Учебно-методичесий комплекс дисциплины криминалистика специально

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе,

к. ю. н., доцент

_________________ О.В. Еременко

«31» августа 2012 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

КРИМИНАЛИСТИКА

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

Одобрен Учебно-методическим советом

«31» августа 2012 г. протокол № 1

Обсужден кафедрой уголовно-правовых дисциплин

«26» июня 2012 г. протокол № 10

Зав. кафедрой к.ю.н., доцент О.И. Петрашова

Составитель: к.ю.н., доцент А.С. Сергеев

Астрахань — 2012

СОДЕРЖАНИЕ

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………… 4

ВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………….. 4

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………… 7

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………………….. 18

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………. 23

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ ………………………………………………………………………… 28

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ…………………………………………………………………..31

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ ……………………………………………………………… 32

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМАМ КУРСА ……………………………… 32

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………. 33

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………… 33

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ………………………………………………………… 34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ………………………………………………………………………… 38

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ……………………….. 61

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ …………………………… 91

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ ……………….. 105

III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕН……………………. 113

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………….. 113

ТЕСТЫ ПО КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКЕ РАССЛЕДОВАНПЯ ПРЕСТПУЛЕНИЯ…………………………………………………………………………… 134

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО 1 и 2 РАЗДЕЛАМ КРИМИНАЛИСТИКЕ ……………… 146

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ ………………………………………. 151

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ …………………………………………………………………………. 156

IV. ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ …… ………………….. 160

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ……………………………………………….. 160

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ………………………………………….. 167

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ……………167

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ……………………………………………………………………………………168.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ…………..…170

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНАЛИСТИКА»………………………………………………….176

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ И ДОКЛАДОВ ….……………………………………………………………………………………… 178

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ …………. 180

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ……………………….188

МЕТОДИКА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ………………………………………………………. …………………………. 200

Учебная программа дисциплины

Введение

Учебная программа дисциплины «Криминалистика» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по специальности 03050165– юриспруденция.

Учебная программа дисциплины: «Криминалистика» структурно включает в себя:

Введение

Содержание дисциплины

Рекомендуемая основная литература

Рекомендуемая дополнительная литература.

Программа учебной дисциплины – это нормативный документ, в котором определено содержание образования, соответствующее требованиям ГОС ВПО специальностей (направлений) подготовки студентов, устанавливается система освоения и реализации студентами учебного материала.

Содержание учебной программы отражает современный уровень науки криминалистики, ее связь с другими науками, передовой опыт судебно-следственных и экспертно-криминалистических органов России, а также многолетний опыт преподавания криминалистики в СГЮА и других юридических ВУЗах страны.

Она дополнена отдельными темами, отражающими современные научные представления в области криминалистики; с учетом этого по-новому осуществлена структуризация курса.

Программа является учебной программой по криминалистике для студентов Саратовской государственной юридической академии и отражает специфику и профиль подготовки дипломированных специалистов независимо от формы обучения. Она определяет структуру и содержание учебной дисциплины, общий объем знаний, умений и навыков по курсу «Криминалистика», которыми должен обладать выпускник СГЮА. В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, устанавливаемого учебным планом.

Основной целью изучения курса криминалистики (научных основ криминалистики, методологии криминалистической поисково-познавательной деятельности и криминалистической техники) является приобретение студентами знаний, умений и выработка навыков, связанных с применением и использованием технико-криминалистических средств в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, а также в иных сферах правоприменительной деятельности (судебном рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел). Знание криминалистики и умелое использование ее возможностей – непременное условие профессиональной подготовки каждого юриста.

Структурно названная дисциплина подразделяется на четыре раздела. Первый раздел «Криминалистики» «Общая теория криминалистики», второй «Криминалистическая техника», третий «Криминалистическая тактика» и четвёртый «Криминалистическая методика расследования преступлений».

В первом разделе Криминалистики 10-ть тем, в которых изучается общие начала, теоретические положения, элементы системы криминалистики; во втором разделе, состоящим из 10 тем изучаются криминалистическая техника как методология практической деятельности и как научная категория, в целях практического использовании достижений науки и техники в раскрытии и расследовании преступлений; в третьем разделе 10 тем, посвящены криминалистической тактике, помогающей грамотно, эффективно и процессуально использовать полученные знания предыдущих разделов криминалистики, особенно криминалистической техники в выявлении, закреплении и использовании следов преступления в раскрытии и расследовании преступлений; четвёртый раздел Криминалистики состоит из 20-ти тем, в которых изучаются: общие положения криминалистической методики расследования преступлений, методики расследования преступлений «по горячим следам», методики расследования видовых преступлений и преодоление противодействия при расследовании преступлений.

Задачами изучения курса криминалистики:

приобретение знаний о технико-криминалистических средствах, приемах и методах обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и иных объектов;

приобретение знаний и выработка навыков применения технико-криминалистические средства, приемов и методов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и иных объектов, имеющих значение для дела;

выработка умений правильно выбирать род (класс) и вид судебной экспертизы (предварительного исследования), правильно определять предмет и объекты расследования, юридически грамотно формулировать вопросы, подлежащие разрешению;

анализировать и правильно оценивать содержание заключения эксперта (специалиста);

приобретение знаний, умений и навыков правильно составлять и оформлять юридические документы.

По результатам изучения курса методологии криминалистической поисково-познавательной деятельности и криминалистической техники каждый студент должен:

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания; добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

владеть культурой мышления, уметь воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цели и выбирать путей их достижения;

обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

уметь логически верно и ясно строить устную и письменную речь;

уметь использовать основные положения и методы науки при решении социальных и профессиональных задач;

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

уметь принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

уметь применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

уметь правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации, владеть навыками подготовки юридических документов;

уметь выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; уметь осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону;

уметь выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

а также:

1. Знать технико-криминалистические средства, приемы и методы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и иных объектов, имеющих значение для дела, в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений и иных правонарушений.

2. Уметь:

применять технико-криминалистические средства, приемы и методы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и иных объектов, имеющих значение для дела;

правильно выбирать род (класс) и вид судебной экспертизы (предварительного исследования), правильно определять предмет и объекты исследования, юридически грамотно формулировать вопросы, подлежащие разрешению;

анализировать и правильно оценивать содержание заключения эксперта (специалиста);

правильно составлять и оформлять юридические документы.

3. Владеть навыками применения технико-криминалистических средств, приемов и методов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и иных объектов, имеющих значение для дела.

Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ — I

Тема 1. Предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией.

Содержание

Криминальная и криминалистическая деятельности как две самостоятельные, взаимосвязанные и противостоящие системы человеческой деятельности и как объекты изучения криминалистики. Понятие и структура преступной деятельности.

Понятие, структура и виды криминалистической деятельности. Ее структура и особенности, понятие криминалистики. Криминалистика как учебная дисциплина и как наука. Система криминалистики.

Криминалистика в системе научного знания и в системе юридических наук криминально — правового цикла.

Криминалистическое, уголовно-правовое, процессуальное и криминологическое знания о преступлении. Взаимосвязь криминалистики с судебной медициной, судебной психиатрией, судебной бухгалтерией, общей и юридической психологией, теорией оперативно-розыскной деятельности. Роль и место естественных и технических наук в системе криминалистических знаний, значение математики и кибернетики.

Общие и частные задачи криминалистики, обусловленные ее специальным назначением и основными целевыми направлениями уголовно-процессуальной деятельности.

Роль криминалистики в борьбе с преступностью на современном этапе.

Тема 2. История криминалистики

Содержание

История отечественной криминалистики. Основные этапы развития отечественной криминалистики. Криминалистические знания в пореволюционной России. Первые кабинеты научно-судебной экспертизы в Петербурге, Москве, Киеве. Роль К.Ф. Буринского в развитии отечественной криминалистики.

Развитие криминалистических знаний в советский период: накопление эмпирических материалов (1917 — 1930 — формирование частных криминалистических теорий (1940 — 1950-е годы), формирование и развитие общей теории криминалистики и кибернетизации криминалистики (I960 — 1990-е). Криминалистические учреждения Российской Федерации. История зарубежной криминалистики.

Криминалистика в странах Центральной и Восточной Европы. Особенности формирования и развития криминалистических знаний в странах Центральной и Восточной Европы после второй мировой войны. Криминалистические учреждения в этих странах.

Криминалистика в развитых странах (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония).

Зарождение криминалистических рекомендаций в трудах западно-европейских учёных по уголовному процессу (30-40-е годы XIX века). Роль естественных наук в зарождении криминалистической техники (60-70-е годы XIX века.). Работы А. Бертильона, Г. Гросса, 3. Локар и др.

Германская, романская и англосаксонская модели криминалистики. Основные достижения современной криминалистики

Тема 3. Методы криминалистики

Содержание

Методология и методы решения криминалистических задач. Диалектический метод анализ сердцевина философского уровня методологии криминалистики.

Диалектический метод как основа методологии криминалистики и базовый метод познания ее объектов.

Общенаучные подходы к исследования объектов криминалистики (деятельностный, системный, информационный и др.).

Общенаучные методы познания: чувственно-рациональные (наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, абстрагирование, моделирование); логические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия); математические. Значение формализации информации, разработки типовых алгоритмов и программ ЭВМ.

Частно-научные методы физики, химии, биологии, социологии, психологии и других наук, используемые при расследовании преступлений.

Специальные методы криминалистики, их характеристика, критерии допустимости.

Соотношение и взаимосвязь методов научного и практического криминалистического исследования.

Понятие криминалистического моделирования. Связь моделирования с другими методами познания. Виды криминалистических моделей. Материальное и мысленное моделирование объектов криминалистического исследования. Специальные методы криминалистики. Факторы, влияющие на необходимость их разработки. Характеристика и классификация указанных методов. Собственно криминалистические методы специальные методы других наук.

Тема 4. Механизм преступления; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию

Содержание

Понятие специальных познаний, используемых в уголовном судопроизводстве.

Формы и виды применения специальных познаний.

Особенности использования помощи специалистов при проведении отдельных следственных действий.

Понятие и значение предварительных исследований, и их соотношение с экспертными исследованиями.

Особенности использования специальных познаний при выявлении, расследовании и судебном рассмотрении дел.

Назначение судебной экспертизы следователем. Выбор экспертного учреждения. Структура и содержание постановления следователя о назначении экспертизы.

Тема 5. Взаимодействие следователя и оперативных подразделений; информационная основа расследования

Содержание

Понятие, значение и виды взаимодействия следователя с другими правоохранительными органами и населением. Принципы и формы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами. Следственно-оперативная группа как форма взаимодействия.

Формы взаимодействия следователя с экспертом-криминалистом.

Особенности взаимодействия следователя с подразделениями ФСБ, таможенной службы, налоговой полиции и другими правоохранительными органами при расследовании преступлений.

Взаимодействие следователя с населением.

Тема 6. Криминалистическая идентификация и диагностика

Содержание

Понятие, научные основы и задачи криминалистической идентификации. Связь и соотношение идентификации с классификацией, поисковой деятельностью и доказыванием. Основные понятия криминалистической идентификации: идентификационные свойства и признаки объектов, идентификационный комплекс признаков, идентификационное поле, идентификационный период.

Объекты криминалистической идентификации. Идентифицируемые, идентифицирующие, искомые и проверяемые объекты. Понятие и виды образцов для сравнительного исследования.

Стадии процесса идентификации: предварительное, раздельное и сравнительное исследование, оценка результатов. Классификация выводов эксперта. Использование математических методов и ЭВМ в идентификационных исследованиях. Значение криминалистической идентификации в оперативно-розыскной, следственной и экспертной деятельности.

Виды криминалистической идентификации. Идентификация по материально-фиксированным отображениям признаков внешнего строения объектов. Идентификация по описанию признаков объекта. Идентификация по мысленному образу объекта. Идентификация по признакам объектов психофизиологического происхождения. Проблема криминалистических исследований жидких, сыпучих и газообразных веществ.

Понятие и задачи криминалистической диагностики. Роль диагностических исследований в обнаружении и расследовании преступлений.

Соотношение идентификационных и диагностических исследований.

Тема 7. Информационная основа расследования, криминалистическая ситуация и версия. Моделирование при расследовании преступления.

Содержание

Информационное отражение события преступления во внешней среде в виде материальных и идеальных следов. Закономерности возникновения информации о преступлении. Виды и источники информации о преступлении.

Криминалистическая модель (характеристика) преступной деятельности. Содержание отдельных элементов преступной деятельности. Биологические, социальные, психологические и иные криминалистически значимые свойства субъекта преступления. Предметы преступного посягательства. Мотивы и цели поведения преступника, их отражение в обстоятельствах преступления. Способы подготовки и совершения преступления. Понятие и виды криминальной ситуации. Классификация следов преступной деятельности. Закономерные связи между элементами преступной деятельности. Посткриминальное поведение преступника (сокрытие преступления и использование его результата, содействие либо противодействие расследованию).

Поисково-познавательная деятельность следователя. Организация деятельности следователя. Использование специальных познаний. Ситуационный анализ.

Криминалистическая ситуация, криминалистическая версия: понятие и виды. Технико-криминалистические, тактические и методические следственные ситуации. Общие и частные ситуации расследования. Типовые и атипичные ситуации. Конфликтные и бесконфликтные ситуации следственных действий. Взаимосвязь следственной ситуации и тактического решения. Понятие, структура и виды тактического решения. Выдвижение версий. Моделирование поведения преступника и иных объектов познания. Алгоритмизация деятельности. Принятие оптимального решения по результатам деятельности.

Тема 8. Основы криминалистической профилактики и прогнозирования. Криминалистическая характеристика преступления.

Содержание

Предмет, задачи и методы криминалистической профилактики преступлений. Общеметодические аспекты криминалистической профилактики.

Профилактическая деятельность следователя. Экспертно-криминалистическая профилактика. Методы выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений. Следственные ситуации профилактического характера.

Понятие и виды криминалистического прогнозирования. Научное и практическое прогнозирование. Исходные данные для криминалистического прогнозирования. Виды и характер следственного прогнозирования.

Тема 9. Информационно-компьютерное обеспечение

расследования преступлений

Содержание

Повышение эффективности информационно-аналитической работы путем внедрения в деятельность следователей средств вычислительной техники. Компьютерные системы поддержки принятия следователем тактических решений, их виды.

Использование средств вычислительной техники при составлении процессуальных документов. Автоматизированные информационно-поисковые системы в деятельности следователя, их виды. Использование в процессе расследования компьютерных данных межрегиональных криминальных связей.

Перспективы расширения использования в процессе расследования средств вычислительной техники.

Тема 10. Криминалистическое изучение личности

Содержание

Понятие, значение и задачи криминалистического изучения личности. Решение идентификационных задач при изучении личности. Тактический аспект криминалистического изучении личности. Использование данных о личности при решении задач криминалистической профилактики.

Объем криминалистического изучения личности. Криминалистическое изучение преступного поведения. Криминалистически значимые психологические свойства личности.

Методы криминалистического изучения личности. Система методов криминалистического изучения личности и субъекты их применения.

Особенности криминалистического изучения личности участников процесса расследования в зависимости от их процессуального положения и роли (личности предполагаемого преступника, скрывающегося от следствия, подозреваемого и обвиняемого, потерпевшего и свидетеля).

Значение и особенности криминалистического изучения личности иных участников процесса расследования (понятых, педагога, переводчика).

РАЗДЕЛ — II



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст