Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоговое администрирова

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра «Финансы и кредит»

СОГЛАСОВАНО

Протокол УМС №____

«___»_____________2012 г.

Проректор по УМР

____________С.П. Ермишин

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по УРиКО

__________О.Н.Наумова

«___»___________2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол НТС №____

«___»_____________2012 г.

Проректор по ИиНИД

____________В.Н. Якунин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«Налоговое администрирование»

для студентов направления

080100.62 «Экономика»

шифр наименование

профиль подготовки «Налоги и налогообложение»

Составитель: Старикова С.С.

ТОЛЬЯТТИ, 2012

Содержание дисциплины

Налоговое администрирование: содержание и функции 5

Налоговые органы: структура, функции, задачи 11

Взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами 21

Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты. 26

Представительство в отношениях регулируемых налоговым законодательством. 34

Обязанности по уплате налогов и сборов. 37

2. Структура и объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, _108___часов.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

семестра

Число

недель

в семестре

Количество часов по плану

Количество зачетных единиц

ЛекцииПракт. занятияЛабор.

работыСамост. работаВсегоЛекцииПракт. занятияЛабор.

работаСамост.

работа Всего8171217-781080,50,5-23

3. Введение. Цели и задачи изучения дисциплины

Эффективность функционирования HYPERLINK «http://www.grandars.ru/student/nalogi/nalogovaya-sistema.html» \o «Налоговая система» налоговой системы зависит от качества налогового администрирования или управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. Управление налоговой системой базируется на трех основах: нормативно-правовые акты (налоговое законодательство), организационные основы деятельности субъектов налоговых отношений, налоговый контроль.

Целями освоения дисциплины «Налоговое администрирование» являются:

— формирование знаний о налоговой системе Российской Федерации;

— понимание взаимодействия государственных органов, участвующих в налоговых

отношениях с налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами);

— изучение основ налогового законодательства;

— понимание общих принципов формирования налоговых систем налогового производства России и налоговых систем зарубежных стран;

— применение знаний о налоговом администрировании в своей будущей практической деятельности.

Место дисциплины «Налоговое администрирование» в структуре ООП направления 080100.62 «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение»

Дисциплина «Налоговое администрирование» в структуре ООП находится в вариативной части – дисциплины профиля по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин: макро и микро- экономика; бухгалтерский учет и анализ; финансы; статистика; экономика организаций, общая теория налогов, налоги и налогообложение.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые для освоения данной дисциплины:

Способен планировать и прогнозировать налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов, с целью принятия инвестиционных решений;

— Рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

— Осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

Дисциплина «Налоговое администрирование» является предшествующей для освоения следующих дисциплин: «Налогообложение предпринимательской деятельности»; «Оценка стоимости бизнеса»; «Налоговое право»;

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Налоговое администрирование» для направления 080100.62 «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

— Особенности налогообложения отечественных и зарубежных товаропроизводителей, добывающих отраслей, инвесторов;

Уметь:

— Планировать и осуществлять прогноз налоговой нагрузки по конкретным инвестиционным проектам;

Владеть:

— Информационной базой в сфере налогообложения различных видов деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины «Налоговое администрирование» для направления 080100.62 «Экономика», профиль «Налоги и налогообложение»

Тема 1. Налоговое администрирование: содержание и функции

Лекционные вопросы:

1.1.Понятие налогового администрирования. Одной из основных задач налоговой политики является формирование такой модели правового воздействия на отношения, возникающие в процессе установления, исчисления и уплаты налогов (налоговые отношения), которая позволяла бы сбалансировать публичные и частные интересы различных участников экономических отношений, обеспечивая выполнение органами публичной власти своих законодательно определенных функций наиболее эффективным и минимально затратным образом, при этом, по возможности, минимальным образом вторгаясь в право частной собственности и негативно воздействуя на развитие экономических отношений.

Одними из приоритетных направлений демократического развития российского общества и повышения качества экономического роста являются достижение высокой эффективности государственного управления, успешность проведения научно обоснованной административной реформы. При этом именно налоговое администрирование, по мнению специалистов, призвано навести порядок в сфере налогообложения и налоговых отношениях государства и налогоплательщиков.

Несмотря на возросший интерес в научной и практической литературе к вопросам налоговой деятельности государства, исследование вопросов налогового администрирования в правовой науке находится на начальной стадии. Сам термин «налоговое администрирование» зачастую встречается в контексте его совершенствования и улучшения. При этом следует отметить, что среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. Экономистами и юристами налоговое администрирование в основном определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их правами и обязанностями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства.

Налоговое администрирование приводит процесс взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиками в соответствие с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования. Более конкретное определение: это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля.

1.2.Функции налогового администрирования Налоговое администрирование можно определить как урегулированную нормами права деятельность государственных уполномоченных органов в налоговой сфере, направленную на реализацию эффективной налоговой политики.

Налоговое администрирование — это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Понятие налоговой системы состоит из совокупности двух взаимообусловленных признаков. С одной стороны, это совокупность налогов, сборов, других платежей, закрепленных в качестве государственных доходов. С другой стороны, это совокупность процессуальных отношений по поводу установления, изменения, отмены налогов, платежей, по поводу организации контроля и регламентации ответственности за нарушение налогового законодательства.

Администрирование как основная функция управления, в соответствии с классической теорией управления, включает: планирование — постановку целей, задач (заданий); организацию — создание формальной структуры подчиненности и соответствующего разделения работы между подразделениями; руководство — оперативное принятие решений в виде приказов и распоряжений, обеспечение согласованности взаимодействия всех подразделений; учет; контроль; анализ.

Основная задача государства в сфере налогового администрирования — планирование объемов налоговых поступлений. Главными целями налогового планирования выступают определение количественной и структурной оценки налогового потенциала в разрезе регионов, заблаговременная оценка возможных последствий планируемых к принятию на федеральном и региональном уровне решений по вопросам государственной налоговой, бюджетной, экономической и социальной политики. Кроме того, налоговое планирование может применяться не только уполномоченными органами для максимальной реализации фискальной функции налогов. Сущность налогового планирования также состоит и в общепризнанном за всяким налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы сокращения своих налоговых обязательств. Правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может не только обеспечить сохранение финансовых накоплений, но и финансировать расширение деятельности.

1.3. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. В HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7012D3DDF102A26BE9DA18E7E7619503A59DF88084B2ED0707C3DE895E146AE110D4D6B57075BFNBdDHпункте 1 статьи 1 НК РФ содержится исключительно важное правило о том, что только HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7012D3DDF102A26BE9DA18E7E7619503A59DF88084B2ED0707C3DE89N5dEHНК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах образуют законодательство о налогах и сборах. Данное правило учитывается при разрешении самых разных вопросов: от того, могут ли нормы о бухгалтерском учете рассматриваться как часть налогового законодательства, до того, что состав расходов юридического лица, принимаемых к вычету для целей налогообложения, не может регламентироваться неналоговым законодательством. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7012D3DDF102A26BE9DA18E7E7619503A59DF88084B2ED0707C3DE895E146AE110D4D6BCN7d0HПункт 2 статьи 1 НК РФ закрепляет перечень вопросов, подлежащих регулированию HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7012D3DDF102A26BE9DA18E7E7619503A59DF88084B2ED0707C3DE89N5dEHНК РФ. Это означает, что указанное в данной норме иным нормативным правовым актом (в том числе федеральным законом) устанавливаться не может. В соответствии с HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7012D3DDF102A26BE9DA18E7E7619503A59DF88084B2ED0707C3DE895E146AE110D4D6B57075BFNBd4Hпунктом 3 статьи 1 НК РФ его действие распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию налога, то есть на налоговые правоотношения. Положения HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7012D3DDF102A26BE9DA18E7E7619503A59DF88084B2ED0707C3DE895E146AE110D4D6B57075BCNBdEHстатьи 2 НК РФ четко определяют круг общественных отношений, регулируемых налоговым законодательством. Это позволяет отграничить налоговые правоотношения от имущественных, регулируемых HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7012D3DDF102A26BE9DA18E7E7619503A59DF88E86B2ED0707C3DE89N5dEHГК РФ, бюджетных, регулируемых HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7012D3DDF102A26BE9DA18E7E7619503A59DF88183B2ED0707C3DE89N5dEHБК РФ и т.д. В HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7012D3DDF102A26BE9DA18E7E7619503A59DF88084B2ED0707C3DE895E146AE110D4D6B57075BCNBdBHстатье 3 НК РФ закреплены основные, руководящие начала налогового законодательства таким образом, что все остальные положения HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7012D3DDF102A26BE9DA18E7E7619503A59DF88084B2ED0707C3DE89N5dEHНК РФ им должны соответствовать. Приведенная в HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7012D3DDF102A26BE9DA18E7E7619503A59DF88084B2ED0707C3DE895E146AE110D4D6B57075BDNBdAHпункте 7 статьи 3 НК РФ норма позволяет судить о том, что в налоговых правоотношениях закреплен принцип добросовестности налогоплательщика и обоснованной налоговой выгоды.

1.4. Общие условия установления налогов и сборов. В HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AEF03C1E59C3BFDC6F1C20703EEF586DE95569ABDl8lCHстатье 4 НК РФ определен перечень участников налоговых правоотношений, которые в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами. При этом указанные правовые акты могут издаваться только в случае прямого указания на это в законодательстве о налогах и сборах, при этом они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

При применении HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AEF03C1E59C3BFDC6F1C20703EEF586DE95569ABDl8lCHстатьи 4 НК РФ следует учитывать, что письменные разъяснения Минфина России, т.е. федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AEF01CDEF9A3BFDC6F1C20703EEF586DE95569AB4880E9Cl7lEHПоложение о Минфине России, утвержденное Постановлением Правительства России от 30.06.2004 № 329), предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, не являются нормативными правовыми актами.

Размещение письменных разъяснений Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) в различных правовых базах данных и средствах массовой информации не носит статуса обязательного официального опубликования.

Положения HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AEF03C1E59C3BFDC6F1C20703EEF586DE95569AB4880E99l7l8Hстатьи 5 НК РФ предоставляют компетентным органам, право изменять нормативные правовые акты о налогах и сборах и одновременно обеспечивая гарантии налогоплательщиков на соответствующее HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AE40EC3E99166F7CEA8CE05l0l4HКонституции РФ изменение налогового бремени.

При применении данной HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AEF03C1E59C3BFDC6F1C20703EEF586DE95569AB4880E99l7l8Hстатьи следует принимать во внимание Федеральный HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AE300C6EB9166F7CEA8CE05l0l4Hзакон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания».

В HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AEF03C1E59C3BFDC6F1C20703EEF586DE95569AB4880E99l7l0Hстатье 6 НК РФ приведены основания для признания, в том числе в судебном порядке, нормативных правовых актов о налогах и сборах не соответствующими HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AEF03C1E59C3BFDC6F1C20703lElEHНК РФ.

В соответствии с HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AEF0EC7ED9B3BFDC6F1C20703EEF586DE95569AB4880C9Dl7lBHподпунктом 1 пункта 2 статьи 34 АПК РФ ВАС РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Аналогичная норма содержится в HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AEF0EC7EE923BFDC6F1C20703EEF586DE95569AB4880F9El7lFHподпункте 2 пункта 1 статьи 27 ГПК РФ применительно к ВС РФ об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AEF03C1E59C3BFDC6F1C20703EEF586DE95569ABDl8l1HСтатья 6.1 НК РФ устанавливает правила исчисления сроков, установленных налоговым законодательством. Соблюдение норм данной HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AEF03C1E59C3BFDC6F1C20703EEF586DE95569ABDl8l1Hстатьи представляет исключительную важность для всех налогоплательщиков, поскольку законодательство о налогах и сборах самым непосредственным образом связано с фактором времени: с определенными моментами или периодами времени налоговое законодательство связывает возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений, необходимость совершения предусмотренных законом действий и т.д. При этом данная HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AEF03C1E59C3BFDC6F1C20703EEF586DE95569ABDl8l1Hстатья не определяет порядок исчисления сроков, установленных нормативными правовыми актами, не входящими в налоговое законодательство (письмо Минфина России от 20.11.2008 № 03-02-08/24).

Положения HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AEF03C1E59C3BFDC6F1C20703EEF586DE95569AB4880E9Al7lDHстатьи 7 НК РФ необходимо рассматривать в непосредственной связи с нормами HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AE40EC3E99166F7CEA8CE0504E1AA91D9DC5A9BB48809l9lDHчасти 4 статьи 15 Конституции РФ: положения международного договора РФ имеют приоритет над нормами национального налогового законодательства.

Международные договора в области налогообложения бывают трех основных типов:

— соглашения об избежании двойного налогообложения (например, HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AE207C6E8983BFDC6F1C20703lElEHКонвенция от 13.04.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал);

— соглашения о взаимодействии в налоговой сфере (например, Соглашение о взаимодействии государств — участников Содружества Независимых Государств по сближению механизма налогообложения на железнодорожном транспорте (Москва, 10.03.2000);

— соглашения в области косвенного налогообложения (например, HYPERLINK consultantplus://offline/ref=61FE3345A715381EB97C166C3ECC819AE307C5ED993BFDC6F1C20703lElEHСоглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг).

1.5.Государственные органы, участвующие в налоговом администрировании

Налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением HYPERLINK consultantplus://offline/ref=D721AC5F443C8E58FCB650C19D07007A9DE392691D067D846B00830ED36589F925C0089284ACxCGзаконодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за HYPERLINK consultantplus://offline/ref=D721AC5F443C8E58FCB650C19D07007A95EA97621E08208E63598F0CD46AD6EE2289049BA8x8Gпроизводством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением HYPERLINK consultantplus://offline/ref=D721AC5F443C8E58FCB650C19D07007A9BEB926F1908208E63598F0CD46AD6EE228904938CC09FA6x9Gвалютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. В состав налоговой администрации РФ входят:

— система налоговых органов;

— уполномоченные финансовые органы;

— специализированные подразделения ОВД.

В определенных случаях полномочиями в сфере налогового администрирования могут быть наделены таможенные органы. При наступлении указанных в законодательстве случаев эти органы также следует относить к элементам системы национальной налоговой администрации, но в отличие от налоговых органов они не являются постоянными элементами указанной системы.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Органы внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

Практическое занятие на тему: «Налоговое администрирование: содержание и функции»

Цель и задачи практического занятия на тему: «Налоговое администрирование: содержание и функции»: Целью практического занятия является налоговое администрирование: содержание и функции. Основная задача — умение владеть современным инструментарием или технологиями представления аналитической и исследовательской работы, в соответствии нормативными правовыми актами, входящими в налоговое законодательство.

План занятия

Вопросы, обсуждаемые на семинаре: Законодательство об установлении и регулировании налогов и сборов; Проблемы применения законодательства о налогах и сборах; Порядок введения в действие налогового законодательства; Порядок администрирования налоговых доходов на федеральном уровне; Порядок администрирования налоговых доходов на региональном и местном уровне; Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени.

Подготовка докладов (рефератов):

Федеральная налоговая служба

Ведение налоговыми органами единого государственного реестра юридических лиц

Организация работы налоговой службы

Государственные исполнительные органы контролирующие налоговое законодательство

Самостоятельная работа студента по теме: «Налоговое администрирование: содержание и функции» включает:

самостоятельное изучение разделов дисциплины;

подготовка к практическим и семинарским занятиям;

подготовка рефератов, докладов

Литература: [1; 2; 3; 8; 3; 11 стр. 165]

Тема 2. Налоговые органы: структура, функции, задачи

Лекционные вопросы:

2.1.ФНС РФ: структура, функции, задачи: В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, HYPERLINK consultantplus://offline/ref=FC48FED3E8695B9D5E1328BBC6D0E15F8125F1F5536580390442368BE7CCa9GПостановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. признана Федеральная налоговая служба (ФНС России). Согласно HYPERLINK consultantplus://offline/ref=FC48FED3E8695B9D5E1328BBC6D0E15F8125F1F5536580390442368BE7C9DC39F33D9028590FF75ECDa1Gабз. 2 п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе единую централизованную систему налоговых органов составляют ФНС России и ее территориальные органы. В норме HYPERLINK consultantplus://offline/ref=9E9BD688A6FC899AA50C05038AE78BADF26B81ABE6B8EF682631AA4FCCDBDBA00E3CF65Bm0c7Gп. 1 ст. 30 НК, и в HYPERLINK consultantplus://offline/ref=9E9BD688A6FC899AA50C05038AE78BADF36A84ABE2B8EF682631AA4FCCDBDBA00E3CmFc5Gст. 1, HYPERLINK consultantplus://offline/ref=9E9BD688A6FC899AA50C05038AE78BADF36A84ABE2B8EF682631AA4FCCDBDBA00E3CmFc6G2 Закона о налоговых органах подчеркивается основной принцип построения налоговых органов — единство их системы. Это главный организационный принцип ее построения, вытекающий из закрепленных в HYPERLINK consultantplus://offline/ref=9E9BD688A6FC899AA50C05038AE78BADF96B85ACEDE5E5607F3DA848C384CCA74730F45D0264m3c1Gст. 8 и HYPERLINK consultantplus://offline/ref=9E9BD688A6FC899AA50C05038AE78BADF96B85ACEDE5E5607F3DA848C384CCA74730F45D0160m3c6G74 Конституции принципов единства экономического пространства РФ, который требует обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы РФ.

Единство системы налоговых органов РФ отражает административную целостность всех органов ФНС России, их «вертикальную» властную подчиненность, единство целей, задач, прав и обязанностей всех указанных органов Налоговые органы представляют собой независимую систему контроля за соблюдением налогового законодательства. В данном случае независимость понимается, прежде всего, как процессуальная самостоятельность относительно местных органов власти и управления.

Организационная структура налоговых органов РФ определяется государственным устройством Российской Федерации как федеративного государства.

Построение системы налоговых органов в Российской Федерации изначально основывалась сугубо на территориально-административном государственном делении — на этом этапе были сформированы три уровня обеспечения налоговой безопасности государства:

— федеральный уровень;

— уровень субъекта Федерации;

— местный уровень.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) признается «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов».

Положением о Федеральной налоговой службе HYPERLINK consultantplus://offline/ref=9528811282318E41F04467EC0C820CD07A5412AFDDEA903FADF091DC35D4D49109A4D625AC4A7FB7s97FG(п. 4) предусмотрено, что федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с:

— другими федеральными органами исполнительной власти;

— органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— органами местного самоуправления;

— государственными внебюджетными фондами;

— общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. По этой причине цели и задачи Федеральной налоговой службы обеспечивают достижение стратегических целей, тактических задач и показателей деятельности Министерства финансов РФ. Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов ФНС России и подведомственных организаций (HYPERLINK consultantplus://offline/ref=98A19D6C506ABEB4FF2C0D6AF155F2EED101C1DD99EDFDD5AECDF3F175E0A64800AD51166C996492dAD1Hп. 6.4 Положения о Федеральной налоговой службе).

2.2.Территориальные органы ФНС РФ: структура, функции, задачи.

Территориальными органами ФНС России в HYPERLINK consultantplus://offline/ref=56050AD8FB5B7B3F4502451BF0E8DDE706A2615B4A6607FA3B05AFE8319EBA7C481336C3B0FBE337J6H8Hабз. 2 п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе признаются:

— межрегиональные инспекции ФНС России;

— управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;

— инспекции ФНС России межрайонного уровня;

— инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления. Территориальные органы ФНС России не относятся к числу органов местного самоуправления.

В настоящее время в системе налоговых органов предусмотрены межрегиональные инспекции нескольких типов. Межрегиональные инспекции могут образовываться как по территориальному признаку (на уровне федеральных округов), так и исходя из их специализации (для работы с крупнейшими налогоплательщиками; для централизованной обработки данных). Все межрегиональные инспекции признаются территориальными органами ФНС России, и находятся в непосредственном подчинении ФНС России и подконтрольны ей. Межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу осуществляет:

— взаимодействие ФНС России с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе;

— проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в федеральном округе;

— в пределах своей компетенции финансовый контроль за деятельностью территориальных налоговых органов, организаций, находящихся в ведении ФНС России, на территории субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ │

│ УРОВЕНЬ │

│ Министерство финансов Российской Федерации │

│ ─────────────────────┬──────────────────── │

│ ┌────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┐│

│ │ Федеральная налоговая служба (ФНС России) ││

│ └─┬─────────────────┬──────────────┬─────────────────┬────────────────┘│

│ │ ┌──────────────┴────────────┐ │ ┌───────────────┴────────────────┐│

│ │ │ Межрегиональные инспекции │ │ │ Межрегиональная инспекция ││

│ │ │ ФНС России по крупнейшим │ │ │ ФНС России по централизованной ││

│ │ │ налогоплательщикам │ │ │ обработке данных ││

│ │ └───────────────────────────┘ │ └────────────────────────────────┘│

│ │ ┌───────────────────────┴───────────────────┐ │

│ │ │ Подведомственные организации │ │

│ │ └───────────────────────────────────────────┘ │

└────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ ФЕДЕРАЛЬНО-ОКРУЖНОЙ │

│ │ УРОВЕНЬ │

│ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│ ├──┤Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам│ │

│ │ └───────────────────────────────────────────────────────────┘ │

└────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ РЕГИОНАЛЬНЫЙ │

│ │ УРОВЕНЬ │

│ ┌─┴─────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│ │ Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации │ │

│ └─┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │

│ │ ┌───────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│ ├─────┤Специализированные инспекции ФНС России межрайонного уровня│ │

│ │ └───────────────────────────────────────────────────────────┘ │

└────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────┐



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст