Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисцип

Институт экономики и управления (г. Симферополь)

Кафедра экономической теории

Малахова В. В.

Политическая экономия

Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины

г. Симферополь, 2003.

В пособии помещены учебные материалы, необходимые для самостоятельного изучения дисциплины «Политическая экономия».

Основными элементами пособия являются программная аннотация, краткий конспект лекций, вопросы для подготовки к семинарским занятиям, практические и тестовые задания для самопроверки знаний студентов, методические указания для подготовки рефератов и курсовых работ, критерии оценки знаний студентов, терминологический словарь, список литературы.

Малахова В. В. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие. – Симферополь, 2003, 204 с.

Рецензенты:

Ефремов А. В., доктор экономических наук, профессор;

Кондрашова Г. П., кандидат экономических наук, доцент.

Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Узунова В. Н.

Научный редактор, кандидат экономических наук, доцент Маринина И. Д.

Предисловие

Суть экономических преобразований, проводимых в Украине, состоит в том, чтобы сделать каждого человека активным участником хозяйственной жизни общества. Высшая школа призвана формировать у молодого специалиста экономическое мышление на основе глубокого понимании явлений, процессов и отношений в экономической системе общества, а также способов и средств решения экономических проблем.

Главной задачей данного учебно-методического пособия является оказание помощи студентам в изучении политической экономии.

Основная идея пособия — это комплексность обеспечения разделов курса, что позволяет сориентировать студентов в использовании предложенного материала во время аудиторной, индивидуальной и самостоятельной работы.

Перечень тем , представленных в пособии, и их содержание соответствуют действующей нормативной программе по дисциплине » Политическая экономия». Каждая тема курса имеет структуру, адекватную главным задачам пособия и представлена соответствующими блоками:

1. В программной аннотации очерчиваются общие границы темы и логическая последовательность изложения материала.

Задача программной аннотации — ориентация студентов в рамках предмета изучения.

2. Опорный конспект лекции кратко раскрывает содержание каждой из тем курса. В течении лекции студенты имея опорный конспект, могут, не отвлекаясь на запись лекции, сосредоточиться на понимании материала, или могут делать необходимые дополнительные пометки.

3. Постановка проблем семинарского занятия продолжает цикл изучения темы :

-Вопросы для подготовки к семинарским занятиям;

-Термины и понятия, которые необходимо знать по теме;

-Темы рефератов.

4. Далее студентам предлагаются задания и вопросы, которые призваны активизировать их интерес к изучаемой теме.

Одна часть заданий сравнительно проста и выполняются почти всегда устно, а другая часть — требует серьезного размышления, а иногда объяснений преподавателя или коллективного обсуждения. Задания в большинстве выполняются письменно.

5. Рубрики, содержащие лаконичные описания портретов, цитаты, мнения и парадоксальные высказывания крупнейших экономистов, политиков и философов, заставляют всерьез задуматься о природе и значении экономических отношений для каждого человека.

Некоторые рубрики требуют особого подхода: умения поработать со справочной литературой, заглянуть в серьезные экономические труды, поспорить с авторитетами, даже с теми, чье мнение считается, усвоить новые слова и понятия, а порой и проверить свои знания.

В их числе:

Rep.!- повторите;

Загляни в словарь! — вам придется поработать со справочной литературой, выписать значения терминов, экономических понятий, научиться классифицировать их и применять на практике.

Авторитетное мнение — под этой рубрикой собраны высказывания известных экономистов, не всегда бесспорные, но широко известные.

Цитата — название рубрики говорит само за себя. Это цитаты из классических экономических трудов, призванные пробудить интерес к этой, безусловно жизненно необходимой науке.

Это интересно! — занимательные факты из истории экономики и экономической мысли.

6. Задачи, предложенные студентам в некоторых темах, направлены на освоение и развитие умений и навыков, связанных с логикой мышления, практикой и технологией расчетов показателей, анализа и синтеза экономической информации. К типовым задачам по темам предлагается решение.

7. В завершение изучения темы студентам предлагаются тесты для самопроверки знаний и оценки своей подготовленности к дальнейшей работе.

После проработки перечисленных блоков студент должен иметь необходимые знания, навыки и умения для их дальнейшего применения.

Приложения, расположенные в конце пособия, предназначены для более глубокого изучения студентами дисциплины » Политическая экономия»:

1.Словарь основных экономических терминов.

2.Методические рекомендации по написанию рефератов.

3.Тематика рефератов по политической экономии.

4.Методические рекомендации по написанию курсовых работ.

5.Тематика курсовых работ.

6.Критерии оценки курсовой работы.

7.Примерные билеты к экзамену.

8.Критерий оценки знаний студентов на экзамене.

9.Список литературы, рекомендуемой для изучения.

Учебно-методическое обеспечение изучения дисциплины

ТЕМА 1. Предмет и метод политической экономии

Программная аннотация

Зарождение и развитие политической экономии. Основные направления, школы и течения в политической экономии. Развитие экономической мысли в Украине.

Предмет политической экономии. Объяснение предмета политической экономии разными школами. Экономическая теория и политическая экономия: проблемы связи.

Законы, принципы и категории политической экономии. Система экономических законов. Позитивная и нормативная политическая экономия.

Методы экономических исследований. Общие метолы научного познания и их использование.

Функции политической экономии: методологическая, познавательная, практическая, планово — прогностическая, идеологическая. Политическая экономия и обоснование экономической политики. Место политической экономии в системе экономических наук.

Опорный конспект

Политэкономия — составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений.

Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей.

В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин.

Зарождение и развитие политической экономии

Хозяйственно-экономические проблемы всегда находились в центре внимания людей. Фиксированные экономические проблемы мы встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаются также в древности в рамках единой философской науки.

Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков). Тогда и возник термин политэкономия. Он был впервые применен французским ученым — меркантилистом Антуаном де Монкретьеном в 1615 г. в «Трактате политическая экономия», адресованном королю и королеве. Меркантилизм — первая школа политэкономии. Происходит от итальянского слова «мерканте» — (купец). Представители данного направления богатство общества отождествляли с золотом, а источником богатства считали торговлю. Меркантилисты способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала.

Классическая ПЭ возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Классическая ПЭ была господствующей школой во 2 пол.18 — нач. 19 в. Первые представители этой школы — физиократы (природа и власть), родоначальник Франсуа Кенэ, источником богатства считали производство, но лишь сельскохозяйственное. Главная их заслуга состоит в том, что это была первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.

Заслуга представителей классической ПЭ Вильяма Петти, Адама Смит, Давида Рикардо состоит в том, что они обосновали ряд важных теоретических положений:

1) источником общественного богатства является все общественное производство;

2) ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений;

3) заложили основы трудовой теории стоимости;

4) исследовали механизм воспроизводства общественного капитала.

5) предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями;

6) выступали за ограничение вмешательства государства в экономику и за свободу торговли.

В середине и второй половине 19 в. в трудах Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная ПЭ. Она отражала интересы и взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономического развития и потому оказалась бесплодной.

Марксистское учение вышло на арену экономической теории с середины 19 в. как одна из вершин теоретической мысли того времени. Таким оно в основном и остается.

В «Капитале» дано достаточно глубокое теоретическое отражение условий развития капитализма свободной конкуренции к. 18в.- н. 19в. Именно экономическое учение марксизма явилось прочным фундаментом формирования ПЭ как науки с четко определенным предметом. Даный К. Марксом анализ производственных отношений в единстве с производительными силами, создание им системы экономических категорий и законов, анализ внутренней противоречивости экономической системы — общепризнаны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который позволил Марксу открывать законы экономического развития.

Современная экономическая теория характеризуется большим количеством направлений, школ, течений. Основные:

1) неоклассическое;

2) кейнсианское;

3) монетаризм;

4) институционально-социологическое.

Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.

1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики. Государственное вмешательство, может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности. Неоклассическая теория основывается на теориях предельной полезности и производительности.

2) Кейнсианство возникло в 30-е годы 20 века, в связи с необходимостью вывода экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Дж. М. Кейнс выпустил в 1936 г. работу «Общая теория занятости, процента и денег».

Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.

3) В центре внимания монетаристов — антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляции для повышения спроса и подстегивания производства.

4) Институционально-социологическое направление. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государство. При этом в центре внимания — общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмерной идеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, за индикативное государственное планирование экономики, за гарантированные доходы, за расширение государственных социальных программ, за организацию государством переквалификации работников в связи с технологической безработицей.

Экономическая наука Украины в современных условиях должна творчески использовать мировой потенциал экономической мысли.

Предмет и метод политэкономии

ПЭ — общественная наука. Изучает общественные отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Экономические отношения — это отношения:

1) по поводу экономического соединения работников со средствами производства;

2) по поводу организации производственного процесса;

3) по поводу присвоения и использования результатов производства.

ПЭ выясняет законы, которые управляют производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ в человеческом обществе и выясняет пути и направления их использования.

Экономические отношения между людьми объективны, т.е. не зависимы от их воли и сознания, т.к. объективна их производственно-хозяйственная деятельность. Экономические отношения системно организованы, их образующим фактором являются отношения собственности на средства и результаты производства. В системе экономических отношений функционируют две подсистемы:

1)организационно- экономические отношения;

2) социально- экономические отношения.

Организационно-экономические отношения — это отношения по поводу организации производства как процесса создания жизненных благ.

Социально-экономические отношения — это отношения по поводу обладания факторами производства и использования результатов производства. К ним относят: отношения собственности, совокупность экономических интересов, отношения хозяйствования, отношения распределения, обмена и потребления.

ПЭ осуществляет экскурсы в другие науки, затрагивает политические, идеологические отношения, особенно экономическую и социальную политику, психологию, а также соприкасается с науками изучающими технику и технологию производства.

Основные методы познания экономических процессов подразделяются на две группы: 1) эмпирические; 2) теоретические.

Эмпирические — состоят в сборе фактов, учете всех, происходящих с ними изменений, в их группировке, математико- статистической обработке.

Теоретические методы являются средством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытия законов их функционирования и развития.

В политэкономии теоретические методы состоят главным образом в абстрактных умозаключениях, в выдвижении и проверке гипотез, гипотетическом моделировании экономических процессов. Широко используется метод научной абстракции — отвлечения от второстепенных, несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения первостепенных , глубинных свойств, раскрывающих его сущность.

Посредством метода абстракции формируются экономические законы и категории. Лучшим средством проверки выдвигаемых гипотез, конструированных моделей являются эксперименты, т.е. воссоздание соответствующих процессов в лабораторных условиях. В политэкономии лабораторные эксперименты невозможны, а экономические эксперименты весьма ограничены. Но в какой-то мере это компенсируется широкими масштабами теоретических дискуссий ученых-экономистов, ведущихся в печати, на конференциях, симпозиумах. При изучении фактов, выдвижении и проверке гипотез используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Анализ — разложение, расчленение изучаемого объекта на составные части. Один из методов — проникновение в глубинную сущность исследуемых явлений.

Синтез — изучение предмета в единстве и взаимодействии всех его составных частей, его системной целостности.

Индукция — конструирование обобщающих умозаключений, теоретических выводов, экономических законов на основе эмпирических наблюдений.

Дедукция — встречное, противоположное движение исследовательской мысли — от общих научных выводов к частным явлениям с целью:

1) научной оценки;

2) углубления, уточнения, повышения качества общих научных выводов, законов.

Экономические законы и категории

Экономические законы — внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости экономических отношений людей. Объективный характер экономических законов обусловлен такими обстоятельствами:

1) производство жизненных благ осуществляется на основе и с использованием предметов, законов, сил природы существующих независимо от воли и сознания людей;

2) материальной основой жизнедеятельности людей является их непрерывный обмен с природой; они не могут прекратить потребление, как важнейший компонент этого обмена, а потому не могут по своему усмотрению прекратить производство, не могут произвольно манипулировать объемами и видами производства.

Экономические законы выступают как господствующая тенденция социально-экономического развития общества. Они проявляются не в каждом отдельном явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточно длинных отрезках времени; они не являются демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экономического развития. Люди не бессильны перед этими экономическими законами, не лишены своих интересов и активной инициативности в их реализации. Законы независимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности. Познавая экономические законы и осуществляя свою деятельность в их русле, люди добиваются высоких результатов в своей деятельности; идущая же вразрез с ними деятельность приносит трудности.

Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемых явлений. Результатом этих обобщений в экономической науке являются экономические категории.

Экономическая категория — научное собирательное понятие, абстрактно, обобщенно характеризующее сущность многих однородных, аналогичных экономических явлений. Экономические категории истинны, поскольку существуют те отношения, отражением которых они являются.

Функции политэкономии

ПЭ изучает отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в экономической деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями.

ПЭ как одна из отраслей научного знания, выполняет:

1) познавательную функцию. Ею ПЭ обеспечивает накопление научных знаний, наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экономического развития общества, силой научного предвидения.

2) методологическую — ПЭ изучает производственно-хозяйственные отношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальная наука, является методологической основой всех экономических наук. Это своего рода экономическая философия.

3) практическую — ПЭ — теоретическая основа экономической политики государства, предприятий, фирм. На основе открываемых ею законов и ее теоретических выводов органы государственного управления, фирмы определяют свои программные цели, экономическую стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экономического потенциала.

4) идеологическую — ПЭ формирует взгляды, общественные идеи, общественное сознание. Является исходной основой формирования экономического и политического мышления.

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

1.Возникновение и основные этапы развития политической экономии.

2.Предмет и метод политической экономии.

3.Законы, принципы и категории политической экономии.

4.Функции политической экономии. Место политической экономии в системе экономических наук.

Термины и понятия

Политическая экономия, экономические науки, меркантилизм, физиократы, утопический социализм, марксизм, экономические законы, категории, методология, анализ, синтез, научная абстракция, индукция ,

дедукция, экономическая политика, микроэкономика, макроэкономика.

Темы рефератов

·Трактовки предмета политической экономии различными школами экономистов.

·Экономические теории Древнего Мира.

·Развитие отечественной политэкономии.

·Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

·Значение политической экономии для современных социально-экономических преобразований в Украине.

Это интересно!

Лауреат Нобелевской премии, основатель квантовой физики Макс Планк однажды скромно заявил: » Я начинал свою деятельность как экономист, но потом оставил эту профессию, потому что она очень трудна».

Когда об этом рассказали основателю современной математической логики Бертрану Расселу, он заметил: «Это странно. Я бросил экономическую теорию из-за того, что она слишком проста».

Каково ваше мнение, по этому вопросу?

Цитата

Что касается экономики, то каждый уже с детства кое — что знает о ней.

Поль Самуэльсон, экономист, Нобелевский лауреат.

Загляни в словарь!

Гипотеза

Теория

Доктрина

Метод

? Подумай и ответь

1.Зачем нужна экономическая наука обществу?

2.Как определяют предмет политической экономии различные школы экономистов?

3.В чем суть отличий политической экономии от других экономических наук?

4.Подчеркните в приведенном списке абстрактные понятия:

·Потребность, цена товара 19 грн.,

·студент Петров,

·зарплата,

·деньги,

·успеваемость,

·учебное пособие по экономике,

·оценка по логике,

·американский доллар.

5.По названиям книг определите, к каким уровням (макро- или микроэкономика) они относятся:

·Дж.Кейнс » Общая теория занятости, процента и денег»

·В.Александров » Налогообложение прибыли предприятий»

·А.Смит » Исследование о природе и причинах богатства народов»

·У.Петти » Трактат о налогах и сборах»

·Ф.Феттер » Капитал, процент и рента»

6.Как Вы думаете, для чего люди должны изучать экономические законы?

7.Запишите в конспекте фамилии наиболее известных экономистов и попытайтесь обосновать их персональный вклад в развитие экономической науки.

ТЕСТЫ для самопроверки знаний

1.Какая из школ экономической теории была исторически первой:

А) марксизм;

Б) меркантилизм;

В) кейнсианство;

Г) классическая политэкономия.

2.В чем заключается единство законов природы и общества:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от деятельности людей;

в) являются вечными.

3.Когда возникла экономическая наука как самостоятельная область знаний:

А) в древнем мире;

Б) в период становления капитализма.

4.Каков прямой результат познавательной функции политэкономии:

А) определение экономических законов, принципов и моделей;

Б) сбор эмпирических данных о хозяйственной жизни;

В) выработка экономической политики.

5.Можно ли изменять экономические законы так же, как юридические:

А) можно;

Б) экономические законы объективны.

6.Может ли правильная теория стать ошибочной:

А) да, если изменилась отражаемая ею действительность;

Б) нет, так как истина абсолютна.

7.Почему практика является критерием истины:

А) она доказывает верность теоретических положений в каждом акте практических действий;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст