Учебной дисциплины по выбору Основы психиатрии для катехизаторов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

учебной дисциплины по выбору

Основы психиатрии для катехизаторов

Направление № 031900.62 – Теология

Факультет — богословский

Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная

Курс

4

Семестр

1 (7)

Общая трудоемкость, ч

92

Аудиторные занятия, ч

46

Лекции, ч

46

Практические занятия, ч

0

Самостоятельная работа, ч

46

Текущий семестровый контроль, семестр

1

Курсовая работа

Экзамен, семестр

1

Пояснительная записка.

У катехизатора и врача-психиатра общее поле деятельности — психика человека, точнее, водораздел миров — здоровья и болезни. Путь вхождения в веру часто бывает сложен и внешне и внутренне. Изменившийся взгляд на мир и бытие, новые чувства, мысли, возникающие в ходе этого перерождения, иногда могут удивлять самого новообращенного, а у окружающих вызывать беспокойство за его психическое здоровье. Особое значение в наши дни приобрела проблема влияния на психику так называемых нетрадиционных религиозных объединений. С другой стороны, на религию возлагаются большие лечебные и психотерапевтические — реабилитационные — надежды. Специфического подхода требует катехизация и воцерковление психически нездоровых лиц.

Из сказанного следует, что максимально полное и точное понимание особенностей психического (точнее — душевного) склада верующих, оглашаемых, всех окружающих чрезвычайно желательно для священнослужителей, катехизаторов — всех, активно участвующих в жизни церкви. Знакомство с психиатрией — наукой о психических (душевных) болезнях — одна из составляющих этой подготовки.

Курс имеет клиническую направленность, то есть основным предметом рассмотрения служат патологические проявления психических болезней (психопатологические переживания больных). Хотя в нем речь идет преимущественно о душе, плененной болезнью, при изложении любой темы всегда имеется в виду творческая всепобеждающая сила духа человека. Тем самым представляемый курс правомерно рассматривать как вносящий свой особый вклад в выполнение основной задачи, осознаваемо или нет встающей перед каждым человеком, верующим и неверующим, христианином и инославным.

Этим еще раз оправдывается наличие курса клинической медицинской дисциплины в программе богословского учебного заведения.

Преподавание курса клинической психиатрии — сложная, по-своему необычная задача для любого берущегося за это ВУЗа, в том числе и медицинского. Ибо, как писал К.Ясперс: “Психиатрия вводит врача в мир, лежащий по ту сторону уже знакомых ему дисциплин. Основой его образования служат, главным образом, химия, физика и физиология, психиатрия же предполагает совершенно другую основу. Вот почему психиатрия, практикуемая врачами без гуманитарной подготовки, не производит впечатления полноценной систематически разработанной научной дисциплины”. В условиях Свято-Филаретовского православно-христианского института преподавание психиатрии представляется вполне закономерным, т.к. психиатрия, показывая в своих специфических формах “психическое устройство человека”, позволяет полнее понять взаимоотношения духовного и душевного.

В настоящем курсе психические расстройства, рассматриваются с позиций трихотомической концепции личности. В курсе обсуждаются основополагающие медицинские понятия, такие, как болезнь, симптом, диагностика и др., приводятся краткие сведения о биологических основах психической патологии и механизмах действия лекарственных веществ.

Целькурса — раскрыть некоторые аспекты взаимоотношения духовного и душевного, проявляющиеся в форме психической патологии.

Задачи курса:

-научить слушателей ориентировочно оценивать своеобразие душевной организации людей: разграничивать норму и патологию, остроту и хронификацию состояния, определять характерологические типы людей (очевидно, что преподавание медицинской дисциплины неврачам не может сводиться к обучению диагностике и лечению. Это лишь одна, весьма скромная по возможным достижениям задача);

— ознакомить слушателей с важнейшими организационными, правовыми и социальными аспектами психиатрии;

— научить осуществлять на этой основе соответствующие психотерапевтически-реабилитационные подходы, проявляющиеся в специфических формах катехизаторской деятельности;

— обсудить со слушателями значение и смысл проявлений психической патологии в различных сторонах жизни и общества, и конкретного человека.

Студент должен знать:

содержание понятия “психическое расстройство (заболевание)”;

основные проявления (симптомы и синдромы) психических расстройств с акцентом на формах наиболее часто встречающихся во внебольничных условиях;

основные клинико-диагностические группы психических расстройств;

основные принципы и методы лечения (фармако-, психо-, социотерапия) нервно-психических расстройств, их профилактики и реабилитационных воздействий;

основы организации психиатрической помощи;

основные подходы к пониманию места психической патологии в культурно-историческом процессе, в духовной жизни общества.

Студент должен уметь:

— распознавать типичные случаи нервно-психической патологии;

— психотерапевтически оптимально строить взаимоотношения с различными категориями верующих.

Объем курса в часах – 94 аудиторных часа.

Курс не предусматривает специального рассмотрения вопросов детской и подростковой психиатрии.

Содержание курса.

Введение

Тема 1. Предмет и задачи психиатрии.

Дух, души, тело. Биологическая обусловленность человека. Динамическое положение духовных процессов.

Болезни соматические, душевные и духовные. Подходы к систематике психических (душевных) болезней. Расстройства продуктивные и негативные, психотические и непсихотические. Симптом, синдром, болезнь. Понятие клинического метода в психиатрии. Взаимоотношения психиатрии, психологии, психотерапии. Катехизатор и врач как психотерапевты — общее и различное.

Основные этапы развития психиатрии: мифологический, античный, средневековый (религиозно-моралистический), естественно-научный (клинический), психодинамический, антипсихиатрический, “период реставрации” (постмодернистский).

“Религиозные эпидемии”. “Психики и соматики”. “Христианская психиатрия”. Проблема “психиатризации” Священного Писания и Предания.

Раздел I. Общая психопатология.

Тема 2. Симптомы и синдромы психических расстройств.

Расстройства ощущений, восприятии и представлений.Иллюзорно-галлюцинаторные расстройства религиозного содержания — клиника, условия возникновения, подходы к диагностике и коррекции.

Расстройства мышления. Навязчивые, сверхценные и бредовые переживания религиозного содержания (хульные мысли, сверхценная схваченность, мегаломанический, манихейский, индуцированный бред, бредовая одержимость).Подходы к диагностике, психотерапевтической коррекции, духовному осмыслению. Расстройства памяти и интеллекта, их влияние на духовную жизнь.

Эмоциональные и аффективные расстройства. Депрессивные состояния. Депрессия и уныние. “Печаль мирская” и “печаль от Бога”. Признаки суицидоопасности депрессий. Подходы к диагностике и психотерапии эмоциональных и аффективных расстройств.

Расстройства воли, влечений, моторики. Расстройства поведения как духовный и клинический феномен.

Расстройства сознания и самосознания. Экстатически-мистические переживания как духовный и клинический феномен.

Раздел II. Принципы систематики и лечения психических расстройств.

Тема 3. Клинико-этиологическая систематика психических расстройств.

Основные направления негативных изменений личности при психических заболеваниях: эндогенно-функциональное, органическое, психогенное. Непрогредиентные расстройства (состояния). Типы течения психических заболеваний

Христианский взгляд на эволюционно-генетический принцип в психиатрии: эволюционность души и первичность духа.

Возрастная предпочтительность психических расстройств.

Традиционные (классические) и современные (МКБ-10, DSM IV) систематики психических расстройств.

Соотношение христианского и клинического понимания причин психических расстройств.

Тема 4. Основные принципы и методы лечения психических расстройств.

Биологическая терапия.

Психофармакотерапия: направления лечебного воздействия, побочные эффекты и осложнения. Пост и фармакотерапия.

Плацеботерапия.

Психотерапия. Клинический и неклинический подходы.

Психотерапия и религия.

Проблема христианского отношения к лечению некоторыми традиционными и современными методами.

Биоэтика, понятие, принципы.

Социотерапия и реабилитация психических больных.

Психогигиена и психопрофилактика, отличие от христианской аскетики.

Раздел III. Частная психиатрия.

Тема 5. Эндогенно-функциональные заболевания.

Шизофрения. Основные клинические проявления. Проблема малопрогредиентных форм. Аутистические расстройства. Биологические аспекты причин и механизмов заболевания. Агональные ремиссии как доказательство принципиальной духовно-душевной сохранности больных шизофренией.

Аффективные расстройства, основные клинические проявления.

Подходы к психотерапии и реабилитации. Особенности духовной жизни.

Тема 6. Эпилептическая болезнь. Экзогенные и экзогенно-органические нервнопсихические расстройства.

Основные клинические проявления.

Подходы к психотерапии и реабилитации. Особенности духовной жизни.

Функциональные ассиметрии человека — понятие, психопатологические аспекты.

Тема 7. Психиатрические аспекты “ложной мистики” и других патологических состояний с религиозным содержанием.

Подходы к диагностическим оценкам.

Проблема “жизни после смерти” (в понимании Р.Моуди).

Варианты взаимоотношения религиозной веры и психопатологических переживаний.

Особенности катехизации лиц с психическими заболеваниями.

Тема 8. Алкоголизм, наркомании, токсикомании (расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ).

Роль личностных, биологических и социальных факторов в формировании заболеваний, связанных с употреблением психоактивных веществ. Клинические проявления отдельных форм зависимости. Патологические и непатологические деформации личности.

Основные направления и формы психотерапевтической и социотерапевтической помощи больным с зависимостью.

Зависимость как духовная проблема. Сотрудничество катехизатора и врача в помощи больному с зависимостью.

Тема 9. Расстройства личности (психопатии).

Понятия темперамента, характера, личности.

Основные клинические проявления. Конституциональное и ситуационное в генезе расстройств личности.

Акцентуированные личности. Проблема нормы в психиатрии.

Особенности духовной жизни лиц с различными типами душевного склада.

Психотерапевтические и социо-реабилитационные подходы к коррекции аномалий личности. Особенности общения с различными характерологическими типами в ходе миссионерско-катехизаторской деятельности.

Тема 10. Психогенные (связанные со стрессом и соматофорные расстройства)э

Стресс, дистресс, психическая травма. Ключевое переживание — клиническое содержание понятия.

Реактивные психозы и неврозы.

Понятие патологического развития личности.

Психогении как духовная по своей природе патология. Подходы к психотерапевтически — реабилитационной помощи.

Индуцированные психические расстройства. Психиатрические аспекты деструктивной индоктринации. Проблема экзотических (“тоталитарных”) сект с точки зрения психиатра.

Психосоматические заболевания — основные клинические проявления.

Соматическая болезнь как психическая травма. Внутренняя картина болезни, варианты реакции личности на болезнь.

Психиатрические аспекты проблемы телесности. Мифология болезни. Проблема смысла болезни. Психиатрические аспекты феномена стигматов. Проблема эвтаназии, христианское отношение к болезни как психотерапевтически-реабилитационный фактор”.

Тема 11. Некоторые основные формы нервно-психических расстройств.

Нервная анорексия, нервная булимия.

Психиатрические аспекты сексуальных нарушений. Сексуальные расстройства как

личностная проблема.

Психиатрические аспекты девиантного поведения, агрессии и аутоагрессии, суицидального поведения. Христианская вера как антисуицидальный фактор.

Раздел IV. Социальные и культуральные аспекты психиатрии.

Тема 12. Эпидемиология психических расстройств. Этнокультуральные аспекты психической патологии.

Распространенность психических расстройств. Этнокультуральные и межрелигиозные особенности психической патологии. Синдром паломников.

Организационно-правовые аспекты психиатрии. Закон о психиатрической помощи. Организационные формы психиатрической помощи. Правила недобровольного освидетельствования и недобровольной госпитализации.

Права пациентов, находящихся в психиатрических стационарах.

Диспансерный учет и консультативное наблюдение лиц с психическими расстройствами.

Понятие об этике в психиатрии.

Работа психиатра в церковном приходе. Содружество психиатра и катехизатора в помощи душевнобольному — верующему.

Тема 13. Психиатр, психиатрия, человечество.

Творчество и психическая патология. Психиатрия и инакомыслие.

Преступность и психическая патология. Проблема зла с точки зрения психиатра.

Проблема “психиатрия и религия” как социально-гигиеническая. Две группы “религиозной” психической патологии: пограничная — психогенно-личностная и психиатрическая — продуктивно-дефицитарная.

Психиатрические аспекты феноменов святости и юродства.

Принципы психиатрической диагностики. Динамические взаимоотношения духовного, душевного и телесного.

Образное мышление психиатра. Проблема качественных и количественных оценок в психиатрии. Проблема соотношения веры и разума глазами психиатра.

Психиатрия как одна из форм коллективной рефлексии. Историчность понятия психического расстройства.

Психиатрические парадигмы (клинико-нозологическая, синдромальная, биологическая, психоаналитическая, религиозная, социологизаторская, антипсихиатрическая и др.) как выражение определенного миросозерцания определенного общества.

Лексика и семантика как обоснование клиницизма. Место психиатра в человеческом обществе. Психиатрия и средства массовой информации.

Проблема душевного здоровья психиатра. “Синдром сгорания”.

“Раненый эскулап” — В.Х.Кандинский, Г.Г.Клерамбо, М.Г.Гальченко и др. “Крест психиатра”.

Тематический план

Тема

Количество часов

Аудиторные занятия

Самостоят.

работа студентов

Всего ауд. часов

лекции

семинары

Введение

Тема 1. Предмет и задачи психиатрии.

3

3

Раздел I. Общая психопатология.

Тема 2. Симптомы и синдромы психических расстройств.

4

4

8

Раздел II. Принципы систематики и лечения психических расстройств.

Тема 3. Клинико-этиологическая систематика психических расстройств.

4

4

8

Тема 4. Основные принципы и методы лечения психических расстройств.

4

4

8

Раздел III. Частная психиатрия.

Тема 5. Эндогенно — функциональные заболевания.

3

4

7

Тема 6. Эпилептическая болезнь. Экзогенные и экзогенно — органические нервнопсихические расстройства.

3

4

7

Тема 7. Психиатрические аспекты “ложной мистики” и других патологических состояний с религиозным содержанием.

3

4

7

Тема 8. Алкоголизм, наркомании, токсикомании (расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ).

3



Страницы: 1 | 2 | Весь текст