Учебно-методическое пособие для студентов 2 и 4 курсов заочного

Нижегородский государственный университет

имени Н.И. Лобачевского

юридический факультет

кафедра европейского и международного права

«МЕЖДУНАРОДНАЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ ЗАЩИТА

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

Учебно-методическое пособие

для студентов 2 и 4 курсов заочного отделения

сокращенной формы обучения

Нижний Новгород

2008

Методические материалы подготовлены доцентом кафедры европейского и международного права, к.ю.н. С.Н.Кузнецовой для студентов 2 и 4 курсов заочного отделения СФО юридического факультета.

Рецензенты:

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры европейского и международного права юридического факультета ННГУ от2008 года,

протокол №

Общая характеристика курса и методические рекомендации

Курс «Международная и европейская защита прав человека предполагает изучение студентами норм и принципов, содержащихся в региональных и международных соглашениях нормативного и рекомендательного характера, направленных на защиту прав человека, а также структуры, организации и практики деятельности контрольных механизмов, созданных в соответствии с указанными соглашениями.

Потребность в выделении и изучении дисциплины «Международная и европейская защита прав человека» вызвана актуализацией и возросшим вниманием со стороны государств и международных организаций к проблематике прав и свобод индивида, осознанием высшей ценности человеческой личности и необходимости надежного обеспечения прав человека, а также конституционным признанием Россией международно-правовых стандартов в сфере прав и свобод личности.

Содержание дисциплины охватывает важнейшие знания о правах человека в историческом и теоретическом аспекте в единстве с практическими проблемами их реализации и гарантирования.

Настоящий курс носит междисциплинарный характер, поскольку изучение тем базируется на знаниях по этике, философии, политологии, теории и истории отечественного и зарубежного государства и права, конституционному праву, международному праву и другим дисциплинам. Это обусловлено сложностью и многогранностью понятия «прав человека» и необходимостью их обеспечения на всех уровнях. В процессе изучения прав человека также систематизируются знания по гражданскому, конституционному, трудовому, семейному и уголовному праву.

Цель курса заключается в стремлении познакомить студентов с международно-правовыми стандартами в области прав и свобод человека и с механизмами их обеспечения.

Из этого вытекают следующие задачи:

Образовательная: формирование представления о международных нормах в сфере прав человека и соответствующих контрольных процедурах.

Развивающая: развитие умения правильно воспринимать себя и окружающих — самопознание и самосознание, оценка и понимание собственных мотивов в отношениях с другими людьми, осознание собственных предрассудков; умения слушать, сопротивляться коллективному воздействию, выражать свое мнение; развитие осознанного убеждения о высшей ценности человеческой личности и интеллектуально зрелого и грамотного отношения к индивидуальным правам и свободам.

Воспитательная: формирование уважительного и толерантного отношения к мировым культурным ценностям и интересам разных людей; повышение правовой культуры студентов, формирование гуманистического мировоззрения, воспитания чувства человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности, глубокого понимания как своих прав, так и прав других людей, общественных интересов, а также обязанностей государства перед своими гражданами.

Практическая: развитие навыков нахождения информации, принятия решений, самостоятельности мышления, урегулирования конфликтов; использования международных механизмов защиты прав человека в дальнейшей, в том числе профессиональной, деятельности.

Для российских юридических вузов дисциплина «Международная защита прав человека» является достаточно молодой. Взгляд современных российских теоретиков значительно отличается от западно-европейской концепции: первые уделяют большое внимание гуманитарному аспекту прав и свобод, вторые делают особый акцент на международные механизмы защиты.

В рамках представленного учебного курса преимущественное внимание уделено рассмотрению механизмов защиты прав человека, имеющих практическое значение для российских граждан. Учитывая специфику источников международного и европейского права в области прав человека, конкретные права и свободы, предусмотренные международными соглашениями, излагаются в соответствии с практикой их толкования и защиты Европейским Судом по правам человека.

Специфичность юридического статуса международных и, особенно, европейских источников прав человека в национальных правовых системах обуславливает целесообразность анализа их положения и значения в праве и юридической практике различных государств.

Новизна рассматриваемого правового института для российской правовой системы требует его анализа с позиций общей теории права, что также предполагается отразить в содержании курса.

Структура курса «Международная защита прав человека» включает в себя Общую и Особенную части (соответственно Общая теория прав человека и Системы международной защиты основных прав (см. нижеприведенную схему)).

Теоретическая часть предполагает изучение студентами основных понятий, принципов, а также вопросов возникновения прав человека, источников и международных стандартов, проблемы защиты основных свобод.

Во второй части курса дается общая характеристика международного контроля, а также изучаются универсальные и региональные механизмы защиты прав человека (структура, организация и практика деятельности контрольных механизмов, созданных в соответствии с региональными и универсальными соглашениями нормативного и рекомендательного характера, направленными на защиту основных прав).

Полный объём курса «Международная и европейская защита прав человека» составляет 18 академических часов, в том числе 10 часов лекционных и 8 часов семинарских занятий.

Планы семинарских занятий отражают перечень вопросов, подлежащих обсуждению. Основной акцент на семинарских занятиях по темам курса делается на детальном, углубленном рассмотрении наиболее важных, узловых норм и принципов международного и европейского права в области прав человека, имеющих большое теоретическое и практические значение.

Цели семинарских занятий – освоение студентами положений теории прав человека; использование существующих международных конвенций и практики контролирующих органов по правам человека при решении конкретных практических вопросов; юридически грамотное составление необходимых процессуальных документов; выработка навыков четкого изложения сущности проблем, относящейся к защите прав и свобод человека, в устной форме и т.д., а также проверка знаний студентов по темам курса, исправление ошибочных суждений и выводов.

Для грамотного овладения всеми темами учебного курса студентам необходимо работать как с лекционными материалами, так и с предложенной для изучения основной и дополнительной литературой (общий список литературы и источники к отдельным темам). Подготовка к семинарским занятиям включает, кроме этого, обязательный анализ документов, представленных к каждой теме.

Таким образом, студентам следует ориентироваться на творческое восприятие изложенного в лекциях материала, выработку собственного мнения. Для этого следует самостоятельно изучать необходимые нормативные источники, судебную практику наднациональных и различных национальных правовых систем, учебную и иную рекомендуемую литературу. При изучении ряда тем желательно обращение к истории развития международных механизмов защиты прав человека, проведение сопоставительного анализа соответствующих региональных систем.

Для анализа современного положения в сфере международно-правового регулирования защиты прав человека, в качестве важного источника актуальной информации по темам студентами должны рассматриваться официальные сайты международных организаций. Учитывая отсутствие официальных переводов на русский язык ряда важных документов международного характера (в том числе, решений и постановлений контрольных органов), не владеющие иностранным языком студенты могут использовать неофициальные переводы, представленные на сайтах правозащитных организаций. Список рекомендуемых Интернет-ресурсов прилагается к списку литературы по курсу.

Ответ студента должен быть развернутым, подробным, мотивированным, со ссылками на необходимый нормативный материал и теоретические положения. Для этого анализируемые международно-правовые акты должны находиться у студентов на занятиях под руками. При рассмотрении тех или иных проблем студенты должны свободно ориентироваться в тексте рассматриваемых на семинарском занятии нормативных документов по защите прав человека, понимать их содержание. Необходимо четко знать и уметь разъяснить суть отдельных особенно важных предписаний международного и европейского права в области прав человека. Вместе с тем, механическое заучивание материала недопустимо.

Итоговой формой контроля усвоения студентами материала курса является устный экзамен, проводимый в соответствии с действующими требованиями.

Учебным планом предусмотрено написание контрольных и курсовых работ по данной дисциплине. Студенты выбирают тему работы из перечня, предложенного ниже, или индивидуально согласуют тему с преподавателем

При выведении итоговой оценки учитывается подготовка и участие студента на семинарских занятиях и полнота и правильность ответа на вопросы экзаменационного билета.

Новизна изучаемого учебного курса обуславливает отсутствие исчерпывающего источника на русском языке. Поэтому при подготовке студентам необходимо использовать одновременно несколько учебных и научных источников, освещающих различные аспекты содержания курса, уделяя особое внимание анализу нормативных и рекомендательных международных и европейских источников. Необходимым элементом освоения материала курса должен стать анализ соответствующих публикаций специальных юридических журналов Государство и право, Правоведение, Российский юридический журнал и других.

Исчерпывающими учебными источниками могут служить некоторые исследования и учебные издания иностранных авторов, опубликованные на иностранных языках.

Автор желает удачи студентам в изучении такого сложного и многогранного явления как права человека и выражает надежду, что предлагаемые материалы и рекомендации окажутся интересными и полезными.

Тематический план занятий по курсу

п/п

Наименование темы

Всего

часов

лекции

семинары

1.

Характеристика международного права прав человека.

1

1

2.

Международно-правовые нормы и стандарты в области прав человека.

3

1

2

3.

Универсальная система защиты прав человека (система защиты, предусмотренная Уставом ООН).

3

2

1

4.

Международно-договорные механизмы защиты прав человека в рамках ООН.

2

1

1

5.

Правовой статус и значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

3

1

2

6.

Контрольный механизм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

4

2

2

7.

Европейская социальная хартия.

1

1

8.

Американская система защиты прав человека.

0,5

0,5

9.

Африканская система защиты прав человека.

0,5

0,5

ИТОГО:

18

10

8

Программа дисциплины

ТЕМА 1. Характеристика международного права прав человека.

Общая характеристика Международного права прав человека как отрасли международного права и учебной дисциплины. Понятие, структура и особенности МППЧ.

История возникновения и развития международно-правовой концепции прав человека. Философские и юридические основы.

Права человека как предмет МППЧ: понятие и принципы, классификация прав и свобод, разнообразие подходов к правам человека.

Особенность правовых норм, защищающих права и свободы. Объективный характер прав человека. Принцип «взаимности» в международных договорах по правам человека. Особенности, касающиеся обладателей прав и соответствующих правам обязанностей. Особенности источников МППЧ.

Статус индивида в МПП и МППЧ (международная правосубъектность частных лиц). Международная правосубъектность. Индивид как «объект» международного права и естественный обладатель прав и свобод. Непосредственный доступ индивида к международным механизмам контроля для обеспечения гарантий своих прав. Вопрос о международно-уголовной ответственности индивида.

Проблемы международной защиты прав и свобод, связанные с понятием прав человека и с международным характером их защиты.

Трудности, связанные с международным характером защиты. Трудности социологического характера: неоднородность и основные черты Международного сообщества. Правовые трудности международной защиты прав человека: базовые принципы Международного сообщества (суверенитет, равенство). Соотношение национального суверенитета и международных стандартов прав человека. Проблема национального суверенитета и национальной юрисдикции. Проблемы, связанные с характером обязательств государств. Ратификация международных договоров, система оговорок, имплементация. Применение международных договоров о правах человека в национальном праве. Соотношение международного и внутригосударственного права. Монистическая и дуалистическая системы. Международное право о правах человека в правовой системе Российской Федерации.

Проблемы, связанные с сосуществованием в одном правовом пространстве нескольких международных систем защиты прав человека. Примеры Евросоюза, Совета Европы, СНГ.

Проблемы, связанные с понятием прав человека. Неоднозначность в их определении и разграничении. Права человека и «коллективные права». Права человека и «новые права человека». Права человека и гуманитарное право.

Критический подход к классификации прав человека. Индивидуальные и коллективные права. Основные права и другие права. Гражданские и политические права и экономические, социальные и культурные права. Третье поколение прав.

Источники международного права в области защиты основных прав.

Вспомогательные (косвенные) источники Международного права прав человека: декларации, резолюции международных организаций, доктрина. Всеобщая Декларация прав человека.

Основные (непосредственные) источники: особенности и виды. Международные договоры: их заключение. Основополагающие документы в области защиты прав человека, принятые под эгидой ООН. Региональные документы в системе международной защиты прав человека. Общепризнанные принципы международного права как источники прав человека. Международно-правовой обычай.

Роль и место судебной практики среди источников Международного права прав человека.

ТЕМА 2. Международно-правовые нормы и стандарты в области прав человека.

Понятие и разновидности международных стандартов в области прав человека и основных свобод.

Международный Билль о правах человека: структура, история создания, характеристика и юридическая сила элементов (входящих в Билль документов). Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: историческое и правовое значение, содержание, юридическая сила. Правовая характеристика Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Особенности обязательств государств по Пакту. Проект Факультативного протокола. Правовой характер и значение Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Факультативные протоколы (1966 г. и 1989 г.) к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Гарантируемые права и свободы. Общие права. Понятие и международно-правовая регламентация гражданских и политических прав (прав первого поколения). Понятие, природа и история возникновения социальных и экономических прав (прав второго поколения). Отличие сущности прав второго поколения от гражданских и политических прав. Регламентация прав второго поколения на универсальном и региональном уровне.

Специальные права. Права женщин. Основные международные документы о защите прав женщин. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года: содержание и значение. Комитет по Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: функции и деятельность.

Права ребенка. Конвенция о правах ребенка: содержание и значение. Предусмотренный Конвенцией механизм реализации норм.

Права трудящихся. Международный кодекс труда. Цели защиты прав трудящихся.

Права национальных меньшинств. Понятия «меньшинство», «коренное население» в международном праве. Конфликт между правами человека и правами меньшинств. Основания защиты прав меньшинств в международном праве. Конвенция о правах меньшинств: причины принятия, содержание и значение. Защита прав меньшинств в практике международных организаций.

Право на развитие и самоопределение. Международные документы о правах народов. Декларация о праве на развитие: значение и содержание.

Проблема временного ограничения и приостановления прав человека. Отличие между ограничением и приостановлением действия прав и свобод.

Ограничения, связанные с экономическими и социальными условиями. Форс-мажорные обстоятельства. Ограничения, связанные с внутренними беспорядками и вооруженными конфликтами.

Пределы (ограничения) прав человека в международном и национальном праве. Международные стандарты и национальные нормы, регламентирующие пределы пользования правами и свободами. Требования, предъявляемые к национальным мерам по ограничению прав и свобод. Практика Европейского Суда по правам человека по вопросам ограничения прав человека. Требования, предъявляемые к дерогационным мерам. Права, отступления от которых не возможно.

ТЕМА 3. Универсальная система защиты прав человека (система защиты, предусмотренная Уставом ООН).

Общая характеристика правозащитной системы ООН. Отличия уставных и договорных органов и процедур в области прав человека.

Основные и вспомогательные органы, учрежденные Уставом ООН: специфические функции и степень участия в правозащитной деятельности. Генеральная Ассамблея ООН, ее роль в обеспечении прав человека. Статус и полномочия Верховного Комиссара по делам беженцев. Статус и полномочия Верховного Комиссара по правам человека. ЭКОСОС и его деятельность в сфере основных прав. Комиссия по положению женщин. Правовой статус бывшей Комиссии ООН по правам человека, полномочия.

Основные механизмы реагирования бывшей Комиссии ООН на нарушения прав человека. Рассмотрение ситуаций о нарушениях прав человека в соответствии с процедурами, установленными Резолюциями Экономического и Социального Совета № 1503 и №1235. Процесс и участники. Сообщения частных лиц и проблемы в обеспечении соблюдения государствами обязанностей по защите и ненарушению прав человека. «Тематические механизмы» защиты прав человека в Комиссии. Неформальная процедура срочного реагирования («горячая линия») на нарушения прав человека в рамках мандатов спецдокладчиков в системе ООН.

Кризис системе защиты прав человека в рамках ООН. Причины недоверия к деятельности Комиссии ООН по правам человека. Оценка эффективности существующих процедур. Процесс реформирования уставных механизмов защиты прав человека в системе ООН.

Совет по правам человека – вспомогательный орган генеральной Ассамблеи: порядок формирования, структура, статус, полномочия.

Мандаты и механизмы Комиссии по правам человека в деятельности Совета. Сессии Совета по правам человека.

Резолюции 5/1 и 5/2 Совета ООН по правам человека от 18.06.2007 г.: реформа контрольных процедур. Процедура периодических обзоров; специальные процедуры: страновые и тематические мандаты; процедура частных сообщений. Консультативный комитет: порядок формирования, структура, статус. Перспективы развития статуса Совета ООН по правам человека.

ТЕМА 4. Международно-договорные механизмы защиты прав человека в рамках ООН.

Общая характеристика и особенности статуса договорных органов ООН в области прав человека. Договоры, предусматривающие создание специальных контрольных органов и процедур.

Международные Пакты 1966 года. Контрольный механизм Международного пакта о гражданских и политических правах. Комитет по правам человека: правовая природа, статус и функции. Система периодических отчетов государств: достоинства и недостатки. Процедура межгосударственных жалоб. Факультативный протокол 1966 г. к Международному пакту о гражданских и политических правах: механизм рассмотрения индивидуальных жалоб. Требования, предъявляемые к жалобе. Процедура рассмотрения. Определения Комитета по правам человека: виды и юридический характер. Статус и полномочия Специального докладчика для дополнительного рассмотрения.

Сравнительный анализ механизма рассмотрения индивидуальных жалоб в Комитете по правам человека с другими механизмами международной защиты прав человека, созданными в соответствии с ведущими международными документами.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст