Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по напра

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Кафедра теории и истории политической науки

А.А. Керимов

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

Учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся

по направлению 030200 – «Политология»

Екатеринбург 2012

Автор-составитель:

А.А. Керимов, кандидат политических наук, доцент кафедры теории и истории политической науки

Рецензенты:

Кафедра социально-политических наук Уральского института экономики, управления и права;

А.В. Чернов, кандидат философских наук, доцент кафедры общей и экономической истории Уральского государственного экономического университета

Учебно-методическое пособие содержит методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению письменных работ, план–конспекты разделов курса, развернутый план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, вопросы для контроля, словарь основных терминов, учебную литературу.

ВВЕДЕНИЕ

Политическая наука является составной частью современного гуманитарного образования в Российской Федерации и за рубежом. Являясь частью демократической системы образования, она воспитывает гуманизм, человечность и уважение к людям, обучает искусству владения политикой, а значит, искусству властвования, умению руководить людьми и трудовыми коллективами. Наука о политике, формируя политическую культуру, воспитывает у молодого человека чувство гражданственности и социальной ответственности. «Если человек не занимается политикой, то политика все равно занимается им», – гласит известный афоризм. Следовательно, знание основ политической науки помогает гражданину ориентироваться в сложностях общественно-политической жизни, понять свое место и роль в обществе, предостеречься от опасности стать объектом политического и идеологического манипулирования.

Современный человек с политикой сталкивается везде, все нити общественной жизни в той или иной степени связаны с ней. Политика взаимодействует с экономикой, культурой, религией, оказывает на них влияние и сама также подвергается их влиянию.

Для понимания сложностей взаимодействия в сферах общественной жизни немаловажное значение имеет религиозный фактор и его влияние на политику.

Религиозные идеи оказали огромное влияние на ход развития истории человечества и цивилизаций. Важное место среди этих идей занимает религиозно-политическая доктрина о происхождение власти. Феномен верховного правителя – «наместника Бога» на земле – рассматривается во всех мировых религиях. Древнеегипетские фараоны, христианские императоры, мусульманские правители, русские цари опирались на религию при объяснении и оправдании своей безграничной власти. Их взаимоотношения с религией не всегда были бесконфликтными, но в целом, эти начала – земная и небесная власти – дополняли и поддерживали друг друга.

В истории человечества случались войны, свершались революции, менялись правители и политические режимы, но неизменной оставалась только системообразующая идея – религиозно-политическая доктрина – происхождение власти. В чем сила и слабость этой доктрины, как отразилось ее влияние на процессы государствообразования, почему человечество в течение столетий слепо следовало ей, были ли альтернативные варианты объяснения феномена происхождения власти, как «уживаются» две мощные силы – религия и политика – в реалиях современности, — вот неполный круг вопросов, который составляет компетенцию данной дисциплины.

Данный курс является составной частью программы по подготовке бакалавров по направлению «Политология». Знания курса помогут формированию у студентов целостного представления о социально-политической жизни современного общества, о роли и значении религии и политики, их взаимодействии и влиянии на государство, общественно-политические организации и гражданское общество. Все это призвано сформировать у студентов активную политическую позицию и способствовать их сознательной вовлеченности в современный политический процесс с учетом конфессиональных особенностей общества.

В учебно-методическое пособие включены развернутый план и материалы к семинарским занятиям, проблемно-поисковые вопросы, контрольные вопросы, список основной и дополнительной литературы по каждой теме, словарь основных терминов, методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям, а также по выполнению письменных работ.

Для  наглядного усвоения материалов курса  возможно использование таблиц, схем, которые могут демонстрироваться  с помощью технических средств обучения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендации для преподавателя. При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, доступность, последовательность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса (его мировоззренческий, воспитательный, регулятивный, объяснительный и т.п. потенциал).

Рекомендации для студента. Для достижения поставленных целей в рамках изучения данного курса самостоятельная работа студента должна быть организована на основе привлечения кроме лекций-конспектов и необходимой литературы, указанной в соответствующем разделе. В ходе самостоятельной подготовки студенты должны внимательно ознакомиться с учебным материалом, уяснить суть и содержание терминов и понятий, а также обязательно выполнить учебные задания, приведенные в конце каждой темы в соответствии с учебно-методическими разработками.

ТЕМА 1. РОЛЬ И МЕСТО РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Целью изучения вводной темы является ознакомление студентов с дисциплиной «Религия и политика» и ее широким спектром междисциплинарного характера. В центре внимания темы находятся вопросы, раскрывающие сущность предмета дисциплины, научного инструментария, применяемого в современных политических исследованиях.

При изучении темы особое внимание необходимо обратить на социально-политическую сущность религии и ее место в современной социально политической действительности. Важным является выделение таких исторических типов взаимоотношений политики и религии, как: 1) симбиоз государственной власти и религии; 2) подчинение государства религиозным учреждениям; 3) подчинение официальных религиозных учреждений государству; 4) отделение религии от государства при юридическом и фактическом равенстве религиозных организаций; 5) ограничение и жесткий государственный контроль над формально легальной религиозной организацией; 6) религиозные гонения.

Семинарское занятие может быть организовано в виде обсуждения ключевых вопросов темы. Студент по итогам занятия должен иметь знания о роли религий в развитии человечества, этапах борьбы светской и духовной власти  за доминирование в обществе, характере взаимодействия религии и политики на разных этапах истории человечества, периодах политизации и деполитизации религии.

Для достижения поставленных целей самостоятельная работа студента должна быть организована на основе привлечения кроме лекций-конспектов и необходимой литературы, указанной в соответствующем разделе. В ходе самостоятельной подготовки студенты должны внимательно ознакомиться с учебным материалом, уяснить суть и содержание терминов и понятий, а также обязательно выполнить учебные задания, приведенные в конце этих рекомендаций.

План семинара:

1. Место религии в социально-политической структуре общества.

2. Религиозный фактор в современном мире и  причины его возрастания.

3. Структура и типы взаимоотношений политики и религии.

4. Проблема адаптации государством традиционных функций религиозных организаций и институтов.

Проблемно-поисковые вопросы для изучения и обсуждения:

1. Объясните положение: «Религия – часть культуры человека, живущего на земле».

2. Согласны ли вы с высказыванием К. Маркса: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира… Религия есть опиум для народа».

3. Согласны ли вы со следующими высказываниями:

а) «Религия без власти погибнет, а власть без религии перестанет действовать» ( HYPERLINK «http://aphorism-citation.ru/index/0-18» \o «Ас-Самарканди» \t «null» Ас-Самарканди).

б) «Религия и законы – пара костылей, которую не следует отнимать у людей, слабых на ноги» (Д. Дидро).

Аргументируйте свою позицию.

Темы для докладов и сообщений:

1. Религии в жизни народов мира.

2. Мифическое и религиозное в общественном сознании.

3. Религия и политика в постиндустриальном обществе.

4. Религия и государство в странах третьего мира.

Контрольные вопросы:

1. Каковы причины возникновения религии и политики?

2. Какие функции выполняет религия в обществе? Выделите, на ваш взгляд, наиболее важные функции и аргументируйте свой выбор.

3. Что такое догмат, культ, обряд?

4. Какие функции выполняет политика в обществе? Выделите, на ваш взгляд, наиболее важные функции и аргументируйте свой выбор.

5. Что общего и в чем различия между религией и политикой?

6. Что включает в себя религиозная политика государства?

7. Сущность и структура религии (политологический аспект).

Основная литература:

1. Васильев Л.С. История религий Востока. Учеб пособие для вузов М., 2006.

2. Гараджа В.И. Социология религии. Учеб. пособие. М., 2005.

3. Нуруллаев А.А., Нуруллаев А.Ал. Религия и политика. Учеб. пособие. М., 2006

Дополнительная литература:

1. Кудрина Т.А. Память о прошлом в контексте современности // Социология власти. 2002. № 2.

2. Лопаткин Р.А. Конфессиональное пространство России глазами социолога // Религия и право. 2001. № 4.

3. Митрохин Л.Н. Философия религии: новые аспекты // Вопросы философии. 2003. № 8.

4. Овсиенко Ф.Г. Политизация конфессий и клерикализация политики: тенденции  развития и риски в российском обществе // Религиоведение. 2002. № 2.

5. Вебер М. Религия и социальный статус / Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

6. Гегель Г. Отношение религии к государству / Там же.

7. Гоббс Т. Богово и кесарево, подчинение религии государственной власти / Там же.

8. Леви-Брюль Л. Социальная обусловленность религиозных представлений и институтов / Там же.

9. Маркс К. Религиозное отчуждение / Там же.

10. Монтескье Ш. Об отношении законов к установленной в стране религии  / Там же.

11. Руссо Ж.Ж. Гражданское исповедание веры: почему государству важно, чтобы каждый гражданин имел религию / Там же.

ТЕМА 2. РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В АНТИЧНОСТИ.

МИФОЛОГИЯ ВЛАСТИ

При изучении темы необходимо показать связь активизации общественно-политической мысли в греко-римской цивилизации с социально-экономическим, политическим, культурным развитием общества. Такой подход позволяет вычленить системообразующие моменты, которые помогают понять процессы политизации религии. Религия как регулятивная и коммуникативная  основа  общественно-политической жизни в течение долгого времени играла главенствующую роль. Ею были выработаны механизмы воздействия на поведение людей и моральные стимулы для подчинения власти. Античные политические представления, опираясь на мифологию власти, создали конструкцию политической культуры как симбиоз культуры и религиозных традиций.

Подготовка к данному занятию предполагает работу с основными понятиями по предмету, изучению первоисточников. Семинарское занятие может быть проведено в форме «круглого стола», где студенты, используя материалы научной и учебной литературы, делают краткие сообщения различных концептуальных подходов к теории политики, о политической жизни античных обществ и взаимоотношений с религией.

План семинара:

1. Исходные формы греческой политической мысли. Фюсис, Космос, Логос, Номос.

2. Полис как гражданско-религиозная община и его кризис.

3. Формы религиозных объединений в Греции, их роль в политической жизни.

4. Римская сакрально-политическая традиция и ее отличия от греческой.

Проблемно-поисковые вопросы для изучения и обсуждения:

1. Почему политическая мысль зародилась на Востоке раньше, чем в странах Запада?

2. В чем сущность религиозно-мифологической и философско-этической трактовки политики?

3. Как вы прокомментируйте следующее высказывание Э. Гиббона: «Все религиозные культы, существовавшие в Древнем Риме, народ считал одинаково истинными, философы — одинаково ложными, а правители — одинаково полезными»?

Темы для докладов и сообщений:

1. Софисты и проблематизация сакральных оснований политики.

2. Платон и Аристотель: взгляды на политику.

3. Империя как универсальный сотериологический проект.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте особенности полисной культуры и процессов зарождения политической теории в Древней Греции.

2. Что нового внесли греческие софисты в политическую теорию?

3. Раскройте содержание политической философии Сократа и Платона.

4. Назовите основные идеи политической теории Аристотеля.

5. Что нового внес в политическую теорию Цицерон?

Основная литература:

1. Васильев Л.С. История религий Востока. Учеб пособие для вузов. М., 2006.

2. Гараджа В.И. Социология религии. Учеб. пособие. М., 2005.

3. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: учебник для студентов вузов. М., 2008.

4. Нуруллаев А.А., Нуруллаев А.Ал. Религия и политика. Учеб. пособие. М., 2006.

5. Теория политики: учебное пособие под ред. Б.А. Исаева. СПб., 2008.

Дополнительная литература:

1. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. СПб., 2001.

2. Каспэ С.И. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. М., 2001.

3. Кнабе Г.С. Историческое пространство Древнего Рима // Idem. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1994.

4. Парамонов Б.М. Пантеон. Демократия как религиозная проблема // Социо-Логос. Вып.1. М., 1991.

5. Федорова М.М. Классическая политическая философия. М., 2001.

6. Штраус Л. Введение в политическую философию. М., 2000.

ТЕМА 3. ХРИСТИАНСТВО В ЖИЗНИ НАРОДОВ И ГОСУДАРСТВ

В круг основных факторов, определяющих вектор и динамику общественного развития той или иной страны, помимо экономических и политических, входят духовные компоненты: религия, культура и национальные традиции.

Среди значительного массива соответствующих теоретических разработок особое место занимают социально-политические доктрины мировых религий.

Наличие взаимосвязи между религией и политикой очевидно. Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социально-политические учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе.

Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать.

Сами причины возникновения новых религиозных движений, как правило, носили социально-политический характер. Такие движения появлялись в ответ на назревшие потребности общественной жизни.

Фактически каждая вновь возникшая религиозная секта выступает как социально-политическая ячейка, а система ее воззрений – это новая социально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной форме. Такова, в сущности, история возникновения и христианства, и ислама, и буддизма и других религий.

По мнению таких авторитетных ученых, как С. Булгаков, М. Вебер, И. Ильин, именно религиозные основы являются истоками общественного развития различных типов цивилизаций, а по образному выражению К. Ясперса – их осевыми (стержневыми) и наиболее ценностными характеристиками, вокруг которых разворачивается ход истории.

Политическое учение христианства сложилось на основе евангельских текстов. Напомним, что политическое кредо христианства заключается в двух знаменательных отрывках Нового Завета:

1) Послании апостола Павла римлянам – «Несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим., 13, 1);

2) Притче о динарии (на вопрос фарисеев, стоит ли платить подать кесарю, т.е. римскому императору, Иисус ответил: «Воздайте Богу Богово, Кесарю — Кесарево»).

Это означало, что истинным христианам надлежит повиноваться любым земным властям, но при этом всегда сохранять религиозную независимость. Не случайно в Древнем Риме христиане начинали все свои собрания с молитвы за здоровье царствующего императора, но при этом никакими пытками было невозможно заставить их приносить жертвы языческим богам и обожествленным императорам.

В современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных отношений, использующих и учитывающих специфические особенности религиозного сознания.

Церковь как организация характеризуется всеми основными атрибутами, присущими социальному институту.

Ее элементами являются: общее вероучение (идеология), религиозная деятельность (культовая и внекультовая), церковная структура (система управления жизнью, деятельностью, поведением верующих).

В церкви действует определенная система регулятивных норм и правил (религиозная мораль, кононическое право и др.).

По мере развития церкви усиливались и ее политические функции. Постепенно власть церкви частично приобрела политический характер, так как она стала претендовать на роль высшего авторитета в укреплении не только семьи, но и общественной морали, в соблюдении норм и правил, в которых заинтересовано все общество.

Церковь стала играть огромную роль и в укреплении авторитета государственной власти.

Многие авторы, анализируя нынешнюю деятельность церкви, рассматривают ее как один из влиятельных компонентов политической системы общества. Осуществляя эту деятельность, церковь исходит из того, что людям нужны не только духовность и вера, но и религиозное обоснование их стремления к нормальному удовлетворению сугубо земных потребностей.

Христианские доктрины — католичества, православия и протестантизма — при всех своих особенностях и своеобразии опираются на единую платформу: догматические (принципиальные) положения Нового Завета (Евангелия), апостольские послания и Деяния апостолов, традицию, историю и предания Церкви, а также на учения отцов Церкви, посвященные вопросам организации совместной жизни людей.

С точки зрения христианского богословия, вопрос формы правления не относится к области вероучения. Содержанием догматических истин является учение о Боге и то, что принципиально важно для спасения человека. Вопросы политического устройства, как несущественные для спасения, могут решаться самым различным образом.

Политическая мысль христианства основывалась на лояльности к существующей власти: апостолы признавали римскую власть, даже когда она им была враждебна, и рекомендовали выполнять ее требования.

Любая власть обычно принимается такой, какая она есть. Безоговорочно осуждалась святыми отцами только анархия: «Безначалие, — пишет Иоанн Златоуст, — везде есть зло и бывает причиной беспорядка… Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются… – все это я называю делом Божией премудрости».

Методические рекомендации:

Занятие может носить комбинированный характер: сообщения, обсуждение, элементы дискуссии, контрольные задания по основным проблемам изучаемой темы. Подготовка к данному занятию предполагает работу по изучению первоисточников. Студенты должны уяснить сущность христианства, его влияние на процессы формирования государственности. Проблемно-поисковые вопросы должны быть изучены в форме свободного обмена мнениями, для чего в ходе подготовки к семинарскому занятию особое внимание должно быть уделено изучению научно-аналитической литературы.

План семинара:

1. Христианство как мировая религия.

2. Социальные формы организации религии. 

3. Пацифизм в социальной доктрине христианства.

4. Эволюционные процессы в христианстве ХI–ХVI вв.

5. Экуменическое движение: цели, задачи и организационная форма.

Проблемно-поисковые вопросы для изучения и обсуждения:

1. Как вы думаете, почему в обосновании божественной природы государства у средневековых философов лежит тезис о «естественной греховности» человека?

2. В какой мере может быть полезным для совершенствования деятельности современных государств следующее утверждение Ф. Аквинского: «Люди объединяются затем, чтобы хорошо жить вместе, чего не может достичь никто, живя в одиночестве; но благая жизнь следует добродетели, ибо добродетельная жизнь есть цель человеческого объединения… Но жить, следуя добродетели, не является конечной целью объединенного множества, цель – посредством добродетельной жизни достичь небесного блаженства… Привести к этой цели – назначение не земной, а божественной власти».

3. Может ли, на ваш взгляд, политика основываться на нравственных нормах, сформулированных в заповедях Христа из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас. Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку…. Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете»? Приведите аргументы в пользу того или иного варианта ответа.

Темы для докладов и сообщений:

1. Зоны влияния христианства.

2. Христианство и войны в истории.

3. Место и роль христианства в ХХI в.

Контрольные вопросы:

1. Что такое вера и чем она отличается от религии?

2. Что такое религия, каковы ее важнейшие компоненты?

3. Как можно охарактеризовать ранние формы религии?

4. Что такое секуляризация политическая и культурная?

5. Какова была политическая доктрина первых христиан?

6. Что стимулирует религизацию политики?

Основная литература:

1. Васильев Л.С. История религий Востока. Учеб пособие для вузов. М., 2006.

2. Гараджа В.И. Социология религии. Учеб. пособие. М., 2005.

3. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: учебник для студентов вузов. М., 2008.

4. Нуруллаев А.А., Нуруллаев А.Ал. Религия и политика. Учеб. пособие. М., 2006.

5. Теория политики: учебное пособие под ред. Б.А. Исаева. СПб., 2008.

Дополнительная литература:

1. Бачинин В.А. Евангельские ценности в гражданском обществе. М., 2006.

2. Государство и религии: взаимодействие на благо развития общества: Материалы международной конференции. М., 2009 // HYPERLINK «http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/insor/collection_religion.pdf» http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/insor/collection_religion.pdf

3. Народы и религии  мира. Энциклопедия. М., 1999.

4. Никитина А.Г. Политизация религии.//Вопросы филофофии.1994 №3

5. Овсиенко Ф.Г. Католицизм //Российская цивилизация М.Республика 2000

6. Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах. М., 2008.

7. Религия и глобализация на просторах Евразии. Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. Московский центр Карнеги. 2005. HYPERLINK «http://carnegie.ru/programs/?fa=list&program=89&lang=ru» http://carnegie.ru/programs/?fa=list&program=89&lang=ru

ТЕМА 4. КАТОЛИЦИЗМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Светская власть на Западе рухнула уже в 476 г., и на несколько веков каких-либо крупных государств в этой части христианского мира не было. Мелкие и мельчайшие королевства составляли политическую карту Западной Европы раннего Средневековья. Но все эти мелкие государства объединялись христианством. Со времен Римской империи сохранились жесткое централизованное иерархичное устройство Церкви и латинский язык в качестве главного языка. При этом на Западе был только один город, архиепископ которого считался одним из самых влиятельных в христианском мире и носил титул папы.

В результате в средневековой Европе сложился папецезаризм – идея превосходства церковной, представленной папой Римским, над светской властью. Правда, все это было в теории, на деле папство оказалось в опасной зависимости от франкских королей. Самый знаменитый и могущественный из них, Карл Великий, даже короновался в 800 г. как император восстановленной Римской империи (заметим, не империи франков, а именно как император Рима).

Впрочем, уже вскоре империя Карла распалась, и папство попыталось подчинить себе светских властителей. Начиная с IX–X вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства Богом были даны два меча – церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от Бога. При наиболее могущественных папах теория «двух мечей» означала, что светские правители должны всего лишь выполнять повеления пап. Короля, не подчиняющегося папе, можно сместить, заменить, проклясть, даже убить. Его «меч» также принадлежит Церкви. Священническое служение рассматривается как высшее, а императорское – как низшее и даже ему подчиненное. С такой точки зрения император возводится на престол «по воле Бога и святого ключника Петра».

Но такое положение сохранялось недолго. По мере формирования и укрепления национальных государств, папы второй половины XV в. уже выступают как светские владыки – они были по призванию скорее государственными мужами и полководцами, чем высшими священнослужителями. До этого в Церковном государстве недостатки светской власти (государственной) – отсутствие армии и вооруженной исполнительной власти – возмещались или корректировались авторитетом пап как правителей церкви.

Важнейшую роль в развитии социально–политического учения католичества в Новое время сыграла энциклика папы Льва XIII «Рерум новарум», положения которой стали платформой официальной доктрины католичества (общество, угодное богу). В ней обосновывается христианское требование справедливо преодолеть имеющиеся пороки социально-экономической системы.

Впоследствии главы Римско-католической Церкви в своих энцикликах и социальных обзорах, а также епископы и католические богословы внесли существенный вклад в развитие доктрины католичества, которая представляет собой внушительный массив детально разработанных и логически связанных между собой документов и богословских работ.

Круг рассматриваемых проблем в доктрине католичества достаточно обширен. Он охватывает значительный массив богословских, философских и социально-нормативных вопросов, включая:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст