Учебно-методическое пособие дисциплины «Налоги и налогообложение

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра «Финансы и кредит»

СОГЛАСОВАНО

Протокол УМС №____

«___»_____________2012 г.

Проректор по УМР

____________С.П. Ермишин

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по УРиКО

__________О.Н.Наумова

«___»___________2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол НТС №____

«___»_____________2012 г.

Проректор по ИиНИД

____________В.Н. Якунин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«Налоги и налогообложение»

для студентов направления

080100.62 «Экономика»

шифр наименование

профиль подготовки «Налоги и налогообложение»; «Финансы и кредит»

Составитель: Старикова С.С.

ТОЛЬЯТТИ, 2012

Содержание

Экономическая сущность налогов 7

Налоговая система 10

Косвенные налоги 13

Налоговый контроль 23

Прямые налоги в федеральный бюджет 27

Прямые налоги в региональный и местный бюджет 37

Специальные налоговые режимы 42

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 52

2. Структура и объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц, __324___часа.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

семестра

Число

недель

в семестре

Количество часов по плану

Количество зачетных единиц

ЛекцииПракт. занятияЛабор.

работыСамост. работаВсегоЛекцииПракт. занятияЛабор.

работаСамост.

работа Всего6173242-841580,90,8-2,647172232-851390,50,8-2,64345474-1692971,41,6-5,29

2. Введение. Цели и задачи изучени дисциплины

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Практически для всех российских предприятий независимо от сферы деятельности, организационно — правовой формы и формы собственности установлен единый порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете финансово-хозяйственных операций (за исключением кредитных, страховых, бюджетных и некоторых других организаций). Однако в силу специфики осуществляемых этими предприятиями видов деятельности (технологи и производства, работ или услуг), существуют определенные особенности учета и налогообложения.

Дисциплина «Налоги и налогообложение» относится к вариативной части дисциплин профиля Дисциплина «Налоги и налогообложение» является специализированным разделом финансовой науки. Знание теоретических основ и закономерностей налогообложения, изучение законодательной и нормативной базы позволит эффективно выполнить служебные обязанности, возлагаемые как на государственных и муниципальных служащих различных органов власти, так и работников предприятий, знания в области налогообложения за рубежом позволят оценить эффективность отечественной налоговой системы. В рамках курса «Налоги и налогообложение» рассматривается существующая система налогообложения РФ, в общем; детально характеризуются все виды налогов с юридических и физических лиц, рассматриваются специальные режимы налогообложения.

Целями освоения дисциплины «Налоги и налогообложение» являются:

— получение в результате освоения основной образовательной программы необходимого уровня теоретических знаний;

— освоение теоретико-методологических основ в сфере налогов и налогообложения;

— закрепление опыта работы со специализированной литературой, поиск и обработка научной информации;

— привитие навыков самостоятельной работы бакалавра экономики по профилю «Налоги и налогообложение»;

— закрепление навыков принятия самостоятельных организационно-управленческих решений по вопросам деятельности и налогообложения предприятия;

— получение опыта проведения научных исследований в области налогообложения;

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые для освоения данной дисциплины:

— способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;

— способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

— способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;

способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;

— способностью произвести расчеты налоговых платежей хозяйствующих субъектов;

— способность анализировать налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов;

— способность планировать и прогнозировать налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов, с целью принятия инвестиционных решений.

Место дисциплины «Налоги и налогообложение» в структуре ООП направления 080100.62 «Экономика». Курс «Налоги и налогообложение» основан на знании следующих дисциплин: «Микроэкономика», «Экономика организаций», «Финансы», «Бухгалтерский учет и анализ». Дисциплина «Налоги и налогообложение» является предшествующей для освоения следующих дисциплин: «Деньги, кредит, банки»; «Финансовое право»; «Оценка стоимости бизнеса».

Информационной базой для подготовки данного курса послужили действующие акты законодательства РФ о налогах и сборах, Налоговый кодекс РФ, инструкции органов исполнительной власти, а также публикации в специальной литературе и периодических изданиях. Компетенции обучающегося , формируемые в результате изучения дисциплины «Налоги и налогообложение»:

Знать:

— Виды, структуру, содержание планов предприятий и организаций;Методики расчета плановых показателей (ПК-3);

— Виды, состав и структуру отчетных документов предприятия (ПК-7);

— Теоретические основы организации деятельности малой группы (ПК — 11);

— Критерии выбора эффективных управленческих решений (ПК-13);

— Налоги, причитающиеся к уплате хозяйствующими субъектами (ПКВ (НО) -1);

— Действующие налоги применительно к сферам экономической деятельности (ПКВ (НО) -2);

— Особенности налогообложения отечественных и зарубежных товаропроизводителей, добывающих отраслей, инвесторов (ПКВ (НО) -3);

Уметь:

Осуществлять расчеты плановых показателей, обосновывать их;

Разрабатывать плановые документы в соответствии с принятыми на предприятии или в организации стандартами (ПК-3);

— Анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

-Организовать выполнение конкретного порученного этапа работы; организовать работу малого коллектива, рабочей группы (ПК — 11);

— Разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений; Осуществлять выбор управленческих решений на основе критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

— Рассчитывать основные виды налогов хозяйствующих субъектов (ПК (В)НО -1);

— Анализировать в динамике налоговые платежи, и совокупную налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов (ПКВ (НО) -2);

— Планировать и осуществлять прогноз налоговой нагрузки по конкретным инвестиционным проектам (ПКВ (НО) -3);

Владеть:

— Навыками расчета плановых показателей и составления плановых документов (ПК-3);

— Навыками анализа финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий и использования полученных сведений для принятия управленческих решений (ПК-7);

— Навыками выполнения конкретных поручений, навыками организации работы малого коллектива (ПК — 11);

— Навыками критической оценки вариантов управленческих решений; расчета критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

— Методикой расчета налогов и нормативно-правовыми актами в сфере налогообложения (ПКВ (НО) -1);

— Методикой расчета налоговой нагрузки (ПКВ (НО) -2);

— Информационной базой в сфере налогообложения различных видов деятельности (ПКВ (НО) -3);

4. Тематический план изучения дисциплины

Тема 1. Экономическая сущность налогов

1.1.Функции налогов и их взаимосвязь. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами), регулирующей (воздействие на общественные отношения, производственные процессы), контрольной (оценка эффективности каждого налогового канала и налогового пресса в целом), распределительной. Посредством фискальной функции налогов реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.) Регулирующая функция проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики, построении налоговой системы, включающей в себя определенные льготные режимы, возможности снижения налоговых ставок. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется в условиях действия распределительной функции и определяет эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе, трансформируется в перераспределительную функцию

1.2.Элементы налога и их характеристика Налог обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами.

Субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог (В российском Налоговом кодексе этот элемент рассматривается под понятием налогоплательщик)

Носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог. Субъект (или плательщик) налога не всегда является действительным носителем его, ибо часто он перекладывает налог на других – это относится к косвенным налогам.

Объект или предмет налога – доход или имущество, с которого исчисляется налог: доходы, стоимость товара, операции с ценными бумагами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются к каждому налогу и сбору.

Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога (в процентах, в твердой величине и др.). Налоговые ставки и порядок их применения также устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта обложения

Налоговая льгота – представляется налогоплательщику при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом налогового законодательства, возможность уменьшить подлежащую уплате сумму налога или сбора.

Налоговый период – отрезок времени, по которому определяются обязанности налогоплательщика в отношении того или иного налога и сбора. Налоговый период может быть разделен на несколько отчетных периодов, по каждому из них на налогоплательщиков возлагается обязанность по уплате авансовых платежей по налогу. Налоговым периодом признается календарный год, и для разового сбора – промежуток времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить этот сбор.

Источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог.

Сборщик налога (сбора) — государственный орган, орган местного управления, другой иной уполномоченный орган или должностное лицо, осуществляющее прием средств уплату налога (сбора) от налогоплательщика (плательщика сбора).

Налогообложение-процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой. Налоговая теория и практика выработали огромное количество налоговых терминов: субъект налога; носитель налога; объект налога; источник налога; ставка налога; единица налога; оклад налога; налоговый период; налоговые льготы и др.

Признаками налога являются:

— индивидуальная безвозмездность платежа, не предполагающего конкретным плательщиком эквивалентной выгоды, а также его безвозвратность;

— отчуждение принадлежащего налогоплательщику на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичной власти;

— принудительность взимания платежа, выражающаяся в возможности применения карательных мер в отношении налогоплательщика;

— обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица в соответствии с законом;

— взимание в целях финансирования деятельности публичной власти.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами с юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)..

1.3.Принципы и методы налогообложения. В налоговой системе реализуются определенные принципы налогообложения. Главный принцип: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.к. налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Впервые основные принципы налогообложения изложил А.Смит, они являются основой налоговой системы – это принципы всеобщности, справедливости и удобности. Немецкий экономист А.Вагнер (1835-1917гг.) сформулировал требования, которым должна отвечать правильно – построенная налоговая система.

1.4.Способы уплаты налогов. Кадастровый способ налогообложения применяется при взимании прямых реальных налогов (земельного, промыслового, подомового); основывается на оценке имущества специальными налоговыми оценщиками. В этом случае уплата производится после получения соответствующего извещения. Декларационный способ обложения предполагает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления о полученных доходах за истекший период. Налоговые органы в соответствии с указанным в декларации размером объекта обложения, действующей ставки налога, распространяемыми на налогоплательщика льготами, устанавливают налоговый оклад.

При безналичном способе (автоматическое удержание) налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход. Такие налоги называют авансовыми, поскольку они взимаются методом «удержания у источника», т.е. непосредственно из суммы выплаченных доходов и вносятся непосредственно в казну плательщиком дохода, от имени получателя этого дохода. «У источника» удерживаются налоги с таких доходов как заработная плата, проценты, дивиденды, арендные поступления, выплаты по авторским правам, лицензиям, гонорары артистов и т.д.

Практическое занятие:

Цель и задачи практического занятия: понять экономическую сущность налогов и сборов, закрепить опыт работы со специализированной литературой, поиском и обработкой научной информации

План занятия:

Вопросы, обсуждаемые на семинаре: Функции налогов их взаимосвязь. Элементы налога и их характеристика. Принципы и методы налогообложения. Способы уплаты налогов.

Подготовка рефератов (докладов):

1. Сообщение по изменениям в области налогообложения

2.Эволюция налогообложения в России

Самостоятельная работа по теме « Экономическая сущность налогов»:

Самостоятельная работа студента включает:

самостоятельное изучение разделов дисциплины;

подготовка к практическим и семинарским занятиям;

подготовка рефератов

выполнение курсовых работ;

Литература: [18], 1,2 [20] с.23

Тема 2: Налоговая система

2.1. Налоговая система – свод законодательных актов государства, устанавливающих совокупность существующих налогов, механизмы их исчисления и методы контроля за их взиманием. Налог – одна из форм финансовых отношений, осуществляемых в виде платежёй, взимаемых государством с юридических и физических лиц с целью их перераспределения для нужд граждан и общества в целом. Классификация налогов. Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации, или системной группировки налогов по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин — таксономия. Классификация налогов имеет не только научный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчётности и другие. Многообразие налоговых классификаций, группировок и признаков, положенных в основу различными исследованиями, в определённой степени отражает эволюцию налогов, а так же позиции учённых относительно выбора исходных классификационных признаков.

2.2. Налоговый механизм — совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов налогообложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Механизм налогообложения подразумевает принципы, формы и методы установления, изменения и отмены налогов и сборов, уплаты и применение мер по обеспечению их уплаты.

2.3. Налоговый контроль. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Н Кодексом.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации

Камеральная налоговая проверка. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Выездная налоговая проверка. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Положения части второй статьи 89, регулирующие сроки и продолжительность выездных налоговых проверок, в том числе повторных, проводимых вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего проверку, признаны не противоречащими Конституции РФ.

2.4. Налоговая политика государства. Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где управляемым объектом выступает налоговая система. Соответственно оценка этого «искусства» сводится к оценке его результатов, изменений налоговой системы, происходящих в силу реализации той или иной налоговой политики. Количественная характеристика налоговой политики может быть дана на основе двух групп показателей. Минимальный перечень таких показателей должен включать следующие блоки и группы данных:

— налогоплательщики;

— налоговые платежи;

— задолженность по налогам;

— налоги и бюджет;

— налоговые льготы;

— налоговый контроль;

— налоговое бремя.

Вторая группа показателей — специальная. Она опирается на показатели первой группы, и используются для наблюдения и оценки налоговых мероприятий регулирующего характера.

2.5.Налоговое регулирование. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Практическое занятие:

Цель и задачи практического занятия: Освоить структуру налоговой системы, рассмотреть действующие налоги применительно к сферам экономической деятельности.

План занятия:

Вопросы, обсуждаемые на семинаре: Классификация налогов. Налоговый механизм. Налоговый контроль. Налоговая политика государства. Налоговое регулирование

Подготовка докладов (рефератов):

Налоговая система ее эволюция и структура

Роль налогов в формировании бюджетов различных уровней

Роль налоговой системы в налоговой политике государства

Права и обязанности налогоплательщиков

Ответственность налоговых органов в сфере налогообложения

6. Сообщение по изменениям в области налогообложения

Диктант по терминологии

Самостоятельная работа студента по теме «Налоговая система» включает:

самостоятельное изучение разделов дисциплины;

подготовка к практическим и семинарским занятиям;

подготовка рефератов

выполнение курсовых работ

Литература: [18], 1,2 [20] с.23

Тема 3: Косвенные налоги

3.1.Акцизы. Акцизы, являясь разновидностью косвенных налогов, наделены рядом специфических черт:

— акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС — универсальный косвенный налог);

— объектом налогообложения является оборот по реализации только отдельных товаров и видов минерального сырья, причем перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями (тем самым из сферы обложения акцизами выпадают работы и услуги);

— акциз взимаются преимущественно в производственной сфере, в то время как налог на добавленную стоимость – в сфере производства и обращения.[44; 231].

Налогоплательщиками акцизов признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов товаров;

З) передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам;

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:

— как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

— как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК, без учета акциза и НДС — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст