Учебно-методическое пособие Для направления 050100. 62. Педагоги

Министерство образования Ставропольского края

ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»

Кафедра теории и методики безопасности жизнедеятельности

Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Учебно-методическое пособие

Для направления 050100.62. Педагогическое образование профилей Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура

Печатается по решению Учебно-методического совета Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

ББК

УДК

Г —

Рецензент

Кандидат педагогических наук Янковец Ирина Анатольевна

Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебно-методическое пособие для направления 050100.62. Педагогическое образование профилей Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура / сост. Арова Л.Г. Невинномысск: НГГТИ, – 2012. — 39 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для выполнения курсовых работ по дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена студентам очной и заочной форм обучения направления 050100.62. Педагогическое образование профилей Безопасность жизнедеятельности и Физическая культура.

ББК

© Арова Л.Г., 2012

© ГАОУ ВПО НГГТИ, 2012

Рекомендации предназначены для оказания методической помощи студентам и преподавателям института по одному из важнейших разделов учебного плана — подготовке курсовых работ. Рекомендации разработаны на основе новых учебных планов, приказов и инструктивных указаний, а также обобщения опыта работы ведущих учебных заведений.

В рекомендациях показаны этапы подготовки, требования к структуре, содержанию, оформлению, рецензированию и защите курсовых работ студентами кафедры Теории и методики физического воспитания и безопасности жизнедеятельности.

Содержание

1. Цель и задачи написания курсовой работы.

2. Методика научно-исследовательской работы….

2.1. Организация и сроки выполнения курсовой работы

2.2. Требования, предъявляемые к написанию и оформлению курсовой работы………….

2.3. Структура курсовой работы………………

2.4. Руководство и рецензирование курсовой работы.

3. Защита курсовой работы……………………

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Цель и задачи написания курсовой работы

Одной из форм учебной, научно-исследовательской и методической работы студентов в высшем учебном заведении является выполнение курсовой работы.

Главная цель курсовой работы заключается в повышении уровня специальной теоретической подготовки студентов по избранному виду специализации безопасность жизнедеятельности.

Основными задачами курсовой работы являются:

— закрепление и углубление полученных студентами знаний по определенным дисциплинам;

— расширение круга знаний студентов путем изучения справочной, научно-методической литературы, овладения методиками исследований;

— развитие творческой инициативы студентов при самостоятельном решении поставленных перед ними задач, а также стремления к поискам оригинальных решений;

— развитие навыков научного, технически и литературно грамотного изложения материала, убедительного обоснования выводов, практических рекомендаций, расчетов;

— развитие у студентов чувства ответственности за выполненную ими работу и оформленные выводы, умения обоснованно защитить их.

В процессе подготовки курсовой работы студенты должны овладеть следующими умениями и навыками:

— самостоятельно выбрать актуальную тему, определить объект и предмет исследования. Сформулировать цель, гипотезу и задачи исследования;

— изучить научно-методическую литературу по теме исследования и провести ее критический анализ;

— подобрать адекватные поставленным задачам методики исследования;

— корректно использовать методы математической статистики при обработке полученных результатов исследований;

— самостоятельно анализировать результаты исследований, оформлять их в соответствующие материалы (таблицы, графики, рисунки), грамотно их излагать.

2. Методика научно-исследовательской работы

С выполнения курсовой работы начинается профессиональное становление студента, проверяется его способность творчески мыслить и находить оптимальные пути в выборе решений. В ходе выполнения курсовой работы происходит также наиболее активный процесс закрепления знаний, полученных во время всех видов занятий, а также углубление и расширение знаний путем самостоятельного обращения к специальной литературе, вспомогательным и справочным пособиям.

Всякое научное исследование должно рассматриваться, как управляемый процесс, направленный на получение новых знаний, и включать следующие этапы:

— постановку проблемы и выбор темы исследования;

— сбор и работу с литературным материалом;

— определение объекта и предмета исследования;

— формулировку цели исследования;

— построение модели объекта;

— имитационное моделирование и формулировку гипотезы исследования;

— определение методов исследования;

— разработку плана исследования;

. организацию и проведение исследования;

— оформление и защиту результатов проведенного исследования.

С постановки проблемы и выбора темы исследования начинается процесс научного исследования. Количество тем, по которым возможно и необходимо проведение исследований очень велико. Тема научной работы не должна быть навязана студенту. Она выбирается на основе учета личных склонностей и способностей, должна иметь четко очерченные границы и соответствовать уровню теоретических знаний. Тема выпускной квалификационной работы должна быть связана с темами курсовых работ по физиологии, теории и методике физической культуры.

Тема может быть заимствована из критических обзоров достижений в данной области, критического разбора научных работ, повторения ранее выполненного исследования, но на новом экспериментальном материале или с применением нового метода или технических средств, проверки случайно обнаруженных явлений или догадок.

Степень изученности проблемы и темы может быть предварительно оценена по энциклопедическим статьям, учебникам и учебным пособиям (эти разработки отстают от реального развития науки на 5-20 лет), монографиям и научным статьям.

Ознакомление с проблемой позволяет определить методы предстоящего исследования, их точность, доступность.

После того, как исследователю становится ясна степень изученности темы и определились методы, появляется основа для уточнения цели исследования, разработки рабочей гипотезы исследования.

Разработка рабочей гипотезы выполняется на основе мысленного моделирования объекта исследования.

2.1. Организация и сроки выполнения курсовых работ

Курсовые работы студентов выполняются в сроки, обозначенные в учебных планах, утвержденных ученым Советом ВУЗа.

Тематика курсовых работ разрабатывается ежегодно кафедрами и утверждается ученым Советом института.

Тематика работ должна быть актуальной, отвечающей задачам подготовки специалистов на современном уровне, соответствовать основным направлениям и проблемам научно- исследовательской и методической работы института. Тематика ежегодно обновляется и дополняется.

Выбранные студентами темы и назначенные научные руководители утверждаются кафедрой и оформляются специальным протоколом.

По предложению научного руководителя в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам курсовой работы за счет лимита времени, отведенного на ее руководство.

Консультантами по отдельным разделам курсовой работы могут назначаться научные сотрудники и преподаватели института, а также высококвалифицированные специалисты других ВУЗов и учреждений. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной студентом работы и ставят на нее свою подпись.

Выполняя работы, студенты обязаны:

— составить план курсовой работы, написать введение, обзор литературы, сформулировать цель и задачи исследования, определить перечень методов и написать предполагаемую организацию, где планируется проведение исследования, составить библиографию; подобрать и овладеть методами исследования.

— самостоятельно провести наблюдения, эксперимент; сделать анализ и обобщение полученных материалов собственных наблюдений и исследований по теме работы; дополнить библиографию, написать полный текст работы;

— сформулировать окончательные выводы и практические рекомендации;

— оформить работу; подготовить доклад для защиты, иллюстрации;

— получить рецензию от научного руководителя; защитить работу на заседании кафедры, защитить основные положения работы с выставлением дифференцированной оценки.

Подобные рекомендации являются примерными, поскольку выполнение отдельных разделов может сдвигаться по срокам.

2.2. Требования, предъявляемые к написанию и оформлению курсовой работы

В соответствие с Государственным образовательным стандартом курсовая работа бакалавра безопасности жизнедеятельности и физической культуры представляет собой законченную разработку или проект учебно-методической деятельности, в которой решается актуальная для БЖД и ФК задача.

В процессе работы студент должен показать умение выявлять и формулировать актуальные для теории и практики возрастной анатомии, физиологии и гигены цели и задачи исследования, на основе анализа учебной, научной и методической литературы, материалов, отражающих теорию и практику; подбирать, адекватные поставленным задачам методы исследования; организовывать и осуществлять экспериментальные исследования; осуществлять необходимую обработку полученных результатов; интерпретировать и оформлять результаты исследования; делать выводы и давать практические рекомендации.

Курсовая работа бакалавра безопасности жизнедеятельности и физической культуры может также представлять собой теоретическое исследование и выполняться в форме обобщенного научного обзора с анализом новейших, малодоступных научных работ, связанных единой тематикой. Итогом такой работы должны быть обобщающие выводы, имеющие научное и (или) практическое значение.

Объем курсовой работы, как правило, не должен превышать 40 страниц машинописного текста.

Курсовая работа начинается с титульного листа, который оформляется согласно приложению 1. На титульном листе указывается полное название института, кафедры, фамилия, имя, отчество студента, курс, группа, факультет, название работы, по какой дисциплине она выполнена, инициалы и фамилия преподавателя — научного руководителя, его ученое звание, степень, место и год выполнения работы.

За титульным листом следует «Содержание», состоящее из названия разделов и глав, с указанием страниц, на которых они размещены.

Общий объем работы включая список литературы должен быть не менее 28 страниц и не более 45 страниц стандартного формата А4).

Оформление курсовой работы должно соответствовать следующим требованиям:

Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Работа может быть отпечатана на пишущей машинке (компьютере) на одной стороне листа формата А 4 (210 х 297 мм) из расчета 28-29 строк на одной странице (через два междустрочных интервала на пишущей машинке или полуторный междустрочный интервал на компьютере), 56-60 знаков в строке.

При компьютерном наборе рекомендуется кегль 14 п., гарнитура шрифта Тimes New Roman.

Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows 6.0-7.0. Текст печатается на листах белой бумаги формата А 4, размером 210 мм х 297 мм, на одной стороне, размер шрифта в электронном варианте — 14 с полуторным интервалом, в стиле Times New Roman, размером 14 кеглей. Размер абзацного отступа – 1,25 см.

Все страницы выпускной квалификационной работы должны иметь поля: верхнее и нижнее — по 2,0 см, левое — 3,0 см и правое — 1,5 см.

Курсовая работа состоит из титульного листа, задание на курсовую работу, содержания, введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.

Текст основной части курсовой работы делится на главы, пункты и подпункты. Главы делятся на пункты (1.1, 1.2 и т.д.), которые могут обозначать относительно самостоятельные вопросы, относящиеся к данной проблеме.

Заголовки глав печатаются симметрично тексту заглавными буквами жирным шрифтом. Заголовки параграфов печатаются с красной строки строчными буквами (кроме первой прописной) жирным шрифтом. Точку в конце заголовка не ставят.

Расстояние между заголовками глав и текстом должно быть равно одному интервалу. Каждую главу следует печатать с нового листа (страницы).

Страницы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Первой страницей считается титульный лист. Однако титульный лист, задание на дипломную работу и календарный план и содержание включается в общую нумерацию, но номера на них не ставится, на последующих страницах номер проставляется в вверху посередине.

Все элементы работы (содержание, введение, главы, заключение, список литературы, приложение) должны начинаться с новой страницы.

На отдельном листе помещается содержание, включающее в себя наименование всех глав, параграфов, пунктов с указанием страниц, на которых размещается начало материала. Названия разделов, подразделов и т.п., указанные в содержании должны точно соответствовать названию в тексте, расхождения не допускаются (Приложение 4).

Приложения оформляются как продолжение работы и располагаются в работе после списка литературы; номера страниц в приложениях не выставляются.

Каждое приложение начинается с нового листа, с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» (которое пишется строчными буквами) и его порядкового номера без знака № и без точки в конце.

Нумерация страниц и глав

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется вверху страницы без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страницы. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Нумерация страниц начинается с титульной, но страница проставляется с введении номер страницы -5.

Главы, параграфы, пункты и подпункты (кроме введения, заключения, списка использованных источников и приложений) нумеруются арабскими цифрами, например: глава 1, подглава 2.1.

Графический материал

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещают под ней. При необходимости перед названием рисунка помещают поясняющие данные.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «Рисунок» под ней не пишут.

Таблицы

Цифровой материал следует помещать в работе в виде таблиц. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Допускается нумерация таблиц в пределах раздела. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут. Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Заголовки граф указываются в единственном числе. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки — со строчных, если последние подчиняются заголовку. Графу «№ п-п» в таблицу включать не следует.

Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.

Правила оформления списка литературы

Список литературы составляют по алфавиту авторов и названий коллективных работ. Если авторы являются однофамильцами, алфавитный принцип действует в отношении инициалов. Произведения одного автора тоже располагаются в алфавитном порядке.

Если список литературы включает в себя работы на иностранных языках, они размещаются после литературы на русском языке.

Если в список литературы включаются интернетовские сайты, они даются в разделе иностранной литературы в соответствии со своим написанием.

При оформлении работы в ссылках литературы по тексту используется нумерация, соответствующая списку литературы в квадратных скобках, например: [24, C.97]; [41, с.31-34]; [1, 2], [47 C.19] (означает, что в литературном источнике 19 страниц).

Оформление приложений

Приложения следует оформлять как продолжение курсовой работы на ее последующих страницах или, при большом объеме, в виде отдельной книги, на титульном листе которой должно быть написано прописными буквами «Приложения».

Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте дипломной работы.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху посередине после слова «Приложение». Если приложений более одного, то они нумеруются арабскими цифрами.

Приложения оформляются как продолжение работы и располагаются в работе после списка литературы; номера страниц в приложениях не выставляются.

Каждое приложение начинается с нового листа, с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» (которое пишется строчными буквами) и его порядкового номера без знака № и без точки в конце.

2.3. Структура курсовой (квалификационной) работы

Композиционная структура курсовой работы экспериментально-исследовательского характера должна состоять из следующих разделов:

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (несколько глав)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИЛИ ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

В то же время каждый автор волен избирать любой строй и порядок организации научных материалов, чтобы получить внешнее расположение их и внутреннюю логическую связь в таком виде, какой он считает лучшим, наиболее убедительным для раскрытия своего творческого замысла.

В разделе «Введение» представляется актуальность выбора темы работы, указывается объект (та часть материи, которая включена в познавательную деятельность субъекта) и предмет (отдельные части объекта, какие — либо свойства, процессы) исследования, показывается научная новизна и практическая значимость. Актуальность — обязательное требование к любой работе исследовательского характера. Освещение актуальности должно быть немногословным. Необходимо показать, где проходит граница между знанием и незнанием, четко и однозначно определить научную проблему, а следовательно, и сформулировать ее суть. Объем раздела составляет 2 — 3 страницы машинописи.

В начале основной части возможно провести анализ литературных источников, прямо или косвенно относящиеся к выбранной автором теме. По возможности показать мнения различных авторов, специалистов, сопоставить результаты их исследований, полученные в разное время.

Обзор литературы не должен выглядеть, как присвоенные автором факты, положения, мысли, переписанные из других источников. Каждый раз, когда автор квалификационной работы пользуется чужими фактами, суждениями, необходимо ссылаться на автора и год издания источника. Из работы должно быть совершенно ясно, в каком месте студент пользуется положениями, заимствованными из литературных источников, а где он приводит свои собственные мысли, заключения, соображения.

Ссылки на авторов должны вестись в строгом соответствии с ГОСТом.

Пример двух вариантов ссылок на литературные источники:

1. …Иванов А.А. (1998) показал, что …

2. …Ряд авторов (Вавилов ю.н., Ярыш Е.А., 1997; Зайцева В.В., 1995 и др.) считают, что …

В обоих случаях после фамилии автора в скобках указывается год издания источника.

Отправными словами при анализе литературных источников должны быть: «Автор отмечает, указывает, показывает, подчеркивает, считает» и т.п.

Данный обзор заканчивается резюме, в котором в обобщенном виде показываются основные результаты анализа состояния вопроса. Здесь же необходимо сформулировать гипотезу работы.

Фактический материал должен быть изложен с учетом поставленных задач. В работе возможно размещение таблиц, графиков, рисунков, цифровые данные которых обработаны методами математической статистики, а также фотоматериалы.

В заключительной части работы формулируются выводы и практические рекомендации, которые отражают основные положения работы, с обязательными ответами на задачи, поставленные в начале исследования.

Каждый вывод обозначается соответствующим номером. Выводы и практические рекомендации должны быть краткими, конкретными и вытекать из фактического материала исследования.

Раздел «Библиография» составляется в алфавитном порядке. В указателе литературы следует строго придерживаться библиографических правил, обозначенных в приложениях 3 и 4. Не допускается включение в библиографию источников, не используемых в работе.

В раздел «Приложения» включаются результаты тестирования испытуемых, различного рода карты обследования, протоколы педагогических наблюдений и экспериментов, образцы анкет и т.д.

2.4. Руководство и рецензирование курсовой работы

При подготовке курсовых работ заведующий кафедрой должен:

— назначить наиболее квалифицированных преподавателей в качестве научных руководителей работ, имеющих опыт руководства и компетентных в вопросах, связанных с конкретными темами;

— обеспечить аппаратурой, приборами, методиками, имеющимися на кафедре;

— при необходимости обеспечить использование материально-технической базы других кафедр и лабораторий;

— обеспечить подготовку и пополнение методических разработок по выполнению квалификационных работ и через руководителей (кураторов) довести до сведения студентов;

— утверждать тематику, расписание консультаций, задания и календарные планы выполнения работ, графики защиты;

— контролировать ход выполнения и качество завершенных курсовых работ, качество подготовленных рецензий;

— организовывать и проводить конкурсы на лучшую курсовую работу по специализации.

В обязанности научного руководителя входит:

— составление расписания проведения консультаций;

— рекомендации в подборе литературы, методики исследования, аппаратуры;

— оказание помощи в организации и проведении педагогических наблюдений и экспериментов;

— проверка качества полученных результатов исследования;

— контроль за ходом выполнения курсовой работы и информация заведующего кафедрой о положении дел у того или иного студента;

— проверка разделов работы в целом, составление рецензии о ней;

— участие и выступление на защите работы студентом.

Консультанты конкретизируют задание по соответствующим разделам работы, проводят консультации и проверяют выполненную студентом работу.

При рецензировании квалификационной работы должны быть отражены следующие основные положения:

— актуальность и новизна выбранной темы;

— теоретическая и практическая значимость работы, достаточная научная обоснованность темы;

— эрудиция и способность автора по литературным источникам анализировать состояние вопроса, формулировать свои суждения;

— конкретность и четкость формулировок целей и задач исследования;

— обоснованность выбранных методик исследования в соответствии с поставленными задачами;

— научно-методический уровень выполненной работы (использование методик, аппаратуры, качество педагогических наблюдений и экспериментальной части работы);

— характер полученных материалов и качество обсуждения результатов исследования;

— конкретность и четкость формулировки выводов и рекомендаций, их соответствие полученным результатам исследования. Наличие предложений и рекомендаций, имеющих практическое значение;

— оформление работы (объем, переплет, внешний вид и опрятность), грамотность и соблюдение общепринятых правил правописания, ссылки на литературные источники. Наличие и качество приведенных в работе иллюстративных материалов (графиков, рисунков, таблиц, схем, диаграмм, наличие на них обозначений, названий и т.д.). Соблюдение общепринятой схемы в составлении библиографии, количество литературных источников;

— достоинства и недостатки.

В заключительной части рецензии официальные оппоненты высказывают свое мнение в целом о работе и определяют возможность допуска к защите

3. Защита курсовых работ

Курсовые работы студенты защищают на специальных открытых заседаниях кафедры под председательством заведующего в сроки, обозначенные в учебном плане. На заседании кафедры должно присутствовать не менее половины преподавательского состава с обязательным участием на защите научных руководителей, рецензентов, консультантов и студентов учебной группы.

Студенты должны быть ознакомлены с рецензиями не позднее, чем за 3 дня до защиты.

В процедура защиты состоит из:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст