Учебно-методическое пособие дисциплины «Бюджетное планирование и

Э

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра «Финансы и кредит»

СОГЛАСОВАНО

Протокол УМС №____

«___»_____________2012 г.

Проректор по УМР

____________С.П. Ермишин

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по УРиКО

__________О.Н.Наумова

«___»___________2012 г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол НТС №____

«___»_____________2012 г.

Проректор по ИиНИД

____________В.Н. Якунин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«Бюджетное планирование и прогнозирование»

для студентов направления

080100.62 «Экономика»

шифр наименование

профиль подготовки «Финансы и кредит»

Составитель: Кемайкин П.В.

ТОЛЬЯТТИ, 2012

Содержание

1. Организационно-правовые основы бюджетного планирования и прогнозирования 6

2. Информационная база для составления прогнозов и проектов бюджета 10

3. Основные показатели социально-экономического развития, используемые в

практике бюджетного планирования и прогнозирования 12

4. Этапы составления федеральных целевых программ 15

5. Особенности планирования доходов, расходов, источников финансирования

дефицита федерального бюджета 17

6. Механизм рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной

финансовый год 19

7. Порядок согласования показателей прогноза социально-экономического развития 42

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 52

2. Структура и объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, __144___часа.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

№ сем.

Число недель в семестре

Количество часов по плану

Количество часов в неделю

Самостоятельная работа

ВсегоЛекцииПракт. зан.Всего

Лекции

Практ. зан.

Часов всего

Часов в неделю7171441828212714Итого:1441828212714

2. Введение. Цели и задачи изучения дисциплины

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится бюджетной политике. В условиях рыночной экономики государство широко использует ее в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Бюджет, как и вся бюджетная система, являются инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система бюджетного планирования и прогнозирования, зависит эффективное функционирование всей экономики. Через эффективность бюджетного планирования и прогнозирования определяются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития РФ и реализации финансово-бюджетной политики страны.

Дисциплина «Бюджетное планирование и прогнозирование» является дисциплиной профиля «Финансы и кредит» и находится в части дисциплин по выбору профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100.62 «Экономика». Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин: методы социально-экономического прогнозирования, микроэкономика, макроэкономика, финансы, менеджмент, макроэкономическое планирование и прогнозирование, инвестиции.

Целью освоения дисциплины является:

Дисциплина «Бюджетное планирование и прогнозирование»  HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2C%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%2C%20%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%81%D0%BF%D0%BE&url=http%3A%2F%2Fwww.fa.mnpcsm.ru%2Fprogs%2Fprogs%2Fdkb_mefk.pdf&fmode=envelope&lr=240&l10n=ru&mime=pdf&sign=fd1742de3d6d4ba224f00a838168a118&keyno=0» \l «YANDEX_8» призвана сформировать у слушателей представление об особенностях разработки и дальнейшей реализации бюджетной политики на различных уровнях управления экономикой.

Основными задачами HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2C%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%2C%20%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%81%D0%BF%D0%BE&url=http%3A%2F%2Fwww.BestReferat.ru%2Freferat-179141.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=c38f52cfba018936b23ec32a65e503e2&keyno=0» \l «YANDEX_8» изучения  HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2C%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%2C%20%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%81%D0%BF%D0%BE&url=http%3A%2F%2Fwww.BestReferat.ru%2Freferat-179141.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=c38f52cfba018936b23ec32a65e503e2&keyno=0» \l «YANDEX_10» HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2C%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%2C%20%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%81%D0%BF%D0%BE&url=http%3A%2F%2Fwww.BestReferat.ru%2Freferat-179141.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=c38f52cfba018936b23ec32a65e503e2&keyno=0» \l «YANDEX_9» дисциплины HYPERLINK «http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8%2C%20%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%2C%20%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%81%D0%BF%D0%BE&url=http%3A%2F%2Fwww.BestReferat.ru%2Freferat-179141.html&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=c38f52cfba018936b23ec32a65e503e2&keyno=0» \l «YANDEX_11» являются:

— изучение организационно-правовых основ бюджетного планирования и прогнозирования;

— рассмотрение информационной базы для составления прогнозов и проектов бюджета;

— рассмотрение основных показателей социально-экономического развития, используемых в практике бюджетного планирования и прогнозирования;

— раскрытие этапов составления федеральных целевых программ;

— определение особенностей планирования доходов, расходов, источников финансирования дефицита федерального бюджета;

— раскрытие механизма рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год;

— определение порядка согласования показателей прогноза социально-экономического развития страны

Место дисциплины «Бюджетное планирование и прогнозирование» в структуре ООП направления 080100.62 «Экономика». Дисциплина «Бюджетное планирование и прогнозирование» является дисциплиной профиля «Финансы и кредит» и находится в части дисциплин по выбору профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100.62 «Экономика».

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин: методы социально-экономического прогнозирования, микроэкономика, макроэкономика, финансы, менеджмент, макроэкономическое планирование и прогнозирование, инвестиции.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины «Бюджетное планирование и прогнозирование»:

Знать:

— основы расчета и анализа системы показателей бюджетного планирования и прогнозирования (ПК-1);

— организационные аспекты бюджетного планирования и прогнозирования (ПК-2);

— виды, структуру, содержание бюджетных планов и прогнозов, а также методы бюджетного планирования и прогнозирования (ПК-3);

— методы сбора и обработки информации, необходимой для бюджетного планирования и прогнозирования (ПК-4);

— основные показатели бюджетной отчетности с целью бюджетного планирования и прогнозирования (ПК-7);

Уметь:

— анализировать и систематизировать показатели бюджетного планирования и прогнозирования, оценивать и выбирать оптимальные методы бюджетного планирования и прогнозирования (ПК-1);

— рассчитывать на основе типовых методик параметры бюджетов различных уровней на перспективу (ПК-2);

— рассчитывать плановые и прогнозные бюджетные показатели и обосновывать их (ПК-3);

— анализировать и оценивать влияние используемых информационных показателей на эффективность бюджетного планирования и прогнозирования (ПК-4);

— анализировать параметры и структуру бюджетной отчетности с целью бюджетного планирования и прогнозирования (ПК-7);

Владеть:

— современными методами бюджетного планирования и прогнозирования (ПК-1);

— навыками использования типовых методик расчета сумм бюджетного планирования и прогнозирования (ПК-2);

— навыками расчета плановых бюджетных показателей, навыками применения методов бюджетного прогнозирования (ПК-3);

— методами и приемами оценки эффективности бюджетного планирования и прогнозирования (ПК-4);

— навыками анализа финансовой информации, используемой в процессе бюджетного планирования и прогнозирования (ПК-7).

4. Тематический план изучения дисциплины

Тема 1. Организационно-правовые основы бюджетного планирования и прогнозирования

1.1. Бюджетное право как основа бюджетного планирования и прогнозирования. Бюджетные права РФ.

Бюджетное право – это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

1. установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;

2. разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

3. разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4. определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

5. определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

6. определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

7. установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

8. составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

9. установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

10. осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;

11. установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

12. осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

13. установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

14. предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

15. установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

16.установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

17. утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;

18. установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней;

19. формирование, обеспечение погашения и обслуживания внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных займов;

20. определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов;

21. установление порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

1.2. Бюджетные права субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:

1. установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждения и исполнения региональных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

2. составление и рассмотрение проектов бюджетов Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

4. определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от использования собственности субъекта Российской Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

5. разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;

6. определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

7. предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

8. установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

9. определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Российской Федерации;

10. осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта РФ.

Представительные органы субъектов РФ вправе вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов РФ о бюджете.

Вместе с тем, органы исполнительной власти субъектов РФ вправе предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта РФ, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта РФ перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта РФ, установленных Бюджетным кодексом РФ.

Местным органам предоставлены права:

1. самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

2. в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов;

3. устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды.

Практическое занятие:

Цель и задачи практического занятия: раскрыть организационно-экономические основы

План занятия:

Вопросы, обсуждаемые на семинаре: Бюджетные права органов власти РФ, бюджетные права органов власти субъектов РФ, бюджетные права органов местного самоуправления.

Подготовка рефератов (докладов):

1. проблемы разработки бюджетного законодательства в области бюджетного планирования и прогнозирования;

2. информационная база реализации федеральной бюджетной политики;

3. отличительные особенности бюджетного планирования и прогнозирования в России и за рубежом;

4. современные методы бюджетного планирования и прогнозирования;

5. проблемы реализации бюджетных прав субъектов РФ и органов местного самоуправления;

6. перспективы совершенствования законодательства в области бюджетного планирования и прогнозирования.

Самостоятельная работа по теме «Организационно-правовые основы бюджетного планирования и прогнозирования»:

Самостоятельная работа студента включает:

самостоятельное изучение разделов дисциплины;

подготовка к практическим и семинарским занятиям;

подготовка рефератов.

Литература: [1, 2, 4, 6, 11, 14, 16, 18].

Тема 2: Информационная база для составления прогнозов и проектов бюджетов

2.1. Сведения, необходимые для составления прогнозов и проектов бюджетов

В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Составление проекта бюджета основывается на:

— Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

— прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

— основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

В частности, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет. Прогноз социально-экономического развития поселений разрабатывается на очередной финансовый год либо на очередной финансовый год и плановый период. Эти прогнозы ежегодно разрабатывается в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Прогноз социально-экономического развития поселения может разрабатываться местной администрацией муниципального района в соответствии с соглашением между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования одобряется соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган. Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

Изменение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

2.2. Информационные показатели прогнозов и проектов бюджета

Организующее начало в информационном обеспечении бюджетной политики в рамках бюджетного планирования и прогнозирования принадлежит государству в лице Росстата РФ, центральных экономических министерств, ведомств, агентств. Министерство финансов России устанавливает систему бухгалтерского учета и отчетности финансово-хозяйственной деятельности предприятий, министерств и ведомств, а также документацию по бюджету. Банк России – по бухгалтерскому учету и отчетности банков и иных кредитных учреждений. Росстат России – по статистическому учету и отчетности. Федеральная налоговая служба – по составу, порядку заполнения и представления налоговых расчетов и налоговой отчетности предприятиями и организациями. Министерства и ведомства устанавливают внутреннюю управленческую отчетность предприятий и организаций.

В своей практической деятельности по руководству системой учета и отчетности, государственные органы обеспечивают согласование своей политики. Особое место в информационном обеспечении бюджетной занимает Счетная палата РФ, являющая независимым аудитором финансово-кредитной деятельности. Деятельность Счетной палаты охватывает, прежде всего, органы управления федерального центра: Министерство финансов РФ и Банк России. Государственные структуры, управляющие экономикой, выступают главным потребителем созданной государством системы информационного обеспечения в области бюджетной политики. В качестве пользователей информации выступают также международные, в том числе и финансовые организации, членами которых является или с которыми сотрудничает Россия.

Информационное обеспечение государства определяется знанием основных показателей финансово-кредитного состояния экономики. К ним относятся такие показатели как: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, размер денежных накоплений, сальдо доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, показатели темпов инфляции, денежной массы, величины эмиссии и изъятия из обращения денежных знаков, сальдо торгового и платежного баланса, объем инвестиций, курс рубля, золотовалютные резервы Банка России.

Практическое занятие:

Цель и задачи практического занятия: Раскрыть состав и особенности информационной базы для составления прогнозов и проектов бюджета.

План занятия:

Вопросы, обсуждаемые на семинаре: Сведения, необходимые для составления прогнозов и проектов бюджетов. Информационные показатели прогнозов и проектов бюджета.

Подготовка докладов (рефератов):

Роль и значение бюджетного послания президента, его содержание;

Участие Банка России в составлении проекта федерального бюджета;

Роль Министерства финансов РФ в процессах бюджетного планирования и прогнозирования;

Правительство РФ и его участие в планировании и прогнозировании параметров бюджета;

Особенности информационного обеспечения бюджетного планирования и прогнозирования.

Диктант по терминологии

Самостоятельная работа студента по теме «Информационная база для составления прогнозов и проектов бюджета» включает:

самостоятельное изучение разделов дисциплины;

подготовка к практическим и семинарским занятиям;

подготовка рефератов.

Литература: [1, 2, 5, 13, 16, 19].

Тема 3: Основные показатели социально-экономического развития, используемые в практике бюджетного планирования и прогнозирования

3.1. Влияние экономических показателей на эффективность бюджетного планирования и прогнозирования.

В условиях рынка финансовое прогнозирование является основой управления финансами в государстве. Финансовая политика коммерческого сектора формируется и проводится исходя из действий финансовой и кредитной систем государства. Проблемы прогнозирования в сфере государственных финансовых отношений во многом определяют ситуацию в экономике страны и влияют на уровень управления финансами, кредитом и денежным оборотом. Основные финансовые показатели прогнозирования сопоставимы по принципу однотипности и исчисляются с 1992 года. Но база этих показателей не может быть использована для сопоставления, так как по различным годам представлена разная структура общественного производства и потребления. При условиях нестабильности базовых данных ошибки в отдельных прогнозах могут увеличивать погрешность сводных бюджетных прогнозов как на уровне государства, так и на уровне предприятий. На стадии прогноза велик фактор неопределенности, что может проявляться в корректировке показателей бюджета, а на предприятиях необходимость такой корректировки еще выше. Финансовые прогнозы отдельных показателей и сводный прогноз основных показателей бюджета государства сосредоточены на выявлении наиболее вероятных событий и результатов и на минимизации рисков.

Обоснованный и многовариантный прогноз не должен зависеть от бюджетной политики. Но эта независимость прогноза относительна. Например, на бюджетное прогнозирование могут оказывать влияние внутрибюджетные факторы и потребности, появляющиеся в процессе разработки бюджета. Прогнозирование в значительной степени осуществляется не на основе финансовой политики, а на основе фактических данных прошлого и текущего финансового состояния субъекта прогноза. В данном случае прогнозы не зависят от стратегических и тактических установок на привлечение и расходование финансовых ресурсов, а наоборот, финансовая политика вырабатывается и проводится на основе или с учетом прогноза. Эффективность государственной финансовой политики – это точный и непрерывно уточняемый прогноз, а также стремление к сбалансированному социально-экономическому развитию.

Одна из важнейших задач финансового прогнозирования – прогнозирование инфляции. Учет инфляции в финансовых прогнозах основывается на принципе, что рубль сегодня дороже рубля завтра. Также прогнозирование затрагивает валютную политику страны, которая зависит от политических заявлений и практических действий правительства, политики Центрального Банка России, от спроса и предложения на валюту на межбанковской валютной бирже.

3.2. Среднесрочный финансовый план и его влияние на процессы бюджетного планирования и прогнозирования.

Под среднесрочным финансовым планом Российской Федерации понимается документ, содержащий основные параметры бюджета Российской Федерации. Он ежегодно разрабатывается по форме и в порядке, установленным высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации. Его проект утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации одновременно с проектом бюджета.

Значения показателей среднесрочного финансового плана Российской Федерации и основных показателей проекта соответствующего бюджета должны соответствовать друг другу. Утвержденный среднесрочный финансовый план Российской Федерации (муниципального образования) должен содержать следующие параметры:

— прогнозируемый общий объем доходов и расходов бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст