Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Фон

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля)

Фонетика и фонология

Рекомендуется для направления подготовки

032700 — Филология

профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Русский язык (теоретический курс): Фонетика и фонология» являются изучение русского языка в теоретическом освещении, получение знаний основных концептуально важных положений в области теории русского языка с целью применения полученных знаний в научно-исследовательской и практически-прикладной деятельности.

Задачами освоения дисциплины «Русский язык (теоретический курс): Фонетика и фонология» являются изучение фонетического строя русского языка, классификаций фонетических единиц, получение знаний дискуссионных проблем фонологии, парадигматики и синтагматики фонем.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть.

Дисциплина «Русский язык (теоретический курс): Фонетика и фонология» является одной из основополагающих дисциплин, определяющих профессиональную направленность подготовки бакалавра. Ее изучение опирается на сведения, полученные абитуриентами в курсе русского языка в средней школе, материалы пропедевтических дисциплин «Введение в славянскую филологию» и «Введение в языкознание» и сопровождается освоением дисциплин «Практический курс основного языка», «Стилистика русского языка», «Культура речи русского языка», «Историческая грамматика русского языка» и «История русского литературного языка», что позволяет студенту получить базовые профессиональные знания по основному языку в целом.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

— способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

— владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

— свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

— владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

— способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

— владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

— владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные понятия и термины фонетики и фонологии; основные положения и концепции в области фонетики и фонологии русского языка; современное состояние и перспективы развития фонетики и фонологии.

Уметь: применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; применять полученные знания в области фонетики и фонологии в собственной профессиональной деятельности; проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в области фонетики и фонологии с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; участвовать в научных дискуссиях.

Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; свободно русским языком в его литературной форме; основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке.

4. Структура и содержание дисциплины

Трудоемкость дисциплины; 4 з.е., 144 часа.

Вид учебной работы

Очная форма

Заочная форма

На всю дисциплину

Семестр

На всю дисциплину

Семестр

3

2

3

Аудиторные занятия (всего часов), в том числе:

68

68

16

14

Лекции

34

34

6

6

Лабораторные работы

Из них: Рубежный контроль

34

34

2

2

Практические занятия

10

8

2

Процент интерактивных форм обучения от аудиторных занятий по дисциплине, %

24

20

Самостоятельная работа (всего часов), в том числе:

76

76

128

128

Контрольная работа

16

16

16

16

Подготовка к экзамену

24

24

24

24

Другие виды самостоятельной работы

36

36

98

6

82

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен):

Экз.

Экз.

Экз.

Общая трудоемкость дисциплины и трудоемкость по семестрам в часах:

144

144

144

20

124

Распределение учебных занятий по разделу:

А) очная форма обучения

Рубеж дисциплины

Шифр раздела, темы дисциплины

Наименование раздела, темы дисциплины

Количество часов по видам учебных занятий

Лекции

Лабораторные работы

Рубеж 1

Р1

Введение в фонетику

2

2

Р2

Простые сегментные фонетические единицы

6

6

Р3

Сложные сегментные фонетические единицы

4

4

Р 4

Суперсегментные фонетические единицы

4

4

Р1-Р4

Рубежный контроль. Домашняя контрольная работа

Рубеж 2

Р 5

Введение в фонологию

4

4

Р6

Синтагматика фонем

6

4

Р 7

Парадигматика фонем

4

4

Р 8

Фонетическая система русского литературного языка

2

2

Р 9

Орфоэпия

4

Р5-Р9

Рубежный контроль. Тестирование

2

Б) заочная форма обучения

Шифр раздела, темы дисциплины

Наименование раздела, темы дисциплины

Количество часов по видам учебных занятий

Лекции

Практические занятия

Р1

Введение в фонетику

1

Р2

Простые сегментные фонетические единицы

1

1

Р3

Сложные сегментные фонетические единицы

2

Р 4

Суперсегментные фонетические единицы

2

Р 5

Введение в фонологию

2

Р6

Синтагматика фонем

2

Р 7

Парадигматика фонем

2

Р 8

Фонетическая система русского литературного языка

2

Р 9

Орфоэпия

1



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст