Учебно-методичесий комплекс дисциплины «уголовно-исполнительное

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе,

к. ю.н., доцент

_________________ О.В. Еременко

«31» августа 2012 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО»

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

Одобрен Учебно-методическим советом

«31» августа 2012 г. протокол № 1

Обсужден кафедрой уголовно-правовых дисциплин

«26» июня 2012 г. протокол № 10

Зав. кафедрой к.ю.н., доцент О.И. Петрашова

Составитель: к.ю.н., доцент Е.В. Королева

Астрахань — 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………….. 3

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………….. 3

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………… 7

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………………………… 19

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………. 21

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ……………………………………………………… 22

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМАМ КУРСА…………………………23

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………….. 24

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………. 24

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………………………………………………… 26

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1………………………………………………………………………… 28

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ……………………………………………………………………….. 30

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ……………………………………………………………………….. 32

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 ……………………………………………………………………….. 34

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………………….. 33

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ ………………….. 52

3. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ……………………… .54

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………. 54

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРАВУ………..….55

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ …………………………………………………………………………… .58

КОНТРОЛЬНЫЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ………………………………………..59

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ………………………………………………………….65

4. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ …………………………………. 103

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ……………………………………………….. 103

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………………………………. 104

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ…………..104

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ……………………………………………………………………………………..105

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ И ДОКЛАДОВ ….………………………………………………………………………………………..107

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ………… 108

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ …….114

МЕТОДИКА БАЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ …………………………………………………………. ………………………… 124

1. Учебная программа дисциплины

Введение

Учебная программа дисциплины «Уголовно-исполнительное право» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по специальности 03050165– юриспруденция.

Уголовно-исполнительное право является специальной дисциплиной юридических вузов. Структурно названная дисциплина делится на две основные части: Общую и Особенную.

При разработке использовались указы Президента РФ, постановления Правительства России, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, нормативные правовые акты Минюста России по вопросам исполнения уголовного наказания. При подготовке материалов программы учитывались международно-правовые стандарты по обращению с осужденными, отечественный и зарубежный опыт исполнения уголовных наказаний, а также современное социально-экономическое и политическое положение России.

Содержание курса «Уголовно-исполнительное право» и последовательность изучения тем определяется государственным образовательным стандартом и типовой программой вуза. Учебная программа дисциплины: «Уголовно-исполнительное право» структурно включает в себя:

Введение

Содержание дисциплины

Рекомендуемая основная литература

Рекомендуемая дополнительная литература.

Программа учебной дисциплины – это нормативный документ, в котором определено содержание образования, соответствующее требованиям ГОС ВПО специальностей (направлений) подготовки студентов, устанавливается система освоения и реализации студентами учебного материала.

Содержание учебной программы отражает современный уровень науки уголовно-исполнительного права, ее связь с другими науками, передовой опыт системы исполнения наказаний, а также многолетний опыт преподавания уголовно-исполнительного права в СГЮА и других юридических ВУЗах страны.

Программа является учебной программой по Уголовно-исполнительному праву для студентов Саратовской государственной юридической академии и отражает специфику и профиль подготовки дипломированных специалистов независимо от формы обучения. Она определяет структуру и содержание учебной дисциплины, общий объем знаний, умений и навыков по курсу «Уголовно-исполнительное право», которыми должен обладать выпускник СГЮА. В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, устанавливаемого учебным планом.

Цель курса – сформировать у студентов системное представление о социальном назначении и основном содержании уголовно-исполнительного права с тем, чтобы создать необходимые предпосылки для правильного понимания и применения его норм в юридической практике, соблюдения законности в деятельности правоохранительных органов.

Исходя из этой цели, перед курсом поставлены следующие задачи:

— сформировать у студентов систему знаний об основах политики государства в области исполнения уголовных наказаний, правовом регулировании этой сферы деятельности;

— выработать у них навыки и умения анализировать законодательство и нормативные правовые акты, регулирующие исполнение уголовных наказаний;

— обеспечить правильное применение будущими специалистами норм уголовно-исполнительного права, защиту прав и законных интересов граждан в сфере реализации уголовной ответственности;

— добиться формирования у студентов правосознания как важнейшего условия соблюдения законности в деятельности правоохранительных органов.

Исходя из целей и задач курса, в процессе его изучения студентам необходимо усвоить понятие уголовно-исполнительного права, его содержание, основные категории уголовно-исполнительной политики, ее особенности на различных этапах развития нашего государства и в современный период, тенденции ее развития в ближайшей перспективе, правовой статус лиц отбывающих наказание, систему учреждений и органов отбывающих наказание, исполнение всех видов уголовного наказания, предусмотренных уголовным законодательством, а также иных мер уголовно-правового характера.

Необходимо обратить внимание студентов на то, что «Уголовно-исполнительное право» в современных условиях представляет собой самостоятельную отрасль российского права, прошедшую период существенного обновления, а именно кодификации, что в первую очередь связано с принятием Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), который с 1 июля 1997 г. вступил в действие.

Новый УИК РФ значительно отличается от утратившего силу Исправительно-трудового кодекса (ИТК) РСФСР 1971 г. Он регулирует порядок исполнения и отбывания всех видов наказаний, а также ряда мер уголовно-правового характера; ИТК РСФСР в свое время регулировал порядок исполнения лишь тех наказаний, которые связаны с применением мер исправительно-трудового воздействия. Исполнение иных видов наказания (например, штрафа, конфискации имущества и др.) регулировалось самостоятельными законодательными нормативными правовыми актами.

Новый УИК РФ отличается еще и тем, что содержит нормы, которые были ранее не известны ИТК РСФСР 1971 г. Это обусловлено новой системой наказаний, введенной УК РФ 1996 г. Так, УИК РФ регулирует исполнение и отбывание таких наказаний, как обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы.

К числу новаций следует также отнести учет международных стандартов обращения с осужденными, закрепление принципов уголовно-исполнительного законодательства, более подробную регламентацию правового положения осужденных и персонала, установление контроля за его деятельностью и некоторые другие моменты. В целом же можно сказать, что такое радикальное изменение законодательства явилось следствием изменения политики российского государства в области исполнения наказаний, оно естественно повлечет корректировку уголовно-исполнительной практики.

Полученные в процессе обучения знания студент должен уметь применить на практике.

В целях закрепления полученных студентами знаний, умений и оценки степени усвоения пройденного материала курс завершается сдачей зачета, как на очной, так и на заочной форме обучения.

Исходя из целей и задач курса, в процессе его изучения студентам необходимо усвоить:

понятие уголовного права, его содержание, основные категории уголовной политики, ее особенности на различных этапах развития нашего государства и в современный период, тенденции ее развития в ближайшей перспективе.

Помимо этого, студент должен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания; добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

владеть культурой мышления, уметь воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цели и выбирать путей их достижения;

обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

уметь логически верно и ясно строить устную и письменную речь;

уметь использовать основные положения и методы науки при решении социальных и профессиональных задач;

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

уметь принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

уметь применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

уметь правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации, владеть навыками подготовки юридических документов;

уметь выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; уметь осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону;

уметь выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

полученные в процессе обучения знания студент должен уметь применить на практике.

Уголовно-исполнительное право в современных условиях представляет собой самостоятельную отрасль российского права, прошедшую период существенного обновления, а именно кодификации, что в первую очередь связано с принятием Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ).

Рассматривая действующее уголовно-исполнительное законодательство, необходимо определить его структуру и содержание, а также единство Общей и Особенной частей УК РФ. Важно уяснить понятие уголовно-правовой нормы и ее виды.

При изучении курса «Уголовно-исполнительное право» целесообразно придерживаться следующих рекомендаций. К лекционным занятиям следует относиться с максимальным вниманием, поскольку традиционно лекция по теме является наиболее оперативным и доходчивым источником информации по той или иной проблеме. Это становится особенно очевидным, если учесть периодически принимаемые изменения в законодательстве и обусловленное этим «старение» учебной и научной литературы, ее недоступность для студентов. В настоящее время в УИК РФ внесены изменения и дополнения. Поэтому конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п., представляется совершенно необходимым. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.

Активная работа на лекции, внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к зачету и экзамену.

Важная роль в изучении курса принадлежит семинарским занятиям. Готовясь к занятиям, следует руководствоваться приведенными к каждой теме вопросами для обсуждения, а также перечнем литературы. Если при подготовке к семинарскому занятию возникают какие-либо вопросы, их следует впоследствии выяснить на занятии или на консультации у преподавателя. На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета. Значительный объем учебного времени, отведенного учебным и тематическими планами на изучение курса «Уголовно-исполнительное право», составляет самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа проводится студентами перед чтением лекционного курса, во время его проведения и во время подготовки к семинарским и практическим занятиям, а также к зачету или экзамену. Она требует значительных усилий, поскольку в данном случае глубина и прочность получаемых знаний зависит только от количества и качества индивидуального труда, затраченного обучающимся. Прежде чем приступить к самостоятельной работе по той или иной теме курса, необходимо получить в библиотеке рекомендованные учебные и нормативные источники. Затем, внимательно изучив их, по той или иной теме следует составить подробный конспект, а после этого самостоятельно проконтролировать свои знания. Если в ходе самостоятельной работы возникают неясности, то все вопросы можно разрешить на индивидуальной консультации у преподавателя.

Курс изучается в течение одного учебного семестра и завершается сдачей зачета, при подготовке к которым следует руководствоваться вопросами для подготовки к зачету.

Содержание дисциплины

О б щ а я ч а с т ь

Тема 1. Понятие уголовно-исполнительного права. Система курса. Современная уголовно-исполнительная политика. Наука уголовно-исполнительного права

Понятие уголовно-исполнительного права и его функциональное назначение. Предмет правового регулирования уголовно-исполнительного права.

Понятие и сущность уголовно-исполнительных отношений. Метод правового регулирования уголовно-исполнительного права. Его особенности. Обстоятельства, обуславливающие необходимость детальной регуляции соответствующих общественных отношений, возникающих в процессе исполнения уголовных наказаний. Задачи уголовно-исполнительного права и его основные принципы.

Система курса уголовно-исполнительного права, понятие Общей и Особенной частей Уголовно-исполнительного кодекса РФ и их взаимосвязь. Место уголовно-исполнительного права в общей системе права. Соотношение уголовно-исполнительного права с другими отраслями права.

Наука уголовно-исполнительного права. Актуальные проблемы, подлежащие разрешению отраслевой наукой. Структура предмета науки уголовно-исполнительного права. Основные направления развития науки уголовно-исполнительного права на современном этапе. Соотношение основных направлений развития науки уголовно-исполнительного права с общепризнанными мировыми стандартами организации исполнения уголовных наказаний и обращений с заключенными. Связь науки с практическим правоприменением и их взаимное влияние.

Понятие уголовно-исполнительной политики, ее цели, задачи и содержание. Место уголовно-исполнительной политики в политике государства в сфере борьбы с преступностью.

Социальные факторы, определяющие стратегию и основные направления формирования и развития уголовно-исполнительной политики; социально-политическое и экономическое состояние общества; господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления; структура и динамика преступности в стране; требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; развитие фундаментальных общественных наук.

Основные тенденции в развитии уголовно-исполнительной политики в современных условиях — ее демократизация и гуманизация. Изменение организационных форм и передача уголовно-исполнительной системы в Минюст России как результат развития уголовно-исполнительной политики и реализации ее основных тенденций.

Субъекты формирования уголовно-исполнительной политики. Директивная и правовая формы ее осуществления. Закон как основная форма выражения политики; решения федеральных органов государственной власти в сфере исполнения уголовных наказаний.

Реализация уголовно-исполнительной политики: субъекты, основные формы и содержание.

Контрольные вопросы:

Предмет правового регулирования уголовно-исполнительного права.

Система курса уголовно-исполнительного права, понятие Общей и Особенной частей Уголовно-исполнительного кодекса РФ и их взаимосвязь.

Наука уголовно-исполнительного права.

Понятие уголовно-исполнительной политики, ее цели, задачи и содержание. Основные формы реализации уголовно-исполнительной политики.

Тема 2. Уголовно-исполнительное законодательство; уголовно-исполнительные правоотношения; принципы уголовно-исполнительного права; история развития уголовно-исполнительного законодательства

Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

Принципы уголовно-исполнительного законодательства (права), их система и содержание.

Федеральный закон как основной источник уголовно-исполнительного законодательства. Подзаконные нормативные правовые акты как источники уголовно-исполнительного законодательства. Уголовно-исполнительный кодекс, его общая характеристика.

Уголовно-исполнительное законодательство и международно-правовые акты, их соотношение.

Основные виды норм уголовно-исполнительного законодательства, их структура, содержание и общий порядок применения. Действие норм уголовно-исполнительного права в пространстве и во времени. Уголовно-исполнительные правоотношения.

Пенитенциарное законодательство и право в России с Х по начало XX в. Формирование положений о наказании и его исполнении в Древней Руси. Русская Правда как источник рассматриваемых нормативных предписаний. Правоположения об уголовных наказаниях и их исполнении в период образования и укрепления Русского централизованного государства. Судебники 1497 и 1550 гг.

Соборное Уложение 1649 г. — источник норм об уголовных наказаниях и их исполнении. Воинские Артикулы Петра I — систематизированный сборник уголовно-правовых и процессуальных норм об исполнении наказаний.

Проект Екатерины II об устройстве тюрем и его вклад в создание пенитенциарного права России. Попечительское о тюрьмах общество 1819 г., определение средств исправления преступников, влияние на политику в области исполнения уголовных наказаний.

Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 г. — первый систематизированный законодательный акт, регламентирующий исполнение лишения свободы. Влияние на формирование уголовной и пенитенциарной политики России идей Беккариа, Бентама, российских гуманистов Радищева, Новикова, Утанова, Мордвинова, Лопухина.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. — новый этап в реализации уголовной и пенитенциарной политики.

Судебная реформа второй половины XIX в., ее влияние на политику и законодательство в области исполнения уголовных наказаний.

Устав о наказаниях, назначаемых мировыми судьями, 1864 г. Тюремная реформа, комиссия о тюремном преобразовании, результаты ее деятельности.

Политика России в области выбора и исполнения уголовных наказаний в начале XX в. Уголовное уложение 1903 г. Труды М.С.Таганцева, И.Я.Фой-ницкого, С.П.Мокринского, С.В.Познышева и других исследователей как теоретическая база пенитенциарного права.

Исправительно-трудовое законодательство и право России в советский период. Идеология и практика реформирования сферы исполнения наказаний, трансформация пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую, реализация ее в исправительно-трудовом законодательстве. Временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» 1918 г. Создание лагерей принудительных работ. Положение об общих местах заключения РСФСР 1920 г.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. как отражение исправительно-трудовой политики советского государства. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения».

Создание и правовое регулирование функционирования исправительно-трудовых лагерей. Положение об исправительно-трудовых лагерях 1930 г.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. Усиление репрессивного начала в уголовной и исправительно-трудовой политике, отступление от законодательной регламентации исполнения наказаний.

Восстановление демократических начал исправительно-трудовой политики во второй половине 50-х годов. Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах РСФСР 1961 г.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, 1984 г. Совершенствование законодательства об исполнении наказаний в 70-х, 80-х и начале 90-х годов.

Период перехода от исправительно-трудового к уголовно-исполни-тельному законодательству. Разграничение компетенции по принятию уголовно-исполнительного законодательства в Конституции России 1993 г. Подготовка проекта и принятие Уголовно-исполнительного кодекса России.

Вклад российских ученых в теорию пенитенциарного, исправительно-трудового и уголовно-исполнительного права.

Действие уголовно-исполнительного законодательства во времени и пространстве. Проблемы практической реализации соответствующих правовых норм. Пути совершенствования действующего законодательства в области исполнения уголовных наказаний, обеспечения законности в деятельности исправительных учреждений в части соблюдения прав и законных интересов осужденных.

Контрольные вопросы:

Система уголовно-исполнительного законодательства.

Принципы уголовно-исполнительного законодательства (права), их система и содержание.

Основные виды норм уголовно-исполнительного законодательства, их структура, содержание и общий порядок применения.

Действие уголовно-исполнительного законодательства во времени и пространстве.

Основные этапы развития уголовно-исполнительного законодательства.

Тема 3. Исполнение уголовного наказания: понятие и средства правового регулирования

Понятие и признаки наказания: сущностные признаки наказания, признаки, характеризующие содержание уголовного наказания, признаки характеризующие форму наказания. Цели наказания. Восстановление социальной справедливости. Исправление осужденного. Предупреждение преступлений. Классификация наказаний по карательным элементам, по характеру пенитенциарного воздействия, по протяженности во времени. Действующие и отложенные наказания. Реально назначаемые и условные. Общие и специальные. Уголовно-исполнительные отношения – понятие, структура основания возникновения существования и изменения. Особенности правоотношений в пенитенциарной сфере гражданского общества. Субъекты и участники уголовно-исполнительных отношений. Их правовое положение. Правовой статус осужденных как субъектов уголовно-исполнительных отношений. Общие принципы определения правового статуса осужденных. Основные права осужденных. Система гарантий защиты прав осужденных. Основные обязанности осужденных. Социально-правовое назначение и понятие правового положения (правового статуса) отбывающих наказания. Правовой статус гражданина как основа правового положения лиц, отбывающих наказания.

Контрольные вопросы:

Понятие и признаки наказания: сущностные признаки наказания, признаки, характеризующие содержание уголовного наказания, признаки характеризующие форму наказания.

Цели наказания.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст