Учебной дисциплины «Деловой стиль современной устной речи» по на

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Деловой стиль современной устной речи»

по направлению подготовки 032700 «Филология»

для уровня подготовки высшего профессионального образования

«магистратура» с присвоением квалификации (степени) «магистр»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины:

изучение основных направлений русской и зарубежной современной деловой речи; формирование представления о языковых особенностях и коммуникативном аспекте делового общения; знакомство со стилевой природой деловой речи.

Задачи дисциплины:

дать теоретические сведения о языковых нормах в официально-деловом стиле;

сформировать умения и навыки в моделировании ситуаций делового общения, в подготовке и проведении выступлений делового характера;

совершенствовать навыки свободного владения речевым этикетом в деловом общении;

сформировать базовые навыки создания, доработки и обработки текста на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов.

Место дисциплины в структуре ООП:

Данный курс является курсом по выбору в рамках магистерской программы.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Универсальные компетенции:

а) общенаучные:

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований и практической деятельности (М-ОНК-3) (формируется частично).

б) инструментальные:

владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (М-ИК-2);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение анализировать и совершенствовать методы, способы и средства работы с информацией в соответствии с поставленными задачами (М-ИК-3);

в) системные:

способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (М-СК-1);

способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (М-СК-2);

умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (М-СК-5).

Общепрофессиональные компетенции:

знание актуальных проблем, традиционных и современных методов филологической науки, понимание структуры и перспектив развития филологии как области знаний, междисциплинарных связей филологии (М-ПК-1) (формируется частично);

владение категориально-терминологическим аппаратом современной филологии; знание важнейших филологических отечественных и зарубежных научных школ (М-ПК-2) (формируется частично);

владение навыками самостоятельного филологического исследования и аргументированного представления его результатов (М-ПК-3);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (М-ПК-4);

владение навыками квалифицированной филологической экспертизы, критики, интерпретации, комментария и анализа различных типов текстов (М-ПК-5);

способность с филологической и общегуманитарной точки зрения осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни (тексты, произведения, ситуации, процессы и т.п.) (М-ПК-6);

умение применять филологическую теорию в прикладных областях (М-ПК-7);

умение создавать, редактировать, реферировать и систематизировать тексты различной стилевой и жанровой принадлежности (М-ПК-8);

умение трансформировать различные типы текста (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста, перевод словесных текстов в мультимедийные, печатных в гипертекстовые и электронные и т.п.) (М-ПК-9);

способность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (М-ПК-10);

умение оказывать филологические экспертные и консультационные услуги в различных областях науки и образования, культуры, производства, общественно-политической жизни и государственного управления (М-ПК-14);

способность и готовность к участию в разработке научных, культурных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (М-ПК-15);

владение навыками подготовки научных, научно-популярных, литературно-художественных, публицистических и др. изданий, работы с официальными и историческими документами (М-ПК-16).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: особенности делового стиля современной устной речи.

Уметь: вести переговоры и участвовать в дебатах; общаться с подчинёнными.

Владеть: навыками и приемами деловой коммуникации, а также обеспечения коммуникативной безопасности.

4. Структура и содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа, включая зачет).

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекцияс.р.с.Семи-нарс.р.с.1Устная деловая речь и её разновидности.21222Событие, текст, личность в устной деловой культуре.22-3443Слово, мысль, поступок в устной речи деловых коммуникаторов.24224Речевые особенности устного служебно-делового общения.25225Деловые диалоги и монологи.26226Деловые беседы.27227Деловые совещания.28228Проблемные совещания: дискуссии и дебаты.29-10449Деловые разговоры. 2112210Переговоры.212-134411Речевая агрессия и коммуникативная безопасность.2142212Произносительная культура устной речи.2152213Преимущества и недостатки устной и письменной форм делового общения и их языкового воплощения.216-174414Зачет.21822ЗачетИто-го7218363600

Содержание курса

Устная деловая речь и её разновидности: неподготовленная, частично подготовленная, подготовленная. Приёмы подготовки.

Событие<текст<личность в устной деловой культуре. Расширение культурного поля современной языковой личности. Новые явления в устной речи.

Слово>мысль>поступок в устной речи деловых коммуникаторов. Устная речь – главный инструмент взаимодействия менеджера с подчинёнными, управление на всех уровнях.

Речевые особенности устного служебно-делового общения. Требования к речевой коммуникации в деловой среде.

Деловые диалоги и монологи, роль личности, культуры и этики в деловой речи.

Деловые беседы, их виды. Речевые средства наиболее регулярных тем в деловой беседе, роль и типы вопросов и призывов.

Деловые совещания, их виды. Языковые различия, обусловленные масштабом и спецификой привлечённых участников.

Проблемные совещания: дискуссии и дебаты. Роль ключевых слов и доминант в формировании целей и задач проблемных совещаний; в обсуждении вопросов, обмене мнениями, прениях, спорах.

Деловые разговоры. Языковые характеристики коммуникативных и ролевых установок телефонного этикета.

Переговоры как одна из форм устного делового общения. Виды переговоров и их речевые особенности. Отличия переговорной и повседневной коммуникации. Особенности речевого поведения участника переговоров. Овладение навыками переговорного процесса.

Речевая агрессия и коммуникативная безопасность. Креативный аспект современной деловой речи.

Произносительная культура устной речи: интонация, темп, ритм, логическое ударение, рациональное паузирование.

Преимущества и недостатки устной и письменной форм делового общения и их языкового воплощения. Воздействие устных форм общения на письменный вариант деловой речи. Документы для фиксации и воспроизведения устной речи. Пути и формы преодоления недостатков в деловой речи.

5. Рекомендуемые образовательные технологии:

Активная и интерактивная форма проведения занятий: дискуссии, беседы в диалоговом режиме. Практические разборы текстов, ролевые игры.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы:

чтение научной литературы, работа с диалектными и этнолингвистическими словарями, лингвистическими и этнолингвистическими атласами, практические упражнения.

Примерные вопросы к зачету:

Устная деловая речь и её разновидности: неподготовленная, частично подготовленная, подготовленная. Приёмы подготовки.

Событие<текст<личность в устной деловой культуре. Расширение культурного поля современной языковой личности. Новые явления в устной речи.

Слово>мысль>поступок в устной речи деловых коммуникаторов. Устная речь – главный инструмент взаимодействия менеджера с подчинёнными, управление на всех уровнях.

Речевые особенности устного служебно-делового общения. Требования к речевой коммуникации в деловой среде.

Деловые диалоги и монологи, роль личности, культуры и этики в деловой речи.

Деловые беседы, их виды. Речевые средства наиболее регулярных тем в деловой беседе, роль и типы вопросов и призывов.

Деловые совещания, их виды. Языковые различия, обусловленные масштабом и спецификой привлечённых участников.

Проблемные совещания: дискуссии и дебаты. Роль ключевых слов и доминант в формировании целей и задач проблемных совещаний; в обсуждении вопросов, обмене мнениями, прениях, спорах.

Деловые разговоры. Языковые характеристики коммуникативных и ролевых установок телефонного этикета.

Переговоры как одна из форм устного делового общения. Виды переговоров и их речевые особенности.

Отличия переговорной и повседневной коммуникации. Особенности речевого поведения участника переговоров. Овладение навыками переговорного процесса.

Креативный аспект современной деловой речи. Речевая агрессия и коммуникативная безопасность.

Произносительная культура устной речи: интонация, темп, ритм, логическое ударение, рациональное паузирование.

Воздействие устных форм общения на письменный вариант деловой речи. Документы для фиксации и воспроизведения устной речи.

Преимущества и недостатки устной и письменной форм делового общения и их языкового воплощения. Пути и формы преодоления недостатков в деловой речи.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Барышникова Е.Н.и др. Речевая культура молодого специалиста.

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка.

Казарцева О.Р. Культура речевого общения. Теория и практика обучения.

Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика или азбука общения.

Культура устной и письменной речи делового человека: справочник-практикум.

Сковородников А.П. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты: энциклопедический словарь-справочник.

Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи.

Черемисина-Еникополова Н.В. Законы и правила русской интонации.

Ширяев Е.Н. и др. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник.

Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути её преодоления.

б) дополнительная литература:

Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов.

Кузнецов С.А. Большой толковый словарь.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка.

Скляревская Г.Н. Толковый словарь русского языка начала XXI века.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает доступ к Интернету во внеаудиторное время; наличие в библиотеке комплектов учебно-методической, научной и справочной литературы, а именно: синонимических, антонимических и фразеологических словарей, Толкового словаря активной лексики начала ХХI века.

Программа составлена в соответствии с требованиями ОС МГУ по направлению подготовки магистров «Филология».

Разработчик

МГУ, филологический факультет,д.ф.н., профессор

кафедра сравнительно-исторического языкознанияА.Н. Качалкин

PAGE \* MERGEFORMAT5