Учебно-методическое пособие дисциплины «Финансовое право» для на

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра «Финансы и кредит»

СОГЛАСОВАНО

Проректор по УМР

Протокол УМС №____

«___»_____________2012 г.

____________С.П. Ермишин

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по УРиКО

__________О.Н.Наумова

«___»___________2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Проректор по ИиНИД

Протокол НТС №____

«___»_____________2012 г.

____________В.Н. Якунин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

дисциплины

«Финансовое право»

ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 080100.62 «ЭКОНОМИКА»

ПРОФИЛЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»,

ПРОФИЛЬ «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

Составитель: к.э.н., ст. преподаватель Серебрякова О. А.

ТОЛЬЯТТИ, 2012

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит», профиль «Налоги и налогообложение»

Автор (составитель) к.э.н., ст.преподаватель Серебрякова О.А.

Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит»

Протокол № _____ от «____» _________2012 г.

Зав. кафедрой____________________ В.В. Янов

Учебно-методическое пособие одобрено на заседании НМС по кафедре «Финансы и кредит»

Протокол №_____ от «_____» ___________2012 г.

Председатель НМС О.А. Серебрякова

СОДЕРЖАНИЕ

1. Структура и объем дисциплины

4

2. Введение. Цели и задачи изучения дисциплины

5

3. Содержание дисциплины

6

Тема 1. Правовые аспекты финансов и финансовой деятельности РФ

6

Тема 2. Понятие финансового права. Предмет, метод и система финансового права

8

Тема 3. Система источников финансового права. Финансово-правовые нормы

9

Тема 4. Финансовое право как наука

11

Тема 5. Правовые основы финансового контроля

13

Тема 6. Бюджетное право

18

Тема 7. Бюджетное право

21

Тема 8. Правовые основы государственных целевых внебюджетных фондов

24

Тема 9. Финансово-правовое регулирование финансов организаций и предприятий

26

Тема 10. Правовые основы государственных и муниципальных доходов. Налоговое право

29

Тема 11. Правовые основы государственного и муниципального кредита

33

Тема 12. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности

35

Тема 13. Финансово-правовое регулирование денежного обращения

40

Тема 14. Валютное регулирование и валютный контроль

43

Тема 15. Правовое регулирование страхового дела

46

Тема 16. Финансово-правовые аспекты инвестиционной деятельности

48

Тема 17. Правовые основы учетных систем в РФ

50

Тема 18. Правовые основы ответственности за нарушение финансового законодательства

52

4. Вопросы к зачету

58

5. Библиографический список

60

1. Структура и объем дисциплины «Финансовое право»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа, 4 зачетных единицы

№ сем.

Число недель в семестре

Количество часов по плану

Количество часов в неделю

Самост. работа

Лекции Практ. занятияЛаб. работыСамост. работаВсего Лекции Практ. занятияЛабор. работаВсего В неделю8171828098144 11,60985,8Итого:

2. Введение. Цели и задачи изучения дисциплины

Финансовое право Российской Федерации — наука и отрасль в современных условиях становления рыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования — выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя все более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.

Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральное казначейство РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и др.), обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере. Этим определяется значение изучения дисциплины финансового права.

Предметом рассматриваемой учебной дисциплины являются правовое регулирование финансовых отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Целями освоения дисциплины (модуля) являются:

— формирование системы знаний о правовом положении органов финансовой системы и финансовой деятельности государства;

— практическое применение нормативно-правовой базы в финансовой деятельности;

— систематизирование тенденций изменения финансового законодательства в ближайшем будущем и в перспективе.

Дисциплина «Финансовое право» в структуре ООП находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин: Финансы, Бюджетная система РФ. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые для освоения данной дисциплины:

-основные финансовые понятия и категории;

— использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

— владеть методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных.

Дисциплина «Финансовое право» является предшествующей для освоения следующих дисциплин: «Страхование», «Международные валютно-кредитные финансовые отношения», «Банковское дело».

3. Содержание дисциплины

Тема 1. Правовые аспекты финансов и финансовой деятельности РФ.

Система российского права включает в себя различные отрасли, отграничивающиеся друг от друга на основании двух критериев — предмета и метода правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности.

Как экономическая категория финансы представляют, собой совокупность экономических отношений, образующихся в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов.

По своему материальному содержанию финансы государства и органов местного самоуправления представляют собой фонды денежных средств.

Управление при помощи денег является наиболее эффективным регулятором общественных отношений. Направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство таким образом стимулирует или, наоборот, ограничивает деятельность в определенных сферах. Финансы, помимо этого, являются и лучшим информационным источником. Недостаточное выделение средств на те или иные области человеческой деятельности приводит к свертыванию этих видов деятельности, и другим негативным явлениям.

Таким образом, финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления — это организационная деятельность уполномоченных органов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на каждом данном этапе общественного развития.

Финансовая деятельность осуществляется уполномоченными органами с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств. Соответственно двум сторонам финансовой деятельности методы ее осуществления принято делить на методы мобилизации фондов денежных средств и методы их распределения (перераспределения).

Государство в своих отношениях с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в основном использует налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли названные субъекты в обязательном порядке, в установленные законом сроки и в установленных размерах отчисляют в бюджет.

Государство использует и другие методы собирания денежных средств:

добровольные взносы денежных средств (вклады населения в банки, приобретение облигаций и других ценных бумаг);

пошлины, которые в отличие от налогов взимаются, как правило, за какие-либо услуги, оказываемые организации или гражданину (государственная, таможенная, судебная пошлина);

страхование имущества, личности, ответственности, что позволяет привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте;

иные методы, например штрафы, платежи.

К методам распределения (перераспределения) фондов денежных средств относятся финансирование и кредитование.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, кредитование — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации. Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).

Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства. Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность — основная, определяющая содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы Федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

Вопросы, обсуждаемые на практическом занятии

1. Понятие финансов в экономической и юридической науках.

2. Финансовая система Российской Федерации.

3. Правовое положение институтов финансовой системы.

4. Функции финансовой деятельности государства.

Темы самостоятельной работы

1. Финансовая деятельность государства, как механизм социального управления.

2.Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Литература 1, 2, 3, 4, 5, 6, 14, 20, 28, 32, 36

Тема 2. Понятие финансового права. Предмет, метод и система финансового права

Предмет финансового права – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период его развития.

Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что они: 1) складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер; 2) в этих отношениях участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным субъектам данных отношений, т.е. они носят властный характер; 3) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер.

Система финансового права – это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение финансового права, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Элементы системы финансового права:

финансово-правовые нормы – это общее правило поведения, установленное государством, предназначенное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение;

финансово-правовые субинституты – совокупность норм, регулирующих отдельные виды объединенных по одному предметному или тематическому признаку общественных отношений либо отдельные стороны таких отношений;

финансово-правовые институты – взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность институтов и норм, обеспечивающая отдельное самостоятельное регулирование определенной группы общественных отношений или осуществление особой задачи, функции в этом регулировании;

подотрасли финансового права – это совокупность субинститутов, институтов и норм, представляющее собой целостное правовое образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы регулирования отрасли финансового права;

разделы финансового права – это более крупное по сравнению с подотраслью структурное подразделение финансового права. Например, раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов» включает подотрасль «Налоговое право» и институт «Неналоговые доходы»;

части финансового права – это наиболее крупные подразделения отрасли, обусловленные наличием в финансовом праве, во-первых, норм, закрепляющих общие для всей отрасли принципы, идеи и положения, во-вторых, норм, институтов, регулирующих отдельные виды или группы отношений, составляющих предмет финансового права.

Поскольку финансово-правовые нормы — это установления государства, то все финансовое право состоит из двух частей — Общей и Особенной.

К Общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права.

Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности подотрасли и институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основной подотраслью финансового права, несомненно, является бюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (см. ст. 6 БК РФ).

Принципы российского финансового права — основополагающие начала, на которых строится финансовое право.

Финансово-правовые принципы устанавливают основополагающие, конструирующие ориентиры в развитии институтов финансового права, определяют направления развития финансового законодательства.

Принципы финансового права представляют собой один из элементов юридического режима регулирования общественных отношений в финансовой сфере. Наряду с предметом и методом правового регулирования они имеют важное значение для объяснения самостоятельной природы финансового права. Принципы финансовой деятельности имеют конкретное содержание и особенности, обусловленные историческим развитием отрасли, спецификой предмета соответствующего правового регулирования и современными политико-правовыми реалиями.

Выделяют следующие принципы финансового права:

• федерализм;

• законность;

• единство финансовой политики и денежной системы;

• самостоятельность финансовой деятельности в рамках компетенции органов местного самоуправления;

• распределение полномочий в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей;

• гласность;

• плановость.

Вопросы, обсуждаемые на практическом занятии

Понятие финансового права

Предмет и принципы финансового права.

Субъекты и объекты финансового права.

Элементы системы финансового права.

Темы самостоятельной работы

1. Финансовое право в системе российского права.

2. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений.

Литература 1, 2, 3, 4, 5, 6, 14, 20, 28, 32, 36

Тема 3. Система источников финансового права. Финансово-правовые нормы

Источники финансового права – это система внешних форм финансового права, в которых содержатся нормы финансового права. Источники финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство.

Система источников финансового права включает следующие элементы:

Конституцию РФ.

Законодательные акты и соответствующие нормативные и правовые акты органов местного самоуправления:

а) кодексы (Налоговый, Бюджетный);

б) законы:

федеральные;

субъектов Федерации;

нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

Подзаконные акты:

а) подзаконные акты федерального уровня;

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

нормативные правовые акты Минфина РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, ГТК РФ и др.;

нормативные акты Банка России;

нормативные правовые акты органов государственных внебюджетных фондов;

б) нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своей компетенции.

Локальные акты государственных организаций, содержащие финансово-правовые нормы (например, решения и уставы ученых советов государственных высших учебных заведений по финансовым вопросам).

Нормативные договоры – это договорный акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для формального определенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение и действующий независимо от того, возникают или прекращаются предусмотренные им конкретные правоотношения.

Нормы международного права и международные договоры РФ (например, соглашения между РФ и др. странами по вопросам избежания двойного налогообложения).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст