Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения п

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

(ИНЭП)

ОРЕХОВО – ЗУЕВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра общих математических и естественнонаучных дисциплин

«Концепции современного естествознания»

Учебно-методическое пособие

для студентов очной формы обучения

по специальности

080507.65 «Менеджмент организации»

Орехово-Зуево 2011

1. Государственный образовательный стандарт.………………4

2.Цели и задачи дисциплины « Общая экология»……………………5

3. Обязательный минимум содержания профессиональной

образовательной программы по дисциплине « Общая экология»…6

4.Учебно-тематический план…………………………………………7

5.Содержание учебной программы…………………………………..7

6. Методические рекомендации по подготовке к семинарам………9

7.Темы для рефератов и контрольных работ……………………….52

8.Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)……………………54

9.Основные экологические понятия и термины……………………56

10.Основные экологические законы…………………………………61

11.Периодические издания (газеты и журналы) — e-mail…………..64

Государственный образовательный стандарт

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания».

В процессе изучения курса специалист должен:

а) знать:

— историю и тенденции развития естествознания;

— корпускулярную и континуальную концепции описания природы;

— структурные уровни организации материи;

— динамические и статистические закономерности в природе;

— внутреннее строение Земли и историю ее развития;

— особенности биологического уровня организации материи;

— принципы суперпозиции, неопределенности и дополнительности;

б) иметь представление:

— о естественнонаучной и гуманитарной культуре;

— о принципах относительности пространства и времени;

— о порядке и беспорядке в природе;

— о генетике и эволюции;

— о многообразии живых организмов;

— о химических процессах;

— о разнообразных физико-химических и биологических протекающих в природе процессах;

б) уметь:

— правильно организовать свой труд в процессе поиска и обработки информации естественнонаучного содержания;

— грамотно оформлять результаты своих исследований в виде рефератов и статей;

— логично отстаивать свою точку зрения;

— применять теоретические знания в процессе разработки и принятия грамотных различного рода решений;

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Концепции современного естествознания».

Дидактические единицы

Всего часов

ЕН.Ф.ОО Федеральный компонент

ЕН.Ф.02 Концепции современного естествознания

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности: принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

очная форма обучения

№ темы

Наименование темы

Всего часов

Ауди-торных

из них

Самост. работа

Лекции

Семи-нары

1

Естествознание как наука.

Научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития. Предмет естествознания.

4

4

2

2

2

Естественнонаучная и гуманитарная культура.

Естественнонаучная и гуманитарная культура; основная терминология. Основные закономерности развития естествознания. Естествознание на современном уровне развития.

30

30

3

Корпускулярная и континуальная концепция описания природы.

Порядок и беспорядок в природе; хаос; атомизм древности. Механистический атомизм. Квантовая теория строения атома. Существенные особенности атомизма современности. Континуальная концепция. Корпускулярно-волновой дуализм.

4

4

2

2

4

Структурные уровни организации материи.

Структурные уровни организации материи; микро-, макро -, мегамиры; пространство, время, принципы относительности, принципы симметрии; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

30

30

5

Внутреннее строение и история геологического развития

Земли.

Динамические истатиститческие закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, внутреннее строение и история геологического развития земли, современные концепции развития геосферных оболочек; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли.

30

30

6

Возникновение и эволюция жизни. Особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.

10

10

7

Особенности биологического уровня организации материи.

Принцип историзма – фундаментальный принцип науки о живом. Принцип устойчивого термодинамического равновесия живых систем – всеобщий закон биологии. Статический и динамический аспекты равновесия. Концепция происхождения живого. Гипотеза Опарина. Триединство Вселенной: материя, энергия, информация.

10

10

8

Учение Вернадского о биосфере.

Биосфера как живая саморегулирующая система. Взаимодействие живого и косного. Единая картина развития мира. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

2

2

2

9

Самоорганизация в живой и неживой природе

Самоорганизация в живой и неживой природе, принцип универсального эволюционизма. Сущность проблем самоорганизации в свете современной науки. Механизмы самоорганизации. Синергетика как обобщенная теория поведения систем различной природы.

2

2

2

10

Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.

Путь к единой культуре, Эмоции, творчество, работоспособность. Сознание. Идея целостности.

30

30

Всего:

152

12

8

4

140

Форма итогового контроля:

зачет

1. Требования основной образовательной программы

Специалист должен:

Знать:

-современные теории эволюции, концепции видообразования и их сопряженности с основными закономерностями функционирования экологических систем;

-основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества;

-основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней;

-причины изменений видового состава флоры и фауны под влиянием деятельности человека;

-основы типологии и классификации ландшафтов;

-роль почвенного покрова как компонента наземных и некоторых субаквальных экосистем;

-основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах;

-назначение мониторинга природной среды, методы наблюдений и анализа состояния экосистем;

-основные черты кризисных экологических ситуаций.

Уметь:

-использовать стратиграфическую шкалу;

-владеть простейшими навыками ландшафтно-картографического анализа;

-использовать методы обнаружения и количественной оценки основных загрязнителей в окружающей среде;

-планировать меры экономического стимулирования природоохранной деятельности;

Понимать:

-взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы;

-роль экзогенных и эндогенных процессов в развитии земной коры во времени и пространстве;

-динамику и функционирование ландшафта;

-физиологические основы здоровья человека, факторы экологического риска, возможности экологической адаптации;

-механизмы взаимодействия различных техногенных систем с природными экосистемами.

Иметь представление:

-о пределах толерантности организмов и популяций;

-об экологической нише, как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;

-о популяциях в экологии, систематике, генетике;

-закономерности роста и регуляции численности популяций, условиях их устойчивого существования и жизнедеятельности;

-о возможностях управления процессами в экосистеме;

-об основных этапах геологической истории земной коры и эволюции органического мира прошлого;

-о природно-антропогенных геосистемах;

-о геохимической роли живого вещества, как биотической компоненты биосферы;

-о глобальном масштабе биогеохимических процессов в биосферных циклах важнейших химических элементов;

-о принципах организации экологических экспертиз территорий, производства и технологических проектов.

2. Цели и задачи дисциплины « Общая экология».

Главная цель обучения:

-изучение основных механизмов и закономерностей устойчивости биологических систем различного иерархического уровня в условиях меняющейся среды;

-формирование глобально-ориентированного, научно-гуманистического мировоззрения на основе целостной научной картины мира.

Основные задачи:

-дать представление об основных проблемах фундаментальной экологии;

-сформировать системные знания о современной экологической картине мира;

-развить и сформировать ценностные ориентации мировоззренческого уровня, отражающие объективную целостность и ценность природы, а также ориентации нормативно-правового уровня;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст