Учебно-методическое пособие для преподавателей и специалистов, р

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

И.В.Абакумова, К.А.Бабиянц

Научный редактор: д.б.н., профессор, академик РАО Ермаков П.Н.

Модуль III

«ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ»

Учебно-методическое пособие для преподавателей и специалистов, работающих в системе взаимодействия учреждений высшего и общего образования, направленного на подготовку одаренных подростков и лиц юношеского возраста

Ростов-на-Дону

2012

Учебно-методическое пособие для преподавателей и специалистов, работающих в системе взаимодействия учреждений высшего и общего образования, направленного на подготовку одаренных подростков и лиц юношеского возраста

Модуль 3: «Диагностика технической одаренности»

Научный редактор: д.б.н., профессор, академик РАО Ермаков П.Н.

Авторы-составители: д.пс.н., профессор, член-корр.РАО Абакумова И.В., к.пс.н., доцент Бабиянц К.А.

Аннотация

Учебно-методическое пособие состоит из теоретического, учебно-методического, диагностического, дидактического и квалиметрического материалов, посвященных теме изучения технического профиля одаренности. Модуль содержит краткий теоретический обзор содержания и определения технической одаренности, наиболее адекватные и удобные в применении методы диагностики с доказательной математически-статистической базой, дидактические рекомендации для преподавателей общего и высшего образования, касающиеся технологии проведения диагностики, оформления заключения по выявленным параметрам и создания практических рекомендаций, а также касающихся возрастных особенностей изучаемого контингента. Модуль содержит список использованной литературы, список рекомендуемой литературы и ссылки на интерактивные источники как теоретического, так и практического характера (для исследования технической одаренности в режиме он-лайн). Для закрепления полученных знаний о технической одаренности предлагается рубежное тестирование. Учебно-методическое пособие рассчитано на педагогов и специалистов общего и высшего образования, работающих с одаренными подростками и лицами юношеского возраста, а также может быть полезно людям подросткового и юношеского возраста, которые заинтересованы в диагностике своих технических возможностей или заинтересованных проблемами технической одаренности.

Оглавление

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc326759920» ЦЕЛЬ МОДУЛЯ: PAGEREF _Toc326759920 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc326759921» 1.Теоретические подходы к изучению тестов технической одаренности. PAGEREF _Toc326759921 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc326759922» 2. Субтесты 9—12. Тест ловких рук. Измеряются точность и скорость грубых движений рук (Из ГАТБ). PAGEREF _Toc326759922 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc326759923» 3. Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда. PAGEREF _Toc326759923 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc326759924» 4. Методика «Компасы». PAGEREF _Toc326759924 \h 9

HYPERLINK \l «_Toc326759925» 5. Опросник Липмана // Методика определения профессионально важных качеств (ПВК). Исследование представлений субъекта труда о необходимых для выбранной деятельности свойствах личности PAGEREF _Toc326759925 \h 10

HYPERLINK \l «_Toc326759927» 6. Психологический тест Беннета на понимание техники (механической понятливости) . PAGEREF _Toc326759927 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc326759929» 7. Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и специалистов высшего и общего образования по проблемам развития технического профиля одаренности у подростков и лиц юношеского возраста. PAGEREF _Toc326759929 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc326759930» 7.1. Применение методов, затрудняющих условия деятельности с целью активизировать техническую одаренность PAGEREF _Toc326759930 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc326759931» 7.2.Структура заключения исследования выраженности одаренности респондента. PAGEREF _Toc326759931 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc326759932» 7.3. Памятка для педагогов и специалистов о возрастных особенностях подростков и юношей PAGEREF _Toc326759932 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc326759933» 8. Список использованной литературы PAGEREF _Toc326759933 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc326759944» 9. Список рекомендуемой литературы PAGEREF _Toc326759944 \h 20

HYPERLINK \l «_Toc326759945» 10. Ссылки на интернет-источники, содержащие методики и тестирование он-лайн PAGEREF _Toc326759945 \h 24

HYPERLINK \l «_Toc326759950» 11.Ссылки на интернет-источники, содержащие теоретический материал по одаренности школьников и лиц юношеского возраста PAGEREF _Toc326759950 \h 25

HYPERLINK \l «_Toc326759964» Приложение 1 HYPERLINK \l «_Toc326759965» Стимульный материал к методике «Компасы» PAGEREF _Toc326759965 \h 28

HYPERLINK \l «_Toc326759966» Приложение 2 HYPERLINK \l «_Toc326759967» Ключ к методике «компасы» PAGEREF _Toc326759967 \h 29

HYPERLINK \l «_Toc326759968» Приложение 3 HYPERLINK \l «_Toc326759969» Опросник Липмана I вариант (для профессий, в которых преобладают элементы умственного труда) PAGEREF _Toc326759969 \h 30

HYPERLINK \l «_Toc326759970» II вариант (опросник Липмана) HYPERLINK \l «_Toc326759971» (для профессий, в которых преобладают сенсорные и моторные свойства) PAGEREF _Toc326759971 \h 32

HYPERLINK \l «_Toc326759972» Приложение 4 HYPERLINK \l «_Toc326759973» Тест механической понятливости Беннета. PAGEREF _Toc326759973 \h 37

HYPERLINK \l «_Toc326759974» Приложение 5 HYPERLINK \l «_Toc326759975» Ключ к рубежному тесту по модулю III «Диагностика технической одаренности» PAGEREF _Toc326759975 \h 61

МОДУЛЬ III. ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ.

ЦЕЛЬ МОДУЛЯ:

помочь преподавателям и специалистам, работающим в системе взаимодействия высшего и общего образования в использовании теоретических, учебно-методических и диагностических знаний по технической одаренности на практике, при проведении диагностических процедур;

дать определение и раскрыть содержание психомоторных способностей, пространственных и механических способностей; привести примеры тестовых измерений по каждой из приведенных классификаций;

обучить навыкам диагностики технической одаренности;

закрепить навыки проведения диагностических процедур посредством рубежного контроля знаний;

выработать навыки психологической интерпретации полученных данных посредством описания выводов и создания заключения по техническому профилю личности испытуемого;

познакомить с психолого-педагогическими рекомендациями работы с лицами подросткового и юношеского возраста;

познакомить со списком необходимой литературы, интерактивными источниками диагностического и теоретического материала.

1.Теоретические подходы к изучению тестов технической одаренности.

Под тестами технической одаренности принято понимать тесты, направленные на измерение и оценку психологических особенностей, проявляемых в работе с оборудованием и отдельными взаимодействующими механизмами. Чаще всего под этими особенностями подразумеваются техническое мышление и техническая осведомленность [10].В качестве измеряемых показателей чаще всего выступают общая техническая одаренность или технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, пространственные представления и техническое понимание.

Анна Анастази и Сьюзан Урбина дают следующую классификацию тестов технических способностей: «Тесты механических способностей (mechanical aptitude) охватывает целый ряд функций – психомоторные, перцептивные, пространственные, осведомленность в области механики и умение рассуждать на этом материале» [1, 549].

Психомоторные способности измеряют умение быстро манипулировать с тестовым материалом, изучают ловкость движений.

Тестовые измерения: «Тест ловкости оперирования мелкими деталями Кроуфорда», «Тест Линкольна—Озерецкого», «Тест ловкости пальцев О’Коннора», «Тест ловкости Стромберга», «Тест ручной ловкости Пурдье», «Миннесотский тест скорости манипулирования».

Пространственные способности (spatial aptitude) иначе они называются способностями оперирования пространственными образами.

Тестовые измерения: «Пространственные отношения» из батареи DAT; неязыковые тесты общего интеллекта (тест Векслера, тест Равена; тесты действия (пересмотренный миннесотский бланковый тест «Доска форм»(Revised Minnesota Paper Form Board Test [RMPFBT] – Likert & Quasha,1995), Миннесотский тест на восприятие пространства, Тест пространственных взаимосвязей.

Механические способности – осведомленность в области механики, механических рассуждений и понимания механических закономерностей. Хотя эти тесты требуют некоторого знакомства с механическими орудиями труда и законами механики, они предполагают у тестируемых лишь такой объем технических знаний, который можно приобрести из повседневного опыта жизни в современных промышленно развитых странах.

Тестовые измерения: «Тест понимания механических закономерностей Беннета», «Тест технического понимания Пурдье».

Говоря о технических способностях, важно учитывать такие переменные, как возраст, пол, прошлый опыт, функциональную асимметрию и др., так как они по-разному могут быт связаны с перечисленными выше функциями технических способностей. Например, тесты на осведомленность в области механики гораздо больше зависят от прошлого опыта обращения с механическими устройствами, чем абстрактные пространственные или перцептивные. В тестах на мануальную ловкость и перцептивное различение женщины обычно превосходят мужчин. В абстрактных пространственных тестах обычно выявляют небольшие, но значимые средние различия в пользу мужчин, а в тестах на механическое рассуждение и осведомленность в области механики мужчины демонстрируют уже заметное преимущество (Anastasi, 1981; Hedges & Nowell, 1995).

Все вышеперечисленные тесты часто входят в батарею тестов на профессиональное ориентирование, профессиональную пригодность. Так, говоря о младшем школьном возрасте, и начале подроскового возраста, часто используются тесты ДДО Е.А.Климова (Дифференциально-диагностический опросник, позволяющий определить склонность к типу профессии, например, такому как «человек-человек», «человек – техника» и т.д.) или HYPERLINK «http://vsetesti.ru/280/» \o «Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов)» «Карта интересов» (модификация Филимоновой О.Г.), которые комплексно выявляют склонность к какому-либо виду деятельности или интерес к какой-либо профессии. Этот возрастной период характеризуется первичной идентификацией, в том числе и профессиональной, младшего школьника и подростка на пороге пубертатного кризиса, отличается спецификой социального и физического развития, поэтому и методики, в основном, носят интегративный характер.

Для старшего отрочества и юношества, а также для взрослого контингента испытуемых типичными тестами на изучение ряда профессиональных умений, и технических в том числе, являются интегративные тесты «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП), Батареей общих способностей (сокращенно ГАТБ).

Такие тестовые батареи предназначены для измерения способностей, необходимых в разных видах труда, и позволяют ориентировать человека на целый спектр профессий. Именно такой, получившей мировое признание, стала «Батарея тестов дифференциальных способностей» (сокращенно ДАТ: аббревиатура приводится в соответствии с английским названием). Батарея ДАТ впервые была создана в 1947 г., а затем пересмотрена в 1963 и 1973 гг. Она создавалась для нужд средней школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. По замыслу ее первых создателей она должна была включать измерение таких качеств, которые имеют значение для продолжения образования в высшей школе. ДАТ разработана «Психологической ассоциацией» и включает восемь субтестов. Авторское право на ДАТ принадлежит Психологической корпорации Нью-Йорка, поэтому мы не можем представить ее в данном методическом пособии. Однако, в списке литературы есть ссылки на интерактивные сайты, через которые, зарегистрировавшись как пользователь», можно протестироваться онлайн и получить результат тестирования. Психологическая диагностика [7].

Другая известная батарея, предназначенная для диагностики способностей, называется Батареей общих способностей (сокращенно ГАТБ). Она была разработана в 40-х гг. в США и использовалась службой занятости для консультирования в государственных учреждениях. Здесь мы приводим пример субтестов на точность и скорость грубых движений рук.

2. Субтесты 9—12. Тест ловких рук. Измеряются точность и скорость грубых движений рук (Из ГАТБ).

Цель: Измерить такие психомоторные способности как точность и скорость грубых движений рук.

Перед испытуемым находится доска, где отверстия одной из секций заполнены цилиндрическими деревянными стержнями с выкрашенными концами. Действуя двумя руками, испытуемый должен как можно быстрее вынуть стержни из отверстий в верхней части доски и вставить их в соответствующие отверстия нижней части. За каждый переставленный   стержень испытуемый получает один балл. Задание выполняется трижды по 15 с каждый раз.

Все стержни расположены в нижней части секции доски. Испытуемый должен стоя вынуть стержень из отверстия,  повернуть  его на  180 градусов и вставить в отверстие верхней секции доски. Задание выполняется правой рукой (для левши — левой), состоит из трех серий, каждая продолжительностью 30 с. Испытуемый должен выполнить задание как можно быстрее.

Верхняя секция доски, лежащей перед испытуемым, заполнена маленькими металлическими заклепками с шайбой, закрепленной на вертикальном  стержне. Испытуемый должен, сидя, одной рукой вынуть заклепку из отверстия в верхней части доски, а другой — снять шайбу с вертикального стержня, затем закрепить шайбу в заклепке и собранную деталь вставить в соответствующее отверстие нижней секции доски. На всю процедуру отводится 90 с.

Испытуемый должен вынуть заклепку с шайбой, одной рукой нанизать шайбу на вертикальный  стержень,  а другой  вставить  заклепку в  соответствующее  отверстие верхней секции доски. За каждую переставленную заклепку испытуемый получает один балл. На задание отводится 60 с.

3. Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда.

Цель: изучить психомоторные способности мануальной ловкости.

Этот тест применялся для отбора персонала в промышленности и армии. Общий вид теста ловкости оперирования мелкими деталями Кроуфорда (Krawford Small Parts Dexterity Test [CSPDT] – Crawford & Crawford, 1981 показан на рисунке № 1

Рис.№1 тест ловкости оперирования мелкими деталями Кроуфорда (приводится по А. Анастази [1]).

Материал: Для выполнения теста требуется деревянная доска, состоящая из двух секций. Каждая секция содержит по 48 отверстий, причем в одной из секций отверстия имеют резьбу. Кроме того, материалом для выполнения теста служат цилиндрические стержни небольшого размера, металлические колечки, шурупы, пинцет и отвертка.

Ход работы: В первой части этого теста испытуемый должен, пользуясь пинцетом, вставить штифты в точно соответствующие их диаметру отверстия, а затем на каждый штифт надеть маленькую узкую втулку. Во второй части маленькие винтики вставляются в имеющие резьбу отверстия и завинчиваются с помощью отвертки. Показателем является время, затраченное на выполнение каждой части теста. Обычно при подсчёте результатов учитывается время выполнения теста и число ошибок (пропусков). Иногда же на выполнение теста отводится определенное время и учитывается, какую часть работы успевает выполнить испытуемый за этот период.

4. Методика «Компасы»[3].

Цель: Методика предназначена для определения пространственных представлений [3, с.14; 8].   (Приложение 1 и 2).

Содержание методики: обследуемому предлагается на бланке 20 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Перед началом обследования, объяснив задачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя.

Время выполнения задачи — 5 мин.

Обработка результатов:

Результаты обследования обрабатываются по ключу. Определяются следующие показатели:

— общее число просмотренных компасов — производительность (Р);

— время выполнения задания (Т);

— число ошибок (число неправильно отмеченных компасов) (п);

— относительная частота неправильных ответов (п/Р);

— скорость работы (комп./мин)

5. Опросник Липмана // Методика определения профессионально важных качеств (ПВК). Исследование представлений субъекта труда о необходимых для выбранной деятельности свойствах личности [2]. (Приложение 3)

Профессионально значимые свойства субъекта труда — это такие характеристики человека, от которых зависит успешность его профессиональной деятельности. В качестве профессионально значимых свойств могут выступать индивидуально-психологические свойства личности (т. е. свойства индивида, опосредованные отношениями личности) и отношения личности. К индивидуально-психологическим свойствам относятся сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства личности. Отношения личности включают отношения человека к себе, к другим людям, к труду, к своей профессии, специальности, тем или иным профессиональным задачам, отношение к материальным ценностям и общественной собственности, отношение к идеологическим ценностям общества, законам и правилам, к будущему, ко всяким переменам и т. д.

Примечание автора: Некоторые вопросы в методике изменены ввиду их несоответствия реальности сегодняшнего дня и ввиду того, что школьники еще не выполняют профессиональную деятельность на производстве.

Цель методики: исследовать представления субъекта труда о значимости индивидуально-психологических свойств, оценить иерархию этих свойств в связи с особенностями профессиональной деятельности.

Ход работы: Группе специалистов в какой-либо области профессиональной деятельности предлагается анкета, в которой перечислен ряд индивидуально-психологических свойств. Испытуемые (не менее 20 человек) должны оценить значение каждого из названных свойств для своего вида деятельности.

I вариант опросника используется при изучении профессий, в которых преобладают элементы умственного труда. Для профессий, в которых преобладают сенсорные и моторные свойства, может быть применен II вариант опросника — «Лист Липмана».

Испытуемый должен внимательно прочитать сначала весь опросный лист, после чего приступить к его заполнению.

На каждый вопрос следует дать ответ при помощи цифр: 2 — если данное свойство совершенно необходимо для успешной работы по выбранной специальности; 1— если оно желательно; 0 — если оно безразлично.

Обработка и анализ результатов

•  Рассчитать среднюю оценку каждого свойства для обследованной группы испытуемых. Выписать свойства, признанные необходимыми (средняя оценка от 1,6 до 2), и установить их иерархию.

•  Вычислить среднюю оценку для каждой группы свойств и занести в протокол полученные данные. 

•  Сопоставить значимость индивидуально-психологических свойств с профессиональными задачами, характерными для изучаемой деятельности.

Таблица № 1 Образец протокола к занятию

№ вопросов Свойства личности Средний балл

1-4

Аттенционные

 

5-10

Наблюдательность

 

11-20

Мнемические

 

21-30

Моторные

 

31-35

Сенсорные

 

36-40

Имажинитивные

 

41-50

Мыслительные

 

51-58

Эмоциональные

 

59-68

Волевые

 

69-74

Речевые

 

75-83

Коммуникативные

 

6. Психологический тест Беннета на понимание техники (механической понятливости) [3, с.244; 9] (Приложение 4).

Цель: Психологический тест Беннета служит для оценки технического мышления, умения читать чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать физико-технические задачи.

Предназначен для определения технических способностей у детей подросткового (с 12 лет), юношеского возраста и взрослых. Содержит 70 заданий, требующих решения технических задач. В каждом задании испытуемые должны выбирать правильный ответ из трех вариантов. Длительность теста 25минут. Допускается выполнение заданий в любой последовательности.Обработка материала: каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Уровень технических способностей определяется с помощью специальной оценочной таблицы. Шкальная оценка имеет шесть градаций:

очень высокий,

хороший, 

выше среднего,

ниже среднего,

низкий,

очень низкий.

7. Психолого-педагогические рекомендации для преподавателей и специалистов высшего и общего образования по проблемам развития технического профиля одаренности у подростков и лиц юношеского возраста.

7.1. Применение методов, затрудняющих условия деятельности с целью активизировать техническую одаренность

В настоящее время активно применяются психолого-педагогические технологии, позволяющие успешно развивать техническое мышление старших школьников и юношества. Мы можем рекомендовать несколько методов, суть которых в применении затрудняющих условиях деятельности [5].

Метод временных ограничений основан на учете влияния временного фактора на деятельность. Проводимые исследования показали, что при безлимитном времени решении задачи человек может продумывать свои действия, структуры и качества объектов в деталях, находить несколько вариантов решения задачи и т.д. Когда же время ограничено, как правило, человек или применяет чаще всего шаблонный, лучше всего знакомый вариант (решение задачи упрощается), или происходит деформация решения в большей или меньшей степени (что показывает общие тенденции мыслительной деятельности человека).

Метод мозгового штурма заключается в том, что каждый из участников группы должен сделать как можно больше предложений по обсуждаемому вопросу, обсуждение проводится в быстром темпе, длится 40–45 мин., все предложения стенографируются или записываются на диктофон для дальнейшего анализа.

Метод внезапных запрещений – ученику на каком-либо этапе (можно на нескольких) запрещается использовать в своих конструкциях тот или иной механизм (например, при построении дома нельзя использовать те или иные строительные технологии). Метод внезапных запрещений – достаточно эффективный, так как разрушает штампы, лишает ученика возможности применять в работе хорошо известные типы деталей, устройств. Данный метод препятствует образованию стереотипов деятельности, способствует выработке умения менять характер деятельности в зависимости от меняющихся обстоятельств.

Метод новых вариантов заключается в исключении из методов решения задачи шаблонного, при этом ученик должен находить новые варианты решения задачи, что активизирует деятельность ребенка, нацеливает его на творческий поиск.

Метод скоростного эскизирования заключается в требовании к ученикам как можно чаще зарисовывать то, что они мысленно представляют в тот или иной момент. Благодаря этому методу можно более точно судить о трансформации образов, устанавливать имеющее зрительный образ и понятие какой-нибудь конструкции значение. Учеников данный метод приучает к регулированию процесса творчества посредством образов, более строгому контролю выполнения задания.

Метод информационной недостаточности применяется для активизации работы на начальных этапах решения. В исходном условии задачи не даются данные, нужные для начала решения: те или иные важные структурные и функциональные характеристики, как задаваемых, так и конечных данных. Например, исходные условия представить только в текстовой или только в графической форме. Этот метод очень эффективен для выявления реального запаса знаний учеников.

Противоположным предыдущему является метод информационной перенасыщенности. В исходном условии задачи содержатся лишние данные, иногда затемняющие полезную информацию. Ученик сам должен выбрать полезную для решения информацию.

Метод абсурда. Суть данного метода в том, что ученику для решения предлагается заведомо невыполнимая задача (например, построить вечный двигатель), хотя можно предложить так называемые относительно абсурдные задачи (например, переконструировать уже известное устройство на выполнение других функций). При применении метода абсурда надо помнить, что действия ученика, которые характеризуют специфику мышления, зависят лишь в определённой степени от условия, в первую очередь, они отражают стиль творческой деятельности, стратегии личности, личностные установки.

Суть метода ситуационной драматизации в том, что в ход решения в зависимости от педагогического замысла вводятся определенные изменения, которые предназначены для затруднения работы ученика. Они могут быть различными: от «вопросов-помех», который задает учитель, до не предусмотренными обычным процессом работы требованиями.

Все методы могут сочетаться между собой, а также с другими и модифицироваться. Естественно, все перечисленные методы, как и разные другие необходимо применять продуманно, иначе можно добиться «эффекта полного погашения» и желания заниматься техническим творчеством, и самой деятельности.

Спецификой диагностики одаренности вообще, и творческой одаренности в частности, является интегративный характер исследования тех качеств и свойств психологических проявлений, которые непосредственно указывают на наличие одаренности и степень ее выраженности. Часто необходимо применять целый ряд методик, проводить последовательно несколько диагностических процедур, анализировать полученный материал и, самое важное, грамотно его интерпретировать. Педагогам-предметникам, занимающимся с детьми, подростками и юношами трудно дается такой заключительный анализ, тем более, что они не являются специалистами-психологами и есть вероятность, что оценка будет складываться под влиянием общих впечатлений о респонденте. Чтобы избежать подобных «ошибок» в наблюдении и результатах диагностики, мы хотим предложить схему психологического заключения по выраженности одаренности у испытуемых респондентов по определенному алгоритму.

Каждая методика предполагает изучение какой-либо значимой, показательной стороны творческой одаренности респондента, и каждое изученное свойство и проявление раскрывает специфику одаренности. Правильно написанное заключение помогает наиболее адекватной интерпретации полученных данных, помогает увидеть взаимосвязи и взаимозависимости выраженности свойств, увидеть перспективы дальнейшей работы с респондентом. Обычно, структура заключения имеет 3 части.

7.2.Структура заключения исследования выраженности одаренности респондента.

1 часть: описывается испытуемый, дата, время, цель исследования, причина исследования.

2 часть: описываются полученные результаты (интерпретативная часть, без указания коэффициентов).Например, по тесту Беннета у испытуемого высокий показатель технического понимания материала. Это означает, что у него выражена склонность к техническим видам деятельности, и на основе имеющегося опыта можно развивать способности в этом направлении. По тесту «Необычное использование» испытуемый набрал самое высокое количество баллов, продемонстрировав гибкость интеллекта, оригинальность применения и беглость выборов. Те же характеристики были выявлены при применении теста № 3. Таким образом, основные показатели технической одаренности испытуемого налицо.

3 часть: делается вывод о том, насколько выражена техническая одаренность, за счет каких характеристик можно в дальнейшем развивать этот показатель, какие подобрать методы коррекции, в случае необходимости; даются рекомендации (о дальнейшей коррекции, о необходимости продолжения или прекращения психолого-педагогического взаимодействия, о возможности развивать технические способности респондента).

7.3. Памятка для педагогов и специалистов о возрастных особенностях подростков и юношей

Подростковый и юношеский возраст имеют специфические особенности развития, связанные с физическим и психическим созреванием, с определенными этапами социализации и, соответственно, с возрастными кризисами развития и качественными новообразованиями. Эти всем известные особенности часто ускользают от внимания специалистов и педагогов, в то время, как наиболее важно учитывать их, работая с одаренными людьми. Мы предлагаем схемы-памятки, отражающие специфику подросткового возраста и юношеского возраста.

Рисунок 2. Схема-памятка особенностей развития в подростковом возрасте.

Рисунок 3. Схема-памятка особенностей развития в юношеском возрасте.

8. Список использованной литературы:

АнастазиА., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб, ПИТЕР, 2007

Ильин В.П.Дифференциальная психология профессиональной деятельности, М.,2003

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/Методика «Компасы». Под ред. А.Ф.Кудряшова. Петрозаводск, Петроком, 1992, с.14

Практикум по инженерной психологии и психологии труда. Л., 1983.

Педагогические технологии / Под ред. В.С.Кукушина. М.: ИКЦ МАРТ, Ростов-на-Дону МАРТ, 2004

HYPERLINK «http://sbiblio.com/biblio/archive/ilin_difi/06.aspx» \l «_ftnref2» Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. С. 237-244.

Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 1997.

http://azps.ru/ А.Я.Психология. Описание психологических тестов. Онлайн-тестирование.

http://nazva.net/logic_test5/Тест на механическую понятливость. Тест Беннета

http://ru.wikipedia.org/ свободная энциклопедия

9. Список рекомендуемой литературы:

Анастази А. Психологическое тестирование. М., Педагогика, 1982, т. 2.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т., М. Педагогика, 1980.

Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. Meтодическое пособие / Под ред. В.И.Панова. — М.: Молодая гвардия, 1997.

Богоявленская Д.Б. Одаренность: предмет и метод // Магистр. 1994. № 2,3. БогоявленскаяД.Б., ИльясовИ.И. Психологические условия для дифференцированного обучения одаренных детей//Вопросы психологии. 1987. №6.

Борисова Е.М. Психологическая диагностика способностей // В кн. Общая психодиагностика. М., Изд-во МГУ, 1987, С. 135-154.

Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.

Вопросы психологии способностей школьников /Под ред. КрутецкогоВ.А. — М., 1964. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991

Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М.: 1991

Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям //Психол. журн., 1989, т. 10, № 4, с. 75-87.

Голубева Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М.Теплова / Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова. — Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997. С. 163-188.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст