Учебно-методическое пособие Армавир 2011 9 (07) Печатается по ре

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра истории России

Г.А. ГЕВОРГЯН

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ

Часть I

Учебно-методическое пособие

Армавир

2011

9 (07) Печатается по решению редакционно-

74.266.3 издательского совета Армавирской

Г – 2 государственной педагогической

академии

Геворгян Г. А.

Теория и методика обучения истории в школе: Учебно-методическое пособие. Часть I. — Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ, 2011. — с.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

доктор педагогических наук, профессор,

Заслуженный учитель Российской Федерации В.В. Шоган

старший преподаватель кафедры отечественной истории РГПУ,

учитель высшей категории Н.М. Мкртычян

В учебно-методическом пособии представлены материалы, отражающие содержание учебной программы — основные проблемы теории и практики методики преподавания и обучения истории в школе.

Книга предназначена для студентов исторического факультета АГПУ.

© Г.А. Геворгян, 2011.

© Редакционно-издательский центр АГПУ, 2011.

ВЫПИСКА

из государственного образовательного стандарта

Высшего профессионального образования

Специальность 032600-История

Москва, 2005

Методика обучения истории как педагогическая наука. Предмет и задачи, основные факторы обучения истории. Связь методики с другими науками. Современные методы педагогического исследования.

Становление и развитие методики обучения истории в дореволюционной и современной России. Цели, задачи и значение изучения истории в школе, Государственный стандарт исторического образования, его назначение.

Структура школьного исторического образования. Базовое содержание учебного исторического материала. Федеральный и региональный компоненты. Учебный план школы и планирование преподавания истории. Программы по основным и модульным курсам. Вариативность программ. Учебники и учебно-методические комплексы. Отечественная и Всеобщая история в концентрической и линейной системах обучения.

Структура исторических знаний: факты, событие, процесс. Различие фактов по сложности и значимости. Уровень освещения фактов на уроке. Эмоционально-ценностные компоненты изучения истории. Соотношение фактов и обобщений. Представления и понятия. Эмпирический и теоретический уровни учебного познания. Познавательные возможности учащихся. Дифференциация обучения. Методы, приемы, формы обучения истории. Умения и навыки.

Наглядность: типы и виды пособий. Технические средства обучения. Хронология и картография. Использование исторических источников, художественной литературы в обучении истории. Содержательный и деятельностный аспекты различных видов связей: медпредметных, внутрипредметных, межкурсовых..

Урок истории и его типы. Подготовка учителя к уроку. Современные технологии обучения истории. Игры, познавательные задачи. Диагностика результатов обучения, качества подготовки учащихся.

Внеурочная работа по истории.

Концепция современного школьного обществознания. Принципы формирования обществоведческого содержания. Государственный стандарт. Программы и учебники. Методическое обеспечение курса. Знание о человек и обществе в содержании нового курса. Структура и особенности курса «Человек и общество». Связь методики обучения обществознания с психологией, дидактикой, общественными науками. Отбор факто, понятий, идей. Система работы с первоисточниками, документами, периодической печатью. Типы и формы учебных занятий. Современные технологии обучения. Приемы активизации познавательной деятельности старшеклассников. Специфика самостоятельной работы, ее влияние на формирование и развитие умений учащихся. Задачи дополнительных курсов, их программы и методика проведения. Требования к знаниям и умениям учащихся, способы их выявления. Результаты обучения.

Применение современных методов исследования. Обобщение передового опыта. Кабинет истории и обществознания. Принципы, формы организации внеурочной работы.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методическое пособие по теории и методике обучения истории и обществознанию разработано для студентов исторического факультета с целью оказания теоретической и методической помощи при изучении данного курса.

Пособие состоит из шести разделов, где принцип построения тем основан на овладении теорией, переходящей в практическое ее применение. Теоретически отрабатываются все темы, указанные в учебной программе, но большее значение и время отводится практической разработке методов, приемов и средств обучения, составлению планов-конспектов уроков, проведению занятий в студенческой и школьной аудиториях.

Особое внимание студентов обращено на принципиальное значение дифференциации обучения истории и обществознанию в школах, уделяется значительное внимание изучению основных факторов процесса обучения и особенно познавательных возможностей как класса в целом, так и отдельных учащихся.

Основная цель предполагаемого учебного пособия — теоретическая и практическая подготовка студентов педагогического вуза к преподаванию предметов «история» и «обществознание».

Вместе с тем методические разработки, представленные в учебном пособии, носят предварительный характер и не претендуют на абсолютную полноту рассматриваемых тем. Учебно-методическое пособие призвано помочь студентам в организации самостоятельной работы по изучаемому курсу «Теория и методика обучения истории и обществознанию».

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Курс «Теория и методика обучения истории и обществознанию» состоит из шести разделов: первый из них посвящен определению основных этапов развития методики обучения истории, второй представляет основные факторы процесса школьного обучения истории и обществознанию, третий раскрывает содержание научно-методического комплекса процесса обучения истории и обществознанию, четвертый посвящен проблеме формирования умений учащихся, пятый — подготовке и проведению урока истории и обществознания, шестой — организации внеурочной деятельности.

Цель курса — дать студентам основы теоретических и практических знаний по методике преподавания и обучения истории и обществознанию в школе.

Задачи курса состоят в том, чтобы:

1. Ознакомить студентов с историей становления и развития методики преподавания и обучения истории в XVIII — XX вв.

2. Рассмотреть основные образовательные документы РФ.

3. Изучить основные факторы процесса обучения.

4. Рассмотреть и разработать эффективные методы, приемы и средства обучения истории и обществознанию.

5. Изучить типы уроков истории и обществознания, уметь составлять конспекты уроков и проводить практические занятия.

6. Определить формы организации внеурочной деятельности.

Воспитательной задачей курса является подготовка высоко- квалифицированных специалистов в области методики обучения и преподавания истории и обществознания в школе.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студент, прослушавший курс, должен знать:

1. Предмет и задачи курса теории и методики обучения истории и обществознанию.

2. Развитие методики обучения истории в России XVIII — XX вв.

3. Госстандарт. Цели изучения истории и обществознания.

4. Структуру школьного исторического и обществоведческого образования.

5. Содержание школьного обучения истории и обществознанию.

6. Учебно-методический комплекс по истории и обществознанию.

7. Основные факторы процесса обучения.

8. Эффективные методы, приемы и средства обучения истории и обществознанию.

9. Типологию уроков в среднем школьном звене.

10. Традиционные и нетрадиционные формы уроков в старших классах.

11. Инновационные технологии обучения и преподавания истории и обществознания.

12. Критерии проверки знаний и умений учащихся.

13. Методы организации и проведения внеурочных мероприятий.

14. Формы составления учебной документации.

Межпредметные и внутрипредметные связи преподавания

курса

«Теория и методика преподавания истории и обществознания

в школе»

Связь методики обучения истории и обществознания с другими науками определяется структурой и содержанием рассматриваемых курсов. Методика преподавания истории и обществознания связана со следующими науками: историей, философией, политологией, социологией, экономикой, религией, педагогикой, психологией.

Данное многообразие определяет сложность изучения и преподавания этой дисциплины. Реализация межпредметных связей в преподавании курса осуществляется при изучении каждой темы. Изучение курса невозможно без связи методики обучения с педагогикой, психологией, историей и обществознанием. Содержательный аспект внутрипредметных связей реализуется посредством методической связи между темами курса. Приступая к изучению новой темы, методически необходимо установить связь с предидущей и другими темами, очень важно периодически возвращаться к уже изученным темам, что также осуществляет внутрипредметную связь.

Государственный образовательный стандарт

II.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ I

Основные этапы развития методики обучения

истории

Методика обучения истории и обществознанию как педагогическая наука. Предмет, задачи методики обучения истории и обществознанию. Основные факторы процесса обучения: цели, содержание и структура образования, познавательные возможности учащихся, научно-методическое взаимодействие учителя и учащихся, результаты обучения. Связь методики обучения истории и обществознанию с другими науками. Методы научного исследования школьного обучения истории и обществознанию. Требования к методике обучения истории и обществознанию.

Основные этапы развития школьного исторического образования, цели обучения на каждом этапе. Первые сборники, содержащие исторические сведения: «Летописец» XV в.; «Хронограф» XVI-XVII вв.; «Азбуковник» XV-XVII вв.; «Синопсис» 1674 г.; «Царственный летописец» конец XVII вв.; «Лицевые космографии» конец XVII в.; «Плутархи» конец XVIII — первая половина XIX в. Историко-художественная и историко-биогра-фическая литература второй половины XVIII в., ее образовательное и воспитательное значение. История как школьный предмет в первых школах XVIII века. Первые русские учебники истории, учебные книги и их авторы.

Способы обучения истории. Историческое образование и внедрение новых методов обучения в начале XIX века. Складывание методической системы обучения в 40-60-е гг. XIX в. Историография методики обучения истории последней трети XIX в.

Школьное историческое образование с 1917 по 1939 гг. Цели обучения. Переход на новую систему исторического образования. Программа 1920 г. по истории. Отказ от предметного преподавания истории. Роль самостоятельной работы учащихся в обучении истории. «Рабочие книги по истории». Приемы и методы учебной работы. Возвращение к предметному обучению истории. Разработка программ и учебников. Новые формы и методы преподавания. Линейный принцип обучения. Перестройка школьного исторического образования 30-40-х гг.

Усиление воспитательной роли истории в годы Великой Отечественной войны. Разработка методических проблем в 50-70-е гг. Поворот в развитии методики в 80-90-е гг. Реформа школы и преподавание истории. Переход от линейного к концентрическому преподаванию истории в школе.

РАЗДЕЛ II

Факторы процесса школьного обучения истории

и обществознанию

Требования к историческому и обществоведческому образованию учащихся. Госстандарт. Цели обучения истории и обществознанию. Влияние целей на разработку содержания исторических курсов. Поурочные и курсовые цели обучения истории и обществознанию.

Образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения истории и обществознанию. Эмпирический и теоретический уровни обучения истории и обществознанию. Знание основных фактов. Рациональные способы учебного познания истории. Воспитание у учащихся позитивных черт личности. Воспитание чувств. Возможности развития учащихся в процессе изучения истории и обществознания. Общее понятие о познавательных возможностях учащихся. Познавательные способности. Роль самостоятельности в обучении. Развитие общих и специальных способностей средствами предмета. Развитие памяти, речи, эмоций. Познавательная активность. Интерес.

Соответствие содержания целям обучения истории и обществознанию. Структура учебного исторического и обществоведческого материала. Сложность и трудность исторического и обществоведческого материала. Приемы и умения познавательной деятельности. Содержание и познавательные возможности учащихся. Оформление содержания обучения в учебных программах и учебниках. Госстандарт и школьная программа по истории и обществознанию. Принцип построения школьных программ. Основные структурные компоненты программ. Авторские программы. Курсы отечественной истории и обществознания. Научные основы построения школьных курсов истории и обществознания.

Характеристика школьного учебника. Функции учебника. Компоненты учебника и их взаимосвязь. Формы изложения исторического и обществоведческого материала в учебнике, соотношение фактов и теории. Особенности современных учебников истории и обществознания, различные уровни подачи материла. Основные структурные компоненты учебника истории и обществознания. Приемы работы с учебником на уроке. Виды заданий по тексту учебника, организация работы с историческими документами, иллюстрациями в учебнике. Значение вопросов и заданий в учебниках, их характер. Современные подходы к совершенствованию учебников по истории и обществознанию.

Учебные пособия по истории и обществознанию. Рабочие тетради. Хрестоматии. Книги для чтения. Иллюстративные пособия. Методическая литература. Научно-популярная и художественная литература по истории. Понятие об учебно-методичес-ком комплексе, его значение и роль в обучении. Рациональное распределение времени на изучение разделов и тем. Планирование по разделам, темам курса и его задачи. Роль календарно-тематического планирования, его структура. Образовательно-воспитательные задачи разделов и тем. Значение поурочного планирования. Методические рекомендации и методические пособия как варианты расширенного планирования.

Понятие о дифференциации и индивидуализации в обучении. Индивидуальные познавательные особенности школьников: познавательные возможности, способности. Уровни познавательной самостоятельности учащихся: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый. Определение познавательных возможностей класса, отдельного ученика. Обучаемость — показатель познавательных возможностей. Диагностика познавательных возможностей и использование ее результатов в процессе организации обучения истории и обществознанию.

Пути реализации дифференцированного подхода при обучении истории и обществознанию в современных школах. Различные типы школ. Программы, учебники и учебные пособия для углубленного и коррекционно-развивающего обучения. Осуществление дифференцированного подхода на уроках истории и обществознания.

Процесс обучения. Деятельность учителя (преподавание) и учащихся (обучение) — их единство и взаимосвязь. Особенности изложения исторических фактов и теоретического материала. Роль устного слова в изложении. Виды изложения фактического материала. Печатно-словесный и наглядный способы изложения. Организация познавательной деятельности на уроке истории и обществознания. Виды познавательных заданий. Проверка усвоения исторического и обществоведческого знания. Оценка знаний и умений.

Результаты как реализованные цели обучения истории и обществознанию. Прогнозирование результатов обучения в государственном стандарте. Критерии определения качества обучения истории и обществознанию. Критериально ориентированная оценка результатов обучения истории и обществознанию. Усвоение исторических фактов, овладение основными понятиями. Овладение приемами и умениями познавательной деятельности. Понятие «базовые знания». Первоначальная сформированность нравственных качеств личности. Проверка эффективности отдельных приемов и средств обучения. Педагогические наблюдения и простейший эксперимент. Формы проверки результатов школьного обучения.

РАЗДЕЛ III

Научно-методический комплекс процесса обучения

истории и обществознанию

Структура исторических и обществоведческих знаний. События и явления. Исторический процесс. Исторические представления и понятия, их связь. Системы понятий. Методика изучения понятийного материала в школьных курсах. Последовательность в усвоении понятий, основные пути: дедуктивный и индуктивный. Наглядные представления признаков понятий. Термины и определения. Причинно-следственные связи.

Факты в обучении истории и обществознанию, их виды. Группировка фактов. Различия фактов по объему, сложности и значимости. Критерии отбора фактического материала для урока. Зависимость степени освещения фактов от их значимости. Типичные факты и явления. Конкретность и образность фактов. Эмоциональное воздействие. Соотношение фактов и обобщений. Обобщения на уроках истории и обществознания. Структурно-функциональный анализ содержания исторического и обществоведческого материала.

Понятие о эффективных методах обучения, их классификация. Определения методов по способам учебной деятельности и по источникам приобретения знаний. Приемы обучения истории и обществознанию. Разнообразие приемов обучения. Методические приемы как способы деятельности. Обучение школьников приемам учебной деятельности. Соотношение целей обучения, приемов, структуры содержания материала и познавательных возможностей. Методические приемы и средства обучения истории и обществознанию.

Средства изучения истории и обществознания в школе. Наглядные средства. Словесные средства. Практические средства обучения истории и обществознанию.

РАЗДЕЛ IV

Формирование умений учащихся

Понятие об учебном умении, основные подходы к его определению. Прием учебной деятельности, умение и навык — соотношение понятий. Умение — показатель овладения приемом. Классификация умений. Специальные умения по истории: хронологические, картографические, интеллектуальные, оценочные. Структурные единицы знаний по обществознанию: онтологические, оценочные, ориентировочные. Операции сравнения, анализа, синтеза и обобщения исторического материала. Роль умений в развитии воображения. Этапы формирования умений. Применение стереотипных действий (памяток, предписаний, инструкций и др.) при овладении умениями.

Приемы устного изложения исторических фактов. Образное, сюжетное и конспективное повествование. Картинное и аналитическое описание. Характеристика типичных образов. Портретное описание и образная характеристика. Чтение образно-повествовательных и описательных исторических текстов. Мысленное воссоздание, проговаривание и словесное воспроизведение исторических образов. Сочетание устного изложения с различными средствами обучения. Драматизация и персонификация, их виды. «Интервью» с участниками исторических событий, воображаемые путешествия на уроках истории. Сюжетно-игровые задания.

Изучение теоретического материала. Приемы работы: объяснение, доказательство, рассуждение, сравнительная и обобщаю-щая характеристики. Проблемное изложение. Беседа и ее виды. Роль беседы в изучении теоретического материала. Аналитичес-кая и эвристическая беседы. Логические задания. Письменно-гра-фические приемы: составление планов, таблиц, схем и др. Применение логических приемов в различных возрастных группах.

Виды наглядных средств обучения, их классификация. Роль наглядных средств в развитии воображения учащихся. Предметная наглядность. Памятники материальной культуры. Изобразительная наглядность. Техника демонстрации. Предметная наглядность. Технические средства в обучении истории и обществознанию. Экранно-звуковые пособия. Компьютеры в обучении истории и обществознанию. Динамические модели. Событийные и типологические картины. Требования к учебной картине на уроке. Ее место и роль, последовательность работы с картиной. Портрет и карикатура. Приемы работы с иллюстрациями учебника и иллюстративно-раздаточным материалом. Схематические рисунки, аппликации, работа с ними на уроке.

Условно — графическая наглядность. Черчение диаграмм, графиков, схем, заполнение таблиц, работа с ними на уроке. Меловые рисунки, их применение.

Исторические карты, карты-схемы, планы местности. Отличия исторических карт от географических. Содержание исторической карты. Типы исторических карт. Умения учащихся работать с условно-графической наглядностью. Первое знакомство с картой. Показ на карте развития исторических событий и явлений. Легенда карты. Локализация исторических событий и явлений на карте. Приемы сопоставления исторических карт. Прием «оживления карты». Опора на пространственные представления школьников. Применение фрагментов контурных карт. Работа с картосхемами и планами на уроке.

Последовательность событий во времени. Измерение времени: год — десятилетие — век. Виды хронологических дат. Приемы изучения хронологии. Родословная семьи школьника. Лента времени основных исторических событий. Хронологическая последовательность исторических фактов. Длительность и синхронность событий. Сопоставление событий во времени. Группировка событий. Счет лет от Рождества Христова. Новая эра. События до нашей эры. Латинское исчисление. Хронологические и синхронистические таблицы. Календари событий и хронологические комплексы. Познавательные задания для развития умений работать с картой и хронологией.

Виды исторических источников. Требования к историческому документу на уроках истории и обществознания в разных возрастных группах. Методика работы с источниками на уроках. Обучение учащихся приемам работы с историческими источниками. Умения школьников.

Произведения художественной исторической литературы на уроке, их виды. Приемы использования художественной литературы на роках истории.

Комплексное изучение научной, популярной и художественной литературы школьниками. Методические подходы к проблеме соотношения текста учебника и первоисточника в обучении истории и обществознанию.

РАЗДЕЛ V

Подготовка и проведение уроков истории и обществознания

Функции учителя истории и обществознания. Определение целей изучения раздела, темы курса. Отбор содержания. Структурно-функциональный анализ материала. Выделение в содержании фактов, теоретических компонентов. Постановка цели и задач урока. Отбор средств преподавания. Задания для проверки знаний, организации повторения. Домашнее задание. Разработка приемов. Соответствие методических приемов содержанию учебного материала и уровню развития познавательных возможностей учащихся. Определение типа урока. Связь урока с другими уроками внутри темы, курса.

План урока. Развернутый план и конспект урока. Приемы и средства изложения материала, приемы учебной деятельности учащихся, прогнозирование результатов. Формулирование основных и дополнительных вопросов. Дифференциация заданий.

Классно-урочная форма обучения. Научные требования к современному уроку истории и обществознания. Классификация типов уроков: по ведущему методу, по характеру деятельности учащихся, по соотношению структурных звеньев обучения. Зависимость типа урока от особенностей содержания, объема материла, возраста учащихся. Система уроков. Вводный урок. Урок изучения нового материала. Урок проверки и учета знаний и умений. Повторительно-обобщающий урок. Структура комбинированного урока, проверка на нем знаний и умений учащихся. Содержание и методика изучения нового материала. Первичное, сопутствующее закрепление материала. Типы уроков в обществоведческом курсе: вводный урок, урок предъявления и изучения нового материала, урок применения знаний, урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки знаний и умений, комбинированный урок.

Приемы организации познавательной деятельности учащихся на уроке истории и обществознания. Индивидуальная, групповая, общеклассная работа учеников. Виды домашних заданий, их дифференцированность. Текущее, обобщающее и итоговое повторение материала.

Методика проведения различных форм уроков в старших классах. Традиционные формы уроков: лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, зачетные уроки. Деловые игры и моделирование ситуаций. Коммуникативный диалог на уроках истории и обществознания. Уроки проблемно-дискуссионного типа. Метод проектов. Исследовательская деятельность на уроках истории. Проблемно-лабораторное занятие. Проблемный урок. Активизация учебной деятельности школьников в старших классах. Мотивация учения старшеклассников. Познавательная самостоятельность. Роль учителя в выборе формы проведения урока и его подготовке.

Функции проверки знаний учащихся. Содержание и методика проверки знаний и умений. Формы, виды и приемы проверки. Требования к проверке: мотивация и активизация опроса, дифференциация, связь с другими уроками. Текущая и отсроченная проверка знаний. Устный, письменный и практический контроль. Применение карточек, тестирование. Приемы активизации класса во время проверки. Задания и задачи. Реализация принципа тематических связей.

Итоги проверки знаний. Качество ответов, их рецензирование. Создание условий для достижения успеха в деятельности учащихся. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

Понятие модели обучения. Инновации в обучении истории и обществознанию. Исследовательский подход в обучении. Учебные проблемы и пути их решения при обучении истории и обществознанию. Развитие критического и творческого мышления учащихся в исследовательском обучении. Роль учителя в исследовательском обучении.

Игровая модель обучения. Характерные черты дидактической игры. Классификация игр. Ролевые, имитационно-модели-рующие игры. Требования к игре, подготовка к ней.

Дискуссионная модель обучения истории и обществознанию. Характерные черты учебной дискуссии. Типы и формы дискуссий. Структурированные и проблемные дискуссии. Компьютеризация изучения истории. Модульная личностно-ориен-тированная технология обучения истории и обществознания.

Роль учителя в подготовке и проведении дискуссии.

Кабинет истории и обществознания в школе. Структура планирования урока.

Раздел VI

Внеурочная деятельность

Понятие о внеурочной работе. Образовательно-воспита-тельное значение внеклассной работы. Соотношение классно-урочных и внеклассных занятий по истории и обществознанию. Воспитание чувства любви к Родине, родному краю. Нравственное и патриотическое воспитание. Содержание, разнообразие форм, методические приемы и средства внеклассной работы. Внеклассные занятия по истории. Факультативные и кружковые занятия. Краеведческая работа. «Неделя истории и обществознания в школе». Подготовка и проведение экскурсий. Занятия в музее. Олимпиады по истории. Индивидуальная работа с учащимися.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА

ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

(150 часов аудиторных занятий)

№ п\п

Тема

Лек-ции

Семи-

нары

Л/р

Раздел I

Основные этапы развития методики обучения истории

Предмет и задачи курса теории и методики преподавания истории и обществознания.

2

2

Развитие теории и методики обучения истории в России XVIII-XIX в.

4

4

Школьное историческое образование в России ХХ в.

2

2

Раздел II

Факторы процесса школьного обучения истории

и обществознанию

Госстандарт. Цели изучения истории и обществознания. Концепция современного школьного обществознания.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст