Учебно-методические пособие Киров 2012 структура курсового проек

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССКИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра региональной экономики и управления

ЧЕРНЫШЕВ К.А.

ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

Учебно-методические пособие

Киров

2012

СТРУКТУРА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Составные части курсового проекта располагаются в следующем порядке:

— титульный лист,

— содержание (оглавление),

— введение,

— главы основной части,

— заключение,

— список источников и литературы (библиографический список),

— приложения.

Название курсового проекта (работы) пишется на титульном листе без слова «тема» и в кавычки не заключается. Название должно быть по возможности кратким, точным и соответствующим основному содержанию работы.

Содержание следует в работе за титульным листом. В нём указываются введение, заголовки глав и параграфов, заключение, список литературы, приложения с указанием страниц, на которых они начинаются в тексте (см. Приложение). Все главы должны быть пронумерованы арабскими цифрами (1, 2, 3…) с точкой в конце (Глава 1.), должно быть написано название Главы, знак «параграф» (§) не ставится, а вводится обозначение 1.1. или 2.3. Содержание должно предельно чётко и полно отражать суть работы и точно соответствовать заголовкам в тексте работы. Заголовки содержания не должны повторять название темы курсового проекта (работы), а названия параграфов – названия глав. Все заголовки начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка в тексте работы не ставится.

Введение вступительная, начальная часть работы. Во введении на 2–3 страницах отмечается актуальность темы исследования, даётся обоснование и формулировка объекта и предмета исследования, формулируются цель и конкретные задачи, указываются теоретико-методологическая и методическая базы работы, методы и подходы, примененные для решения поставленных задач. Приводятся сведения об информационной базе исследования, исходных первичных материалах, в том числе полученных студентом на практике (с указанием организаций). При необходимости указываются научная новизна и практическая значимость работы. Формулируются основные положения, выносимые на защиту. Если студент докладывал результаты своих исследований на научных конференциях, имеются публикации по теме научной работы, это следует указать. В заключительной части введения указываются структура и объём работы: наличие введения, заключения, количество глав, приложений, приводится полный объем работы в страницах и объем, занимаемый иллюстрациями, таблицами (с указанием их количества), а также количество использованных источников.

Объект исследования – это то, что изучается, на что направлен процесс познания. Студенту необходимо точно определить объект исследования, указать его основные отличительные черты. Предмет исследования – свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Если в теме присутствует территориальный аспект изучения, то следует чётко выделить регион (район) исследования, обратить внимание на его репрезентативность по отношению к изучаемой проблеме и аргументировать выбор такого района исследования.

Важным моментом в написании научной работы является определение цели, т.е. желаемого результата, и задач исследования. От четкой и ясной формулировки цели и намеченных конкретных путей ее достижения зависит содержание научно-исследовательской работы. Целями исследований могут быть:

– констатация новых научных фактов;

– анализ научной литературы;

– решение нетривиальных проблем теории и практики;

– раскрытие новых закономерностей в разных пространственных и временных разрезах.

Основная часть представлена в виде глав, каждая из которых должна быть органически связана с общим замыслом исследования. В курсовых проектах и работах студентов старших курсов предусматривается чёткое выделение теоретической (методологической) части, раскрывающей основные понятия, концепции и положения, на которых строится вся работа, и в которой содержится анализ литературных источников; исследовательской (практической, проектной, экспериментальной) части, в которой студент выражает свою позицию по объекту исследования, акцентируя внимание на положительных и отрицательных сторонах, анализирует фактический материал.

Первая (теоретическая) глава, как правило, посвящается методологическим и методическим основам исследования, анализу литературы, полному и систематизированному изложению состояния проблемы, которой посвящена выбранная студентом тема. В этой главе раскрывается понятийный аппарат исследуемой проблемы, подходы и методы, приводятся конкретные методики исследования в сфере региональной экономики и управления.

Во второй (третьей, четвёртой) главе работы рассматривается конкретный материал, даётся анализ исторического аспекта исследуемой проблемы, приводятся конкретные данные об объекте исследования. Вторую главу курсового проекта (работы) можно начать с общей характеристики объекта исследования (отрасли, региона, организации).

Исследовательская глава – наиболее значимая часть работы, так как в ней излагается материал, разработанный и обоснованный студентом, даются основные положения и выводы для защиты по выбранной проблеме исследования.

Основная часть работы помимо текста должна дополняться статистическими таблицами, схемами, графиками, диаграммами, картами, фотоснимками, которые наглядно показывают предмет, направление и итоги исследования и могут выноситься в приложения. Автор должен определить основные пути решения проблем или совершенствования деятельности исследуемого объекта.

Заключениеважная часть работы, где содержится оценка рассмотренной проблемы, теоретические и практические выводы проведённого исследования. Выводы должны содержать краткую трактовку полученных результатов, отражать их научную и практическую ценность и социально-экономический эффект, соотноситься с общей целью и поставленными во введении задачами.

Библиографический список. В него включают использованные литературные, фондовые и нормативные источники и другие материалы, на которые в работе приводятся ссылки, в том числе адреса информационных сайтов сети Интернет. На все использованные источники обязательно должна быть ссылка в работе. Рекомендуется использование статьей из тематических журналов (Региональная экономика: теория и практика и пр.)

Приложения помещаются после списка литературы. В них приводится вспомогательный материал: формулы и промежуточные математические расчёты, таблицы вспомогательных цифровых данных, анкеты, инструкции, типовые договоры, иллюстрации и др. Цель составления приложений – избежать излишней нагрузки на текст работы особо большими картографическими материалами, справочными статистическими таблицами или аналитическими расчётными данными, фотографиями и другими материалами.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Текст работы должен быть подготовлен машинописным способом (с помощью компьютерного набора и распечатки на принтере) на стандартных листах белой бумаги (формат А 4). Оптимальный объем работы 35-40 страниц машинописного текста через 1,5 интервала, шрифт 14 Times New Roman, цвет черный. В таблицах и приложениях допускается уменьшать размер шрифта до 12 с одинарным интервалом. Страницы работы должны иметь поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 25 мм. Таблицы, рисунки, схемы, графики, фотографии должны быть помещены на стандартных листах белой бумаги и иметь заголовки или подписи.

Все иллюстрации (фотографии, схемы, графики, карты, диаграммы и т. п.) именуются рисунками и помещаются в тексте с обязательной ссылкой на них (например: рис. 5).

Введение, главы, заключение и другие структурные части работы печатаются с новой страницы. Они должны иметь заголовок, который оформляется прописными буквами по центру симметрично текста. Точки в конце заголовков не ставятся. Расстояние между заголовком и текстом составляет 3 интервала.

Все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку с титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений, литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, который не нумеруется. Порядковый номер ставится в середине нижнего поля страницы.

Не допускается автоматическая нумерация. Выделение в тексте разрешается курсивом. Дефисы и тире – это разные знаки препинания.

Рукопись представляется без пометок, карандашных и других исправлений, пятен, загибов. Небрежно оформленные работы и работы, содержащие грамматические ошибки, могут быть возвращены авторам.

Курсовая работа (проект) сдаются преподавателю в печатном и электронном виде. Если курсовой проект сдаётся позже установленного времени, то преподаватель имеет право снизить оценку.

Оформление библиографического списка

Список литературы оформляется в следующей последовательности: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы субъекта РФ и пр., затем приводятся все остальные литературные источники (в том числе ГОСТы) в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям книг (если у книги нет автора или если это какой-либо сборник). Сначала приводятся источники, написанные на русском языке, затем написанные на иностранном языке, в последнюю очередь – адреса информационных сайтов сети Интернет. Всему списку присваивается единая нумерация.

Ниже приведены примеры библиографического описания различных произведений печати.

Законодательные и нормативно — инструктивные акты:

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности».

Постановление Правительства РФ «О создании в Кировской области государственного природного заповедника «Нургуш» Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации» 25.05.94 № 529

Постановление Администрации Кировской области от 5 февраля 2002 г. N 9/34 «О комплексе мер, направленных на улучшение здоровья населения области».

Постановление Администрации Кировской области от 9 июня 1998 г. N 270 «О первоочередных мерах по развитию туризма в Кировской области».

Книги одного автора:

Семин, В. С. Организация международного туризма [Текст] / В. С. Семин. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 400 с.

Работы одного автора приводятся в хронологической последовательности, начиная с более ранних.

Если у книги два и более автора:

Самыгин, С. И. Менеджмент персонала [Текст] / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 480с.

Сведения, является ли книга переводом с иностранного языка, а также сведения о составителях, редакторах, издающей организации и др., приводятся после фамилии автора и разделяются точкой с запятой «;»:

Дихтель, Е. Практический менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Е. Дихтель, Х. Хершген; под ред. И. С. Минко; пер. с нем. А. М. Макарова. – М.: Высшая школа, 1995. – 255 с.

Иногда книга имеет второе, уточняющее название. Оно также приводится в описании и отделяется от основного двоеточием («:»). Далее обычно приводится сведения о том, к какому виду изданий относится данный источник (учеб. пособие, курс лекций, учебник, книга для учителя и т. п.). Вид издания указывается после слова [Текст], отделяется от него двоеточием и пишется со строчной буквы.

Зорин, И. В. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности [Текст]: учебник / И. В. Зорин, Т. П. Каверина. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.

В том случае, если книга является частью многотомного издания, то указывается количество томов, и ссылка делается на соответствующий том.

Примеры описания статей

В сборнике:

Иванов, К. А Эффективность социально-культурного сервиса [Текст] / К. А. Иванов // Гуманитарные ценности общества: история и современность: Материалы всероссийской научно-теоретической конференции (г. Киров, ВятГГУ, 24-25 ноября 2005г.) – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. – С. 150-152.

Не корректно делать ссылки и давать библиографическое описание статьи сборников и журналов без указания авторов статей и их названия.

В Журнале:

Маринин, М. Как измерить выгоду от туризма? [Текст] / М. Маринин // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 1998. ‑ № 9. ‑ С. 6-7

Диссертация

Финько, А. В. Методика оценки влияния отрасли непроизводственной сферы на развитие промышленных отраслей региона: на примере Санкт-Петербурга [Текст]: дис. …канд. экон. наук / А. В. Финько. – Спб.: ЛГУ‑ 2002. – 192 с.

Автореферат диссертации

Финько А. В. Методика оценки влияния отрасли непроизводственной сферы на развитие промышленных отраслей региона: на примере Санкт-Петербурга [Текст]: автореф. дис. …канд. экон. наук / А. В. Финько. – Спб.: ЛГУ‑ 2002. – 192 с.

Электронный ресурс удалённого доступа (Internet)

Шарков Ф. И. Социология [Электронный ресурс]: теория и методы: учебник / Ф.И. Шарков. — М.; Экзамен, 2007. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

Жертвы политического террора в СССР [Электронный ресурс] / Рук. проекта Я.З. Рачинский. — Электрон. дан. — [Б. м.]; Общество «Мемориал», 2001. — 1 эл. опт. диск (CD-ROM); цв. — Содержание: Объединенная база данных; Списки жертв политических репрессий; Карта ГУЛАГа; Справочник по ГУЛАГу; Творчество и быт ГУЛАГа; НКВД: структура и руководители; Библиография по истории политических репрессий.

Сетевые ресурсы

Куратов А.А. Кафедра истории Поморского государственного университета [Электронный ресурс]/ А.А. Куратов. ‑ Режим доступа: HYPERLINK «http://hist.pomorsu.ru/history.html» http://hist.pomorsu.ru/history.html. Дата обращения: 01.09.2011.

Черткова Е.Л. Утопия как способ постижения социальной действительности [Электронный ресурс] / Е.Л. Черткова // Социемы: журнал Уральского гос. ун-та. — Екатеринбург, 2002. — №8. ‑ Режим доступа: HYPERLINK «http://www2/usu.ru/philosophi/soc_phil/rus/text/sosiemy/8/chertkova» http://www2/usu.ru/philosophi/soc_phil/rus/text/sosiemy/8/chertkova.

Дата обращения: 01.09.2011.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

Лесозаготовительная промышленность: региональные особенности, факторы размещения, проблемы и перспективы развития.

Региональные особенности, проблемы и перспективы развития торфяной промышленности.

Государственное и муниципальное управление расселением населения в регионе.

Регулирование занятости населения в регионе.

Особенности и направления совершенствования территориальной организации социальной сферы на региональном уровне.

Управленческий механизм развития туристско-рекреационной сферы в регионе.

Управление демографическими процессами на примере Кировской области.

Экономический потенциал региона: методика оценки, диагностика состояния, факторы роста.

Регулирование миграционных процессов на территории Кировской области.

Агропромышленный комплекс региона: территориальная организация, проблемы и перспективы развития.

Проблемы территориального размещения отрасли промышленности (на примере ….).

Проблемы территориального размещения отрасли (на примере физической культуры и спорта).

Качество жизни населения городских поселений (или муниципальных районов) Кировской области.

Государственное регулирование особых экономических зон.

Социально-экономическое микрорайонирование как основа совершенствования территориального устройства.

Направления совершенствования административно-территориального деления Кировской области.

Административно-территориальное деление России: история, сущность, направления совершенствования.

Рекреационный потенциал малых городов Кировской области для целей развития въездного туризма.

Проблемы оценки развития транспортно-коммуникационной среды территории.

Региональный анализ развития медицинского обслуживания и здоровья населения.

Анализ асимметрии социально-экономического развития Кировской области.

Региональные аспекты развития жилищно-коммунального хозяйства.

Имидж региона как фактор инвестиционной привлекательности.

Территориальные интересы и их место в управлении.

Инновационный потенциал региона: анализ, оценка, диагностика.

Проблемы бедности населения в Кировской области.

Депрессивные регионы в территориальной структуре РФ.

Оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований Кировской области

Транспортная дискриминация населения региона: понятие и оценка.

Моногорода: проблемы и перспективы развития

Анализ развития системы городских поселений северо-востока Кировской области.

Пространственные аспекты развития и размещения розничных торговых сетей.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра региональной экономики и управления

Курсовой проект

По дисциплине «Региональная экономика и управление»

АДМИНИСТРАТИВНО‑ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ РОССИИ: ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Выполнила: студентка группы ГМУ-41

факультета экономики и

менеджмента

Иванова А.И.

Научный руководитель: к.г.н., доцент кафедры

региональной экономики

и управления

Чернышев К. А.

Киров

20__

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Глава 1. Теоретические положения исследования

асимметрии регионального развития 6

1.1 Понятие и сущность асимметрии социально-экономического

развития регионов 6

1.2 Причины возникновения и виды проявления асимметрии 11

1.3 Механизмы выявления асимметрии развития

муниципальных образований 17

1.4 Методика комплексной оценки социально-экономического

развития муниципальных образований 22

Глава 2. Выявление асимметрии социально-экономического

развития районов Кировской области 28

2.1. Анализ демографической ситуации муниципальных районов

Кировской области 30

2.2. Анализ социальной сферы 34

2.3. Анализ производственной сферы 38

2.4. Асимметрия социально-экономического развития районов

Кировской области по полному набору частных показателей 41

Глава 3. Выравнивание асимметрии социально-

экономического развития районов Кировской области 43

3.1. Механизмы выравнивания асимметрии развития

муниципальных образований региона 43

3.2. Направления выравнивания асимметрии социально-

экономического развития районов Кировской области 49

Заключение 52

Список литературы 54

Приложения 57