Учебно-методическое пособие для практических занятий Специальнос

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

Клиническая иммунология

Учебно-методическое пособие для практических занятий

Специальность 020208.65 — Биохимия

Красноярск

СФУ

2012

УДК

ББК

Составитель: А.А. Савченко

Клиническая иммунология: Учебно-методическое пособие для практических занятий /[Текст] / сост. А.А. Савченко. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 14 с.

Учебно-методическое пособие по курсу «Клиническая иммунология» составлено в соответствии с программой курса и является руководством для практических занятий.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов биологических и медико-биологических специальностей университетов.

УДК

ББК

© Сибирский

федеральный

университет, 2012

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Одной из основных организационных форм учебной деятельности являются практические занятия, которые призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

Практические занятия могут проводиться в различных формах – это может быть решение задач, дискуссии, доклады, и т.д. Часть практических занятий проводится в форме семинаров. Необходимость проведения традиционных аудиторных семинарских занятий определяется спецификой преподаваемой дисциплины. План и логика проведения семинарского занятия определяется преподавателем. Студенты получают задание не позднее, чем за одну неделю до проведения семинарского занятия, и занимаются самостоятельной подготовкой к занятию.

В учебно-методическом пособии для практических занятий по курсу «Клиническая иммунология» (СД.Р.5) приведены темы занятий, по каждой теме приводится список литературы, необходимой для самостоятельной подготовки. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020208.65 — «Биохимия».

Цель практических занятий по курсу «Клиническая иммунология» состоит в формировании и приобретении научных знаний по методам лабораторной диагностики, по этиологии, патогенезу, алгоритмам диагностики и дифференциальной диагностики, лечения, профилактики и реабилитации иммунодефицитных, аутоиммунных и аллергических заболеваний.

В задачи практических занятий входит

● ознакомление студентов с современными методами лабораторной диагностики;

● анализировать и объяснять механизмы иммунного ответа в норме и при различных патологических состояниях;

● использовать знания о нарушениях иммунной системы и факторах иммунной защиты в профессиональной деятельности.

Практические занятия способствуют развитию у студента таких необходимых навыков, как выбор и решение поставленной задачи, сбор и аналитический анализ опубликованных данных, умение выделять главное и делать обоснованное заключение.

На практических занятиях студенты решают ситуационные задачи выполняют задания, подробно обсуждают трудно усваиваемые моменты, выступают с докладами, проводится устный опрос студентов, тестирование.

В результате выполнения практических занятий обучающиеся должны

знать:

механизмы иммунного ответа в норме и при различных патологических состояниях;

этиологию и патогенез конкретных форм иммунопатологии, иммунодефицитных, аутоиммунных, аллергических и других болезней;

методы исследования состояния иммунной системы;

применять знания для проведения экспериментальной работы;

значимость иммунопатологических нарушений в патогенезе различных заболеваний человека и принципах их иммунокоррекции

основные методологические принципы научного исследования;

принципы работы с современным лабораторным оборудованием;

уметь:

работать с оборудованием иммунологического профиля,

работать с биологическим материалом;

оценивать и обрабатывать полученные экспериментальные результаты;

выбирать оптимальные методы достижения поставленных целей.

Студенты должны уметь использовать знания по клинической иммунологии, полученные при знакомстве с лекционным материалом, учебниками, монографической литературой, периодикой при изучении других биологических дисциплин; применять их при постановке экспериментальной работы.

Изучение предлагаемого курса невозможно без знакомства студентов с данными анатомии, гистологии, экологии, патологической физиологии. Особое внимание обращается на разнообразие механизмов нарушения нормального функционирования иммунной системы, на последние достижения наук в лабораторной диагностики иммунных нарушений, а также на применение знаний медицинской иммунологии в практической деятельности человека, и, прежде всего, в медицине.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 70 часов. Из них на теоретическое обучение отводится 36 часов (24 часа – лекции, 12 часов – практические занятия), на самостоятельную работу – 34 часа (табл. 1).

Таблица 1 – Общая трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины

70

70

Аудиторные занятия:

36

36

лекции

24

24

практические (семинарские) занятия

12

12

Самостоятельная работа:

34

34

изучение теоретического курса (ТО)

34

34

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Разделы дисциплины и виды занятий в часах приведены в табл. 2.

Таблица 2 — Разделы дисциплины и трудоемкость видов занятий

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

(часы)

Практические

занятия (часы)

Самостоятельная работа

(часы)

1

Раздел 1.

Предмет и задачи клинической иммунологии. Методы оценки иммунного статуса

7

3

4

2

Раздел 2.

Первичные и вторичные иммунодефицитные состояния

5

3

10

3

Раздел 3.

Инфекции

6

3

10

4

Раздел 4.

Аллергия и аутоиммунные заболевания

6

3

10

Темы практических занятий по курсу «Клиническая иммунология» сгруппированы по разделам дисциплины и представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Темы практических занятий

п/п

Разделы

дисциплины

Темы практических занятий, трудоемкость (часы)

1

Раздел 1.

Предмет и задачи клинической иммунологии. Методы оценки иммунного статуса

1.1. Работа с иммунограммой: оценка нормы и изменения при патологических состояниях (3 ч.)

2

Раздел 2.

Первичные и вторичные иммунодефицитные состояния

2.1. Первичные Т-клеточные иммунодефициты. Этиология, патогенез (1,5 ч.)

2.2. Первичные В-клеточные иммунодефициты. Этиология, патогенез (1,5 ч.)

Раздел 3.

Инфекции

3.1. Особенности иммунного статуса при бактериальных инфекциях (1 ч.)

3.2. Этиология и патогенез бактериальных инфекций (2 ч.)

Раздел 4.

Аллергия и аутоиммунные заболевания

4.1. Особенности иммунного статуса при аллергических и аутоиммунных заболеваниях (3 ч.)

Раздел 1. Предмет и задачи клинической иммунологии. Методы оценки иммунного статуса.

Занятие 1.1. Работа с иммунограммой: оценка нормы и изменения при патологических состояниях (3 ч.).

Вопросы для обсуждения на занятии:

1.Предмет «Клиническая иммунология». Задачи клинической иммунологии.

2.Область клинического применения иммунологии. Понятие иммунного статуса человека.

3.Этапы оценки иммунного статуса.

4.Методы клинико-иммунологической диагностики.

5.Оценка фагоцитоза. Определение адгезии фагоцитов.

6.Оценка фагоцитоза. Определение движения фагоцитов.

7.Оценка фагоцитоза. Определение стадии поглощения.

8.Оценка фагоцитоза. Определение стадии дегрануляции.

9.Оценка фагоцитоза. Определение стадии киллинга и расщепления.

10.Оценка фагоцитоза. Определение образования активных форм кислорода.

11.Оценка клеточного иммунитета. Кожные пробы.

12.Оценка клеточного иммунитета. Определение пролиферативного ответа лимфоцитов.

13.Оценка клеточного иммунитета. Определение субпопуляций лимфоцитов.

14.Оценка клеточного иммунитета. Определение гормонов тимуса и уровня цитокинов.

15.Оценка гуморального иммунитета. Определение концентрации иммуноглобулинов в сыворотке крови по Манчини.

16.Оценка гуморального иммунитета. Методы определения ЦИК.

17.Оценка гуморального иммунитета. Определение концентрации иммуноглобулинов в сыворотке крови турбидиметрическим и нефелометрическим методами.

18.Иммуноферментные методы анализа.

Раздел 2. Первичные и вторичные иммунодефицитные состояния.

Занятие 2.1. Первичные Т-клеточные иммунодефициты. Этиология, патогенез (1,5 ч.).

Вопросы для обсуждения на занятии:

1.Первичные Т-иммунодефициты. Синдром Ди Джорджи.

2.Первичные Т-иммунодефициты. Периодическая лимфопения.

3.Первичные Т-иммунодефициты. Алимфоцитоз.

Занятие 2.2. Первичные В-клеточные иммунодефициты. Этиология, патогенез (1,5 ч.)

Вопросы для обсуждения на занятии:

1.Первичные В-иммунодефициты. Первичная дисгаммаглобулинемия.

2.Первичные В-иммунодефициты. Спорадическая врожденная гипогаммаглобулинемия.

3.Первичные В-иммунодефициты. Болезнь Брутона.

4.Первичные В-иммунодефициты. Синдром Блума.

Раздел 3. Инфекции.

Занятие 3.1. Особенности иммунного статуса при бактериальных инфекциях (1 ч.).

Вопросы для обсуждения на занятии:

1.Специфические и неспецифические механизмы противобактериального иммунитета.

2.Туберкулез. Клинико-иммунологическая характеристика.

3.Лепра. Этиология, эпидемиология и патогенез.

4.Стафилококковые болезни. Клинико-иммунологическая характеристика.

5.Пневмококковая инфекция. Клинико-иммунологическая характеристика.

6.Скарлатина. Клинико-иммунологическая характеристика.

Занятие 3.2. Этиология и патогенез бактериальных инфекций (2 ч.).

Вопросы для обсуждения на занятии:

1.Заболевания, вызываемые вирусами простого герпеса. Клиника-иммунологическая характеристика.

2.Заболевания, вызываемые вирусом герпеса человека 3. Клинико-иммунологическая характеристика.

3.Заболевания, вызываемые вирусом герпеса человека 4. Клинико-иммунологическая характеристика.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст