Учебно-методическое пособие для студентов

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»

С.М. Маркова

Т.С. Юртаева

О.И. Ваганова

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКЕ

(государственный экзамен)

Нижний Новгород

2012

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»

С.М. Маркова

Т.С. Юртаева

О.И. Ваганова

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКЕ

(государственный экзамен)

Учебно-методическое пособие

для студентов специальности 050501.65 — Профессиональное обучение

Нижний Новгород

2012

ББК 74.04

УДК 574

М-25

Маркова С.М., Юртаева Т.С., Ваганова О.И.

М-25

Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) для студентов специальности 050501.65 Профессиональное обучение: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2012. – 69 с.

В учебно-методическом пособии представлены программы по общей и профессиональной психологии, общей и профессиональной педагогике, методике профессионального обучения. Предложены вопросы итоговой аттестации по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) для студентов всех форм обучения и специализаций специальности 050501.65 Профессиональное обучение.

Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов, студентов всех форм обучения и специализаций специальности 050501.65 Профессиональное обучение.

© Маркова С.М., Юртаева Т.С., Ваганова О.И. 2012

© НГПУ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….….……..5

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ………….…………8

Блок 1. Общая и профессиональная психология…………………………..…..8

Блок 2. Общая и профессиональная педагогика………..…………………..…13

Блок 3. Методика профессионального обучения…………………………..….25

ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ…………….………….35

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ …………….….………60

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Целью государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке, как одному из видов итоговой аттестации, является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050501.65- Профессиональное обучение (по отраслям).

Основными задачами государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке, как итоговой аттестации по одному из трех компонентов профессионально-педагогического образования, являются:

систематизация и интеграция студентами знаний, навыков и умений, связанных с инвариантной основой деятельности педагога профессионального обучения по теоретическим и технологическим дисциплинам психолого-педагогического цикла;

осмысление студентами существующей практики начального профессионального образования с точки зрения полученных теоретических знаний; корректировка собственных профессионально-педагогических взглядов и отношений;

выявление экзаменационной комиссией уровня развития педагогического мышления выпускника, знания им проблем теории и практики профессиональной педагогики, общей и частных методик, подготовленности выпускника к решению профессионально-педагогических задач.

Содержание государственного экзамена отражает весь объем теоретических знаний и практических умений в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 050501.65-Профессиональное обучение (по отраслям) и формируется на основе действующих учебных программ общепрофессиональных и специальных психолого-педагогических дисциплин, программ педагогических практик и той части производственных практик, которые касаются организации и методики профессионального обучения.

Интегрированное содержание государственного экзамена состоит и трех блоков, которые включают основные модули психолого-педагогических дисциплин:

Блок 1. Общая и профессиональная психология.

— общая психология;

— психология профессионального образования.

Блок 2. Общая и профессиональная педагогика.

— введение в профессионально-педагогическую специальность;

— общая и профессиональная педагогика;

— педагогические технологии;

— методика воспитательной работы;

— моделирование систем педагогического процесса.

Блок 3. Методика профессионального обучения.

Основные модули вышеперечисленных дисциплин обеспечивают реализацию требований и профессиональной подготовке, определяемые государственным образовательным стандартом по специальности 050501 — Профессиональное обучения (по отраслям). Их перечень, обеспечивающий получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, условный, так как многие требования (особенно включающие те или иные умения) носят интегрированный характер.

Экзаменационный билет состоит из трех теоретических вопросов. Первый из них — теоретический, из области общей и профессиональной психологии. Второй — из области общей и профессиональной педагогики, педагогических технологий. Третий – из области методик профессионального обучения, ответ на который требует педагогического проектирования содержательного и процессуального блоков учебного процесса по дисциплинам профессионального и специального циклов и производственного обучения, на примерах подготовки квалифицированных рабочих по конкретным профессиям в соответствии со специальностями профессионального обучения.

Требования к ответу на экзаменационный билет:

ответ должен быть научным, то есть опираться на соответствующие законы и теории; он должен быть логически стройным, в ответе должны присутствовать доказательства, опирающиеся на аргументы, аналитические данные и факты;

ответ должен строится с использованием знаний других дисциплин, то есть быть интегрированным;

ответ следует строить в единстве теории и практики с подтверждением теоретических положений фактами, педагогическими ситуациями.

Результаты ответов, определяются оценками по следующим уровням:

— высокий – «отлично» и «хорошо»;

— средний – «хорошо» и «удовлетворительно»;

— низкий – «неудовлетворительно».

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Блок 1. Общая и профессиональная психология

Психология как наука. Предмет и задачи психологии.

Понятие о психологии. Становление взглядов на ее предмет. Методологические основы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания. Основные направления в психологии. Психология и научно-технический прогресс. Развитие взаимосвязей психологии и педагогики. Структура современной психологии. Методы психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки.

Психологические теории личности. Структура и свойства личности

Отражение современного состояния проблемы личности в психологии. Основные понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Сущность новообразования в человеке, которое определяется понятием «личность». Структура личности, соотношение тех уровней, которые ее образуют. Определение понятия «личность» в психологии. Определение категории «личность». Необходимые критерии оценки сформированности личности. Факторы и психологические механизмы формирования личности. Направленность и мотивационная сферы личности.

Личность, ее структура и проявления.

Свойства, состояния и процессы личности.

Активность личности. Потребности как источник активности. Виды потребностей и их классификация. Специфика человеческих потребностей.

Мотивация как проявление потребностей личности. Понятие о мотивах поведения. Виды мотивов. Уровни осознания мотивов. Влечения, желания и отношения личности. Цели личности и произвольная регуляция деятельности человека.

Понятие об интересах. Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности.

Убеждения и их становление.

Установки и стереотипные формы поведения.

Понятие о направленности. Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности.

Методы исследования личности.

Общение и речевая деятельность.

Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаимодействия. Виды и формы общения. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Речь и язык.

Виды речи: устная диалогическая и монологическая речь; экспрессивные возможности устной речи.

Познавательные психические процессы

Ощущения как простейшие психические процессы и как источник познания человеком окружающего мира. Восприятие как психический процесс, как совокупность ощущений. Внимание как психический познавательный процесс. Основные признаки внимания. Память как отражение прошлого опыта человека и как источник приобретения знаний и навыков. Основные процессы памяти: Запоминание, воспроизведение (репродукция), узнавание и забывание. Виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, логическая. Основные типы памяти. Воображение как познавательный психический процесс. Разновидности воображения. Мышление как познавательный психический процесс. Речь как познавательный психический процесс и как средство общения людей друг с другом.

Эмоциональные психические процессы

Понятие о чувствах. Чувства и потребности человека. Физиологические и поведенческие компоненты эмоций. Формы переживания чувств. Эмоции положительного порядка. Эмоции (чувства) отрицательного порядка. Простые эмоции, сложные эмоции. Разновидность эмоций по форме протекания: настроения, собственно эмоциональные состояния, аффекты, страсть. Виды чувств и их формирование. Нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства.

Волевые психические процессы. Развитие и формирование воли у человека

Общее понятие о воле. Теории воли. Понятие «воля» в античности. Понимание воли в период средневековья. Новое мировоззрение — экзистенциализм и понятие воли. Трактовка воли И.П.Павловым. Представление воли человека психоаналитической психологией. Теологическое трактование воли. Материалистическое трактование воли. Волевая регуляция человеческого поведения. Побудительная и тормозная функции воли. Существенные фазы волевых процессов: возникновение побуждения и постановка цели, стадия обсуждения и борьба мотивов, принятие решения, исполнение. Волевое усилие как форма эмоционального стресса. Развитие воли у человека.

Общение. Коммуникация, взаимопонимание и взаимодействие в общении людей

Понятие об общении. Общение как многоплановый процесс развития контактов. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Цель общения. Основные функции общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Единство общения и деятельности. Многоплановый характер общения. Общение как межличностное взаимодействие. Межличностный конфликт. Общение как понимание людьми друг друга.

Возрастные особенности становления личности.

Становление личности в онтогенезе, ноль социальной ситуации развития и ведущей деятельности в становлении личности.

Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Краткая характеристика каждого возраста: младенчества, раннего детства, ранней юности, молодости, зрелости, пожилого и старческого. Основные новообразования каждого возраста.

Психология подростка. Социальная ситуация развития подростка. Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте. Формирование личности подростка. Сознательная регуляция своего поведения. Развитие оценочного отношения к взрослым и сверстникам. Особенности развития характера. Самооценка и самовоспитание. Дружба. Развитие чувств, особенности их переживания и выражения.

Психологические особенности учебной деятельности. Развитие познавательных процессов. Трудовая деятельность и ее значение для развития личности подростка. Формирование профессиональных интересов. Психологические особенности и трудности выбора подростком форм продолжения учебы по окончании неполной средней школы.

Психологические особенности учащихся начально-профессионального образования. Социальная ситуация развития. Физическое развитие в юношеском возрасте. Формирование личности в профессиональной школе. Повышение уровня самостоятельности и взрослости.

Формирование психологической готовности к будущей профессиональной деятельности. Жизненные планы выпускников профессиональной школы.

Психологические особенности учащихся с отклонениями в психическом развитии. Учащиеся с нарушениями функций слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Психопатии и акцентуации характера Психологические особенности асоциального поведения и механизмы корригирования.

Профессиональное самоопределение личности.

Возрастные особенности развития профессиональных намерений. Факторы, определяющие выбор профессии: социально-экономические, социально-психологические, медико-физиологические. Индивидуальные психологические трудности выбора профессии. Динамика профессионального самоопределения.

Основы профориентации и профессиональной консультации. Профессиональная информация, выбор профессии, профессиональный отбор. Профпригодность.

Литература

Основная:

Богачкина Н.А. Психология. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2007. — 160 с.

Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2008. — 160 с.

Гусева Т.И., Каратьян Т.В. Психология личности. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2008. — 160 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004 — 304 с.

Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. М.: КДУ, 2008. — 192 с.

Немов Р.С. Психология, т. 1-3. — М.: Просвещение, 1995.

Носкова О.Г. Психология труда. 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 384 с.

Психология. Под ред. Дружинина В.Н. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 656 с.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2005 — 400 с.

Столяренко A.M. Психология и педагогика. М.: Юнити-Дана, 2001. — 423 с.

Дополнительная:

Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2008. — 400 с.

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2006 — 320 с.

Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. — 672 с. (Сер. «Мастера психологии»)

Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум. М.: Аспект Пресс, 2008. — 238 с.

Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов н/Д.: Феникс, 2005 — 416 с.

Блок 2. Общая и профессиональная педагогика

1. Общая и профессиональная педагогика как научные отрасли

Понятие, объект, предмет, задачи, функции педагогики. Основные педагогические категории: педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, образование, воспитание, обучение, самовоспитание, развитие. Связь педагогики с другими науками и её структура Система педагогических наук.

Понятие, объект, предмет профессиональной педагогики. Структура, задачи, функции, сущность, исторические этапы развития профессиональной педагогики. Основные категории профессиональной педагогики. Методологические основы, закономерности, проблемы профессиональной педагогики. Производственная педагогика.

Научное педагогическое исследование. Основные компоненты научного исследования: тема, объект, предмет проблема, цель, задачи, гипотеза исследования. Логика исследования. Виды научно- педагогических исследований: фундаментальные прикладные, разработки. Методы педагогического исследования: теоретические, эмпирические, математические, статистические, инструментальные.

2. Образование как социально-педагогическое явление

Развитие системы образования на современном этапе. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования. Нормативные акты и документы, регламентирующие содержание и деятельность образования Российской Федерации. Образование как общечеловеческая ценность. Функции образования: социальная и гуманитарная, профессиональная и гуманистическая, выращивание естественного (потребности, норм, способности), приобщение к культуре (в том числе и профессиональной), подготовка к деятельности. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Основные тенденции развития системы образования. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

3. Сущность и структура непрерывного многоуровневого профессионального образования

Понятие непрерывного многоуровневого профессионального образования. Становление и развитие профессионального образования в России. Становление отечественного профессионального образования. Развитие профессионального образования в России в конце IX-первой половине XX в. Современное состояние профессионального образования за рубежом. Системы профессионального образования: США, Англии, Германии, Франции и др. стран. Основные направления развития профессионального образования.

Система профессиональной подготовки кадров в РФ: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование. Типы профессиональных учебных заведений РФ.

Нормативно-правовые основы профессионального образования. Законодательная база образования: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Законы РФ « Об образовании» Законы субъектов РФ « Об образовании». Нормативная основа образования: Федеральный государственный образовательный стандарт, учебный план по направлению подготовки, учебная программа, типовое положение и устав образовательного учреждения

4. Начальное профессиональное образование как воспитательно-образовательная система

Системы и концепции профессионального образования: концепция обучения одной профессии, ступенчатое обучение, концепция базового и специального профессионального обучения, многоуровневое профессиональное образование, подготовка специалиста по сокращенным срокам обучения

Современные требования к профессиональной подготовке кадров. Предпосылки и современные требования к подготовке кадров. Профессионально обусловленные компоненты личности рабочего. Профессиональные и ключевые квалификации и компетенции (социальная коммуникативная, информационная, специальная, когнитивная). Характеристика ключевых компетенций и компетенций.

Теории профессионального обучения. Теория стадийного обучения (С.Я. Батышев), теория содержания профессионального образования, теория взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования, теория методологии научных исследований, теория интегративно-модульной системы профессионального обучения (А. П. Беляева) теория проблемного обучения(М.И. Махмутов), теория профессиональной подготовки рабочих широкого профиля, группировки рабочих профессий (Н.И. Думченко, А.Е.Шильников), теория производственного обучения( М.А. Жиделев, К.П. Катханов, О.Ф.Федоров, теория управления профтехучилищами, А.Г. Соколов и др.

5. Система профессионально-педагогического образования

Педагогическая профессия, ее особенности и функции. Профессионально-педагогическое образование. Система непрерывного профессионально-педагогического образования: сущность, структура, содержание, принципы.

Общая характеристика специальности 030500 – “Профессиональное обучение”. Специфика профессионально-педагогической специальности. Разнообразие специализаций.

Перспективы развития профессионально-педагогической профессии в современных условиях социально-экономического, научно-технического и информационно-технологического прогрессов.

Требования к личности педагога профессионального обучения. Профессионально значимые личностные качества педагога профессионального обучения.

Профессиональная готовность. Содержание теоретической и практической готовности педагога профессионального обучения.

Направленность. Направленность педагога профессионального обучения: социально-нравственная, профессионально-педагогическая, познавательная.

Профессиональное становление личности педагога профессионального обучения. Содержание, структура, формы и методы овладения профессией.

6. Характеристика целостного образовательного процесса в профессиональной школе

Образовательный процесс как целостная система. Понятие образовательного процесса. Основные компоненты образовательного процесса: цель, содержание, методы, средства, результат, рефлексия. Исторические предпосылки научного представления об образовательном процессе как целостном явлении: образовательном процесс как система взаимодействия педагога и учащихся; образовательный процесс как система деятельности, образовательный процесс как взаимодействие образования, обучения и развития.

Функции образовательного процесса: воспитывающая, социальная, развивающая и образовательная Диалектика и движущие силы образовательного процесса.

Закономерности образовательного процесса как выражение его сущности. Закономерности, обусловленные: а) социальными условиями, б) природой человека, в) сущностью воспитательного процесса. Характеристика образовательного процесса профессиональной школы.

Учебный процесс профессиональной школы. Дидактика как теория обучения. Основные дидактические категории: преподавание, учение, обучение, учебный (дидактический процесс). Содержательные компоненты профессионального обучения: цель, содержание, методы, средства, формы. Профессиональное обучение как двусторонний процесс. Современные технологии профессионального обучения: технологии модульного, проблемного, программированного обучения, технологии индивидуализации и дифференциации обучения, интерактивные технологии, технологии проектного обучения, компьютерные обучающие технологии. Стили профессионального обучения: репродуктивный, творческий, эмоционально-ценностный.

7. Цели и принципы образовательного процесса

Понятие цели и её место в профессионально-образовательном процессе. Структура цели. Виды педагогических целей. Связи цели с другими элементами педагогического процесса. Модель рабочего как основа определения целей профессионального обучения. Процесс целеполагания. Способы постановки целей обучения. Таксономии педагогических целей.

Принципы профессионально-образовательного процесса: гуманизации и демократизации профессионального обучения, профессионально-политехнической направленности, соответствие требованиям современного производства, профессиональная мобильность и др.

8. Содержание профессионального образования

Сущность содержания образования и его исторический характер. Основные подходы к формированию содержания профессионального образования: Принципы и критерии отбора содержания профессионального образования. Структура содержания профессионального образования.

Носители содержания профессионального образования: ФГОС, учебный план, учебные программы, учебники, учебные пособия, учебно — методические комплекты.

9.Методы и средства образовательного процесса

Понятие метода и его место в профессионально-образовательном процессе. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса. Методы теоретического и практического обучения и их классификация по источникам знаний, характеру познавательной деятельности обучающихся, степени активности. Характеристика методов профессионального обучения.

Средства образовательного процесса. Понятие и роль дидактических средств. Дидактические средства и их классификация. Учебник как текстовое средство обучения. Визуальные средства обучения. Технические средства профессионального обучения. Проблема выбора методов и дидактических средств.

10. Формы организации образовательного процесса

Классификация форм организации профессионально — образовательного процесса. Формы теоретической подготовки. Формы практической подготовки. Формы контроля. Возникновение и развитие классно-урочной системы. Урок как основная форма организации учебной работы в профессиональной школе. Требования к современному уроку. Типы и виды уроков теоретического и производственного обучения. Нетрадиционные уроки. Особенности построения различных типов уроков. Другие формы организации профессионального обучения. Подготовка преподавателя, мастера к уроку.

11. Сущность, закономерности и принципы процесса воспитания

Сущность воспитания и его особенности (целенаправленность, многофакторность, сложность, динамичность, длительность, непрерывность, вариативность, неопределённость, двусторонность). Понятие процесса воспитания и его сущность (понятие содержания процесса воспитания, роли человека в жизни (гражданин, работник, семьянин)).

Процесс воспитания как способ формирования личности (объективные факторы развития личности, формирование социально-ценностных отношений). Понятие цели воспитания.

Характеристика закономерностей воспитания (воспитание путём активности самого воспитанника, соответствие содержания деятельности актуальным потребностям воспитанника, пропорциональность усилий в совместной деятельности педагога и воспитанника, успешность воспитательного взаимодействия). Характеристика принципов воспитания (принцип общественной направленности воспитания, принцип связи воспитания с жизнью и трудом, принцип опоры на положительное в воспитании, принцип единства воспитательных воздействий, принцип индивидуального подхода в воспитании).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст