Учебно-методичесий комплекс дисциплины актуальные проблемы уголо

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная юридическая академия»

(Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «СГЮА»)

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе,

к. ю.н., доцент

_________________ О.В. Еременко

«31» августа 2012 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

Одобрен Учебно-методическим советом

«31» августа 2012 г. протокол № 1

Обсужден кафедрой уголовно-правовых дисциплин

«26» июня 2012 г. протокол № 10

Зав. кафедрой к.ю.н., доцент О.И. Петрашова

Составитель: к.ю.н., доцент А.В. Смирнов

Астрахань — 2012

СОДЕРЖАНИЕ

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………….. 3

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………….. 3

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………… 6

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………………………………… 17

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………. 20

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ…………………………………………………………21

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМАМ КУРСА…………………………22

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………23

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………………..24

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………………………………….25

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………………………………………………….27

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………29

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ……………………..48

III. ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ………………………..50

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………….48

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ УГОЛОВНОГО ПРАВА.……………………………………..…………………………………………………….51

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………………………….53

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………….69

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНИХ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ) ЗАДАНИЙ……………………………………………………………………………………….69

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ……………………….71

МЕТОДИКА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ …………………………………………………………. ………………………….73

КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ …………… 77

 

I. Учебная программа дисциплины

Введение

Учебная программа дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по специальности 03050165– юриспруденция.

Уголовное право, будучи составной частью системы права, является одной из базовых отраслей права. Не умаляя масштабности и социальной значимости других отраслей права, важно заметить, что уголовно-правовые институты (состав преступления, вина и ее формы, обстоятельства, исключающие преступность деяния, наказание и его виды и др.) являются стержневыми для формирования всей системы российского законодательства. Такое положение обуславливает и особую роль учебного курса уголовного права.

При разработке использовались Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Постановления Пленумов Конституционного и Верховного Судов. Помимо этого учитывались международно-правовые акты, отечественный и зарубежный опыт и современное социально-экономическое и политическое положение России.

Содержание курса «Актуальные проблемы уголовного права» и последовательность изучения тем определяется государственным образовательным стандартом и типовой программой вуза.

Учебная программа дисциплины: «Актуальные проблемы уголовного права» структурно включает в себя:

Введение

Содержание дисциплины

Рекомендуемая основная литература

Рекомендуемая дополнительная литература.

Программа учебной дисциплины – это нормативный документ, в котором определено содержание образования, соответствующее требованиям ФГОС ВПО специальностей (направлений) подготовки студентов, устанавливается система освоения и реализации студентами учебного материала.

Содержание учебной программы отражает современный уровень науки уголовного права, ее связь с другими науками, передовой опыт правоохранительных органов России, а также многолетний опыт преподавания уголовного права в СГЮА и других юридических ВУЗах страны.

Программа является учебной программой по Актуальным проблемам уголовного права для студентов Саратовской государственной юридической академии и отражает специфику и профиль подготовки дипломированных специалистов независимо от формы обучения. Она определяет структуру и содержание учебной дисциплины, общий объем знаний, умений и навыков по курсу «Актуальные проблемы уголовного права», которыми должен обладать выпускник СГЮА. В программе определяется перечень тем, последовательность их изучения с учетом логической взаимосвязи между собой и содержание всех видов учебных занятий согласно бюджету времени, устанавливаемого учебным планом.

Основной целью изучения курса является закрепление студентами соответствующих знаний и навыков разрешения вопросов уголовно-правового характера, а также актуализация уголовно-правовых проблем в контексте современных тенденций развития политико-правовой системы.

Задачи изучения курса Актуальные проблемы уголовного права включают в себя:

формирование у студентов системы знаний об основах политики государства в области борьбы с преступностью, правовом регулировании этой сферы деятельности;

выработка у них навыков и умений анализировать законодательство и нормативные правовые акты, регулирующие уголовно-правовые отношения;

обеспечение правильного применения будущими специалистами норм уголовного права, защита прав и законных интересов граждан в сфере реализации уголовной ответственности;

развитие у студентов правосознания как важнейшего условия соблюдения законности в деятельности правоохранительных органов.

Исходя из целей и задач курса, в процессе его изучения студентам необходимо усвоить:

понятие уголовного права, его содержание, основные категории уголовной политики, ее особенности на различных этапах развития нашего государства и в современный период, тенденции ее развития в ближайшей перспективе.

Помимо этого, студент должен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания; добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

владеть культурой мышления, уметь воспринимать, обобщать, анализировать информацию, ставить цели и выбирать путей их достижения;

обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

уметь логически верно и ясно строить устную и письменную речь;

уметь использовать основные положения и методы науки при решении социальных и профессиональных задач;

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

уметь принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

уметь применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

уметь правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации, владеть навыками подготовки юридических документов;

уметь выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; уметь осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону;

уметь выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

полученные в процессе обучения знания студент должен уметь применить на практике.

Уголовное право в современных условиях представляет собой самостоятельную отрасль российского права, прошедшую период существенного обновления, а именно кодификации, что в первую очередь связано с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), который с 1 января 1997 г. вступил в действие.

Рассматривая действующее уголовное законодательство, необходимо определить его структуру и содержание, а также единство Общей и Особенной частей УК РФ. Важно уяснить понятие уголовно-правовой нормы и ее виды.

При изучении курса «Актуальные проблемы уголовного права» целесообразно придерживаться следующих рекомендаций. К лекционным занятиям следует относиться с максимальным вниманием, поскольку традиционно лекция по теме является наиболее оперативным и доходчивым источником информации по той или иной проблеме. Это становится особенно очевидным, если учесть периодически принимаемые изменения в законодательстве и обусловленное этим «старение» учебной и научной литературы, ее недоступность для студентов. В настоящее время в УК РФ внесены изменения и дополнения. Поэтому конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п., представляется совершенно необходимым. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.

Активная работа на лекции, внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к зачету и государственной аттестации.

Значительный объем учебного времени, отведенного учебным и тематическими планами на изучение курса «Актуальные проблемы уголовного права», составляет самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа проводится студентами перед чтением лекционного курса, во время его проведения и во время подготовки к зачету и государственной аттестации. Она требует значительных усилий, поскольку в данном случае глубина и прочность получаемых знаний зависит только от количества и качества индивидуального труда, затраченного обучающимся. Прежде чем приступить к самостоятельной работе по той или иной теме курса, необходимо получить в библиотеке рекомендованные учебные и нормативные источники. Затем, внимательно изучив их, по той или иной теме следует составить подробный конспект, а после этого самостоятельно проконтролировать свои знания. Если в ходе самостоятельной работы возникают неясности, то все вопросы можно разрешить на индивидуальной консультации у преподавателя.

Курс изучается в течение одного учебного семестра и завершается сдачей зачета, при подготовке к которому следует руководствоваться вопросами для подготовки к зачету.

Содержание дисциплины

Тема 1. Теоретические и правоприменительные проблемы уголовного права на современном этапе.

Содержание

Основные направления и школы в уголовном праве (классическая, антропологическая и социологическая школы). Их влияние на доктрину и законодательную практику (исторический обзор).

Концептуальные основы современного уголовного права России. Социальная обусловленность уголовного права. Основные направления современной уголовной политики.

Задачи уголовного права РФ на современном этапе развития российского государства и общества. Возрастание роли охранительной функции уголовного права. Предупредительные задачи уголовного права и его регулятивные возможности.

Уголовное право в системе российского права. Уголовное право как базовая отрасль охранительной подсистемы права (соотношение уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и административного права). Коллизии и противоречия между нормами уголовного и иных отраслей права и способы их разрешения.

Публичные и частные начала современного уголовного права. Основные направления развития науки уголовного права в ХХI веке.

Контрольные вопросы:

Широкий и узкий подходы в науке к предмету уголовного права.

Место уголовного права в системе права Российской Федерации.

Взаимодействие уголовного права и процессуального законодательства.

Проблемы учения об источниках уголовного права, особенности уголовного закона.

Основные тенденции развития современного уголовного права.

Задачи уголовного права РФ на современном этапе развития Российского государства и общества.

Принципы уголовного права: содержание и значение.

Источники уголовного права: современные подходы.

Тема 2. Современные проблемы учения об уголовном законе.

Содержание

Источники уголовного права: современные подходы. Уголовный кодекс как источник уголовного права России. Юридическая сила постановлений и определений Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам.

Влияние международного права на уголовное законодательство России. Проблема соотношения международного и национального уголовного права.

Актуальные вопросы действия уголовного закона во времени. Вступление в законную силу и прекращение действия уголовного закона. Обратная сила уголовного закона.

Уголовная юрисдикция Российской Федерации. Территориальная юрисдикция РФ: дискуссионные вопросы (определение места совершения преступления, юрисдикция прибрежного государства в территориальных водах, в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны).

Экстерриториальная юрисдикция РФ. Действие уголовного закона по кругу лиц. Иммунитеты от уголовного преследования: национальные и международно-правовые аспекты.

Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция) в международном и национальном праве: материально-правовые и процессуальные аспекты. Условия и порядок выдачи. Основания для отказа в выдаче. Порядок принятия решений об экстрадиции. Передача лиц для отбывания наказания. Проблемы уголовного законотворчества.

Контрольные вопросы:

Особенности, виды и структура уголовно-правовых норм.

Типы действия уголовного закона во времени.

Принципы действия уголовного закона в пространстве.

Выдача лиц, совершивших преступление (экстрадиция): материально-правовые и процессуальные аспекты. Правовая помощь по уголовным делам.

Проблемы уголовного законотворчества.

Тема 3. Учение о преступлении и составе преступления в российском уголовном праве.

Содержание

Понятие и признаки преступления в УК РФ: проблемные вопросы (общественная опасность или вредоносность, уголовная противоправность и бланкетные диспозиции, вина и осознание противоправности, вина и виновность, объективное и субъективное вменение, наказуемость деяния и альтернативы наказанию, наказуемость и латентная преступность).

Полемика о понятии состава преступления. Проблема определения юридической природы малозначительного деяния. Практика применения ч. 2 ст. 14 УК РФ.

Категории преступлений: теория и законодательная практика. Классификация преступлений и ее правовое значение.

Состав преступления: возникновение понятия, развитие учения. Структура состава преступления (полемика о понятии состава преступления). Виды составов преступления. Прикладное значение определения вида состава преступления. Состав преступления и основания уголовной ответственности. Состав преступления как юридическая основа квалификации преступлений.

Контрольные вопросы:

Основания и критерии криминализации общественно опасных деяний. Правовые последствия криминализации и декриминализации деяний.

Вопросы разграничения сложных форм единого преступления и множественности преступлений

Проблемы классификации множественности преступлений на формы.

Проблемы соотношения преступлений и других видов правонарушений.

Юридические факты в уголовном праве.

Методологические основы и значение учения о составе преступления.

Проблемы классификации составов преступлений (по конструкции объективной стороны, по количеству элементов, по степени опасности и др.).

Уголовно-правовое отношение: понятие, содержание, субъекты.

Динамика развития уголовно-правового отношения.

Понятие и содержание (формы реализации) уголовной ответственности.

Понятие и проблемы дифференциации уголовной ответственности.

Проблемы учения об объекте преступления.

Формы общественно опасного деяния, их особенности.

Теории причинной связи в уголовно-правовой науке.

Значение признаков субъекта преступления для уголовной ответственности.

Психические аномалии и иные особенности субъекта, их влияние на уголовную ответственность.

Уголовно-правовое значение форм и видов вины.

Ошибки в уголовном праве, их значение.

Тема 4. Актуальные проблемы учения о соучастии в преступлении.

Содержание

Понятие соучастия в теории и в уголовном законе. Объективный и субъективный признаки соучастия. Значение норм о соучастии в преступлении для осуществления борьбы с преступностью. Формы соучастия, отражающие их различную степень общественной опасности.

Виды соучастников. Объективные и субъективные признаки, характеризующие исполнителей, организаторов, подстрекателей и пособников. Определение в теории «соучастника-провокатора».

Основания и пределы уголовной ответственности соучастников. Квалификация преступных действий соучастников. Индивидуализация уголовной ответственности и наказания соучастников.

Эксцесс исполнителя преступления. Соучастие в преступлении со специальным субъектом. Ответственность за неудавшееся соучастие. Особенности добровольного отказа от соучастия в преступлении.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст