо учитывать как одну лексическую единицу. Например: «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», «дети с нарушениями интеллектуального развития», «задержка психического развития», «умственная отсталость» и т.п.

Примерная тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ.

Проблемы обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями психофизического развития на современном этапе. 

Психолого-педагогические условия коррекционной работы с детьми-инвалидами. 

Организация охранительного педагогического режима в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Обеспечение здоровья младших школьников с нарушением интеллектуального развития в образовательном процессе.

Формирование здорового образа жизни младшего школьника с нарушениями психофизического развития.

Коррекция недостатков физического развития учащихся с легкой степенью умственной отсталости на уроках (предмет по выбору).

Дидактические игры как средство развития интереса к занятиям физической культурой у школьников с задержкой психического развития.

Психолого-педагогические условия оптимизации умственного развития детей с недостатками психофизического развития. 

Влияние особенностей эмоциональной атмосферы урока на развитие познавательных способностей младшего школьника с ЗПР. 

Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития

Формирование навыков учебной деятельности у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Использование элементов программированного обучения в коррекционной школе VIII вида (на примере учебного предмета).

Организация экскурсий в процессе обучения и воспитания младших школьников с нарушением интеллектуального развития.

Использование технических средств в обучении детей с интеллектуальными нарушениями (на примере учебного предмета).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст