Учебно-методическое пособие для студентов вузов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

«ЛОГИКА»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Кемерово, 2013

УДК 16(075.8)

ББК 87.4я73

П58

Автор-составитель

Г.П. Ковалева, доцент, канд. философ. наук

Рецензенты:

Марков В.И. – доктор философ. наук, профессор КемГУКИ

Порхачев В.И – канд. философ. наук, доцент КГСХИ

Рекомендовано редакционно-издательским советом Кемеровского технологического института пищевой промышленности

П58 Ковалева Г.П. Логика: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Г.П. Ковалева. (Раздел «Диалектическая логика» подготовлен д.ф.н., проф. Винограем Э,Г.). Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2013. – 169с.

ISBN 978-5-89289-739-6

Включает в себя лекции, практические задания, вопросы к экзаменам по дисциплине «Логика». Предназначено для студентов всех форм обучения и специальностей.

УДК 16(075.8)

ISBN 978-5-89289-739-6 ББК 87.4я73

Охраняется законом об авторском праве,

не может быть использовано любым

незаконным способом без письменного

договора

© КемТИПП, 2013

Оглавление

№ п/п

Название темы

Стр.

Лекция 1

Тема: Предмет, значение и краткая история логики.

1.1. Этимология употребления термина «логика» и история ее развития.

1.2. Логика в ХХ1 веке.

1.3. Неформальная логика.

1.4. Нестандартная логика.

1.5. Предмет и значение логики.

1.6. Основные разделы современной логики и ее значение в культуре.

1.7. Практические задания и упражнения.

5

Лекция 2

Тема: Понятие как форма мышления.

Чувственный и логический уровни познавательной деятельности.

Понятие как форма логического познавания.

Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием.

Виды понятий.

Типы отношений между понятиями.

Определение понятий.

Правила определения понятий.

Деление понятий. Классификация.

2.9. Практические задания и упражнения.

27

Лекция 3

Тема: Понятие суждения в логике.

Суждение и его типы.

Структура суждения.

Объединенная классификация суждений.

Логический квадрат.

Распределенность терминов в суждении.

Модальные суждения.

3.7. Практические задания и упражнения.

57

Лекция 4

Тема: Основные законы логики.

Понятие логического закона.

Закон тождества.

Закон непротиворечия.

Закон исключенного третьего.

Закон достаточного основания.

84

Лекция 5

Тема: Умозаключение.

Понятие умозаключения.

Непосредственные умозаключения.

Простой категорический силлогизм.

Энтимема.

Сложные и сложносокращенные виды силлогизма.

Условные и условно-категорические силлогизмы.

Виды разделительных силлогизмов.

Дедукция и индукция.

Научная индукция.

Аналогия.

5.11. Практические задания и упражнения.

96

Лекция 6

Тема: Доказательство.

6.1. Структура доказательства.

6.2. Виды доказательства.

6.3. Правила по отношению к тезису и их возможные нарушения.

6.4. Правила по отношению к аргументам и их возможные нарушения.

6.5. Правила по отношению к демонстрации и их возможные нарушения.

6.6. Опровержение и его выводы.

132

Лекция 7

Тема: Диалектическая логика.

1427

Вопросы к экзамену по логике.

150

Методические указания и тематика контрольных работ по логике.

163

Задачи данного курса

Рассмотреть логику в единстве ее научно-теоретической, практической и философской составляющих; дать понятие о формальной и «неформальной» (в том числе нестандартной) логике; показать роль логики как фундаментальной области человеческого знания в науке и повседневной жизни; обосновать ее теоретическое, методологическое, мировоззренческое, культурное, «антропологическое» значение; показать незаменимость форм рационального постижения мира, необходимость их освоения и «ассимиляции» в практику собственной жизни.

Рассмотреть логику сквозь призму ее истории. Дать представление о различных современных подходах к сущности, задачам и функциям логики как науки.

Дать понятие структуры современного логического знания, рассмотреть логические понятия, методы, процедуры, приемы, их разновидности.

Познакомить обучающихся с основными логическими теориями, с различиями между дедуктивными и индуктивными выводами.

Сформировать навыки анализа категорий, дать представление о культуре философского дискурса, повысить методологическую и общекультурную грамотность обучающихся.

Способствовать формированию и развитию у обучаемых творческого, интегративного, последовательного мышления.

Показать междисциплинарные связи логики, ее отношение к другим гуманитарным и точным наукам, продемонстрировать перекличку логической проблематики с сюжетами из области литературы и искусства.

Лекция 1.

ПРЕДМЕТ, ЗНАЧЕНИЕ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛОГИКИ.

План:

1.1. Этимология употребления термина «логика» и история ее развития.

1.2. Логика в ХХ1 веке.

1.3. Неформальная логика.

1.4. Нестандартная логика.

1.5. Предмет и значение логики.

1.6. Основные разделы современной логики и ее значение в культуре.

1.1. Этимология употребления термина «логика» и история ее развития.

Название науки логики происходит от греческого слова logos. Этот термин широко употреблялся как в греческой, так и христианской философии, имеет множество значений, основными из которых являются: слово, закон, мысль.

Гераклит Эфесский (ок. 544–483 до н.э.) обозначал термином logos открывающуюся лишь уму сущность мироздания – закономерный, законообразный порядок происходящих в нем процессов.

INCLUDEPICTURE «http://s019.radikal.ru/i603/1203/71/16c4257c558d.jpg» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://vesta.sprashivai.ru/nabjio-eab7f73-80.jpg» \* MERGEFORMATINET Гераклит

Аристотель

INCLUDEPICTURE «http://fr.wikihow.com/images/9/9d/180px-308077412-b834d7c5ab-1-3781_73.jpg» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://board.us.ikariam.com/wcf/images/avatars/avatar-1476.jpg» \* MERGEFORMATINET

Сократ Платон

Создателем логики как самостоятельной науки об интеллектуальном познании считается древнегреческий философ Аристотель (384–322 г. до н.э.). Он назвал новую науку аналитикой, разработал ее важнейшие разделы. В ряде работ под общим названием «Органон» (орудие) Аристотель раскрывает логику как инструмент любого рационального познания. Аристотелевскую логику часто называют «каноном», т.е. правилом, образцом. Она не только объясняет, как должна строиться любая наука, но и сама является примером строгой научности и рациональности.

На возникновение логики существенное влияние оказали условия и практика древнегреческой рабовладельческой демократии. Логика возникла из практических потребностей. В Элладе очень многие жизненно важные вопросы решались гражданами совместно, на общих собраниях. Поэтому для достижения успеха в личных и общественных делах исключительно важную роль играла способность быть убедительным и доказательным в выступлениях перед широкой аудиторией, умение находить ошибки и путаницу в рассуждениях оппонента. Так, в суде над знаменитым Сократом одних только судей с правом решающего голоса насчитывалось 500 человек. Склонить такую огромную массу людей в свою пользу можно было лишь при наличии ораторских способностей и навыков аргументированного рассуждения.

Еще до Аристотеля так называемые платные учителя мудрости – софисты (Протагор, Горгий и др.)стали открывать школы красноречия, в которых обучали искусству отстаивать свое мнение. Правда в основе софистики лежала порочная философская концепция, согласно которой разница между истиной и заблуждением является чисто словесной, только от изворотливости и умения представить предмет в нужном свете зависит правота в споре. Софисты учили защищать даже заведомо ложное мнение с помощью различных уловок. («То, что ты не терял, у тебя есть. Ты не терял своих рогов. Поэтому ты – рогат». «Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Поэтому сидящий стоит»). Древние называли софистику ложной мудростью, так как софисты нарушали законы логики и принципы ведения спора ради истины.

Внешне правильное рассуждение, содержащее какую-то скрытую уловку, называется софизмом. Внешне правильное рассуждение, содержащее неумышленную скрытую ошибку (допущенную, например, по недостатку логической культуры или случайно), называется паралогизмом. Строгое рассуждение, которое с логической неизбежностью приводит к противоречию в силу внутренней противоречивости используемой теории (или заданных условий) называется парадоксом.

Сократ (499–399 г. до н.э.) и его ученик Платон (427–347 г. до н.э.) внесли вклад в искусство диалектики как метода отыскания истины в споре, сопоставления разнообразных позиций по обсуждаемому вопросу и выработки решения-консенсуса.

Наряду с Аристотелем заметный вклад в науку о выводном знании внесли философы-стоики (Марк Аврелий, Сенека и др.), которые ввели в оборот слово «логика». Предметом внимания мыслителей из школы стоиков были так называемые логические союзы, изучаемые теперь в логике высказываний. Стоиков поэтому называют предшественниками современной символической логики.

Представители Элейской философской школы: Парменид (вторая половина V – первая половина 1V вв. до н.э.) и его ученик Зенон Элейский (490–430 г. до н.э.) были первыми, кто стал в своем дискурсе использовать строгие последовательные рассуждения-доказательства, кто обратил внимание на необходимость использования общих отвлеченных понятий и категорий при обосновании моделей мироздания. Вот рассуждение Парменида: «Небытия нет. А нет его потому, что оно немыслимо (видимо древнегреческий мыслитель опирается на неявный аргумент: «если нечто есть, то о нем можно помыслить»). А немыслимо оно потому, что всякая попытка мыслить его сразу же сделала бы его бытием – по крайней мере, в качестве предмета этой мысли. Следовательно, подлинное бытие как таковое и мышление о нем совпадают! Предмет мысли и мысль о предмете в данном случае тождественны» (такая философская доктрина называется сейчас панлогизмом).

Зенон Элейский прославился тем, что сформулировал множество рассуждений, названных апориями (от греч. – «затруднительная, безвыходная ситуация»), в которых пытался обосновать мысль своего учителя о том, что изменчивый, чувственно воспринимаемый мир нельзя адекватно отразить силой разума, используя строгие, четкие, непротиворечивые и однозначные понятия. Например, в апории: «Летящая стрела», говорится о том, что летящая стрела в каждый момент своего движения занимает определенное место в пространстве. Но это значит, что она там в этот момент времени покоится. Но так как это справедливо для любого момента времени и для любого места, получается, что летящая стрела покоится. Мы пришли к противоречию. Следовательно, необходимо сделать вывод, что отразить движение в понятиях разума невозможно. Движение, конечно, есть (в чувственном мире), но его нельзя сделать предметом мысли, следовательно, элементом теоретической модели мира, претендующей на отражение его сущности. Подобные парадоксы рассматриваются в апориях Зенона: «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия».

Большое внимание уделяли логике средневековые арабские мыслители. Например, врач и философ Авиценна (960–1037), по его собственным словам, знал некоторые труды Аристотеля наизусть, Средневековые схоласты (Фома Аквинский (1225–1274) и др.) до тонкости изучили логические идеи Аристотеля, изложив его учение в более компактной и понятной форме.

В ХV11 в. в связи с успехами математики, широко использующей язык формул, появляется идея применить символический язык также и в логике. Ее реализацию на практике впервые предпринимает выдающийся немецкий математик, логик и философ Готфрид Лейбниц (1646–1715), который стал записывать отдельные высказывания буквенными символами и специальными значками. Лейбниц считается родоначальником символической логики Нового времени, которая фактически начала реализовываться только в Х1Х в.

Всю совокупность логических идей, которые были выдвинуты в период от Аристотеля до Лейбница, называют традиционной, или аристотелевской логикой (V в. до н.э. – ХV111 в.). Она продолжает разрабатываться и в настоящее время, но наряду с ней, после Лейбница, существует и развивается также символическая, или математическая логика. С Х1Х в. она стала предметом пристального внимания специалистов и в наше время переживает период бурного развития.

Предпринимаются попытки ввести и новые, неаристотелевские законы в логику. Немецкий философ Георг Гегель (1770-1831) в работе «Наука логики» критически оценивал ее основные законы и утверждал, что принятый в традиционной логике запрет на противоречие несостоятелен, потому что «противоречие – корень всякого движения и жизненности».

Однако в последующем появились и другие попытки построить логические системы с неаристотелевскими законами. Их называют неклассическими. Разрабатываться они могут как в традиционной, так и в символической логике. Широкого распространения они не получили, потому что создаются для решения узкоспециальных задач.

Одним из ярких событий интеллектуальной жизни всего ХХ века стала «теорема» немецкого математика Курта Гёделя (1906-1978), которая перевернула мировоззрение множества математиков и специалистов по философии математики. Согласно «теоремы Гёделя», в любой формальной системе, содержащей элементарную арифметику (утверждения о числах), всегда можно придумать (сконструировать) предложение, которое будет заведомо истинным, но в принципе не доказуемым средствами этой системы. Гёдель раз и навсегда доказал, что полная формализация знания невозможна в принципе, что понятие истинности и доказуемости принципиально невозможно сделать эквивалентными.

Достижения Гёделя на стыке логики и математики отлично демонстрируют суть характерного для ХХ века процесса – математизации логики, начало которой положила так называемая революция в логике на рубеже Х1Х – ХХ вв. Ее суть можно обобщить в следующих пунктах.

Логикой вплотную занялись математики, внедрив в определенные разделы логики точные методы проверки, математический аппарат. Огромную роль сыграла здесь так называемая «булева алгебра», названная в честь знаменитого математика Д. Буля.

Труды основателя феноменологии Э. Гуссерля способствовали дальнейшему развитию логики как автономной теоретической науки.

В рамках строгих теорий (например, теории множеств) были обнаружены парадоксы. Осмысление этих парадоксов математиками К. Гёделем, Альфредом Тарским и др. дали ценные результаты в области философии математики и логики.

Появились так называемые неклассические логики, отрицающие те или иные постулаты логики классической (двузначность, экстенсиональность и др.): например, трехзначная, многозначная, интуиционистская, модальная, релевантная и др.

1.2.Логика в ХХ1 веке.

Начало ХХ1 столетия для истории логики в частности, и культуры в целом ознаменовалось возникновением достаточно грустного парадокса: неожиданно выяснилось, что ресурсы логического сообщества и логики как науки в целом оказались практически полностью вытесненными с главной арены мировой культуры ХХ1 в. Стало очевидным, что за 2,5 тысячелетия собственной истории логика так и не смогла – несмотря на все свои теоретические успехи и отдельные «предупреждения пророков», – занять в культуре неотчуждаемое и не подвергаемое сомнению место. В 1991 г. на 1Х Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки В. фон Вригт отметил следующие факт: сделав огромный шаг в качестве теоретической науки, логика перестала участвовать в жизни общества, отдельного человека. Логика, озабоченная обоснованием собственной теоретической самостоятельности, постепенно теряет свою практическую значимость.

Необходимо по-новому взглянуть на логику как теоретическую науку. Согласно Карлу Попперу, логика – это теория рациональной критики, а подлинно демократическое, свободное общество – это структура, основанная на возможности рационального обсуждения и рациональной критики принимаемых решений всеми его членами. Альфред Тарский еще в середине ХХ века писал: «Я не тешу себя иллюзиями, что развитие логической мысли окажет очень существенное влияние на установление нормальных человеческих отношений, но я убежден, что более широкое распространение логических знаний может способствовать ускорению этого процесса… Совершенствуя и уточняя орудия мысли, она развивает в людях критические способности, а это делает менее вероятной возможность сбить их с толку».

И.С. Поварнин (1870–1952) – автор знаменитой книги «Искусство спора» – указывает, что логика в одной из своих ипостасей (функций) сможет быть гносеологической логикой, т.е. ставить на первый план решение глубоко интересных и важных вопросов теории познания. Практическая же логика, пользуясь материалами теоретической, должна «так излагать и приспособлять правила логики, чтобы их можно было легче и удобнее применить на практике».

Вывод очевиден: логике пора изменить свой облик – за счет переосмысления своих задач.

1.3. Неформальная логика.

В 1978 г. в Канаде прошел Первый международный симпозиум по неформальной логике, под лозунгом «время настало». Одной из задач неформальной логики является описание и классификация так называемых неформальных ошибок в рассуждениях, т.е. тех, которые не входят в сферу интересов логики формальной. Новизна неформальной логики (как дисциплины, начавшей свое концептуальное формирование в конце ХХ в., хотя тематика ее не нова) – в осознании потребности создания логики, которая реально поможет конкретному человеку приобрести элементарные навыки мыслительной деятельности, облегчающие ему его практику в сфере науки, бизнеса, политики, юриспруденции и т.д., а также в его обычной повседневной жизни. В этом ракурсе проблему соотношения формальной и неформальной логики можно рассматривать как один из современных вариантов представления проблемы трактовки логики как теоретической и практической дисциплины.

Рассматривая контекст существования неформальной логики с точки зрения современных российских реалий, стоит подчеркнуть, что заинтересованность в способности самостоятельного суждения, анализа, оценки собственных и чужих рассуждений, появляются лишь в определенной культурной атмосфере, на которую влияют изменения политического, экономического и социального характера. К.А. Михайлов, например, утверждает: «Логика для людей» не находит отклика в российской науке, в силу отсутствия в российском обществе традиций гражданской свободы и профессионального самоуважения.».

Переходные периоды в жизни общества особенно требуют высокого уровня рациональности всех его членов, приобретение которого можно рассматривать и в качестве морального долга. Образование становится элементом выполнения долга, ответственного отношения человека к самому себе, формой, создающей условия для самостоятельного мышления.

Неформальная логика – это логика, ориентированная на анализ мыслительных процедур, прежде всего – рассуждений, осуществляемых в реальных ситуациях. Навыки таких рассуждений составляют критическое мышление, поэтому в неформальной логике встает задача дать ясное определение критического мышления. Задача обучения этим навыкам понимается как центральная задача образования вообще, которая способствует подготовке молодежи к ответственной социальной и политической деятельности.

В основе неформальной логики лежит своя философская парадигма, а именно доктрина С. Тулмина (1922–2009), ключевым пунктом которой является идея исторической изменчивости стандартов рациональности, их зависимости от исторических, культурных, практических контекстов.

Принципы неформальной логики:

использование реальных примеров естественных рассуждений из самых разных областей знания и повседневной жизни;

на первый план выходит проблема практической применимости логических знаний;

применение метода постоянного задавания вопросов с целью оценки качества рассуждений в ходе диалогического общения;

улучшение и расширение знания с помощью сомнений и вопросов;

знание рассматривается как свойство сообщества, а не только индивида;

Неформальная логика лежит в основе прагматической теории познания.

Украинский логик и методолог В.Н. Николко создал актуальную методологическую парадигму интерпретации логики как феномена культуры и элемента образования. Суть парадигмы:

Логика – дисциплина, в ведомство которой по определению входит обучение людей необходимым навыкам мышления. Следовательно, логика необходима как учебный предмет уже на школьном уровне, причем начиная с самых младших классов. (Интерес детей к неформальным логическим задачам широко известен).

Логика – это прежде всего задачи (и только через это – разработка теоретического и методологического базиса как инструментария для решения).

Необходимо сначала поставить задачу поиска и вычленения новых классов логических задач («задачи Смаллиана», «матрицы Равенна», логико-комбинаторные задачи и др.), затем следует построение эмпирических решений найденных задач и построение теорий отдельных классов задач.

Выделение практической части логики следует рассматривать как насущную стратегическую задачу в ее преподавании. К практической части логики относятся все вопросы развития различных классов логических способностей людей. Выход к теории (логика на уровне вуза) будет осуществляться через практику (логика на уровне школы).

1.4. Нестандартная логика.

В западной философии науки и образования первого десятилетия ХХ1 века практически уже сформировались два основных и в целом связанных между собой направления: 1) необходимость популяризации науки; 2) необходимость формирования нестандартного мышления.

Крупнейшим представителем так называемой нестандартной логики (которую следует рассматривать как вид неформальной логики) на Западе является Пол Стоун (род. в 1950 г.). Основные положения его программной статьи «Потребность в нестандартном мышлении»:

Нестандартное мышление (НМ) играет большую роль в нашей жизни – именно с его помощью мы решаем так называемые нестандартные задачи, постоянно возникающие в быту и бизнесе.

НМ позволяет справиться с выглядящими неразрешимыми проблемами социального развития в масштабе цивилизации.

Обычный процесс мышления является «вертикальным», «сверху вниз», «вдоль известных линий аргументаций», в нем используются хорошо апробированные допущения. Но для принципиального прорыва в будущее часто требуется НМ, применение методов которого позволяет реализовать новые подходы и принять свежее решение.

Существуют сотни разнообразных и причудливых задач, приемов, упражнений, моделирующих методы НМ.

Элементами НМ являются: 1) тестирующие допущения; 2) нужные вопросы; 4) креативное мышление (новый, творческий подход, переход к образному мышлению); 4) логическое мышление.

1. «Тестирующие допущения». Здесь речь идет о том, что при решении мы часто опираемся на неявные допущения, которые на самом деле могут оказаться ложными. Нестандартное мышление априори предполагает «разрушение шаблонов», избавление от предубежденности. Вот пример ставшей уже классической задачи такого типа. Человек, живущий на одном из последних этажей небоскреба, каждый раз, заходя в лифт на первом этаже, нажимает кнопку более низкого, чем ему нужно этажа. Почему он это делает? – Это вполне может быть потому, что он карлик и до своей кнопки просто не дотягивается. Неявное допущение, мешающее найти правильный ответ, – «человек нормальный». Вот еще пример. Человек зашел в свою комнату, выключил свет, дошел до кровати и уснул прежде, чем комната погрузилась в темноту. От выключателя до кровати 5 м. Как такое может быть? – Очень просто, если отбросить допущение, что дело обязательно должно происходить вечером или ночью. Следующий канонический пример. Отец с сыном попали в автомобильную аварию. Их привезли в больницу. Взглянув на мальчика, хирург побледнел и сказал: «Я не могу его оперировать, ведь это мой сын!». Как такое может быть? – Очень просто, ведь хирург – женщина. Программисты очень любят следующую задачу. Буратино дали пять яблок, два из которых он съел. Сколько яблок осталось у Буратино? – Неизвестно, так как нет информации о том, сколько яблок было у Буратино изначально.

2. «Ненужные вопросы». Здесь отрабатывается искусство поиска решения с помощью грамотно сформулированных вопросов, ответ на каждый из которых позволил бы значительно сузить неопределенность и навести на решающий «инсайт». Широкий спектр вопросов, отмечает Слоун, сначала позволяет создать каркас исследуемой проблемы. (Именно здесь – в диалогической процедуре поиска решения – и проявляется сходство нестандартной логики и современной неформальной логики). А затем происходит переход от общего к частному, выделяются (ищутся) специфические вопросы, которые позволят отфильтровать «шумы», высказать гипотезы и принять окончательное решение. Профессиональные мастера игры в «данетки» особенно хорошо владеют этим методом и этой стороной НМ.

3. «Креативное мышление». Необходимо взглянуть на проблему с совершенно нового направления, применить творческий подход. Именно креативное мышление лежит в основе стратегических прорывов в науке, искусстве, практике (примеров масса – от архитектурного ноу-хау римлян по сравнению с греками до отказа Эйнштейна от абсолютного пространства и времени Ньютона или революции, совершенной Диком Фосбери в прыжках в высоту и т.д.). Здесь проявляется способность к «образному» мышлению.

Выполните упражнение. Дело происходит в одном маленьком городке. Юноша спрашивает родителей, можно ли ему пойти на вечеринку к своему другу? Родители согласны, но с условием, что он вернется до рассвета. Сын ушел из дома тем же вечером, гладко выбритый, а когда вернулся незадолго до искомого рассвета, его родители удивились, увидев, что у него выросла приличная борода. Что же произошло? (П. Слоун).

4. «Логическое мышление». Важно понять, что НМ – это не способ генерации всех безумных идей. Как указывает Слоун, нам потребуется способность логически анализировать и отсекать выдвигаемые идеи с холодной точностью хирургического скальпеля. Без дисциплинирующей логики, научно обоснованного рассуждения, методов анализа и дедукции НМ являло бы собой не более, чем еще один тип чувственного, полурефлекторного мышления. В то время как обычное мышление начинает с результатов опыта и логики, НМ использует их для уточнения креативного, творческого решения. В этом и специфика, и новизна, и оригинальность нестандартной логики как новой, бурно развивающейся ветви логики.

Люди с НМ становятся главным элементом (и пока главным дефицитом) производственного процесса в реальной инновационной экономике развитых стран. Курсы специалистов по нестандартной логике пользуются тем большей популярностью, чем очевиднее становится серьезным ученым в области экономики и геополитики, что именно НМ в ХХ1 веке является краеугольным камнем любых стратегических прорывов, а соответственно, и доминирования на мировой арене в любых областях.

Термин «нестандартное мышление» (НМ) ввел крупнейший психолог и аналитик Эдвард де Боно (род. в 1933 г.) с целью описать тип мышления, отличный от «нормального», традиционного.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст