Учебно-методическое пособие Благовещенск Издательство бгпу 2009

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Благовещенский государственный педагогический университет

Г.В. Быкова

Основы русского языкознания

Учебно-методическое пособие

Благовещенск

Издательство БГПУ

2009

ББК 81.411.2 — 96

Б 95

Печатается по решению редакционно-издательского совета Благовещенского государственного педагогического университета

Быкова, Г.В. Основы русского языкознания: учебно-методическое пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный / Г. В. Быкова. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. – 98 с.

Учебно-методическое пособие представляет собой краткий, доступно изложенный курс по введению в русское языковедение. Пособие состоит из разделов «Что изучает лингвистика», «На какие вопросы отвечает лингвистика», «Из каких разделов состоит лингвистика», «Как появился язык», «Зачем понадобился человеку язык», «Можно ли прожить без языка» и др.

Пособие завершается краткими сведениями об истории лингвистических учений, которые по желанию обучающихся могут быть расширены и дополнены.

Наряду с термином языкознание автор употребляет термины-синонимы лингвистика, теория языка, языковедение, что не противоречит общепринятой в русистике терминологии.

Рецензенты:

Е. И. Немчина, доцент кафедры русского языка ДВВКУ;

Н. Л. Глазачева, к.ф.н., доцент кафедры китаеведения БГПУ.

Издано на средства фонда «Русский мир»

Грант № 2008/03 — 440

© Г.В. Быкова, 2009

© Издательство БГПУ, 2009

Учебное издание

Гульчера Вахобовна Быкова,

доктор филол. наук, проф. кафедры

русского языка и методики его

преподавания БГПУ

Основы русского языкознания: учебно-методическое пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный

ЛР № 040326 от 19. XII. 1997

Подписано к печати 19.03.09

Бумага тип. № 1

Тираж 100 экз.

Формат бумаги 60х 84 1/16

уч.-изд. л.

Заказ №

_____________________________________________________

Издательство Благовещенского государственного

педагогического университета.

Типография Благовещенского гос.пед.университета

675000, Амурская обл., г.Благовещенск, ул. Ленина, 104

Что изучает лингвистика

Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык), или языковедение – наука о естественном человеческом языке, его происхождении, свойствах и функциях, а также об общих законах строения и развития всех языков мира.

Лингвистика изучает язык. Язык – это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем, которая служит средством общения людей.

Язык как объект лингвистики – это общее, единое сокровище, которым владеет каждый народ как единое целое. Это достояние передается от поколения к поколению, из века в век, расходуясь, но не уменьшаясь, а только постепенно прирастая и обогащаясь.

Единицами языка служат знаки. Знаки – это элементы языка, они бывают простые и сложные (звуки, слова, словосочетания, предложения и т. д.). Знаки организованы в систему.

Знак в широком понимании – это материальный носитель социальной информации. Это нечто произнесенное и записанное, что указывает своим присутствием на другое. Знак – это заместитель. Например, звуковой комплекс слон указывает на крупное животное на мощных ногах, с хоботом. Чтобы на него указать, совсем не обязательно тащить в класс слона, достаточно произнести звуковой комплекс «слон», и все сразу поймут, о ком мы хотим рассказать.

Основной знак языка – слово, главной функцией которого является наименование предметов (компьютер, дерево, хлеб), явлений действительности (гроза, ветер, молния), признаков (мягкий, веселый, зеленый), чисел (пять, сто, шестнадцать), действий (писать, думать, прыгать), состояний (грустить, мыслить, радоваться) и т.д.

Ученые предполагают, что язык возник раньше таких важнейших явлений в истории человечества, как искусство (декорированным деревянным и костяным предметам более 25 тысяч лет, наскальной живописи – около 14 тысяч лет), как приручение животных и окультуривание растений (это произошло 10-6 тысяч лет назад). На самом деле у людей нет одного общего языка. Языков на Земле очень много (считается, что всего их около пяти тысяч или даже больше). Причем есть языки, похожие друг на друга, а есть такие, которые совсем, кажется, не имеют ничего общего. Все языки устроены по-разному. Языки, как и люди, могут рождаться и умирать. А еще они, тоже как люди, могут быть родственниками и даже образовывать «семьи».

Предположительно, первоначальный язык человека существовал как единый язык. Около 30 тысяч лет назад люди расселились по Западной Евразии. В период между 20-м и 10-м тысячелетиями до нашего времени язык человека разделился на несколько макросемей, из которых позже произошли языковые семьи, существующие в наше время.

Методологические основы лингвистики

Методология (от греч. méthodos – путь исследования, теория и lógos – слово, учение) – учение о принципах исследования, формах и способах научного познания. Методология определяет общую ориентацию исследования, особенности подхода к объекту изучения, способ организации научного знания. Методологией любой науки является философия. Философские взгляды, на которые опираются исследователи при изучении объекта, называются методологической базой.

Современное языкознание опирается на две разные философские школы: материалистическую и идеалистическую. Материализм – это научное философское направление, признающее, что мир материален, что материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания, что материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично. Высшей формой материализма является диалектический материализм, т.е. учение о развитии, рассматривающее окружающую нас реальность в движении, в противоречиях.

Идеализм – философское направление, которое считает дух, идею первичным, а природу, материю вторичным.

Языкознание, опирающееся на философию идеализма, исходит из того, что язык по отношению к человеку первичен, существовал до него. Язык господствует над человеком, при этом первичным признаётся смысл. Материальные элементы языка – звуки – вторичны по отношению к смыслу.

Языкознание, принимая за базовую философскую школу материализма, исходит из представления о том, что язык – это свойство человека, а каждое свойство вторично, т. е. язык вторичен по отношению к человеку и его сознанию. Опираясь на разные философские школы, по-разному трактуя язык – как явление материальное или идеальное, – лингвистические школы и направления пытаются объяснить основополагающие вопросы языкознания: связь языка с мышлением, с обществом, с культурой, пытаются решить проблему развития языка, его функций и свойств.

Языкознание относится к общественным (социальным) наукам, т.е. к наукам об обществе и философии, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления.

Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу общественных (гуманитарных) наук.

На какие вопросы отвечает лингвистика

Лингвистика устанавливает природу языка, т.е. к каким явлениям следует отнести язык: к биологическим, физическим, психическим или общественным. Языкознание выясняет, чем язык отличается от других явлений жизни. Трудно перечислить все вопросы, ответ на которые дает лингвистика, но можно выделить важнейшие из них.

Первый вопрос общего языкознания — какова сущность языка, его отношение к обществу и мышлению.

Второй вопрос – какова структура языка, его строение? Здесь рассматриваются главные стороны языка. Что представляет собой звуковая сторона языка? Из каких составных частей и единиц она построена? Что такое звуки? Что такое лексика? Что называется словом? Что такое грамматический строй? Что такое части речи, члены предложения и предложение?

Третий вопрос – проблема системности. Системность языка – это внутренне организованная совокупность его элементов, связанных определенными отношениями. Системность проявляется на всех уровнях языка (на фонемном, лексическом, грамматическом). Язык – это строжайше организованная система, закономерно согласованное единство сторон, частей и единиц, где каждая отдельная сторона или единица связана со многими другими сторонам, частями и единицами.

Четвертый вопрос – по каким направлениям изменяется язык; каковы причины этих изменений; каковы основные формы существования и развития каждого языка; каковы главные этапы его развития; как возник язык и началось его развитие?

Пятый вопрос – как возникло и развивалось письмо, как соотносятся письмо и звучащая речь, что такое орфография и каковы ее принципы?

Шестой вопрос – на основе каких принципов объединяются языки в группы, классы и т.д.? (классификация или типология языков).

Седьмой вопрос – какие методы использует лингвистика (сравнительно-исторический, описательный, сопоставительный, экспериментальный, психолингвистический и т.д.)?

Восьмой вопрос – проблема практического приложения научных знаний о языке к решению практических задач (преобразование текстов в иноязычную форму – перевод, в том числе и машинный). Создание и изучение искусственных языков, стандартизация и унификация терминологий, разработка методов автоматической переработки текстов (аннотирования, реферирования и т.д.). Эти и другие вопросы рассматриваются прикладной лингвистикой.

Десятый вопрос – как связана лингвистика с другими науками? Этот процесс – часть общего процесса сближения наук, ранее считавшихся различными. Недавно возникли такие направления, или области в современном языкознании, как математическая лингвистика (занимается исследованием языка математическими методами), социолингвистика (изучает воздействие социальных факторов, влияние общества на язык), психолингвистика (изучает психологические механизмы порождения и понимания высказывания), этнолингвистика (в широком смысле – изучает отношение языка и культуры народа), семиотика (наука, изучающая все знаковые системы, передающие информацию), когнитивная лингвистика (исследует, какими знаниями обладает человек, в какой форме они представлены в голове человека, как они приходят к нему, как он пользуется ими), философская лингвистика (рассматривает язык как пространство мысли и как «дом духа»), лингвокультурология (изучает язык как продукт культуры, как фактор формирования культурных кодов.

Язык – это путь, по которому мы проникаем не только в современную ментальность нации, но и в воззрения древних людей на мир, общество и самих себя

И еще много важных вопросов стоят перед языковедами.

Язык не только отражает реальность, но интерпретирует ее, создавая особую реальность – языковую картину мира, в которой живет человек. Именно поэтому философия рубежа тысячелетий развивается на базе использования языка. А. М. Хайдеггер, выдающийся мыслитель нашего времени, назвал язык «домом бытия», «домом духа». Поэтому и лингвистика, наука о языке, занимает авангардные методологические позиции в системе всякого гуманитарного знания и обойтись без ее помощи при изучении культуры невозможно. Выводы лингвистики являются ключевыми для многих гуманитарных наук.

Из каких разделов состоит лингвистика

Лингвистика имеет сложный внутренний состав. Она включает в себя целый ряд самостоятельных наук, изучающих различные стороны языка.

Фонетика – наука о звуках языка, или фонемах, о слогах, речевых тактах, а также об ударении и интонации (не только в современном состоянии, но и в историческом плане).

Лексикология – наука о словарном составе языка и закономерностях его исторического развития.

Грамматика – наука о способах и средствах построения и изменения слова, о способах и средствах построения предложения. В соответствии с внутренним делением грамматики языка она как учение подразделяется на морфологию и синтаксис.

Морфология – учение о способах и средствах построения и изменения слов.

Синтаксис – учение о способах и средствах построения предложений.

Словообразование – учение о способах и средствах образования новых слов от уже существующих; о типовых отношениях, сложившихся в языке между производящими и производными словами.

Семантика (или семасиология) – наука, рассматривающая значение, смысл языковых единиц — морфем (корней, суффиксов, приставок), лексем (слов как единиц словаря); словосочетаний и предложений.

Стилистика – наука об основных разновидностях языка и речи, или стилях (о разговорном, официально-деловом, научном, публицистическом, литературно-художественном).

В зависимости от того, что изучается – изменение языка во времени (развитии) или его функционирование, наука о языке тоже членится на описательную лингвистику и историческое языкознание.

Языкознание может быть общим, т.е. изучающим свойства, присущие любому языку, и частным, т.е. изучающим какую-либо сторону языка или отдельный язык (группы языков), например: русистика, англистика, славистика, тюркология, китаистика и др.

Как появился язык (гипотезы происхождения языка)

Человек с древних времен пытался объяснить, как же появился язык. Существует несколько гипотез происхождения языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени. Они остаются гипотезами, так как их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте. Народы ранних цивилизаций в мифах и легендах высказывали различные догадки об этом. В основе древнейших из них – уверенность в божественном происхождении языка: язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов.

Гипотезы божественного происхождения языка. Согласно индийским Ведам (XX век до н.э.), главный бог дал имена другим богам, а имена вещам дали святые мудрецы при помощи главного бога. В Упанишадах, религиозных текстах Х века до н.э., говорится о том, что сущее сотворило жар, жар – воду, а вода – пищу, т.е. живое. Бог, входя в живое, создает в нем имя и форму живого существа. Поглощенное человеком разделяется на грубейшую часть, среднюю часть и тончайшую часть. Таким образом, пища разделяется на кал, мясо и разум. Вода – на мочу, кровь и дыхание, а жар разделяется на кость, мозг и речь.

Во второй главе Библии (Ветхий завет) говорится: « И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Бытие, 2, 15-22).

Согласно Корану, Адам был сотворен Аллахом из праха и «звучащей глины. Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами».

Однако позже, согласно Библии, потомков Адама за их попытку построить башню до небес Бог покарал разнообразием языков: «На всей земле был один язык и одно наречие…И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык: и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие, 11, 5-9). В легенде о Вавилонской башне отразилась попытка объяснить, почему люди говорят на разных языках.

Евангелие от Иоанна начинается следующими словами, где Логос (слово, мысль, разум) приравнивается к Божественному: «В начале было Слово [Логос], и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога».

В древнегреческой мифологии посредником между богами и простыми смертными был Гермес, «вестник богов», покровитель ораторов. Согласно другой, более поздней версии, люди воспользовались словами, данными Богом. А потом сообща придумывали остальные слова, договариваясь всякий раз между собой, как назвать тот или иной предмет.

А что говорит о происхождении языка наука? Конечно, ученые не могут установить дату, весь «набор» звуков, возможности их соединения, значение первых языковых единиц. Но можно установить, когда и в каких условиях должна была появиться и появилась человеческая речь, какими были наиболее общие черты первого языка.

Античные гипотезы

Основы современных теорий происхождения языка заложили древнегреческие философы. По взглядам на происхождение языка они разделились на две научные школы — сторонников «фюсей» и приверженцев «тесей».

Фюсей

Сторонники природного происхождения названий предметов (букв. с греч. по природе), в частности Гераклит Эфесский ( 535-475 гг. до н.э.), считали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена. Имена – это тени или отражения вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильное имя, если же это не удается, то он только производит шум.

Тесей

Имена происходят от установления, согласно обычаю, заявляли приверженцы установления названий по соглашению, договоренности между людьми ( букв. с греч. по установлению). К ним относились Демокрит из Абдер (470/460 — первая половина IV в. до н.э.) и Аристотель из Стагиры (384-322 гг. до н.э). Они указывали на многие несоответствия между вещью и ее названием: слова имеют по несколько значений, одни и те же понятия обозначаются несколькими словами. Если бы имена давались по природе, невозможно было бы переименование людей, но, например, Аристокл с прозвищем Платон («широкоплечий») вошел в историю. Сторонники тесей утверждали, что имена произвольны, а один из них, философ Дион Крон, даже называл своих рабов союзами и частицами (напр., «Но», «Ведь»), чтобы подтвердить свою правоту. На это сторонники фюсей ответствовали, что есть правильные имена и имена, данные ошибочно.

Платон в своем диалоге «Кратил», названном по имени сторонника фюсей, который спорил с Гермогеном, приверженцем тесей, предложил компромиссный вариант: имена создаются установителями имен в соответствии с природой вещи, а если этого нет, то значит, имя плохо установлено или искажено обычаем.

Стоики

Представители философской школы стоиков, в частности Хрисипп из Соли (280-206), тоже считали, что имена возникли от природы (но не от рождения, как считали сторонники фюсей). По их мнению, одни из первых слов были звукоподражательными, а другие звучали так, как они воздействуют на чувства. Например, слово мед (лат. — mel) звучит приятно, так как мед вкусен, а крест (лат. — crux) — жестко, потому что на нем распинали людей. Дальнейшие слова появились от ассоциаций, переноса по смежности (piscina — «бассейн» от piscis —«рыба»), по контрасту (bellum – «война» от bella – «прекрасная»). Если даже происхождение слов скрыто, их можно установить путем исследования.

Гипотезы нового времени

Гипотезы в духе античной теории «фюсей»

Ономатопоэтическая (букв. с греч. «создающая имена»), или, иначе говоря, звукоподражательная гипотеза. Язык возник из подражания звукам природы. Ироничное название этой гипотезы – теория «гав-гав».

Эту теорию стоиков возродил немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716). Он подразделял звуки на сильные, шумные (например, звук «р») и мягкие, тихие (например, звук «л»). Благодаря подражанию впечатлениям, которые на них производили вещи и животные, возникли и соответствующие слова («рык», «ласка»). Но современные слова, по его мнению, отошли от первоначальных звучаний и значений. Например, «лев» (Loewe) имеет мягкое звучание из-за быстроты бега (Lauf) этого хищника.

Междометная гипотеза

Эмоциональные выкрики от радости, страха, боли и т.д. привели к созданию языка. Ироничное название этой гипотезы – теория «тьфу-тьфу».

Шарль де Бросс (1709-1777), французский писатель-энциклопедист, наблюдая за поведением детей, обнаружил, как первоначально лишенные смысла детские восклицания переходят в междометия, и решил, что первобытный человек прошел ту же стадию. Его вывод: первые слова человека – это междометия.

Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780), французский философ, полагал, что язык возник из потребности взаимопомощи людей. Его создал ребенок, так как ему нужно сказать матери больше, чем мать должна сказать ему. Поэтому первоначально языков было больше, чем индивидуумов. Кондильяк выделял три вида знаков: а) случайные, б) естественные (природные крики для выражения радости, страха и т.д.), в) избранные самими людьми. Крики сопровождались жестом. Затем люди стали использовать слова, которые первоначально были только существительными. При этом первоначально одно слово выражало целое предложение.

Французский писатель и философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что «первые жесты были продиктованы потребностями, а первые звуки голоса – исторгнуты страстями… Естественное действие первых потребностей состояло в отчуждении людей, а не в их сближении. Именно отчуждение способствовало быстрому и равномерному заселению земли […]источник происхождения людей […] в душевных потребностях, в страстях. Все страсти сближают людей, тогда как необходимость сохранения жизни вынуждает их избегать друг друга. Не голод, не жажда, а любовь, ненависть, жалость и гнев исторгли у них первые звуки. Плоды не прячутся от наших рук; ими можно питаться в безмолвии; молча преследует человек добычу, которой он хочет насытиться. Но чтобы взволновать юное сердце, чтобы остановить несправедливо нападающего, природа диктует человеку звуки, крики, жалобы. Это самые древние из слов и вот почему первые языки были напевными и страстными, прежде чем стали простыми и рассудочными […]».

Английский натуралист Чарльз Дарвин (1809-1882) считал, что звукоподражательная и междометная теории – это два основных источника происхождения языка. Он обратил внимание на большие способности к подражанию у обезьян, наших ближайших родственников. Он также полагал, что у первобытного человека во время ухаживаний возникали «музыкальные кадансы», выражающие различные эмоции – любовь, ревность, вызов сопернику.

Биологическая гипотеза

Язык – естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм. Выдвинул эту гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) под влиянием дарвинизма, то есть учения, определяющего ведущую роль естественного отбора в биологической эволюции. Но первые корни слов возникли, по его мнению, как результат звукоподражания.

Гипотезы в духе античной теории «тесей»

Гипотеза общественного (социального) договора

В этой гипотезе видно влияние античной теории тесей, согласно которой люди договорились об обозначении предметов словами.

Эту гипотезу поддерживал английский философ Томас Гоббс (1588-1679): разобщенность людей – их естественное состояние. Семьи жили сами по себе, мало общаясь с другими семьями, и добывали пищу в тяжелой борьбе, в которой люди «вели войну всех против всех». Но чтобы выжить, им пришлось объединиться в государство, заключив между собой договор. Для этого потребовалось изобрести язык, который возник по установлению.

Жан-Жак Руссо полагал, что если эмоциональные выкрики – от природы человека, звукоподражания – от природы вещей, то голосовые артикуляции – чистая условность. Они не могли возникнуть без общего согласия людей. Позднее по договоренности (по общественному договору) люди договорились об используемых словах. Причем чем более ограниченными были знания людей, тем обширнее был их словарный запас. Сначала каждый предмет, каждое дерево имели свое собственное имя, и лишь позже появились общие имена (т.е. не дуб А, дуб Б и т.д., а дуб как общее имя).

Жестовая теория

Связана с другими гипотезами (междометной, социального договора). Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк, Жан-Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно. Но сначала у человека преобладали физические действия (пантомима). Причем эти «мимические движения» были трех видов: рефлекторные, указательные и изобразительные. Рефлекторным движениям, выражающим чувства, позже соответствовали междометия. Указательным и изобразительным, выражающим соответственно представления о предметах и их очертания, соответствовали корни будущих слов. Первые суждения были только сказуемыми без подлежащих, то есть слова-предложения: «светит», «звучит» и т.д.

Руссо подчеркивал, что с появлением членораздельного языка жесты отпали как основное средство общения – у языка жестов немало недостатков: трудно пользоваться во время работы, общаться на расстоянии, в темноте, в густом лесу и т.д. Поэтому язык жестов был заменен звуковым языком, но полностью не вытеснен.

Жесты как вспомогательное средство общения продолжают использоваться современным человеком. Невербальные (несловесные) средства общения, в том числе жесты, изучает паралингвистика как отдельная дисциплина языкознания.

Трудовые гипотезы

Коллективистская гипотеза (теория трудовых выкриков)

Язык появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков. Выдвинул гипотезу Людвиг Нуаре, немецкий ученый второй половины XIX века.

Трудовая гипотеза Энгельса

Труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык. Теорию выдвинул немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895), друг и последователь Карла Маркса.

Гипотеза спонтанного скачка

По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой. Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт (1767-1835): « Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно все, благодаря чему он становится единым целым… Язык невозможно было бы придумать, если бы его тип не был уже заложен в человеческом рассудке. Чтобы человек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого. Каким бы естественным ни казалось предположение о постепенном образовании языков, они могли возникнуть лишь сразу. Человек является человеком только благодаря языку, а для того, чтобы создать язык, он уже должен быть человеком. Первое слово уже предполагает существование всего языка». Теория Гумбольдта как бы подтверждает врожденное либо божественное происхождение языка.

В пользу этой, на первый взгляд странной гипотезы, также говорят скачки в возникновении биологических видов. Например, при развитии от червей (появившихся 700 миллионов лет назад) до появления первых позвоночных – трилобитов – требовалось бы 2000 миллионов лет эволюции, но они появились в 10 раз быстрее в результате какого-то качественного скачка.

Однако эти теории никак не объясняют природную способность человека к языку: ведь животные тоже слышат звуки природы, реагируют на них, выражают эмоции с помощью звуков, но не обладают человеческими способностями произносить речь и понимать другого.

Как развивался и совершенствовался язык

В какой-то момент развития человеческого общества труд, общение и сознание развились настолько, что стал необходим новый качественный скачок. Появилось особое, специальное средство общения, которое стало базой и дальнейшего развития сознания, – это был язык в полном смысле слова.

Развиваясь далее, язык претерпел две серьезнейшие перестройки. Одна из них заключалась в том, что люди научились располагать слова одно за другим и понимать их во взаимосвязи. Это очень важная специфическая человеческая особенность: ни одно животное не может «понять» больше одного сигнала сразу. Так появилась грамматика.

Вторая перестройка была следствием первой. Овладев самим принципом последовательного расположения, человек смог распространить этот принцип и на организацию звуков в слове. Речь стала членораздельной, слово стало «собираться» из отдельных звуков и слогов.

Из последовательностей слов сначала возникали простейшие, а затем все более сложные синтаксические конструкции. Сами слова приобрели способность изменяться в зависимости от своей синтаксической функции, своего места в предложении – появились склонение и спряжение. Словарь мог расширяться как угодно. Усложнилась фонетика.

Откуда мы знаем, что язык формировался именно так? В распоряжении лингвистов есть данные многих наук: палеоантропологии, изучающей, как возник биологический вид – человек со всеми его анатомо-физиологическими особенностям; археологии, раскрывающей жизнь первобытных людей и позволяющей по остаткам их орудий, предметов быта восстановить уровень развития их сознания, особенности их мышления; нейрофизиологии и нейропсихологии, способных определить, какие из участков коры головного мозга сформировались раньше, какие – позднее.

На основании данных указанных наук можно с уверенностью утверждать, что в возникновении языка играли роль как биологические, так и общественно-исторические условия. В числе биологических основными являются два условия – освобождение передних конечностей обезьяны для труда и переход в вертикальное положение для походки на задних конечностях, а также наличие разнообразных звуковых сигналов у предков человека.

Более двух миллионов лет тому назад, в начале четвертичного периода у предшественников человека – австралопитеков – начался процесс освобождения рук для труда, для создания первых орудий. Около миллиона лет тому назад питекантропы уже умели создавать орудия труда и приобрели вертикальную осанку.

Неандертальцы постепенно начали осознавать окружающую действительность, соотносить ее явления с окружающими звуками, обобщать однородные предметы и явления по каким-либо признакам. В связи с усложнившимися трудовыми действиями и задачами началось формирование языка и мысли.

Более десяти тысяч лет тому назад жили люди современного типа – кроманьонцы. Эти люди уже обладали хорошо развитым мозгом, артикуляционным аппаратом, членораздельной речью, абстрактным мышлением. Они были членами первобытной общины со сложными трудовыми, семейными и общественными отношениями.

Так или иначе, не вызывает сомнений, что язык входит в социальный опыт человечества, развивается вместе с обществом и усваивается каждым человеком только благодаря общению с другими людьми. Совместная деятельность определила потребность в общении и передаче информации.

Но с помощью языка можно не только передавать информацию (для этой цели можно использовать и другие системы знаков). Постепенно у языка появились и другие функции.

Причины развития языка

Развитие языка связано с историей. Внешние стороны развития языка – это законы изменения его функций и структуры под влиянием неязыковых причин (войны, изменение экономического и социального строя общества, переселение). При этом меняется внешняя сторона языка.

Внутренние причины развития – это исторические изменения внутренней структуры языка, внутренние изменения единиц и категорий языка.

Типы внутренних изменений: 1) фонетические, 2) морфологические.

Важными историческими закономерностями развития языка являются: 1) длительное сохранение основы языка; 2) историческая преемственность между старыми и новыми поколениями носителей национального языка; 3) соотнесенность корней, морфем и фонетических законов.

Зачем понадобился человеку язык(функции языка)

У языка два назначения, две главные работы – служить общению людей и быть средством мысли. Поэтому в науке о языке выделяют две его ведущие функции: коммуникативную (функцию общения) и когнитивную (познавательную).

Если соберутся два или несколько человек и начнут общаться, то между ними сразу появится «невидимка» – язык. Он объединяет людей, дарит им возможность взаимопонимания. Представьте на минутку, что люди лишились языка. Не могут говорить, понимать речь, читать, писать. Они немедленно опустились бы на уровень коров, кошек или зайцев. Человеческое общество прекратилось бы и началось стадо. Человеку необходимо общение с другими людьми.

Когда говорят об этой важной функции языка – быть средством общения, на первый план выдвигается обозначающее, т.е. то, что мы непосредственно произносим (звуковой комплекс для обозначаемого). Оно делает речевое намерение явным, доступным для других. Но важен и весь знак целиком, вместе с обозначаемым. Явным ведь делается определенный смысл. Пользоваться языком – значит думать, т. е. выбирать мысли, находить для них нужные слова, если эти мысли предназначены для окружающих. С помощью языка можно передавать свои наблюдения, переживания, можно фантазировать, рассуждать, предполагать, объяснять. То есть обмениваться друг с другом мыслями. Язык позволяет людям передавать друг другу свои мысли. Язык как средство общения – это мышление «на людях», для всех.

Человек познает объективную действительность в процессе практической и научной деятельности. Закономерности этого процесса изучаются теорией познания. Результаты отражения действительности систематизируются в нашем сознании в виде соответствующих понятий. Это задача специальных наук: физики, химии, математики. Общие закономерности взаимосвязи понятий и основные законы мышления рассматриваются логикой и психологией. Лингвистика же исследует систему языка, структуру его единиц и их функции, языковые категории и законы.

Вещи, предметы объективного мира обозначаются словами. Что же позволяет словам «замещать» вещи? Свойство человеческого мышления отражать мир в виде множества соотносимых понятий, связанных с соответствующими словами языка, и позволяет словам замещать сами вещи: слово (знак + значение) через соответствующее понятие устойчиво ассоциируется с определенным классом предметов.

Здесь следует отметить еще одну функцию языка – функцию обобщения. Способность языка к обобщению позволяет нам передавать друг другу сложнейшие идеи и понятия, закреплять эти понятия и идеи в определенных формах слов, словосочетаний и предложений, общепринятых и общепонятных.

Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое. Оно неразрывно связано с нашими знаниями о мире, с нашими чувствами и мыслями и поэтому может «замещать» те вещи, о которых мы говорим. По определению академика И.П. Павлова, слова – это «сигналы сигналов», т.е. слова вторичны по отношению к предметам и явлениям мира.

Есть у языка и другие назначения. Говорящий выражает – не только словами, но также интонацией, тембром, темпом речи – свое отношение к тому, что сообщается в высказывании, и к ситуации, в которой возник разговор. Радость при встрече, приветливость, расположение, дружеское участие или, наоборот, недоброжелательность, отчужденность, раздражение, вражда – это огромное множество оттенков выражается во всех языках, хотя и по-разному. Каждый язык выделяет свои особые средства для их выражения. Считая существенной роль языка для выражения чувств, эмоций, для воздействия на личность и формирование ее, к этим двум функциям добавляют третью: одни ученые – эмоциональную, экспрессивную (функцию воздействия), другие – директивную (функцию формирования личности).

Язык позволяет действовать.

Люди работают, помогают друг другу, соперничают, дружат, играют. Иначе говоря – действуют. И большей частью сообща. Чтобы зимой построить ледяную горку для катания, и то надо сговориться. Представьте себе завод, где рабочие, мастера вдруг потеряли способность разговаривать друг с другом. Завод работать не будет.

А тот, кто работает в одиночку? Умелец сидит себе в комнате и шьет шапки. Молчком. Подумайте – может ли он делать свое дело без языка? А как он тогда получит материал для шапок? Как поймет, какая именно шапка нужна заказчику? Как узнает, доволен или недоволен заказчик, и чем?

Действовать в человеческом обществе без языка нельзя.

Язык позволяет людям радоваться прекрасному.

Если человек не понимает, что в мире есть красота, он не живет полной жизнью. Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.

Красота языка заключается не только в художественных произведениях, в песнях, в звучащем слове артистов. Мы все время встречаем людей, которые прекрасно умеют рассказывать, шутить, раскрывать другим людям (с помощью слова) свою душевную щедрость.

Ученый читает лекцию… Мысль сложна, трудна. Слушатели мучительно прорываются к ее сути. И вдруг лектор найдет такое объяснение, такую словесную формулу, которая словно светом все осветит и трудную мысль сделает ослепительно ясной.

Рабочие спорят, как выполнить работу.… И здесь кто-то точно, убедительно объяснит, как надо действовать. Сразу стихнут споры. В этой убедительности – красота слова.

Мы живем, окруженные океаном языка. И часто не замечаем, как он прекрасен.

Есть у языка и очень важная функция – игровая. Языком тоже можно играть. Притом это такая игрушка, которая не изнашивается и не стареет…. Когда папа читает ребенку сказку Корнея Чуковского:

Выходила к ним горилла,

Им горилла говорила,

Говорила им горилла,

Приговаривала…,

то и ребенок, и взрослый наслаждаются звуковой и словесной игрой, радуются, смеются…. Своеобразными словесными шутками, построенными на звуковых повторах, являются скороговорки. Суть этой словесной игры заключается в умышленном подборе слов, трудных для произношения при быстром и многократном повторении всей фразы. Скороговорки – не только прекрасный мини-текст для фонетического анализа, не только занятная игра, но это еще и очень полезное для детей и взрослых (артистов, например) упражнение, которое исправляет плохую дикцию, совершенствует ее.

Есть поэтическая функция языка: создаются произведения, где язык становится художественной ценностью. С помощью языка создается прекрасное.

Роман Осипович Якобсон говорил о магической, заклинательной функции языка. Отсутствующее лицо (а это могут быть и неодушевленные силы) считается участником диалога. Могущественный «собеседник» как бы слушает речь заклинателя и благосклонно отвечает на нее действием:

Вода-водица, река-царица, заря-зарница!

Унесите тоску-кручину за сине море, в морскую пучину….

И может быть, река унесет тоску-кручину…. Если собеседник не отвечает на просьбу заклинателя, значит, не хочет. Как бы то ни было, человек, который заклинает, использует язык явно с магической целью: получить помощь от могущественных сил.

Первые три функции языка (общения, познания, воздействия), называемые базовыми, взаимодействуют в разных актах речи, в разных текстах, проявляясь в них в разной степени.

А общаются ли животные? И как они это делают? С помощью чего?

«Язык» животных и язык человека

Животные способны усваивать сигналы животных других видов («эсперанто» воронов и сорок, который понимают все обитатели леса), то есть пассивно владеть их языком. К таким животным относятся обезьяны, слоны, медведи, собаки, лошади, свиньи.

Но лишь некоторые развитые животные способны активно овладевать чужой речью (воспроизводить слова и иногда употреблять их в качестве сигналов). Это попугаи и птицы-пересмешники (скворцы, вороны, галки и т.д.). Многие попугаи «знают» до 500 слов, но не понимают их значения. Иначе обстоит дело с людьми. Например, сборщик налогов в Стокгольме провоцировал собак, имитируя 20 видов лая.

Зяблик щебечет и чирикает, совсем как человеческий детеныш пищит, когда голоден. Никто не учит детей плакать. Зяблик поет бессознательно, но на разные случаи у него есть разные песни. Одна песня поется, чтобы предупредить других зябликов: поблизости ястреб, но он сидит на дереве и потому не слишком опасен. И совсем другая песня, когда тот же ястреб взлетает в воздух, и тут уж он и вправду опасен: того и гляди, ринется вниз и схватит добычу.

Ученые установили опытным путем, что зяблик поет по-зябличьи, даже если он весь свой птичий век провел в таком месте, где никогда не мог услышать другого зяблика. А если вырастить двух зябликов вместе, – отдельно от их сородичей, то каждый будет петь более сложные и разнообразные песни, чем если бы его держали в одиночестве. Каждый зяблик поет песню, с которой он появился на свет, и каждый немного по-своему. Но, кроме того, они подражают друг другу. При этом каждый добавляет что-то новое к своей песне. А потом каждый пытается повторить, как другой его передразнивает. И так до тех пор, пока оба не исчерпают свое умение подражать и передразнивать. Многие птицы и животные учатся друг у друга, совсем как зяблики. Они друг от дружки зависят и общаются друг с дружкой.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст