Учебно-методические материалы для студентов очного отделения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

(НАПРАВЛЕНИЕ «БАКАЛАВРИАТ)

Е.А. Плеханов

ФИЛОСОФИЯ

(Рецензент – д.ф.н., проф. Е.И. Аринин)

_______________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ

Содержание курса философии, его структура и тематический план строятся на основе действующего государственного стандарта и предусматривают освещение основных разделов учебной дисциплины – онтологии (учения о бытии), философии сознания, социальной философии, философской антропологии, философии культуры и аксиологии (учения о ценностях), гносеологии (теории познания) и основ теории научного познания (эпистемологии). Основное внимание уделяется теоретико-мировоззренческим проблемам философии, их культурологическому и методологическому аспектам, что необходимо студентам для успешного освоения материала других социальных, гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин и позволяет им сформировать целостное и взаимосвязанное представление о состоянии современного обществоведения. Изложение центральных проблем учебного курса сочетается с освещением различных подходов к их решению, выработанных в процессе развития философского знания. Поэтому историко-философский материал имплицитно включается в содержание учебной программы.

Исходя из того, что в условиях очно-заочной и заочной форм обучения основной материал курса выносится на самостоятельное усвоение, в учебно-методические разработки включены основные источники, список учебной и научной литературы, тестовые задания, тематика межсессионных заданий, вопросы к экзамену.

Программа рассчитана на студентов, обучающихся на базе среднего профессионального образования. Курс предполагает 18 часов аудиторных занятий, из которых 16 часов – лекции, 2 часа – семинарское занятие. Форма итогового контроля знаний – экзамен.

ГСЭ.Ф.01 ФИЛОСОФИЯ

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.

Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название тем курса

Занятия (часы)

Лекции

Семинары

1.

Философия в духовной культуре общества

2

2.

Философское учение о бытии

3.

Общество и природа. Глобальные проблемы современности

2

4.

Общество как социокультурная реальность

5.

Основные теории общества: гражданско-правовая, формационная, цивилизационная

2

6.

Философская антропология. Личность и общество

2

7.

Философия культуры и теория ценностей

2

8.

Проблема сознания и познания философии

2

9.

Социально-философские проблемы современного общественного развития

2

ИТОГО

16

2

ПРОГРАММА КУРСА

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ОБЩЕСТВА

Философия в системе культуры. Специфика философского знания. Концепции философии в истории философии: софийная, эпистемная, игровая. Философия и наука. Рациональная обоснованность философской теории и ориентация на социальные ценности. Философия и искусство как духовно-практические способы освоения мира. Философия и религия. Феномен веры и ценностно-аксиологическая природа философского знания. Философское познание и нравственность. Человек как «мера» философского отношения к миру и предмет философского познания.

Предмет философии и его исторические видоизменения. Философия как натурфилософия, онтология, антропология, праксеология, гносеология и методология. Социокультурные функции и исторические формы философии.

Мировоззрение и его социально-исторический характер. Уровни мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миросозерцание, миропонимание. Мировоззрение обыденное и теоретическое. Типы мировоззрения: религиозное, художественно-эстетическое, научное, философское. Философское мировоззрение как самосознание культуры и общества. Философия и современное общество.

ТЕМА 2. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Проблема бытия в философии, ее смысл и специфика. Постановка проблемы бытия в классической философии. Бытие как сущее. Бытие как субстанция и проблема научного познания в философии Нового времени. Монистические, дуалистические и плюралистические онтологии. Идеалистические и материалистические онтологии. Место человека в учениях о бытии.

Антропологический поворот в неклассических онтологиях. Антропный принцип. «Натуралистические» (Н. Гартман, Тейяр де Шарден) и экзистенциальные (М. Хайдеггер) онтологии.

Бытие природы. Принцип материальности мира. Материя как субстрат, субстанция и объективная реальность. Движение как способ бытия материи. Пространство и время как формы материального бытия. Диалектика в контексте истории мировой философии. Диалектика и идея универсального эволюционизма. Проблема развития в современной науке. Диалектика и синергетика как теория самоорганизации, их методологическое значение для познания природы и общества.

ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Природа как предмет философского познания. Практическое и духовное отношение человека к природе. Исторические формы природопользования.

Глобальные экологические проблемы: их особенности, причины возникновения и перспективы решения. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Глобальное моделирование и образы будущего (сценарии мирового развития Римского клуба). Социальная экология. Экологическая проблема, ее научные, социально-философские и нравственно-гуманистические аспекты. Понятия экологической этики и экологической культуры.

Глобализация как ведущая тенденция современного общественного развития. Политические, экономические и социокультурные аспекты глобализации. Идеология глобализма, антиглобализма и альтерглобализма в современном мире.

ТЕМА 4. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ

РЕАЛЬНОСТЬ

Социальная философия как учение об обществе. Специфика социальной формы бытия. Понятие общества. Деятельность как способ существования социального. Социально-историческое пространство и время как формы бытия социальной реальности. Структура социальной реальности: социальные отношения, социальные формы общности людей, формы общественного сознания и социальные институты.

Историческое развитие общества. Роль материальных и духовных факторов в общественном развитии. Социальный детерминизм и многовариантность исторического процесса. Открытость истории и проблема исторического выбора.

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ, ФОРМАЦИОННАЯ, ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ

Общество как предмет многоаспектного философского познания. Принцип дополнительности методологических подходов к обществу.

Юридический характер мировоззрения Нового времени. Теории общественного договора в социальной философии XVII-XVIII вв. Концепция естественных, неотчуждаемых прав человека. Общество и государство: проблема правового общественного устройства. Разделение властей и народный суверенитет как альтернативы государственному тоталитаризму. Социально-правовая теория Канта. Проблема политической культуры. Проблема гражданского общества и государства у Гегеля.

Демократическое общество: понятие и реальность. Многообразие форм политической демократии. Гражданское общество и его основные характеристики. Рыночная свобода и политическая демократия. Роль государства в рыночной экономике. Средний класс как социальная основа демократии. Права, свободы и обязанности личности. Частная жизнь человека. Триумф современной демократии и проблематичность «конца истории».

Россия: переход к посттоталитарному состоянию в ситуации стратегической нестабильности. Социальная демократия и либеральная демократия как два варианта российских реформ. Возможности российского варианта демократического общества.

Формационная теория общества. Общество как система общественного производства. Материальное и духовное производство. Общественно-экономическая формации и ее структура. Понятие способа производства. Общественные производительные силы и диалектика их развития. Типы и виды общественных отношений. Социальная и институциональная структура общества. Человек как субъект и объект общественных отношений.

История как смена общественных формаций. Многомерность формационного развития. Типологические особенности докапиталистических обществ. Формационные характеристики классического буржуазного общества. Философия истории и методологический потенциал формационной теории.

Культурно-цивилизационная модель общества. Цивилизация как ступень исторического развития и как культурно-историческое образование. Теория культурно-исторических типов (П.Я.Данилевский, К.Н. Леонтьев). Историческая морфология культур О.Шпенглера. Теория локальных цивилизаций А.Тойнби. «Исторический вызов» и проблема возникновения цивилизаций. Их типология и стадии развития. Проблема преемственности и целостности истории в теории Тойнби.

Понятие общечеловеческой цивилизации. Космогенная цивилизация. Буржуазное общество и техногенная цивилизация. Человек и культура в условиях индустриально-технического развития. Контуры антропогенной цивилизации.

Теория столкновения цивилизаций Хантингтона. Проблема самоопределения России в XXI веке и варианты ее цивилизационного развития. Россия как «догоняющая цивилизация». Россия как евразийская цивилизация.

ТЕМА 6. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Человек как предмет философского познания. Понятие философской антропологии. Проблема сущности и природы человека. Диалектика биологического и социального в человеке. Основные течения философской антропологии: психоаналитическая антропология, биологическая антропология, социобиология, культурная антропология. Отраслевые антропологии: социальная, политическая, педагогическая, медицинская и др.

Личность как предмет междисциплинарного познания. Индивид, индивидуальность, личность. Понятие личности в психологии, социологии и философии. Личность как субъект сознания, деятельности и общения. Исторические типы взаимоотношений общества и личности. Проблема личностной свободы. Отчуждение и дегуманизация личности в современном обществе. Поиски личностью этнонациональной, культурной и социальной идентичности в современном мире. Смысложизненные ценности и самоопределение личности.

ТЕМА 7. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ТЕОРИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Культура как предмет философского анализа. Философское понятие культуры. Общество и культура. Социальные функции культуры. Развитие культуры: традиции и новаторство. Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности. Культура и цивилизация. Единство, многообразие и взаимодействие культур в современном мире.

Ценности и их роль в жизни общества и человека. Проблема ценности в истории философии. Природа и основные концепции ценностей. Ценность и полезность. Виды ценностей. Переоценка ценностей в кризисные эпохи и поиск человеком ценностных ориентиров в современном обществе. Место ценностей в научном познании и социальной практике.

ТЕМА 8. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И

ПОЗНАНИЯ ФИЛОСОФИИ

Постановка проблемы сознания в философии. Онтологический, логический, гносеологический и аксиологический аспекты анализа сознания.

Сознание и формы психической деятельности. Филогенез сознания. Социальная природа и функции сознания. Сознание и язык. Язык как средство мышления, познания и общения. Взаимосвязь индивидуального и общественного сознания. Человеческая субъективность и проблемы познания духовного мира личности. Структура общественного сознания, его формы, состояния и уровни. Сознание как культурно-исторический опыт человечества.

Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект, объект и процесс познания. Чувственное и рациональное познание, их формы. Единство чувственного и рационального в познании. Проблема истины в философии и науке. Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественное. Наука как специализированная форма познавательной деятельности. Структура научного исследования. Роль науки в современном обществе и ее этические аспекты.

ЛИТЕРАТУРА

Учебная литература

Введение в философию в 2-х частях/ Под ред. И.Т. Фролова. 2-е изд. – М., 2003.

Вольф Р.П. О философии: Учебник. – М., 1996.

Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. – М., 1991.

Философия. Учебник/ Под ред. В.Д. Губина. 2-е изд. – М., 2008.

Философия: Учебник/ Под ред. Л.Н. Москвичева. 2-е изд. – М., 2006

Дополнительная литература

К теме 1

Бабушкин В.У. О природе философского знания. – М., 1978.

Бибихин В.В. Язык философии. – М., 1993.

Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

Ильин И.А. Религиозный смысл философии// Ильин И.А. Сочинения в 2-х тт. – М., 1994. Т.2.

Категории философии и категории культуры. – Киев, 1983

Кант И. Понятие философии вообще// Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980.

Кувакин А.В. Что такое философия. – М., 1989.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. – М., 1991.

Философия и ценностные формы сознания. – М., 1978.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики// Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

К теме 2

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.

Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник-88. – М., 1988.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцедентному. Новая онтология XX века. – М., 1997.

Губин В.Д. Онтология. Проблемы бытия в современной европейской философии. Курс лекций. – М., 1998.

Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. – М., 1980.

Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. В 2-х частях. – СПб., 2000.

Кучевский В.Б. Анализ категории «материя». – М., 1983.

Лукач Д. К онтологии общественного бытия. – М., 1991.

Основы онтологии. – СПб., 1997.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.

Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., 2000.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. – М., 1987.

Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

К теме 3

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.

Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. – М., 1987.

Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. – М., 1998.

Глобальные проблемы современности и общечеловеческие ценности. – М., 1987.

Горелов А.А. Социальная экология. – М., 1998.

Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. – М., 1982.

Лисеев И.К., Огурцов А.П., Карпинская Р.С. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1993.

Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству. – М., 1999.

Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприродной эволюции. – М., 1999.

Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М., 1992.

К теме 4, 5

Абдеев Р.В. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. – М., 1995.

Барулин В.С. Социальная философия. – М., 1991.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998.

Бородай Ю.М., Келле В.Ж., Плимак Е.Г. Наследие К. Маркса и проблемы теории общественно-экономической формации. – М., 1974.

Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теории социальной самоорганизации. – СПб., 1999.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Глобальное сообщество: Новая система координат (подходы к проблеме). – СПб., 2000.

Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1993.

Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. – М., 1993.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Ионин Л.Г. Понимающая социология. – М., 1977.

Капустин В.С. Введение в теорию социальной самоорганизации. – М., 2003

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М., 1996.

Ленин В.И. Государство и революция// Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 33.

Лукач Д. К онтологии общественного бытия. – М., 1991.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13.

Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени. – М., 1983.

Момджян К.Х. Социальная философия. – М., 1998.

Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.

Очерки социальной философии. – СПб., 1998.

Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. – М., 2004.

Пер Монсон. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. – СПб., 1992.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

Смирнова Н.М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании). – М., 1997.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.

Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991.

Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М., 2000.

Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. – М., 2002.

Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии. 1990. №3.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?// Политические исследования. 1994. №1.

Чумаков А.Н. Глобализация: Контуры целостного мира. – М., 2009.

Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.

Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. – М., 1993.

Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. – М., 2002.

Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. – М., 2004.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21.

Этос глобального мира. – М., 1999.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель// Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

К теме 6



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст