Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Ист

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля)

История русского языка

(Историческая грамматика русского языка)

Рекомендуется для направления подготовки

032700 — Филология

профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

1. Цели освоения дисциплины

Содержание курса «История русского языка (историческая грамматика)» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по направлению «Филология», бакалавриат.

Дисциплина «История русского языка (историческая грамматика))» входит в число обязательных предметов, изучаемых студентами-филологами очного отделения в третьем и четвертом семестрах. Курс «История русского языка (историческая грамматика)» является базовым в системе дисциплин историко-лингвистического цикла.

Цель курса — проследить историю развития живого народно-разговорного языка на всем его протяжении, обобщая результаты изменений на всех уровнях языковой системы.

Задачи университетского курса исторической грамматики:

— сформировать знания о закономерностях развития живого русского языка на всех доступных этапах его истории;

— углубить представления о культурно-исторической обусловленности языковых преобразований, о принципах истории языка в его функциональном движении;

— выработать историческое видение современных лингвистических процессов, позволяющее осмыслить явления современного русского языка сквозь призму диахронических тенденций.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Историческая грамматика, являющаяся разделом курса «История русского языка», относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Филологическое ознакомление с курсом «История русского языка (историческая грамматика)» является важным компонентом общелингвистической и славистической подготовки студента, обогащает представление о славянском языковом родстве и о месте русского языка среди других славянских языков.

Необходимыми для постижения предмета курса «История русского языка (историческая грамматика)» являются знания и умения обучающихся, полученные в результате освоения курсов «Введение в языкознание», «Классические языки (старославянский язык)», «Современный русский язык», «Современные славянские языки».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В процессе освоения данной учебной дисциплины обучающийся формирует и демонстрирует следующие компетенции:

владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация профессиональной деятельности (ОК-8).

способность демонстрировать знания основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа интерпретации текста, представления об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

владение навыками участия в научной дискуссии, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований; умение использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба) (ПК-8);

знание основных способов достижения эквивалентности в переводе и умение применять основные приемы перевода (ПК-11).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

— основные понятия исторического языкознания;

— законы развития фонетического, морфологического, синтаксического и лексического строя русского языка;

— принципы древнерусского словообразования; парадигмы именного склонения и глагольного спряжения.

Уметь:

— определять дискурсивную структуру и языковую организацию функционально-стилевых разновидностей исторического текста.

Владеть:

— навыками исторического комментирования явлений современного русского языка; историко-лингвистического анализа древнерусского текста.

4. Структура дисциплины

Форма промежуточной аттестации: зачет (III, IV семестр). Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часов.

Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

Аудиторные занятия (всего)

136

В том числе:

Лекции

68

36

32

Практические занятия

68

36

32

Самостоятельная работа (всего)

152

47

105

Вид промежуточной аттестации (зачет)

Зач.

Зач.

Общая трудоемкость: час.

зач. ед.

288

119

169

8

3

5

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 2.

3 семестр

Тема

Недели

семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них интерактивных

Итого

количе

ство баллов

ЛекцииСеминарские (практические) занятияСамостоятельная работа123456789Модуль 11ВВЕДЕНИЕ Историческая грамматика русского языка как научная и учебная дисциплина122260-42Образование русского языка2222620-93ФОНЕТИКА Праславянское наследие в звуковой системе древнерусского языка8872340-17Всего1212113560-30Модуль 24Фонетическая система древнерусского языка к X — XI вв.7-121212164060-30Всего1212164060-30Модуль 35Фонетические изменения в истории древнерусского языка13-1588102630-126Фонетическая система великорусского (старорусского) языка XIV — XVII вв.16-1844101810-18

Итоговое тестирование0-10Всего1212204440-40Итого (часов, баллов):363647119160 – 100

4 семестр

Тема

Недели

семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них интерактивных

Итого

количе

ство баллов

ЛекцииСеминарские (практические) занятияСамостоятельная работа123456789Модуль 17МОРФОЛОГИЯ Проблематика и задачи курса исторической морфологии как истории грамматических категорий и форм их выражения в разные периоды развития языка1225968История имени существительного в русском языке2-610103353424Всего1212386260-30Модуль 29История местоимений, числительного как части речи и имени прилагательного в русском языке7-844152331510История глагола в русском языке9-13883248315Всего12124771630Модуль 311СИНТАКСИС Проблематика и задачи курса исторического синтаксиса14-1566122430-1412ЛЕКСИКА И СЛОВО- ОБРАЗОВАНИЕ

в историческом развитии русского языка162281210-16Итоговое тестирование0-10Всего88203640-40Итого (часов, баллов):3232105169160 – 100

Таблица 3.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля (3 семестр)

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумысобеседованиеответ на

семинареграмматический анализ текстаконтрольная работаперевод на русский языктестированиепрограммы компьютерного тестированиякомплексные ситуационные заданияэлектронные практикумпрезентация (сообщение)Модуль 1

Тема 10-20-10-10-4Тема 20-20-30-20-20-9Тема 30-20-20-30-20-20-40-20-17Всего0-20-60-70-40-50-40-20-30Модуль 2

Тема 40-20-30-30-30-120-50-20-30Всего0-20-30-30-30-120-50-20-30Модуль 3

Тема 50-20-10-20-20-20-10-20-12Тема 60-20-20-30-30-20-20-20-20-18Итоговое тестирование0-100-10Всего0-20-20-30-50-50-40-30-100-20-40Итого0-40-70-120-150-210-140-70-100-20-20-60–100

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля (4 семестр)

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

коллоквиумысобеседованиеответ на

семинареграмматический анализ текстаконтрольная работаперевод на русский языктестированиепрограммы компьютерного тестированиякомплексные ситуационные заданияэлектронные практикумпрезентация (сообщение)Модуль 1

Тема 70-20-10-20-10-6Тема 80-20-30-30-40-20-40-20-20-20-24Всего0-20-20-40-50-40-30-40-20-20-20-30Модуль 2

Тема 90-10-20-20-20-10-30-20-20-15Тема 100-10-20-20-20-20-10-30-20-15Всего0-20-20-40-40-40-20-60-20-20-20-30Модуль 3

Тема 110-20-10-20-20-20-10-20-20-14Тема 120-20-20-20-20-20-20-20-20-16Итоговое тестирование0-100-10Всего0-40-20-30-40-40-40-10-100-40-40-40Итого0-80-60-110-130-120-90-110-100-80-40-80–100

4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

11223354556677889911011111211Современный русский язык+++++++++++++++22Современный славянский язык=+=+++++++++++++++++33Филологический анализ текста+++++++++=+++44Проблемы исторической лексикологии и лексикографии+++++++++++++++++++45Русская историческая контактология++++++++++5Итоговая государственная аттестация++++++++++++++++++++++++

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3 семестр

МОДУЛЬ 1

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

ВОПРОСЫ:

Предмет и задачи курса исторической грамматики.

Историческая грамматика в ряду других лингвистических дисциплин исторического цикла.

Основные источники и методы исторического изучения языка.

ЗАДАНИЯ:

Переписать алфавит.

Определить место исторической грамматики в ряду других лингвистических дисциплин исторического цикла. Заполнить таблицу.

Тема 2. ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА.

ВОПРОСЫ:

Проблема периодизации истории языка.

Возможная периодизация истории русского языка в связи с историей восточных славян.

Общевосточнославянский период (VI — IX вв.).

Древнерусский период (IX — XIV вв.).

Старорусский (великорусский) период (XIV — XVII вв.) – период формирования языка великорусской народности.

Начальный период формирования русского национального языка (конец XVII — XVIII вв.).

Новый период истории русского языка (XIX — XX вв.).

ЗАДАНИЯ:

1. Раскрыть соотношения понятий «русский язык», «древнерусский язык», «церковнославянский язык», «старославянский язык», «праславянский язык», «индоевропейский язык». Рассказать об этапах образования русского языка. В чем условность периодизации истории русского языка?

2. Азбука кириллица на Руси. Показать звуковые различия букв кириллицы в древнерусском и старославянском языках.

3. Написать и затранскрибировать по-древнерусски применительно к языку рубежа X-XI вв. слова: мера, свет, белый, слепой, летят, память, веду, пущу, дочь, жечь, печь, свеча, первый, волна, крест. В чем особенности написания и произношения этих слов в древнерусском языке по отношению к старославянскому и современному русскому языкам?

4. Чтение, перевод, фонетический комментарий к отрывкам из «Остромирова евангелия».

МОДУЛЬ 2

Тема 3. ФОНЕТИКА. ПРАСЛАВЯНСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА

ВОПРОСЫ:

Проблемы и задачи исторической фонетики как истории звуковых изменений и фонологических отношений.

Звуковой строй восточнославянских диалектов дописьменной поры (праславянское наследие).

Преобразование позиционной мены гласных и согласных в исторические чередования; обзор основных исторических чередований.

ЗАДАНИЯ:

1. Выделить исторические корни в словах и объяснить чередования гласных в них, унаследованные из индоевропейского языка: коснуться – касаться; макать – мокнуть; несу – ноша – разнашивать; веду – водить – выпроваживать; беру – брать – забирать; гребу – гроб – грабить.

2. Выделить исторические корни в словах и объяснить чередования согласных в них, вызванные законом слогового сингармонизма на праславянской почве: писать – пишу; рубить – рублю; мазать – мажу; несу – ноша; плакать – плачу; бег – бежит – бежать; крик – кричу – кричишь — кричат – кричать; пух — пушок; снег – снежный; рука – ручной; помогу – помози; краток – вкратце, льгота – польза; лик – лицо; старик – старец.

3. Выделить исторические корни в словах и объяснить чередования гласных в них, вызванные законом открытого слога на праславянской почве: кров – крыть – сокровенный; плыть – пловец; ковать – кую – кузница – козни; петь – поёшь; бить – бьёшь; память – вспоминать; клятва – проклинать; звук – звенеть – звон; пинать – попона – путы – запятая; вымету – замести – вымел; обязать – обвязать; едят – ем – яства.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст