Учебной дисциплины «Управление проектами» для направления 080200

Программа учебной дисциплины

«Управление проектами»

для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра,

профиль «Менеджмент организации»

Автор: магистр психологии Козлов Александр Сергеевич

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиля «Менеджмент организации», обучающихся по программе подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Управление проектами».

Программа разработана в соответствии с:

ФГОС ВПО;

ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

Образовательной программой 080200.62 «Менеджмент».

Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «Управление проектами» является подготовить студентов к изучению экономических и организационно-правовых основ развития управленческой деятельности при реализации различных проектов.

Учебные задачи дисциплины

В процессе обучения студенты должны усвоить основные понятия, овладеть методологией управления проектами, в том числе методических основ рыночного подхода к системе экономики планирования реализации проектов, методов анализа и синтеза управленческих решений, основанных на идеях достижения максимального результата в условиях ограниченности имеющихся ресурсов и способов повышения рентабельности, а также ознакомиться с инструктивными материалами по вопросам управления проектами, с основными источниками экономической информации по дисциплине.

Методы преподавания дисциплины и образовательные технологии

Предусмотрены лекции с применением компьютерных презентаций, семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, изложенные в лекциях, по отдельным темам письменные самостоятельные работы; лабораторные занятия; обсуждение подготовленных студентами докладов; консультации преподавателей.

Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

Компьютерные симуляции;

Анализ деловых ситуаций

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В процессе изучения теоретического материала, выполнения практических заданий, самостоятельных работ студенты должны:

а) знать:

1. основные этапы эволюции управленческой мысли (ПК-1);

2. основные понятия, стандарты и нормативные акты в области управления проектами (ППК-6);

3. основные группы процессов управления проектами и их взаимодействие (ПК-20.2);

4. профессиональные обязанности менеджера проекта (ПК-5, ПК-6)

б) уметь:

1. проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

2. эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

3. определять окружение и экспертные области различных проектов (ПК-20.2);

4. определять основных участников проекта, их цели, функции, уровни ответственности и полномочия в проекте (ПК-20.2);

5. определять и анализировать вехи и контрольные события каждой фазы жизненного цикла проекта (ПК-20.2);

6. использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9)

в) владеть:

1. различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

2. методами управления проектами и готов к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20)

Формы контроля

Текущий и рубежный контроль: письменные домашние работы, индивидуальные проекты с использованием компьютерного обеспечения, тестирование по отдельным разделам дисциплины.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Формируемые компетенции

Результаты освоения

(знать, уметь, владеть)

Образовательные технологии

1.

ПК-1

Знать: понятия «проект», «управление проектами» и их взаимосвязь; роль, значение и основные задачи управления проектами

Уметь: анализировать различные проекты, понимать взаимосвязь управления проектами и функционального менеджмента

Владеть: современной (в том числе, международной) терминологией в области управления проектами

Лекция с компьютерной презентацией, практическое занятие: разбор ситуаций, самостоятельная работа

2.

ОК-9, ПК-20.2

Знать: общую структуру Свода знаний по управлению проектами РМВОК

Уметь: определять окружение и экспертные области проекта

Владеть: основными стандартами и нормативными актами в области управления проектами

Лекция с компьютерной презентацией, практическое занятие: разбор ситуаций, самостоятельная работа

3.

ПК-20.2

Знать: понятия «проект», «подпроект», «программа», «портфель проектов» и их взаимосвязь

Уметь: определять основных участников проекта, их цели, функции, уровни ответственности и полномочия в проекте

Владеть: основными методами портфельного управления

Лекция с компьютерной презентацией, практическое занятие: разбор ситуаций, самостоятельная работа

4.

ПК-20.2

Знать: понятия жизненного цикла проекта, продукта и организации; основные фазы жизненного цикла проекта и их последовательность

Уметь: определять фазы жизненного цикла и контрольные события в проекте

Владеть: методами анализа вех и контрольных событий каждой фазы жизненного цикла проекта

Лекция с компьютерной презентацией, практическое занятие: разбор ситуаций, самостоятельная работа

5.

ПК-2

Знать: типы организационных структур и их характеристики

Уметь: проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования

Владеть: инструментами анализа и построения организационных структур; принципами организации управления проектами

Лекция с компьютерной презентацией, лабораторный практикум, самостоятельная работа

6.

ПК-20.2

Знать: основные и вспомогательные процессы управления проектами; «входы» и «выходы» процессов; перечень и состав основных документов проекта

Уметь: устанавливать зависимости между группами процессов управления проектами

Владеть: процессно-ориентированными методами управления проектами

Лекция с компьютерной презентацией, лабораторный практикум, самостоятельная работа

7.

ПК-20

Знать: инструментарий управления проектами

Уметь: ориентироваться и применять программные продукты в процессе управления проектами

Владеть: современными методами управления проектами с использованием современного программного обеспечения

Лекция с компьютерной презентацией, лабораторный практикум, самостоятельная работа

8.

ПК-5, ПК-6

Знать: требования к квалификации и основные задачи управляющего проектами

Уметь: определять области знаний, необходимые для организации управления проектом; использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

Владеть: эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

Лекция с компьютерной презентацией, практическое занятие: разбор ситуаций, обсуждение докладов

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Управление проектами» относится к профессиональному циклу Б.3 ООП ВПО (Базовая часть). «Входные» знания и умения, необходимые для освоения данной дисциплины, формируются следующими предшествующими дисциплинами: «Экономическая теория», «Правоведение», «Инвестиционный анализ», «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Учет и анализ: финансовый учет», «Стратегический менеджмент», «Концепции устойчивого развития».

Понятия, методы и знания практических вопросов управления проектами используются при изучении следующих прикладных дисциплин: «Инициация и управление содержанием проекта», «Управление стоимостью проекта», «Управление поставками и контрактами проекта», «Управление качеством проекта», «Управление командой проекта», «Управление коммуникациями проекта», «Управление сроками проекта», «Управление рисками проекта».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: ОК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-20, а также профессиональной компетенции профиля: ПК-20.2.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Проект и Проектная деятельность: история и современность

Тема 1. Проектная деятельность в истории и современности

Исторические примеры проектов, примеры проектор наших дней, основные вехи развития методологии управления проектами, перспективы развития методологии и технологии управления, прикладные области проектной деятельности.

Тема 2. Проектно-ориентированный подход в управлении

Проекты и функциональная деятельность, основные процессы управления проектами, признаки проектов, цели и задачи управления проектами по уровням управления в организации, классификации проектов, общее и особенное в различных проектах, «треугольник» управления проектами, факторы успешности проектов, жизненный цикл проекта, продукта проекта и организации, структуризация проекта, организационные структуры проекта программы и портфели проектов, офис управления проектами, проекты и стратегия организации.

Раздел 2. Основы Управления Проектами

Тема 3. Проекты как объекты управления

Цель, стратегия и содержание проекта. Критерии успеха и неудачи проекта. Управляемые параметры проекта. Руководитель (менеджер) проекта. Участники проекта. организационные структуры проекта и управление проектом. Команда проекта и команда управления проектом. Ресурсы и финансы проекта. Структура проекта.

Тема 4. Системный и процессный подход к управлению проектами

Системная модель в управлении проектом. Свойства проекта как системы. Объекты управления в проекте. Субъекты управления в проекте. Процессы управления в проекте. Процессная модель в управлении проектом. Процессы проекта. Процессы, ориентированные на продукт проекта. Процессы управления проектом. Процессы руководства деятельностью по управлению проектом. Организационно-деятельностная модель управления проектом. Взаимодействие и взаимопроникновение различных моделей управления проектами. Национальные стандарты управления проектами.

Тема 5. Функции и стадии управления проектами

Инициирование. Планирование. Организовывание. Контроль и анализ. регулирование. Завершение.

Тема 6. Методы и инструменты управления проектами

Командообразование. Лидерство. Переговоры. Решение проблем. Информационные потребности участников проекта. Коммуникации проекта. Отчетность проекта. Нормативы, регламенты и инструкции проектной работы.

Раздел 3. Специальные разделы Управления Проектами

Тема 7. Программы

Общее знакомство с принципами и подходами программно-целевого управления.

Тема 8. Портфели Программ и Проектов

Общее знакомство с принципами и методологией портфельного менеджмента для реальных инвестиций. Подготовка проектных предложений. Оценивание. Ранжирование, отбор и взаимное согласование проектных предложений.

Тема 9. Программное обеспечение для управления проектами

Общее знакомство с программным обеспечением для управления проектами. Функционал программного обеспечения для управления проектами.

Тема 10. Интеграция информационных систем управления организацией

Общая схема взаимодействия различных информационных систем управления организацией в рамках реализации программно-целевого и проектного управления.

Тема 11. Документационная поддержка Управления Проектами

Состав и взаимосвязи документов Управления Проектами.

Формы контроля знаний студентов:

Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры

3 модуль

Текущий

Письменная работа

1

Письменная домашняя работа

2

Индивидуальные проекты

Итоговый

Зачет

Тест по отдельным разделам дисциплины, с выставляемой оценкой по 10-балльной системе.

Критерии оценки знаний и навыков

Текущий контроль знаний студентов осуществляется на основе результата выполнения письменных домашних работ и индивидуальных проектов.

Итоговый контроль – зачет. Представляет собой тестирование по отдельным разделам дисциплины. Текущий контроль при выставлении зачета не учитывается.

Шкала оценки для зачета:

Зачтено/не зачтено

10-балльная шкала

1

Не зачтено

2

3

4

5

6

Зачтено

7

8

9

10

Образовательные технологии

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Управление проектами» предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (диспутов, коллоквиумов, аналитических докладов, ситуационных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 32% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют 40% аудиторных занятий.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины

Литература

Базовый учебник:

1. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) — Третье издание.USA / США: Project Management Institute, 2004, 388

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г.Управление проектами: Учеб.пособие. – М.: Омега-Л, 2006. -664 с

Основная литература по дисциплине:

1. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др., Управление инвестиционно-строительными проектами: международный подход. Руководство / Под ред. И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. – М.: «Аввалон», 2004 -592 с.

2. Рассел Д. Арчибальд. Управление высокотехнологичными программами и проектами –Managing High Technology Programsand Projects. — М.: «Академия АйТи», 2004. — 472 с.

3. Лапыгин Ю.Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности. — Омега-Л«Москва», 2008. — 252 с.

4. Управление проектами / Полковников А.В., Дубовик М.Ф. – М.: Эксмо, 2011. – 528 с. – (Полный курс МВА).

5. А.С. Товб, Г.Л. Ципес. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. Изд-во Олимп-Бизнес, 2003 г.

Нормативно-правовые документы:

В рамках изучения дисциплины «Управление проектами» не используются.

Дополнительная литература:

1. Фергус О. Коннэл. Как успешно руководить проектами. Серебряная пуля. Изд-во: Кудиц-образ, 2004г.

2. Ньюэлл Майкл В. Управление проектами для профессионалов. Руководство по подготовке к сдаче сертификационного экзамена. — «КУДИЦ-ПРЕСС», 2008. — С. 416.

3. Джеральд И. Кендалл, Стивен К. Роллинз. Современные методы управления портфелями проектов и офис управления проектами: максимизация ROI. Изд-во: PMSoft, 2004 г.

4. Grey C.F., Larson E.W. Project Management: The Managerial Process. – NY: McGraw-Hill, 2006.

5. Meredith J.R., Mantel Jr.S.J. Project Management: A Managerial Approach. – 6 ed. – NY: John Wiley & Sons, 2006.

Интернет-ресурсы и другие электронные информационные источники



Страницы: 1 | 2 | Весь текст