Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факуль

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

«HANDBOOK»

Учебно-методическое пособие

для студентов педиатрического факультета

Казань 2011

Составители:

профессор, д.м.н., заведующий кафедрой Ослопов Владимир Николаевич

к.м.н., доцент Богоявленская Ольга Владимировна

к.м.н., ассистент Ослопова Юлия Владимировна

ассистент Макаров Максим Анатольевич

ст. лаб. Малкова Мария Игоревна

к.м.н., ст. лаб. Кириллова Венера Вячеславовна

Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В.Н., Богоявленская О.В., Ослопова Ю.В., Макаров М.А., Малкова М.И., Кириллова В.В. – Казань: КГМУ, 2011.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2010), Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза по специальности 060103 Педиатрия, рабочей программой по дисциплине.

Пособие содержит материал как теоретического, так и практического характера, необходимый студентам третьего курса медицинского университета педиатрического факультета. Пособие является учебно-методическим комплексом: в него включены ключевые моменты рабочей программы по пропедевтике внутренних болезней, изложены порядок изучения дисциплины, тематика лекций, планы практических занятий, вопросы и задания для самостоятельной работы, методика обучения студентов методам исследования и правилам диагностики заболеваний внутренних органов в процессе клинической подготовки молодого специалиста – формирования важных общекультурных и профессиональных компетенций: профессиональных навыков обследования больного, основ клинического мышления, а также биомедэтики.

© Казанский государственный медицинский университет, 2011

© В.Н.Ослопов с соавт., 2011

Содержание

Цели освоения дисциплины

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Результаты обучения

Политика посещаемости

Политика оценки знаний

Содержание лекционного курса

Тематический план практических занятий

План и методика проведения практических занятий

Методические рекомендации по практическим занятиям

Рекомендуемая литература

Цели освоения дисциплины

«Пропедевтика внутренних болезней» означает «введение в область терапии» (греч. pro – перед, paideuo – обучаю, т.е. «подготовительное обучение»). Она делится на диагностику и частную патологию. Раздел диагностики делится, в свою очередь, на методологию исследования и семиотику, или симптоматологию.

Целью освоения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» является обучение студентов методам исследования и правилам диагностики заболеваний внутренних органов в процессе клинической подготовки молодого специалиста – формирования важных профессиональных навыков обследования больного, основ клинического мышления, а также биомедэтики.

Выдающийся русский терапевт С.П.Боткин писал: «Медицина как наука дает известную сумму знаний, но самое́ знание не дает еще уменья применять его в практической жизни». Это умение приобретается опытом или, как говорил ещё М.Я.Мудров, «собственным упражнением при постелях больных». Китайская мудрость гласит: «Мало знать, лишь умение делает нас могущественными».

Главная задача курса пропедевтики внутренних болезней – научить студентов методам исследования, правилам диагностики и заложить основы этого «умения» врачевания.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Пропедевтика внутренних болезней» относится к профессиональному циклу дисциплин (С.3).

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

— в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (С.1), в том числе: философия, биомедэтика; психология и педагогика; история медицины; латинский язык;

— в цикле математических, естественнонаучных дисциплин (С.2), в том числе: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; нормальная анатомия.

Пропедевтика внутренних болезней является предшествующей для изучения дисциплин: внутренние болезни, инфекционные болезни, медицинская реабилитация, физиотерапия, клиническая фармакология, а также для прохождения производственных практик «помощник медицинской сестры», «помощник врача».

Результаты обучения

Процесс изучения пропедевтики внутренних болезней направлен на формирование следующих компетенций (К):

а)общекультурные компетенции (ОК): способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

б)профессиональные компетенции (ПК):

— способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, с больными, их родителями и родственниками (ПК 1);

— способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации (опираясь на принципы доказательной медицины), основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК 3);

— способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальное исследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК 5);

— способность и готовность выявлять у больных основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов развития патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах.

В результате освоения дисциплины обучающийся студент должен:

1) знать:

— анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека;

— причины и факторы риска возникновения основных патологических процессов в организме и механизмы их развития;

— основные клинические симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов и механизм их возникновения;

— симптоматологию наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в часто встречающейся классической форме;

— основные принципы лечения больных с заболеваниями органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеотделения;

— симптоматологию и основные принципы оказания медицинской помощи при некоторых неотложных состояниях.

2) уметь:

— провести расспрос больного (и/или) родственников и получить полную информацию о заболевании, установив возможные причины (или триггеры) его возникновения в типичных случаях;

— провести физическое обследование больного (осмотр, ощупывание, выстукивание, выслушивание, измерение АД, определение свойств артериального пульса и т.п.) и выявить объективные признаки заболевания;

— составить план дополнительного лабораторного и инструментального исследования больного;

— самостоятельно диагностировать основные клинические синдромы и обосновать этот диагноз;

— установить клинический диагноз наиболее распространенных заболеваний внутренних органов и обосновать этот диагноз;

— расшифровать типичные ЭКГ в 12 отведениях здорового человека, а также больных с нарушениями ритма и проводимости, гипертрофией миокарда желудочков и предсердий, инфарктом миокарда и хроническими формами ИБС;

— оценить результаты общего анализа крови, мочи, мокроты, кала, анализа желудочного и дуоденального содержимого, плеврального выпота, а также биохимического анализа крови;

— уметь изложить результаты обследования больного в виде истории болезни с обоснованием диагноза;

— оказать неотложную помощь при наиболее распространенных ургентных состояниях.

3) владеть методами общего клинического обследования больного и интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики.

1. Расспрос больного (сбор анамнеза).

2. Общий осмотр.

3. Осмотр грудной клетки.

4. Ощупывание (пальпация) грудной клетки.

5. Сравнительная перкуссия легких.

6. Топографическая перкуссия легких.

7. Выслушивание (аускультация) легких.

8. Осмотр области сердца.

9. Пальпация сердца.

10. Выстукивание (перкуссия) относительной и абсолютной тупости сердца.

11. Выслушивание (аускультация) сердца.

12. Исследование вен и артерий.

13. Исследование артериального пульса.

14. Определение артериального давления по методу Н.С.Короткова.

15. Осмотр полости рта.

16. Осмотр живота.

17. Выстукивание (перкуссия) живота.

18. Поверхностная ориентировочная пальпация живота.

19. Методическая глубокая скользящая пальпация по методу В.П.Образцова и Н.Д.Стражеско.

20. Выслушивание (аускультация) живота.

21. Осмотр области печени и селезенки.

22. Выстукивание (перкуссия) печени и области расположения желчного пузыря.

23. Ощупывание (пальпация) печени и желчного пузыря.

24. Выстукивание (перкуссия) селезенки.

25. Ощупывание (пальпация) селезенки.

26. Осмотр поясничной и надлобковой областей.

27. Выстукивание (перкуссия) почек и мочевого пузыря.

28. Ощупывание (пальпация) почек, мочевого пузыря и мочеточниковых точек.

29. Ощупывание (пальпация) щитовидной железы.

30. Чтение и трактовка клинического анализа крови.

31. Чтение и трактовка анализов мочи (общего, по Нечипоренко, по Зимницкому, по Аддис-Каковскому).

32. Чтение и трактовка биохимического анализа крови.

33. Чтение и трактовка анализа мокроты.

34. Чтение и трактовка анализа плевральной жидкости.

35. Чтение и трактовка результатов анализа желудочного сока.

36. Чтение и трактовка результатов проведения дуоденального зондирования.

37. Чтение и трактовка копрологического анализа.

38. Антропометрические исследования. Динамометрия. Термометрия тела, регистрация и интерпретация температурных кривых.

39. Техника записи ЭКГ в 12 отведениях.

40. Расшифровка ЭКГ. Трактовка обнаруженных изменений.

Политика посещаемости

Для того чтобы успешно освоить дисциплину, студент должен посещать все учебные мероприятия, которые регулируются учебным расписанием, утвержденным учебной частью КГМУ.

Присутствие студентов фиксируется лектором, преподавателями и старостами групп. В случае заболевания или других причин, по которым студент не может присутствовать на занятиях, он должен поставить в известность деканат и кафедру, предоставить медицинскую справку или другой документ, объясняющий его отсутствие на аудиторных занятиях. Студенты, которые пропустили более двух занятий без уважительной причины (без предоставления документов), будут вызваны на встречу с заведующим кафедрой и могут быть допущены к занятиям только с разрешения деканата.

Отработка пропущенных аудиторных занятий. При отработке практических занятий в форме рефератов, устных ответов (не более 10% от общего объема часов) в соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки знаний используется понижающий коэффициент 0,5. При отработке практических занятий в форме аудиторной работы (с другими группами, во время дежурств, написание дополнительной истории болезни, работа у постели больного) используется понижающий коэффициент 0,75. При отработке лекций используется понижающий коэффициент 0,5.

Изучение дисциплины предполагает, что студент ведет тетрадь для записи лекций и рабочую тетрадь для практических занятий, куда записывает материалы по подготовке к занятиям и ключевые моменты обсуждения информации на занятиях, фрагменты историй болезней, результаты самостоятельной работы.

Политика оценки знаний

В соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки знаний студентов, принятой в КГМУ, изучение пропедевтики внутренних болезней делится на шесть модулей.

Первый модуль – методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения.

Первый модуль включает проведение письменного опроса студентов по контрольным вопросам к занятиям. Студенты демонстрируют преподавателю друг на друге методику пальпации грудной клетки, перкуссии легких. На пациентах с легочной патологией преподаватель проверяет навыки студентов по дифференциации физиологических и патологических дыхательных шумов. Также студенты демонстрируют преподавателю друг на друге методику пальпации области сердца, пульса, перкуссии границ сердца, измерение АД. На пациентах с сердечной патологией преподаватель проверяет навыки студентов по дифференциации I и II тонов, систолических и диастолических шумов, по оценке звучности тонов, раздвоения тонов, по выслушиванию экстратонов.

Второй модуль – методы клинического исследования больных с заболеваниями органов пищеварения и мочеотделения.

Второй модуль – проведение письменного опроса студентов по контрольным вопросам. Демонстрация студентами преподавателю (друг на друге) методику пальпации, перкуссии и аускультации органов брюшной полости. На пациентах с патологией систем пищеварения и мочеотделения преподаватель проверяет навыки студентов по правилам расспроса больных и определению основных симптомов, характерных для заболеваний систем пищеварения и мочеотделения.

Третий модуль – Электрокардиография. Лабораторные методы диагностики.

Проводится итоговая работа, в ходе которой студентам предлагается выполнить расшифровку электрокардиограммы (1-2) (раздается преподавателем) по общепринятому протоколу с теоретическим обоснованием обнаруженной патологии, а также предлагаются билеты, состоящие из 10 общеклинических лабораторных показателей больных с типичными изменениями в них. В ходе контрольной работы студент должен по каждой предложенной задаче в письменном виде сделать заключение по возможному диагнозу и его обосновать, используя характерные патологические изменения в предложенных общеклинических лабораторных анализах, причем располагая их по степени важности для обоснования диагноза.

Четвёртый модуль – все методы исследования больных и семиотика больных с заболеваниями органов дыхания, кровообращения, пищеварения и мочеотделения.

Пятый модуль − история болезни.

Написание студентами итоговой истории болезни.

Шестой модуль − практические умения.

Сдача преподавателю практических умений по физикальному обследованию больных, решение 50 итоговых тестовых заданий.

Шкала оценок рейтинговой системы

1. Модули, выходной тестовый контроль, рейтинг дисциплины:

от 90 до 100 баллов – «отлично»

от 80 до 89 баллов – «хорошо»

от 70 до 79 баллов – «удовлетворительно»

менее 70 баллов – «неудовлетворительно».

2. Текущая оценка:

6 баллов – «неудовлетворительно»

7 баллов – «посредственно»

8 баллов – «хорошо»

9 баллов – «отлично»

10 баллов – «превосходно».

Форма государственной аттестации – экзамен.

К экзамену допускаются студенты в том случае, если сданы все шесть модулей и выполнено итоговое тестирование, рейтинг студента «высчитывает» компьютер.

Шкала оценок экзамена:

от 90 до 100 баллов – «отлично»

от 80 до 89 баллов – «хорошо»

от 70 до 79 баллов – «удовлетворительно»

48 баллов – «неудовлетворительно»

0 баллов – не явился на экзамен

Справочным материалом для всех шести модулей и итогового тестирования является курс лекций, практические занятия, самостоятельная работа студентов с рекомендуемыми источниками литературы.

Содержание лекционного курса

IV семестр

п/п

Объем

в часах



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст