Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения и д

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗВОАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Профессионально-педагогический институт

Кафедра теории и методики профессионального обучения

Маркова С.М.

Юртаева Т.С.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

(дипломное проектирование)

Учебно-методическое пособие

для студентов всех форм обучения и для всех специализаций

специальности 050501.65 — Профессиональное обучение

Нижний Новгород

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………….4

1. Цели и задачи дипломного проектирования……………………………….5

2. Выбор темы дипломного проекта…………………………………………….6

3. Порядок выполнения дипломного проекта…………………………………7

4. Направления дипломного проектирования………………………………..10

5. Виды дипломных проектов……………………………………………………12

6. Структура дипломного проекта ……………………………………………..13

7. Оформление дипломного проекта……………………………………………19

8. Защита дипломного проекта………………………………………………….29

9 Критерии оценки дипломного проекта……………………………………….32

Заключение………………………………………………………………………………………35

Список литературы……………………………………………………………….36

Введение

Итоговая стадия обучения в педагогическом вузе является подготовка и защита дипломного проекта. Особенностью системы подготовки кадров для профессионального образования является ориентация на освоение целостной интегрированной профессионально- педагогической деятельности, поэтому дипломные проекты являются главными показателями качества подготовки специалиста и свидетельством его профессиональной зрелости. По качеству проекта и его защите судят об уровне подготовки выпускников, а это, в свою очередь, является важнейшим фактором оценки престижа вуза.

Учебное пособие преследует следующие цели:

1.Повышение уровня организации и качества завершающей фазы итоговой аттестации – дипломного проектирования;

2.Повышение компетентности будущих педагогов профессиональной школы за счет их лучшей теоретической и самое главное практической подготовки;

3.Обобщение и систематизация опыта организации и проведения дипломного проектирования в профессионально – педагогическом образовании.

Учебное пособие включает цели, задачи, направления дипломного проектирования по специальности «Профессиональное обучение» с учетом специализации в области экономики, дизайна, строительства, технологии сварочного производства, автомобильного хозяйства, хозяйственно-правовой деятельности, а также структуру, критерии оценки дипломных проектов и рекомендации по выполнению, оформлению и защите дипломных проектов.

Данное учебное пособие в качестве теоретического и практического руководства будет способствовать повышению качества деятельности преподавателей и студентов на завершающих стадиях обучения в вузе, формированию специальных и методических компетенций будущих педагогов профессионального образования.

1. Цели и задачи дипломного проектирования

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) является заключительным этапом обучения студентов в ВУЗе, представляет собой самостоятельное, комплексное учебно-методическое исследование. Выполнение дипломного проекта предполагает широкое использование культурно- исторической и современной научной литературы, справочных материалов, статистических данных, передового зарубежного и отечественного опыта, с целью закрепления и дальнейшего углубления полученных теоретических и практических знаний.

Дипломный проект отражает итог полученной теоретической и практической подготовки по отдельным дисциплинам учебного плана и призван выявить способности студента на основе полученных знаний самостоятельно решать конкретные практические задачи. Будущий педагог профессиональной школы должен:

Быть готов выполнять педагогическую, научно-образовательную, образовательно-проектировочную, образовательно-технологическую деятельности.

Успешно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность, направленную на подготовку рабочих для отраслей экономики.

Обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности на рынке труда.

Цели дипломного проекта

Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов по избранной специальности 050501.65 «Профессиональное обучение»

Развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования при решении определённых проблем и вопросов в выпускном дипломном проекте.

Определение уровня теоретических и практических знаний студентов, а также умение применять их для решения конкретных практических задач.

Задачи дипломного проекта

В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения дипломного проекта должен решить следующие задачи:

Обосновать актуальность выбранной темы, цели, задачи исследования, а также оценку теоретической и практической значимости для системы профессиональной подготовки.

Изучить теоретические положения, нормативно-педагогическую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.

Изучить систему организационно-педагогических условий в профессиональном образовательном учреждении и характер их влияния на уровень профессиональной подготовки.

Собрать необходимый методический, дидактический и статистический материал для проведения конкретного анализа.

Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме исследования.

Провести анализ собранных данных, использую соответствующие методы обработки и анализа информации.

Сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведённого анализа по повышению эффективности процесса профессиональной подготовки.

Оформить дипломный проект в соответствии с нормативными требованиями.

Выполнить социально-экономическое обоснование эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий.

Провести анализ необходимого информационного обеспечение дипломного проекта

2. Выбор темы дипломного проекта

Выбор темы определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, потребностью развития и совершенствования процесса профессионального обучения, научной специализации кафедры и её преподавателей.

При выборе темы дипломного проекта следует руководствоваться актуальностью проблемы; возможностью получения конкретного практического материала по исследуемой проблеме, наличием специальной научной литературы, практической значимостью для конкретного предприятия, профессионального учреждения, что подтверждается заказом на разработку дипломного проекта с производства.

Студенту, занимающемуся в научном студенческом обществе, целесообразно подготовить дипломный проект по теме, над которой он работал несколько лет. Дипломный проект является продолжением и логическим завершением исследований, начатых в курсовых работах, в период педагогических и технологических практик, нашедших отражение в отчётах по практикам.

Студент может руководствоваться примерным перечнем тем дипломных проектов, имеющимся на кафедре, предварительно проконсультировавшись со своим научным руководителем. Тематика дипломного проекта ежегодно пересматривается кафедрой на предмет актуальности и утверждается в установленном порядке.

Студент, желающий выполнить дипломный проект на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен обосновать свой выбор и получить разрешение у заведующего кафедрой. Если одна и та же тема выбрана многими студентами, то кафедра оставляет её только за теми студентами, которые наиболее аргументировано, обосновали свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать другую тему.

Выбор темы дипломного проекта и ее утверждение должны быть завершены до начала преддипломной практики у студентов дневной формы обучения или за месяц до окончания зимней сессии у студентов заочной формы обучения.

3. Порядок выполнения дипломного проекта

1. После выбора темы работы студент подаёт заявление на имя заведующего кафедрой профессиональных педагогических технологий с просьбой разрешить выполнение дипломного проекта по теме.

Приказами по НГПУ студентам утверждаются темы дипломного проекта, закрепляются научные руководители и консультанты, устанавливаются даты проведения защиты.

Формулировка темы дипломного проекта с указанием научного руководителя и консультантов по разделам, утверждается приказом ректора и изменению не подлежит.

2. После утверждения темы, научный руководитель вместе со студентом разрабатывает задание на дипломный проект. Задание подписывается студентом и научным руководителем, утверждается заведующим кафедрой. Задание на дипломный проект оформляется в двух экземплярах: первый экземпляр выдаётся студенту, второй экземпляр остаётся на кафедре и представляется Государственной аттестационной комиссии на защите.

В соответствии с заданием составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов работы. План облегчает контроль руководителя за ходом исследования и помогает студенту работать самостоятельно и осознанно.

Научный руководитель помогает студенту определить: круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения выпускной квалификационной работы, рекомендует студенту необходимую литературу по теме, консультирует студента в ходе исследования.

Дипломный проект студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения отдельных частей работы в целом.

3. Законченный дипломный проект, подписанный студентом, представляется на кафедру профессиональных педагогических технологий не позже, чем за 3 недели до даты защиты. После ознакомления с дипломным проектом и его одобрением, руководитель подписывает титульный лист и вместе со своим подробным письменным отзывом не позже, чем за 2 недели до даты защиты, представляет дипломный проект заведующему кафедрой.

В отзыве должны быть отражены следующие моменты:

-соответствие содержания работы утверждённому заданию;

-обоснование актуальности, теоретической значимости проекта, принципиальное отличие от ранее разработанных аналогов

-оценка содержания дипломного проекта, оригинальности проектных решений, логики переходов от раздела к разделу, обоснованности выводов и предложений;

-полнота освещения рассматриваемого вопроса;

-степень самостоятельности и инициативности студента при написании проекта;

-целостность подачи материала;

детальное описание положительных сторон проекта и замечания по его содержанию и оформлению;

-рекомендации по возможной доработке дипломного проекта и его предварительная оценка;

-рекомендация о допуске дипломного проекта к защите.

4. Заведующий кафедрой на основании представленных материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на титульном листе работы и сообщая через директора института служебной запиской в учебно-методическое управление для подготовки соответствующего проекта приказа. В случае, если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите работы, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры, представляется через директора института на утверждение ректору НГПУ, а после утверждения — в учебно-методическое управление, для подготовки соответствующего приказа.

5. Дипломный проект, допущенный кафедрой к защите, направляется на рецензию не позднее, чем за неделю до даты защиты.

Рецензия должна отражать:

— актуальность, практическую направленность и значимость темы дипломного проекта (как для организации, образовательного учреждения на материалах которого выполняется проект, так и для других предприятий отрасли, образовательных учреждений системы начального (среднего) профессионального образования).

— обоснованность выводов, глубину исследования темы, качество проведённого анализа;

-уровень проектных решений;

-характеристику глубины изучения специальной литературы;

-характеристику объективности методов исследования и достоверности результатов;

-логичность изложения материала, взаимосвязь разных разделов дипломного проекта;

-оценку стиля и оформления работы;

-оценку выполнения требований, предъявляемых к дипломному проекту;

-заключение о целесообразности использования результатов работы;

-решение рецензента о допуске дипломного проекта к защите.

6. Дипломный проект, допущенный к защите, в обязательном порядке проходит предварительную защиту на выпускающей кафедре. На предзащиту представляются: дипломный проект, отзыв руководителя проекта, рецензия, реферат дипломного проекта, доклад выпускника на защите дипломного проекта, при наличии (заказ от производства на дипломный проект, справка о внедрении результатов).

4. Направления дипломного проектирования

Первое направлениереальное профессиональное проектирование

По заданиям предприятий, фирм, образовательных учреждений, осмысленное с позиций возможного использования в учебном процессе

Например:

— Проектирование строительного объекта;

— Дизайн-проектирование различных объектов;

— Разработка технологии сварочного производства;

— Проектирование участка автотранспортных предприятий;

— Анализ финансового состояния предприятия.

Структура:

Введение

1. Теоретическая часть

2. Аналитическая часть

3. Проектная часть

4. Дидактико-методическая часть

5. Информационное обеспечение проекта

Заключение

Библиографический список

Приложения

Второе направлениепрофессионально-дидактический (профессионально-методический) проект педагогических систем и их компонентов. Это может быть разработка дидактического или методического обеспечения, какой либо учебной дисциплины, проект учебного и методического пособия; разработка технологий профессионального обучения.

Например:

-Дидактическое обеспечение учебного курса

-Проект учебного или методического пособия;

-Разработка учебно-методического комплекса по учебной дисциплине

-Разработка методики (технологии) обучения экономике, дизайну и т.д.

-Формирование аналитических умений будущих экономистов

Структура дипломного проекта

Введение

1. Теоретическая часть

2. Аналитическая часть

3. Проектная часть

4. Обоснование социально-экономической эффективности проекта

5. Информационное обеспечение проекта

Заключение

Библиографический список

Приложения

Третье направление — профессионально-технологический проект, в основу которого положена разработка технологии производства. Дидактико-методическая часть в этих работах может быть связана как с профессиональной, так и с технологической частью.

Например:

Технология сварочного производства в области «…»;

Технологические особенности применения научно

-исследовательских методик в сварочном производстве.

Структура дипломного проекта

Введение

1. Теоретическая часть

2. Аналитическая часть

3. Технологическая часть (или дидактико-методическая часть)

4. Обоснование социально-экономической эффективности проекта

5. Информационное обеспечение проекта

Заключение

Библиографический список

Приложения

Третье направление – профессионально-дидактический проект

Педагогических систем и их компонентов. Это может быть разработка дидактического или методического обеспечения какой-либо учебной дисциплины, проект учебного и методического пособия; разработка технологий профессионального обучения.

Например:

— Дидактическое обеспечение учебного курса;

— Проект учебного или методического пособия;

— Разработка учебно-методического комплекса по учебной дисциплине;

— Разработка методики (технологии) обучения экономике, дизайну и т.д.

— Формирование аналитических умений будущих экономистов.

Структура:

Введение

Теоретическая часть

Аналитическая часть

Проектная часть

Обоснование социально-экономической эффективности проекта

Информационное обеспечение проекта

Заключение

Библиографический список

Приложения

Четвертое направление – изобретательско-профессиональный проект, который предполагает наличие в работе патентоспособного изобретения, сделанного студентом в области техники в соответствии с Международной классификацией изобретений. Дидактико-методическая часть такой работы может быть посвящена применению в процессе профессионального обучения методов активизации творческого мышления, методов поиска новых технических, экономических, дизайнерских решений и решения изобретательных задач.

Например:

-Диплом в форме НИР (научно-исследовательская работа) Патент

5. Виды дипломных проектов

Дипломы — педагогические проекты, в которых теоретически обосновывается, создается и апробируется на практике определённый образовательный проект: учебный предмет, факультатив в образовательном учреждении системы среднего, начального профессионального образования, образовательная программа для конкретного предприятия, либо обоснование, раскрытие и апробация отдельных методов обучения в процессе профессионального образования

Например, « Разработка курса Основы права для системы начального профессионального образования», « Использование деловых игр в профессиональной подготовке экономистов».

Дипломы — пособия. Это особый и сложный вид дипломного педагогического проекта, может быть представлен в двух вариантах.

Первый-разработка целостного пособия, например, « Практикум по курсу», второй — разработка глав пособий. Например: « Методика преподавания экономики в профессиональном училище». Данный вид дипломного проекта особенно значим для решения образовательных задач в различных подсистемах непрерывного профессионального образования: начального, среднего профессионального, системы повышения квалификации, где нет должного научно-методического обеспечения учебного процесса.

Дипломы — мини исследования. Этот вид дипломного проекта предполагает разработку концепции решения проблемы, теоретическое её обоснование, использование методов разных наук.

Дипломы — проекты с педагогической интерпретацией. Они предполагают раскрытие возможностей использования разработанных проектов в процессе обучения будущих специалистов. Например, такие проекты как « Анализ финансовой деятельности предприятия в экономическом образовании специалистов».

6. Структура дипломного проекта

Дипломный проект представляет собой законченную самостоятельную творческую работу по конкретной проблеме и включает в себя следующие основные элементы:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст