Учебной дисциплины физическая культура для специальностей 06010

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Для специальностей: 060101 Лечебное дело; 060201 Стоматология; 060103 Педиатрия; 060301 Фармация; 060601 Медицинская биохимия;

060105 Медико-профилактическое дело.

Квалификация — специалист

1. ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ — формирование у студентов-медиков мотиваций и стимулов к занятиям физической культурой и спортом как необходимому звену общекультурной ценности и общеоздоровительной тактики в профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

Укреплять здоровье студентов, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, психомоторные навыки.

Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на протяжении всех лет обучения в вузе.

Вырабатывать у студентов ценностные установки на качественное применение средств и методов физической культуры как неотъемлемого компонента здорового образа жизни, фактора общекультурного развития и овладения медицинской профессией.

Прививать знания и обучать практическим навыкам использования нетрадиционных средств физической культуры для укрепления и восстановления здоровья.

Обучать различным двигательным навыкам, сочетая с профессионально-прикладной физической подготовкой, методам оценки физического, функционального, психоэмоционального и энергетического состояния организма и методам коррекции средствами физической культуры.

Обучить само- и взаимоконтролю на групповых и индивидуальных занятиях средствами физической культуры, ведению дневника самоконтроля, составлению и проведению комплексов утренней гимнастической и производственной гимнастики.

Формировать навыки соблюдения требований личной и общественной гигиены, мотивационно — ценностное отношение к ежедневному выполнению двигательного режима, прививать интерес к занятиям спортом и желание к отказу от вредных привычек.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП: Раздел С-4.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента по физической культуре:

знать/понимать:

Историю развития физической культуры и спорта в России.

Возрастно-половые особенностей развития основных физических качеств и двигательных навыков занимающихся.

Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек.

Основы техники безопасности и профилактики травматизма и заболеваний у занимающихся физической культурой и спортом.

Санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Социальное значение физической культуры и спорта.

Роль физической культуры в научной организации труда.

Основы здорового образа жизни.

уметь:

Составить и выполнить комплекс утренней гигиенической гимнастики.

Выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки.

Выполнить простейшие приемы самомассажа и релаксации.

Использовать правильную терминологию основ судейства спортивных соревнований и подвижных игр.

Использовать приобретенные знания двигательные умения и навыки для:

повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья; подготовки к профессиональной деятельности и службе в ВС Российской Федерации; организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха; деятельности по формированию здорового образа жизни.

Междисциплинарные связи дисциплины «физическая культура»:

Нормальная физиология: физиологические закономерности спортивной тренировки. Основные физиологические константы спортсменов различных специальностей. Энергозатраты организма при занятиях спортом.

Фармакология: история развития, роль, классификация, последствия применения допингов и стимуляторов в спорте и массовой физической культуре.

Физическая реабилитация и спортивная медицина: профилактика спортивных травм и повреждений. Методы контроля и самоконтроля за состоянием организма при занятиях физическими упражнениями.

Гигиена: гигиенические нормы и требования к инвентарю и помещениям при занятиях физической культурой спортом. Питание при занятиях физическими упражнениями различной направленности .

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

лечебное дело

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, владению дискуссии и полемики к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12);

способность и готовность давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса (ПК-24);

способность и го готовность к обучению взрослого населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26).

стоматология

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-17);

способностью и готовностью применять методы физической культуры и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых (ПК-43);

педиатрия

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении детей и подростков (ПК-24);

способностью и готовностью к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни (ПК-26);

фармация

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к проведению информационно – просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

медицинская биохимия

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных и медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать основные методики оценки функционального состояния организма человека, понимание процессов старения организма, физиологических особенностей стареющего организма для более успешной лечебно-диагностической деятельности (ПК-4);

способностью и готовностью анализировать состояние здоровья населения, пропагандировать здоровый образ жизни, объяснять действия на здоровье человека вредных привычек и экологических факторов, необходимость профилактики различных заболеваний, применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия (ПК-20);

медико-профилактическое дело

готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8);

способностью и готовностью к выявлению причинно-следственных связей в системе «факторы среды обитания человека – здоровье населения» (ПК-15);

способностью и готовностью к проведению обследований и оценке физического и психического развития, функционального состояния организма, работоспособности и заболеваемости детей различных возрастных групп, их распределения по группам здоровья на основе результатов периодических медицинских осмотров (ПК-18).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; принципы здорового образа жизни.

Уметь: разбираться в вопросах физической культуры, применяемой в целях профилактики и лечения.

Владеть: методами физического самосовершенствования и самовоспитания.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы для специальностей: лечебное дело, педиатрия, медицинская биохимия.

Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (400 академических часов).

Виды учебной работы

Всего

часов/

зач. ед.

С Е М Е С Т Р Ы

IIIIIIIVVVIVIIVIIIIХХXIАудиторные занятия

(всего)400 (2 зач. ед.)3236363660323636363624В том числе:Лекции404444444444практические занятия3602832323256283232323224

Объем дисциплины и виды учебной работы для специальности — стоматология.

Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (400 академических часов)

Виды учебной работы

Всего

часов/

зач. ед.

С Е М Е С Т Р Ы

IIIIIIIVVVIVIIVIIIIХХАудиторные занятия

(всего)400 (2 зач. ед.)36363636603636683620В том числе:Лекции404444444444практические занятия36032323232283232643224

Объем дисциплины и виды учебной работы для специальности — медико-профилактическое дело.

Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (400 академических часов)

Виды учебной работы

Всего

часов/

зач. ед.

С Е М Е С Т Р Ы

IIIIIIIVVVIVIIVIIIIХХХIАудиторные занятия

(всего)400 (2 зач. ед.)3236363660122036363660В том числе:Лекции4044444444422практические занятия360283232325681632323458

Объем дисциплины и виды учебной работы для специальности — фармация.

Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (400 академических часов)

Виды учебной работы

Всего

часов/

зач. ед.

С Е М Е С Т Р Ы

IIIIIIIVVVIVIIVIIIIХХАудиторные занятия

(всего)400 (2 зач. ед.)36363636566836363624В том числе:Лекции404444444444практические занятия36032323232526432323220

5 . СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Содержание разделов дисциплины

5.1.1 Теоретический раздел

I курс

(обязательная тематика – 8 часов)

1. Физическая культура и спорт России. Физическое воспитание в медицинских и фармацевтических вузах РФ — 4 часа.

Ключевые слова: история физической культуры, здоровье молодежи, государственная программа для медицинских вузов, формы руководства физической культурой и спортом, учебная и внеучебная работа, спортклуб.

Краткая история физической культуры и спорта. Основные понятия системы физического воспитания, физическая культура, физическая подготовка, физическое состояние, спорт. Социальные потребности в возникновении физической культуры. Основы законодательства в области ФК и С. Государственные и общественные формы руководства физической культурой и спортом в России. Решения правительства по вопросам развития физической культуры и спорта в стране. Цели и задачи физического воспитания в медицинском вузе. Организация и руководство физическим воспитанием. Построение курса физического воспитания. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях. Зачетные требования и обязанности студентов. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Деятельность спортклуба. Организационные формы работы. Спортивные движения и традиции вуза. Спорт в медицинских вузах страны. Роль выпускников медицинских вузов в развитии массового физкультурного движения в стране. Профессиональная особенность физического воспитания в медицинских вузах.

Тема 2. Психофизиологические основы труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. Основы методик развития основных физических качеств — 4 часа.

Ключевые слова: социальное здоровье студентов, умственная работоспособность, умственное утомление и усталость, условия высокой продуктивности учебного труда, оптимальная двигательная активность, самостоятельные занятия.

Особенности организации учебного труда и жизнедеятельности студентов. Основные психофизиологические характеристики студентов, условия высокой продуктивности учебного труда студентов. Элементы научной организации умственного труда. Оптимальный двигательный режим людей различных профессий. Использование средств физической культуры и спорта в процессе обучения студентов в вузе для повышения умственной работоспособности и успеваемости. Утренняя гигиеническая гимнастика. Упражнения в течение учебного дня. Занятия в клубах и группах любителей бега, оздоровительной ходьбы. лыжного спорта, оздоровительного плавания, лыжного, водного, велосипедного туризма, женской атлетической и ритмической гимнастики, закаливания и в спортивных секциях и т. п. Участие в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях. Выполнение необходимого недельного двигательного режима. Использование средств физической культуры и спорта в процессе обучения студентов в вузе для повышения умственной работоспособности и успеваемости. Содержание, формы и основы методики самостоятельных занятий. Особенности самостоятельных занятий для женщин. Основы планирования, пульсовой режим и дозирование физиологической нагрузки при занятиях физическими упражнениями в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Самоконтроль, врачебный и педагогический контроль за эффективность занятия, физическим развитием и состоянием функциональных систем. Характеристика тестов, начальные рекомендации.

II курс

(обязательная тематика – 8 часов)

Тема 1. Естественно – научные основы физического воспитания -2 часа.

Ключевые слова: экология здоровья, биохимическая адаптация, физиологическая адаптация, двигательная функция, перетренированность, устойчивость к стрессовым воздействиям.

Организм человека как единая биологическая система. Экология здоровья и условия для физического развития. Двигательная активность как фактор взаимодействия организма человека с окружающей средой. Изменения, происходящие в организме человека при систематических занятиях физическими упражнениями и спортом. Закономерности развития отдельных систем организма в процессе физической тренировки (обмен веществ и энергия, кровь и кровообращение, дыхание и газообмен, другие внутренние органы и системы, опорно-двигательный аппарат, регуляция деятельности организма). Двигательная функция и ее влияние на повышение устойчивости организма к различным условиям окружающей среды. Занятия физической культурой и спортом как фактор повышения устойчивости организма человека к умственному перенапряжению, стрессовым состояниям, гиподинамии, гипоксии, проникающей радиации, токсическим веществам и вредным воздействиям.

Тема 2. Медико-биологические и методические основы современной спортивной тренировки – 2 часа.

Ключевые слова: физические качества, физиология мышечной деятельности, классификация физических упражнений, методические принципы спортивной тренировки, планирование, виды контроля.

Спорт в системе физического воспитания России. Цель и задачи спортивной тренировки. Основные разделы подготовки спортсмена: физическая, механическая, тактическая, психологическая, теоретическая. Физиологические характеристики разных видов мышечной деятельности. Приобретение, сохранение и утрата спортивной формы. Основные методики разучивания и совершенствования техники выполнения физических упражнений. Особенности планирования спортивной тренировки в условиях вуза. Построение одного тренировочного занятия. Занятия отдельных его компонентов: вводный, подготовительный, основной и заключительный этапы. Спортивные соревнования как средство и метод подготовки спортсменов. Взаимосвязь системы спортивных соревнований и системы подготовки спортсменов. Организация контроля в спортивной тренировке. Педагогический, врачебный, научный контроль и самоконтроль спортсменов.

Тема 3. Методы контроля за функциональным и физическим состоянием

организма человека – 2 часа.

Ключевые слова: жизнеобеспечивающие системы организма, методы тестирования, физическая работоспособность, контроль и самоконтроль.

Цели и задачи контроля и самоконтроля за основными жизнеобеспечивающими системами организма. Физиологические закономерности на которых основываются простейшие методы тестирования. Определение физической работоспособности: PWC 170, степ-тест, велоэргометрия. Методика тестирования системы дыхания, ССС, состояния вестибулярного аппарата, вегетативной нервной системы, нервно-мышечного аппарата.

Тема 4. Первая, доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других неблагоприятных факторов – 2 часа.

Ключевые слова: спортивные травмы, медицинская помощь, неотложная помощь, манипуляции, диагностика.

Общие принципы оказания первой помощи. Последовательность действий и манипуляций. Обращение с пострадавшим. Средства первой помощи. Диагностика признаков жизни и смерти. Неотложная помощь при утоплении, ударе электрическим током, молнией, тепловом ударе, переломах.

III курс

обязательная тематика (8 часов)

Тема 1. Гигиенические основы физического воспитания и спорта – 4 часа.

Часть 1: Технические средства и тренажёры на службе здоровья.

Ключевые слова: технические средства, дозировка физических нагрузок, методы оценки, компьютерные технологии.

Использование технических средств и тренажёров для массовых занятий оздоровительной физической культурой. Влияние занятий с использование тренажёрной техники на различные органы и системы организма. Типовой центр «Здоровье» и его структура. Оптимальный объём нагрузки или нормирование физических нагрузок при работе на тренажёрах. Показания и противопоказания к занятиям на тренажёрах. Методы оценки физических кондиций человека.

Часть 2: Вспомогательные гигиенические средства повышения и восстановления работоспособности.

Ключевые слова: гидропроцедуры, искусственное ультрафиолетовое облучение, ионизированный воздух, факторы природы, методы закаливания, аутотренинг, реабилитация, самоконтроль.

Принципы использования восстановительных средств при физических нагрузках и в спорте. Адаптация организма к физическим и нервным напряжениям. Изменение организма и утомление. Сочетание утомления и восстановления. Основы восстановления функций и тренированности организма. Управление тренировочным процессом. Предупреждение нежелательных последствий тренировочной и соревновательной деятельности. Тренировочный эффект. Педагогические средства. Педагогические средства — основные в системе восстановления как самой тренировки, так и режима спортсмена. Индивидуализация процесса тренировки и оптимизация воздействия отдельного тренировочного занятия. Гигиенические средства. Естественные процессы восстановления (воздушная среда, климатические и погодные условия, спортивные сооружения, одежда, суточный режим, закаленность, питание и др.) Физические средства. Факторы природы — солнце, воздух, вода, земля, магнетизм, электричество в их естественном и искусственном преобразованном виде и использование в лечебных и профилактических целях. Восстановительный массаж. Средства борьбы с утомлением и повышения работоспособности. Влияние массажа на общее состояние организма. Основные задачи восстановительного массажа. Самомассаж. Мази, разогревающие и лечебные растирки. Фармакологические средства адаптации и ускорения восстановительных процессов. Задачи спортивной фармакологии. Основные требования к применяемым соединениям, принципы использования фарм. средств. Ароматические вещества. Естественные натуростимуляторы. Традиционные и нетрадиционные средства восстановления. Витамины. Психологические средства и методы восстановления. Аутотренинг. Саморегуляция. Идиомоторика. Медицинская реабилитация — восстановление работоспособности и тренированности. Система реабилитации, ее содержание, средства и дозировка. Контроль, самоконтроль и коррекция.

Тема 2 Допинги и стимуляторы в спорте – 2 часа.

Ключевые слова: допинг, классификация допингов, механизмы патологического воздействия, альтернатива допингам, допинг-контроль, методы анализа, санкции.

Допинг. Определение допинга, МОК. Допинги как медицинские средства и лекарства. Их роль в повышении работоспособности и опасности для здоровья спортсменов. Медицинская комиссия МОК в 1971 г. Отнесла к допингам следующие 6 групп веществ: психомоторные стимуляторы, симпатомиметические амины, стимуляторы ЦНС, анаболические стероиды и другие гормональные анаболизирующие средства, специфические виды допнгов. Допинги как стимуляторы. Действие препаратов на организм и функциональные показатели (снятие охранительного торможения и подавление чувства усталости). Влияние анаболических стероидов на женский организм. Специфические побочные действия применения стероидов у подростков. Альтернатива допингу. Первый официально проведённый антидопинговый контроль (Олимпиада 1968 г.). Контроль полового различия. Допинг-контроль: системы и методы анализа. Антидопинговые скандалы на крупнейших соревнованиях. Меры наказания.

Тема 3. Медико-биологические и социальные факторы риска в современном обществе — 2 часа.

Ключевые слова: фактор риска, экзогенные факторы, экология, радиационное облучение, вредные привычки, инфекционные заболевания, стресс, меры профилактики.

Эндоэкология и физическая культура. Воздействие экзогенных экологонегативных факторов на занимающихся физическими упражнениями. Требования к территориям на которых проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия. Вредные привычки и борьба с ними. Радиационное облучение – как экологонегативный фактор. Экспортивное градостроительство.

IV курс

(обязательная тематика – 8 часов)

Тема 1. Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов- 2 часа.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, методы физического воспитания инвалидов, спорт инвалидов, паралимпийские игры, функциональные классы паралимпийцев, занятия для детей.

Краткая история зарождения и развития спорта инвалидов. Проблемы инвалидности в России и за рубежом. Классификация инвалидности, принятая Всемирной организацией Здравоохранения. Педагогические основы адаптивного физического воспитания и спорта. Райдтерапия в системе адаптивного физического воспитания дезабильных лиц. Определение функционального класса паралимпийцев. Распределение инвалидов-спортсменов по классам в различных видах спорта, входящих в Программу Паралимпийских игр. Теоретические и практические аспекты спортивной подготовки инвалидов с нарушениями функций спинного мозга. Программа спортивных занятий и соревнований для детей и подростков с умственной отсталостью.

Тема 2. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Физическая культура в системе научной организации труда (НОТ) – 2 часа.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, средства ППФП, условия и характер труда медицинских работников, научная организация труда, производственная физическая культура.

Определение понятия ППФП и ее место в системе физического воспитания студентов. Основные факторы, определяющие общую направленность ППФП будущих специалистов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП: формы труда, условия и характер труда, режим труда и отдыха, особенности динамики работоспособности специалистов. Формирование прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств в процессе ППФП. Методика подбора средств ППФП студентов. Формы ППФП в медицинских вузах. Овладение навыками определения и оценки физического состояния и подбора необходимых физических упражнений для разных групп населения и с различными уровнями состояния здоровья. Физическая культура в научной организации труда (НОТ). Производственная физическая культура (ПФК), ее цели, задачи и методические основы. ПФК в рабочее время. Производственная гимнастика. Основы методики и составление комплексов вводной гимнастики, физкультурной паузы и физкультминутки применительно к условиям и характеру будущего труда. ПФК во внерабочее время.

Тема 3. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания студентов медицинских вузов– 4 часа.

Ключевые слова: мотивация, состояние здоровья, интенсивность, объем тренировочных нагрузок, физические качества, функциональное состояние, компенсаторные механизмы, спортивное перенапряжение.

Мотивация физического воспитания – важнейшая составляющая улучшения здоровья студентов. Принципы физического воспитания. Учебно-тренировочные занятия в вузе. Части занятий – задачи и содержание. Совершенствование физических качеств. Спорт в системе физического воспитания. Классификация видов спорта и массового спортивного движения. Система спортивной тренировки Общие и специальные принципы спортивной тренировки. Формирование целевой установки на высшее достижение. Непрерывность тренировочного процесса. Принципы построения тренировочного процесса. Средства и методы спортивной тренировки.

V курс

(обязательная тематика -8 часов)

Тема 1. Физическое воспитание учащихся и студентов с отклонениями в состоянии здоровья — 2 часа.

Ключевые слова: регламентирующие документы, медицинские группы, планирование, нозологическая группа, особенности физических упражнений, контроль.

Дополнительные цели и задачи. Регламентирующие документы и приказы медицинского обеспечения физической культуры в образовательных учреждениях. Распределение занимающихся по медицинским группам. Формы физического воспитания. Планирование работы, учет и контроль за эффективностью проведения занятий в специальном учебном отделении. Учебная документация. Комплектование учебных групп. Особенности применения физических упражнений для учащихся различных нозологических групп.

Тема 2. Оптимизация физической активности населения – 2 часа.

Ключевые слова: двигательная активность, типы физических упражнений, коррекция двигательной активности, центр медицинской профилактики, социальный маркетинг.

Низкий уровень двигательной активности – основной фактор риска заболеваний населения. Планирование оптимальной физической активности. Типы физических упражнений, интенсивность и дозировка их применения. Принципы деятельности центров медицинской профилактики. Групповой и общественный уровень коррекции низкой двигательной активности населения. Социальный маркетинг.

Тема 3. Современные оздоровительно-спортивные системы повышения качества жизни человека – 4 часа.

Ключевые слова: валеология, качество жизни, оздоровительные системы, психологическая саморегуляция, лекарственные растения.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст