Учебной дисциплины актуальные проблемы изучения и преподавания р

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и культуры.

Актуальные проблемы изучения  истории русской культуры (лингвистический и методический  аспекты)

для направления подготовки магистров «Филология»

МП «Русский язык и культура в современном мире»

Квалификация (степень) «магистр»

Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины Актуальные проблемы изучения  истории русской культуры (лингвистический и методический  аспекты):

познакомить учащихся с наиболее важными, сущностными явлениями русской художественной культуры, традиционным национальным бытом, семейным укладом, системой ценностей русского человека на разных этапах истории;

систематизировать уже имеющиеся у учащихся знания, помочь понять своеобразие русского национального самосознания в контексте русской и зарубежной художественной культуры;

дать лингвометодический инструментарий представления русской культуры на занятиях по русскому языку как иностранному.

Особое внимание в курсе уделяется проблемам интерпретации и комментирования артефактов на занятиях по русскому языку как иностранному, принципам выявления культуроведческой значимости биографии, факта, события.

В ходе занятий слушатели познакомятся с классическими и современными концепциями изучения русской культуры в курсах практического русского языка для иностранных учащихся.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «Актуальные проблемы изучения  истории русской культуры (лингвистический и методический  аспекты)» входит в вариативную часть ООП магистра по специализации «Русский язык и культура в современном мире» (индивидуальные образовательные траектории в области изучения русской литературы); расширяет культуроведческую и языковую компетенцию учащихся; обеспечивает практическое владение русским языком в объёме, достаточном для усвоения базовых литературоведческих и культуроведческих курсов по указанной специализации и последующей работы в области изучения и преподавания русского языка, литературы и культуры, прежде всего в зарубежной аудитории.

Курс «Актуальные проблемы изучения  истории русской культуры (лингвистический и методический  аспекты)» предназначен в первую очередь учащимся, окончившим бакалавриат в зарубежных странах и не владеющих русским языком в объёме требований Государственного образовательного стандарта по русскому языку как иностранному III сертификационного уровня (профессиональный модуль «Филология»), но успешно прошедших тестирование в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта I уровня и сдавших вступительные экзамены в магистратуру.

Курс «Актуальные проблемы изучения  истории русской культуры (лингвистический и методический  аспекты)» соотнесён с основными курсами специализации «Русский язык и культура в современном мире» (индивидуальные образовательные траектории в области изучения русской литературы): «Русская литература XIX века» (ч. 1, ч. 2, ч. 3), «Русская классика в контексте мировой литературы»; а также тесно связан с циклом историко-лингвистических дисциплин: «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка» – и практическим курсом русского языка как иностранного: в частности, с занятиями по звучащей речи (учащиеся работают с аудиозаписями художественных текстов, просматривают видеоматериалы, посвящённые артефактам русской культуры), по лексике и практической стилистике.

: свободное владение русским языком в его литературной форме; знание родственных связей русского языка и его типологических соотношений с другими языками, теорий его происхождения, истории, современного состояния и тенденций развития; знание этапов диахронического развития русского языка, его взаимосвязей со старославянским и церковнославянским языками, его региональных вариантов и диалектов; владение базовой терминологией и понимание основной проблематики русской и славянской филологии (частично).

3. Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций а) общенаучные: М-ОНК-3;

б) инструментальные: М-ИК-2, 3;

в) системные: М-СК-3.

Профессиональные

Общепрофессиональные: М-ПК-1, 2, 5, 6, 7, 11;

владение терминологическим аппаратом культуроведения; практическими приемами анализа артефактов русской художественной культуры на занятиях по русскому языку как иностранному;

понимание тенденций и перспектив развития русской истории и культуры;

знание современных подходов к изучению фактов культуры, современных теорий анализа фактов культуры, представление о структуре и перспективах развития этой области знаний, о важнейших научных школах.

знание истории теории в области культуроведения, основных отечественных и зарубежных школ в указанной области.

Специализированные компетенции

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать основные факты, закономерности и тенденции истории русской культуры как особой области духовной жизни общества, образовавшейся в результате взаимодействия различных видов искусства: художественной литературы, архитектуры и скульптуры, живописи и музыки, театра и кино, народной культуры.

Уметь осмыслять, описывать и анализировать разнообразные феномены языка, литературы, культуры, сознания, общественной жизни с филологической и общегуманитарной точек зрения.

Уметь составить историко-культурный комментарий к конкретным художественным и публицистическим текстам, находить единицы, требующие комментария в текстах различных речевых жанров, устных и письменных.

Ориентироваться в эволюции русской культуры, отраженной в различных по жанру текстах.

Владеть навыками популяризации культуроведческих знаний и организации профориентированной работы, а также навыками подготовки научных, научно-популярных, публицистических и др. изданий, представляющих историю русской культуры в иноязычной аудитории.

Кроме того, при чтении он должен уметь уверенно пользоваться словарями русского языка и энциклопедическими словарями, в том числе электронными.

Скорость изучающего чтения художественного текста средней сложности (не более 5–7 % незнакомых слов при общем знании 12.000 русского языка) – не менее 60–80 слов в минуту.

4. Структура и содержание дисциплины «Актуальные проблемы изучения  истории русской культуры (лингвистический и методический  аспекты)»

Общая трудоемкость дисциплины составляет __6__ зачетных единиц 216 часов.

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекцияс.р.с.семинарс.р.с.1Вводная лекция. Цель и задачи курса. История и методология изучения культуры в рамках обучения РКИ1122 2 22Древняя Русь. Восточнославянские племена. Язычество в Древней Руси и его отражение в языке, в фольклоре. Киевская Русь как древнерусская цивилизация. Династия Рюриковичей. Удельные княжества. Язык, диалекты Древней Руси. 1222 2 23Крещение Руси. Христианство восточного обряда – предтеча Русского Православия (богословский, цивилизационный, культурологический аспекты). Библия в России. 322 2 24Древнерусская письменность, литература. Значение старославянского / церковнославянского языка. История русской азбуки.422225Концепт «слово» в истории русской культуры.522226Звучащая речь в контексте русской национальной культуры 62222Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

1 разделу курса

7Особенности традиционного русского быта в системе культуры. Фольклор, русская литература и искусство 722228Древнерусское искусство. Смеховая культура древней Руси. Монголо-татарское нашествие, его последствия для развития русской цивилизации.822229Московское княжество / Московское царство, его значение в становлении русской цивилизации и духовной культуры. Концепция Москвы как «Третьего Рима». Духовные основания российского Самодержавия.

Святость как явление Древней Руси. Преподобный Сергий Радонежский. Своеобразие архитектуры Московской Руси. Соборы Московского Кремля. Иконопись. Андрей Рублёв. Дионисий. Музыка Древней Руси. 92222Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

2 разделу курса

10XVII век. Преодоление смуты рубежа XVI–XVII веков и восстановление российской государственности. Начало династии Романовых. Воссоединение Украины с Россией. Сущность церковного раскола и пути его преодоления в истории России.

Русская художественная культура XVII века. 10222211Российская Империя. Пётр I. Значение петровских реформ. Екатерина II. Влияние Запада: языковой, культурный, цивилизационный аспекты.

Петербург как новая столица России и как символ новой российской цивилизации. Москва и Петербург. Российское Просвещение. Петербургская Императорская Академия Наук. М. В. Ломоносов. Императорский Московский университет. 11222212XVIII век в истории русской художественной культуры. Живопись. Архитектура. Литература. Театр. 122222Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

3 разделу курса

13XIX век в истории русской цивилизации. Победа над Наполеоном, её цивилизационное значение. Россия и Запад: первое «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева и ответ на него А. С. Пушкина; западничество и славянофильство как две концепции развития российской цивилизации. 13222214Расцвет литературы и искусства в Российской Империи XIX века.

Архитектура. Живопись.14222215Музыкальная культура России в ХIХ веке. Русский романс.152222Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

4 разделу курса

16А. С. Пушкин, его роль в формировании русского литературного языка и новой русской литературы. Великие русские поэты XIX века: М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. 16222217Театр: Н. В. Гоголь, А. Н. Островский. Малый театр как образец произносительной нормы в ХIX век.

17222218«Русский период» мировой литературы: Ф. М. Достоевский.18222219«Русский период» мировой литературы: Л. Н. Толстой.21222220«Русский период» мировой литературы: А. П. Чехов. 22222Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

5 разделу курса

21Сословность российской культуры. Дворянская культура. Культурный быт дворянской усадьбы. 3222222Традиционный русский быт: крестьянский, купеческий. Русское купечество и меценатство. Прикладное искусство, народное творчество. 4222223Русский речевой этикет в историко-культурном аспекте.52222Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

6 разделу курса

24Россия на рубеже XIX–XX веков. Предреволюционная эпоха. «Серебряный век» в русской культуре: архитектура (русский модерн), живопись, музыка, литература. Балет. 6222225Русский художественный авангард начала XX века. 72222Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

7 разделу курса

26Россия в XX веке. Идеи русской революции. Большевизм и его идеологи: В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, И. В. Сталин. Революция и Гражданская война в России и раскол Русского Мира на Отечество и Зарубежье. СССР как новый тип российской цивилизации. 8222227Реформа русского правописания. Новые явления в русском языке советской эпохи. Литература и искусство советского периода. 9222228Выдающиеся писатели XX века: М. А. Шолохов, М. А. Булгаков и др. Русская поэзия XX века. Русский конструктивизм и другие направления в архитектуре. Живопись. Музыка: С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович. 102222Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

8 разделу курса

29Великая Отечественная война и её отражение в литературе и искусстве.

Кризис советской цивилизации и его отражение в литературе 1960-х–1980-х годов.

Театр в русской духовной культуре XX века.112222Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

9 разделу курса30Киноискусство советской эпохи. Авторская песня как феномен русской культуры второй половины XX века. 12222231Русское Зарубежье XX века как историко-культурный и духовный феномен. Литература и искусство Русского Зарубежья. И. И. Бунин, И. И. Шмелёв и др. Своеобразие языка литературы Русского Зарубежья.132222Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

10 разделу курса32РФ (постсоветский период). Русский Мир в его современном бытии. Распад СССР. Новые формы исторического бытия Русского Мира. Русский Мир как тип «надгосударственной» цивилизации, его языковая и духовная составляющие. Роль русского языка и русской культуры как объединяющих начал Русского Мира. «Второе Крещение» Руси, возрождение Православия в России. Прославление новомучеников. Акт о евхаристическом общении 2007 года и духовное воссоединение Отечества и Зарубежья – двух цивилизационных ветвей Русского Мира. Духовные ценности Русского Мира в их соотношении с ценностями Запада и Востока. 14222233Тенденции в развитии современного русского языка. Влияние англоязычной компьютерной терминологии. Влияние на язык молодёжных субкультур. Возрождение церковнославянского как живого языка в духовной практике православных христиан России, его новое влияние на стиль современных богословских, философских, культурологических и публицистических текстов.

Русская звучащая речь в аспекте межкультурной коммуникации.15222234Основные парадигмы социокультурного развития России на рубеже ХХI века

Современная русская литература в Отечестве, в Ближнем и Дальнем Зарубежье, отражение в ней современного бытия Русского Мира. Русский рок: особенности жанра и языка.

Современный русский театр (Театр.doc;

Театр «Школа драматического искусства»).

Современное русское кино.

Интернет-культура на русском языке.162222Коллоквиум

Обсуждение

вопросов к

11 разделу курса

4.2. Содержание дисциплины

История и методология изучения культуры в рамках обучения РКИ

Древняя Русь. Восточнославянские племена. Язычество в Древней Руси и его отражение в языке, в фольклоре. Киевская Русь как древнерусская цивилизация. Династия Рюриковичей. Удельные княжества. Язык, диалекты Древней Руси.

Крещение Руси. Христианство восточного обряда – предтеча Русского Православия (богословский, цивилизационный, культурологический аспекты). Библия в России.

Древнерусская письменность, литература. Значение старославянского / церковнославянского языка. История русской азбуки.

Концепт «слово» в истории русской культуры.

Звучащая речь в контексте русской национальной культуры

Особенности традиционного русского быта в системе культуры. Фольклор, русская литература и искусство

Древнерусское искусство. Смеховая культура древней Руси. Монголо-татарское нашествие, его последствия для развития русской цивилизации.

Московское княжество / Московское царство, его значение в становлении русской цивилизации и духовной культуры. Концепция Москвы как «Третьего Рима». Духовные основания российского Самодержавия.

Святость как явление Древней Руси. Преподобный Сергий Радонежский. Своеобразие архитектуры Московской Руси. Соборы Московского Кремля. Иконопись. Андрей Рублёв. Дионисий. Музыка Древней Руси.

XVII век. Преодоление смуты рубежа XVI–XVII веков и восстановление российской государственности. Начало династии Романовых. Воссоединение Украины с Россией. Сущность церковного раскола и пути его преодоления в истории России.

Русская художественная культура XVII века.

Российская Империя. Пётр I. Значение петровских реформ. Екатерина II. Влияние Запада: языковой, культурный, цивилизационный аспекты.

Петербург как новая столица России и как символ новой российской цивилизации. Москва и Петербург.

Российское Просвещение. Петербургская Императорская Академия Наук. М. В. Ломоносов. Императорский Московский университет.

XVIII век в истории русской художественной культуры. Живопись. Архитектура. Литература. Театр.

XIX век в истории русской цивилизации. Победа над Наполеоном, её цивилизационное значение. Россия и Запад: первое «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева и ответ на него А. С. Пушкина; западничество и славянофильство как две концепции развития российской цивилизации.

Расцвет литературы и искусства в Российской Империи XIX века. Архитектура. Живопись. Музыкальная культура России в ХIХ веке. Русский романс.

А. С. Пушкин, его роль в формировании русского литературного языка и новой русской литературы.

Великие русские поэты XIX века: М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет.

Театр: Н. В. Гоголь, А. Н. Островский. Малый театр как образец произносительной нормы в ХIX век.

«Русский период» мировой литературы: Ф. М. Достоевский.

«Русский период» мировой литературы: Л. Н. Толстой.

«Русский период» мировой литературы: А. П. Чехов.

Сословность российской культуры. Дворянская культура. Культурный быт дворянской усадьбы.

Традиционный русский быт: крестьянский, купеческий. Русское купечество и меценатство. Прикладное искусство, народное творчество.

Русский речевой этикет в историко-культурном аспекте.

Россия на рубеже XIX–XX веков. Предреволюционная эпоха. «Серебряный век» в русской культуре: архитектура (русский модерн), живопись,театр, музыка, литература. Балет.

Русский художественный авангард начала XX века.

Россия в XX веке. Идеи русской революции. Большевизм и его идеологи: В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, И. В. Сталин. Революция и Гражданская война в России и раскол Русского Мира на Отечество и Зарубежье. СССР как новый тип российской цивилизации.

Реформа русского правописания. Новые явления в русском языке советской эпохи. Литература и искусство советского периода.

Выдающиеся писатели XX века: М. А. Шолохов, М. А. Булгаков и др. Русская поэзия XX века. Русский конструктивизм и другие направления в архитектуре. Живопись. Музыка: С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.

Великая Отечественная война и её отражение в литературе и искусстве.

Кризис советской цивилизации и его отражение в литературе 1960-х–1980-х годов.

Театр в русской духовной культуре XX века.

Киноискусство советской эпохи. Авторская песня как феномен русской культуры второй половины XX века.

Русское Зарубежье XX века как историко-культурный и духовный феномен. Литература и искусство Русского Зарубежья. И. И. Бунин, И. И. Шмелёв и др. Своеобразие языка литературы Русского Зарубежья.

РФ (постсоветский период). Русский Мир в его современном бытии. Распад СССР. Новые формы исторического бытия Русского Мира. Русский Мир как тип «надгосударственной» цивилизации, его языковая и духовная составляющие. Роль русского языка и русской культуры как объединяющих начал Русского Мира. «Второе Крещение» Руси, возрождение Православия в России. Прославление новомучеников. Акт о евхаристическом общении 2007 года и духовное воссоединение Отечества и Зарубежья – двух цивилизационных ветвей Русского Мира. Духовные ценности Русского Мира в их соотношении с ценностями Запада и Востока.

Тенденции в развитии современного русского языка. Влияние англоязычной компьютерной терминологии. Влияние на язык молодёжных субкультур. Возрождение церковнославянского как живого языка в духовной практике православных христиан России, его новое влияние на стиль современных богословских, философских, культурологических и публицистических текстов.

Русская звучащая речь в аспекте межкультурной коммуникации.

Основные парадигмы социокультурного развития России на рубеже ХХI века

Современная русская литература в Отечестве, в Ближнем и Дальнем Зарубежье, отражение в ней современного бытия Русского Мира.

Русский рок: особенности жанра и языка.

Современный русский театр (Театр.doc;

Театр «Школа драматического искусства»).

Современное русское кино.

Интернет-культура на русском языке.

5. Рекомендуемые образовательные технологии:

1) лекция, в том числе с использованием аудиозаписей, видеозаписей и специально подготовленных компьютерных программ;

2) семинарское занятие с использованием аудио- и видеоряда, других иллюстративных материалов, компьютерных словарей;

3) самостоятельная работа с использованием Интернет-ресурсов (компьютерные словари. в том числе энциклопедические, Национальный корпус русского языка и др.);

4) интерактивные консультации (преподаватель – учащийся) с использованием компьютерных телекоммуникаций. Удельный вес работы, проводимой в интерактивной форме, – до 20 %.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины:

Самостоятельная работа студента обеспечивается специально написанными программами, пособиями и интернет-ресурсами по данному курсу; а также использованием двуязычных словарей, толковых словарей русского языка, энциклопедических словаре, в том числе в электронном виде.( о словарях)

Промежуточная аттестация осуществляется в конце каждого семестра (по итогам первого семестра – зачет; по итогам второго семестра – экзамен), она включает письменную часть (реферат по выбранной учащимся теме) и устную часть, представляющую собой систему вопросов по пройденному материалу.

Полный список тем рефератов и вопросов представлены в программе « Из истории русской художественной культуры: программа курса для иностранных учащихся»., М., 2010



Страницы: 1 | 2 | Весь текст