Учебной дисциплины «Управленческие решения» для специальности 08

Программа учебной дисциплины

«Управленческие решения»

для специальности 08050765 «Менеджмент организации», специализация «Экономика и управление предприятием»

Автор: кандидат экономических наук, доцент Н.Л.Титова

Пояснительная записка

Основная задача курса — ознакомление студентов с технологиями разработки и принятия управленческих решений, используемых в реальной практике.

Требования к студентам: студенты должны обладать базовыми знаниями в области экономики и математики. В связи с тем, что разработка управленческих решений относится к связующим процессам, для обучения необходим весь комплекс знаний в области менеджмента, полученных ранее.

Учебные цели и задачи курса

Ознакомление студентов с современными, применяемыми в реальной деятельности методами разработки и принятия управленческих решений, а также формирование навыков использования этих методов.

Основные принципы построения курса и используемые методы

перенос центра тяжести с методов выбора управленческих решений (например, с помощью оптимизационных методов) на процесс формирования вариантов этих решений;

использование не логической цепочки «экономико-математический методобласть применения», а «конкретная управленческая задача — варианты методов еерешения»;

обзор методов, используемых для решения поставленных задач, в порядкевозрастания их сложности (используемого математического аппарата, его точности,объема требуемой информации и требований к ней и т.д.);

в связи со специфичностью отечественной хозяйственной ситуации использование не только зарубежного опыта, но и отечественной хозяйственной практики;

увеличение доли и роли практических занятий, в частности, в форме деловых:игр, тестов и конкретных ситуаций, что, с одной стороны, соответствует практическойнацеленности данного курса, а с другой, — позволяет слушателям получить навыки самостоятельной разработки управленческих решений.

В самостоятельную работу студентов входит:

освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, в частности, подбор необходимой информации и ознакомление с предлагаемыми конкретными ситуациями, подготовка и проведение презентаций разработанных решений.

Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен

знать: основные этапы процесса разработки и принятия УР; важнейшие модели разработки и принятия УР; модель дерева решений; модель Врума-Йетона; основные эффекты при работе в группе; методы снижения негативных эффектов при работе в группе; отличия различных параметров качества решения при групповой и индивидуальной работе; различные методы получения групповых решений, их достоинства и недостатки; принципы и методы использования нестандартного (латерального) мышления; модификации метода мозгового штурма; особенности системы целей предприятия; источники конфликтов между целями; методы разработки решений по согласованию интересов; принципы классификационного метода; преимущества и недостатки различных методов комплексного анализа ситуации;

уметь: построить модель дерева решений для конкретной ситуации; определить уровень групповой сплоченности; выбрать метод ее увеличения (снижения) применительно к конкретной ситуации; снижать негативные последствия от воздействия различных эффектов при работе в группе; повышать качество групповой работы в конкретной ситуации; выбирать исходя из особенностей конкретной ситуации наиболее эффективные приемы латерального мышления и модификации метода мозгового штурма; строить модель дерева целей и проводить ее анализ; строить решение по согласованию интересов в ситуации двух и нескольких контрагентов; использовать классификационный метод для конкретных объектов; выбирать оптимальный метод анализа ситуации;

обладать навыками: построения плана исследования; сочетания количественных и качественных методов анализа; выбора конкретного метода исследования, анализа и т.д. исходя из этих особенностей; адаптации выбранного метода к конкретной ситуации; иерархического построения плана сбора и анализа информации; выявления ключевых особенностей ситуации.

Формы контроля:

текущий контроль знаний – опросы, разработка и презентации практических работ

курсовая работа

итоговый контроль — экзамен (письменный)

Оценка знаний по курсу определяется как средневзвешенная оценка выполненных домашних зданий и контрольного теста.

Каждое домашнее задание и контрольный тест оцениваются по 10-ти балльной шкале.

Итоговая оценка определяется по следующей формуле:

EMBED Equation.3

где:

Оитог – итоговая оценка; Отест — оценка теста;Окр – оценка курсов. работы; Оэкз — оценка за экзамен. Итоговая оценка рассчитывается с точностью до 2-х знаков после запятой. Округление оценки до целого значения осуществляется по правилам арифметического округления.

Содержание программы

ТЕМА 1. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Понятие управленческого решения.

Проблемы разработки и принятия УР в современных условиях. Важнейшие проблемы менеджера. УР высшего уровня управления. Российские особенности разработки и принятия УР.

Процесс разработки и принятия УР. Необходимость рассмотрения разработки и принятия УР как процесса. Основные этапы и их типичные проблемы.

Деловая игра «Эксперт».

Основная литература:

Донцов А.И. Психология коллектива. — М.: МГУ, 1984.

Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений. М.: Гардарика, 1998.

Дополнительная литература:

Акофф Р. Искусство решения проблем. — М.: Мир, 1982.

Тильде В., Штарке К.-Д. Нужны идеи. М.: Мир, 1973.

Де Боно Э. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976.

ТЕМА 2. МОДЕЛИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Модели разработки идеи решений Г.Минцберга. «Сначала думаю». «Сначала вижу». «Сначала делаю». Дескриптивные и нормативные модели.

Рациональная модель разработки и принятия УР. Основные этапы. Критика Саймоном рациональной модели.

Проблемная ситуация «Новое задание».

Модель разработки и принятия решений в группе Врума-Йетона.

Модель дерева решений и ее использование в менеджменте. Построение дерева решений по результатам деловой игры «Эксперт». Этапы построения и использования модели дерева решений. Использование сценарного планирования в менеджменте.

Основная литература:

1. Фатхудинов Р.А. Разработка управленческого решения. М: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

Дополнительная литература:

Кини Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения изамещения. — М: Радио и связь, 1981.

Deutsch M. The resolution of conflict: constructive and destructive processes. New Havenand London, 1973.

ТЕМА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ГРУППЕ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КАЧЕСТВА

Тест «Этапы разработки сложного технического проекта»

Понятие группы. Внешняя и внутренняя групповые структуры.

Групповая сплоченность. Методы измерения уровня групповой сплоченности. Понятие связности множеств. Использование связности множеств при моделировании организационной структуры предприятий.

Кейс «Сплоченность фирмы».

Методы воздействия на сплоченность группы. Кооперативное поведение. Цели группы. Сходство ценностных ориентаций и взглядов.

Эффекты при работе в группе. Эффект «социальной фасилитации». Эффекты «Социальной лености» и «Распределения ответственности». Теория социального сравнения. Эффект «конформизма». Влияние меньшинства на большинство. Эффект «группового мышления».

Качество групповых решений. Типичные ошибки при групповом мышлении. Эффект групповой поляризации. Вероятность ошибок при групповых решениях. Точность оценок.

Методики принятия коллективного решения: «Консенсус», «Диалектическая», «Диктатура», метод Дельфи, «Коллективная.

Основная литература:

Де Боно Э. Латеральное мышление. С.-П.: Питер, 1997.

Донцов А.И. Психология коллектива. — М.: МГУ, 1984.

Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений. М.: Гардарика, 1998.

Фатхудинов Р.А. Разработка управленческого решения. М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел-Синтез», 1998.

Дополнительная литература:

Гурков И.Б., Михайлюк М.В., Титова Н.Л. Динамика и тенденции изменения конкурентоспособности российской продукции

*. Ж. Экономический журнал Высшей школы экономики, №1, 1997.

Гурков И.Б., Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции. — Маркетинг, №1, 1997.

ТЕМА 4. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ИДЕИ РЕШЕНИЯ

Метод мозгового штурма и его модификации. Метод аналогий. Случайный импульс. Морфологический метод.

Сопоставительный анализ модификаций метода мозгового штурма. Возможности формирования метода исходя из особенностей конкретной ситуации.

Метод «635» (Кейс «Тверь).

Методы и приемы латерального мышления. Понятие латерального мышления. Поиск альтернатив. Снятие ограничений. Откладывание оценки. Доминирующие идеи и решающие факторы. Классификационный метод. Метод «от противного». Сократовский метод.

Основная литература:

Акофф Р. Искусство решения проблем. — М: Мир, 1982.

Тильде В., Штарке К.-Д. Нужны идеи. М: Мир, 1973.

Дополнительная литература:

Гурков И.Б., Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции. — Маркетинг, №1,1997.

Де Боно Э. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976.

Deutsch M. The effects of cooperation and competition upon group process. — In: D.Cartwright and A. Zander (eds.). Group Dynamics. N.Y., 1968.

ТЕМА 5. РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ ПО СОГЛАСОВАНИЮ ИНТЕРЕСОВ

Особенности системы целей предприятия. Активное звено. Система целей. Индивидуальный характер системы целей. Противоречивость целей и основные источники конфликтов между ними.

Модель дерева целей (кейс «Отец Федор»). Рекомендации по построению и использованию.

Основные стратегии согласования интересов: «Проигрыш-проигрыш» («Страна дураков»), «Выигрыш-проигрыш» («Западня для покупателя»), «Проигрыш- выигрыш» («Приманка покупателя»), «Выигрыш-выигрыш» (Оптимальный стратегический выбор).

Способы согласования интересов. Шкала оплаты труда.

Модель согласования интересов при множественном характере целей. Пример разработки решения по согласованию интересов.

Методы определения приоритетов контрагентов. Наблюдение. Анкетирование. Фокус-группы. Регрессионная модель. Пример: анкета банка

Методы согласования интересов в цепочке «потребитель — посредник — поставщик». Кейс «Мелкооптовая база».

Основная литература:

Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений. М.: Гардарика, 1998.

Фатхудинов Р.А. Разработка управленческого решения. М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел-Синтез», 1998.

Дополнительная литература:

Акофф Р. Искусство решения проблем. — М.: Мир, 1982.

*. Ж. Экономический журнал Высшей школы экономики, №1, 1997.

Deutsch М. The resolution of conflict: constructive and destructive processes. New Havenand London, 1973.

ТЕМА 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИОННОГО МЕТОДА ПРИ АНАЛИЗЕ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ.

Методы комплексного анализа ситуаций. Сильные и слабые стороны, профиль, портрет, потенциал фирмы.

Способы визуального представления результатов комплексного анализа. Достоинства и недостатки, рекомендации по применению.

Проблемы и возможности выбора параметров классификационного метода. Глубина классификации. Системность классификационных признаков. Внутренние и внешние факторы. Выбор объекта для сравнения. Варианты построения шкал. Относительность выставления оценки. Выбор степени агрегирования информации.

Возможности использования классификационного метода в конкретных исследованиях. Пример: анализ деятельности торговой фирмы.

Основная литература:

Донцов А.И. Психология коллектива. — М.: МГУ, 1984.

Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений. М.: Гардарика, 1998.

Фатхудинов Р.А. Разработка управленческого решения. М.: ЗАО «Бизнес- школа «Интел-Синтез», 1998.

Дополнительная литература:

Де Боно Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. — Минск: Попурри, 1997.

Кини Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения изамещения. — М.: Радио и связь, 1981.

Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход. — М.: Мир, 1978.

Deutsch M. The effects of cooperation and competition upon group process. — In: D.Cartwright and A. Zander (eds.). Group Dynamics. N.Y., 1968.

Deutsch M. The resolution of conflict: constructive and destructive processes.New Havenand London, 1973.

Литература

Основная

Де Боно Э. Латеральное мышление. С.-П.: Питер, 1997.

Донцов А.И. Психология коллектива. — М.: МГУ, 1984.

Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений. М.: Гардарика, 1998.

Фатхудинов Р.А. Разработка управленческого решения. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

Дополнительная

Акофф Р. Искусство решения проблем. — М.: Мир, 1982.

Тильде В., Штарке К.-Д. Нужны идеи. М.: Мир, 1973.

Гурков И.Б., Михайлюк М.В., Титова Н.Л. Динамика и тенденции изменения конкурентоспособности российской продукции

*. Ж. Экономический журнал Высшей школы экономики, №1, 1997.

Гурков И.Б., Титова Н.Л. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции. — Маркетинг, №1, 1997.

Де Боно Э. Рождение новой идеи. М: Прогресс, 1976.

Де Боно Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. — Минск: Попурри, 1997.

Кини Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения изамещения. — М.: Радио и связь, 1981.

Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход. — М.: Мир, 1978.

Deutsch M. The effects of cooperation and competition upon group process. — In: D.Cartwright and A. Zander (eds.). Group Dynamics. N.Y., 1968.

Deutsch M. The resolution of conflict: constructive and destructive processes.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Сущность управленческих решений и их роль в функционировании и развитии компании. Классификация управленческих решений.

Проблемы, которые могут возникнуть на разных этапах процесса разработки и принятия управленческих решений.

Процесс разработки и принятия управленческих решений.

Модель дерева целей.

Диагностика проблем как важный этап разработки управленческого решения.

Эффекты при работе в группе.

Экспертные методы разработки и принятия решений, их преимущества и недостатки.

Основные принципы мозгового штурма и его модификации.

Количественные методы разработки и принятия управленческих решений, их преимущества и недостатки.

Понятия риска и неопределенности, методы предотвращения и снижения риска.

Методы принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

Дискуссионные и анкетные методы разработки и принятия решений, их сравнительный анализ.

Методы принятия управленческих решений в группе, их преимущества и недостатки.

PAGE