Учебной дисциплины финансовое поведение населения Рекомендуется

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Финансовое поведение населения

Рекомендуется для направления подготовки

экономика

Квалификация (степень) выпускника: магистр

1. Цели и задачи дисциплины

Логика курса заключена в сравнении экономического, социологического, психологического и других подходов к изучению финансового поведения домохозяйств. Лекционные и практические занятия дают представление о существующих теоретических моделях и эмпирических исследованиях в этой области.

Курс рассчитан на студентов, прослушавших базовые курсы экономической и социологической теории, с целью углубления их теоретических и практических знаний в области исследования финансового поведения населения.

Задачи курса: в результате изучения курса студент должен знать теоретические модели сберегательного и инвестиционного поведения населения, разработанных в различных социальных дисциплинах;уметь интерпретировать данные макро и микро статистики доходов и сбережений населения; а также иметь представление о программах и результатах эмпирических исследований в области финансового поведения населения;и обладать навыками составления программы для проведения качественных и количественных исследований финансового поведения населения.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к Дисциплинам по выбору студента.

Для изучения дисциплины студент должен

знать:

основные направления развития общественной мысли;

основные этапы развития социологии;

основы экономической теории;

основы теории вероятностей и математической статистики;

основные понятия: общества, культуры, личности, ценностей и норм, общественных отношений, социальных групп, социальных институтов, статусов и ролей, социальной дифференциации, власти и господства, социализации, семьи, общественного мнения;

теоретические основы отраслевых социологических дисциплин;

уметь:

отбирать и подвергать первичному анализу данные о социальных процессах и социальных общностях,

самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений и письменных работ (рефератов, эссе),

логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию,

критически анализировать информационные источники, научные тексты;

представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией

обладать следующими компетенциями:

способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1 – на базовом уровне);

умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2 на базовом уровне)

способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 на начальном уровне);

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10 на базовом уровне);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14 на базовом уровне);

иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15 на базовом уровне);

способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1 на начальном уровне);

способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта (ПК-2 на начальном уровне);

способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3 на начальном уровне)

способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4 на начальном уровне);

умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8 на начальном уровне)

способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10 на начальном уровне).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1 формируется частично);

умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2 формируется частично);

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8 формируется частично);

способность использовать основные исследовательские методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 формируется частично);

способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10 формируется частично);

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12 формируется частично);

способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1 формируется частично);

способность самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2 – формируется частично);

способность и готовность участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3 формируется частично);

способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4 формируется частично);

умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5 формируется частично);

способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6 формируется частично);

умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8 формируется частично);

способность и готовность к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9 формируется частично);

способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10 формируется частично);

способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11 формируется частично).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

теоретические модели сберегательного и инвестиционного поведения населения, разработанных в различных социальных дисциплинах;

методологические проблемы изучения финансового поведения населения;

программы и результаты эмпирических исследований в области финансового поведения населения

уметь:

уметь интерпретировать данные макро и микро статистики доходов и сбережений населения

применять различные теории для интерпретаций эмпирических данных о финансовом поведении населения;

владеть:

навыками составления программы для проведения качественных и количественных исследований финансового поведения населения

навыками анализа данных о финансовом поведении населения.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины определяется вузом самостоятельно, но не может составлять менее 5 зачетных единиц (в соответствии с ФГОС).

Рекомендуемый объем дисциплины в соответствии с учебными планами вузов-участников Консорциума 11-13 зачетных единиц.

Суммарная трудоемкость аудиторных занятий должна составлять не более 50% от общей трудоемкости освоения дисциплины. Рекомендуемая доля аудиторной работы – 40-45%.

Время на подготовку к экзамену, если он предусмотрен, следует включать в самостоятельную работу.

Вид учебной работы

Всего часов

Модули

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)В том числе:

Лекции

24

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

8

Самостоятельная работа (всего)В том числе:

Курсовая работа

Реферат (эссе)

Другие виды самостоятельной работы

Подготовка к зачёту, экзамену

30

Подготовка к семинарским занятиям

44

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

2

Общая трудоемкость (час., зач. ед.)108

5. Содержание дисциплины.

5.1. Содержание разделов дисциплины.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Основные понятия финансового поведения населения

Понятие финансового поведения населения. Финансовое поведение населения как объект исследования в различных социальных дисциплинах. Субъекты финансового поведения: индивид, домохозяйство, экономическая семья.

Денежные ресурсы и доходы домохозяйств. Структура денежных доходов и расходов населения. Определение понятия личных сбережений населения. Показатели потока и запаса сбережений. Временной период измерения потока сбережений. Отрицательные и положительные сбережения.

Микро и макро уровни оценки размера сбережений. Статистика сбережений в России и за рубежом. Формы сбережений. Сбережения и потребление как континуум. Сбережения и инвестиции. Сбережение и одалживание.

2.

Теоретические подходы

Экономические модели сберегательного поведения населения: Теория абсолютного дохода Дж.Кейнса. Неоклассические модели сберегательного поведения: модель перманентного дохода М.Фридмана, гипотеза жизненного цикла Ф.Модильяни. Современные экономические модели сберегательного и портфельного поведения домохозяйств.

Экономико-психологический подход к исследованию сберегательного поведения населения: Модель сберегательного поведения Дж. Катоны. Контрактные, дискреционные и остаточные сбережения. Использование психологических переменных на макроуровне: индекс потребительских и сберегательных настроений Дж. Катоны. Проблема финансового поведения индивидов в бихевиористкой экономике. Бихевиористская экономика сбережений.

Экономико-социологический подход к исследования финансового поведения. О роли социальных факторов в объяснении экономического поведения людей. Мотивация финансового поведения. Экономико-социологические исследования финансового поведения населения: социальная множественность денег В. Зелизер, влияние распределения власти в семье на принятие финансовых решений Ж. Пал, социальная укорененность финансового поведения домохозяйств (В.Зелизер).

3

Методологические аспекты изучения финансового поведения населения

Микро и макро сведения о доходах населения. Ошибки измерения, возможные корректировки.Проблемы операционализации понятий дохода и сбережений  в обследованиях домохозяйств. Основные проблемы при сборе данных о доходах и сбережениях домохозяйств и пути их возможного преодоления.

Базы данных о финансовом поведении населения России. Формулировки анкетных вопросов о доходах, материальной обеспеченности, потреблении, сбережениях и их формах.

.

4

Современные исследования финансового поведения населения

Доверие населения финансовым институтам. Финансовые пирамиды. Финансовые стратегии. Институциональные аспекты финансовых стратегий населения. Финансовая грамотность. Сберегательное и кредитное поведения населения. Электронные деньги. Страховое поведение населения.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

Раздел заполняется в соответствии с ООП и учебным планом вуза.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

Раздел заполняется в соответствии с ООП и учебным планом вуза.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Всего

час.

6. Лабораторный практикум не предусматривается.

7. Практические занятия.

Раздел заполняется в соответствии с ООП и учебным планом вуза.

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий

Трудоемкость

(час.)

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ):

Распределение финансовой власти в семье

Пенсионные стратегии россиян.

Доверие финансовым институтам.

Финансовая грамотность различных групп населения.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

1.Как измеряются сбережения населения на макро и микроуровне?

2.Как задать вопросы, измеряющие потоки и запасы сбережений в анкете?

3.Каким вопросом лучше измерять потоки сбережений домохозяйства за месяц, а каким за год?

4.В чем заключается «основной психологический закон» Дж.Кейнса?

5.Что такое функция потребления и как ее оценить?

6.В чем основное отличие модели сберегательного поведения Дж.Катоны от гипотезы перманентного дохода?

7.Что такое эвристики и почему люди ими пользуются?

8.От чего зависит выбор типа управления финансами в семье?

9.Кто является субъектом финансового поведения населения и почему? По каким критериям его можно выделить при проведении опроса населения?

10.На чем основано предположение модели жизненного цикла о форме профиля сбережений по возрасту?

11.Как устроен Индекс сберегательных настроений и зачем он нужен?

12.Что такое «фрейминг»?

13.В чем расходятся ресурсная теория и социология гендера при объяснении факторов, влияющих на доступ женщины к управлению семейными финансами?

14.В чем различия между понятиями запасов и потоков сбережений? Как они взаимосвязаны?

15.Что такое отрицательные и положительные сбережения? Приведите примеры отрицательных потоков и отрицательных запасов сбережений.

16.Сравните модель перманентного дохода с гипотезой жизненного цикла: в чем общее и различия?

17.Что такое «парадокс Сена»?

18.Какая переменная рассматривается в качестве важнейшей объяснительной переменной в модели бихевиористского жизненного цикла Г.Шефрина и Р.Талера и почему?

19.В чем заключается основная идея теории социальной множественности денег В.Зелизер? Приведите как можно больше примеров, когда 1 руб. ≠ 1 руб.

20.В чем суть модели сбережений «на черный день»?

21.В чем заключается основное отличие модели бихевиористского жизненного цикла от гипотезы Модильяни?

22.Что означает тезис о социальной укорененности финансового поведения людей?

23.Что такое склонность к потреблению (сбережению) и как ее измерить?

24.Являются ли сбережениями покупки товаров длительного пользования? Обоснуйте свою точку зрения.

25.Следует ли считать сбережениями прирост рыночной стоимости активов домохозяйства. Обоснуйте свою точку зрения.

26.Что такое перманентный доход домохозяйства и как его измерить?

27.Сравните модель перманентного дохода с гипотезой относительного дохода: в чем общее и различия?

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст