Учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий

А. В. Бородина

ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ЛИЦЕЕВ И ГИМНАЗИЙ

МОСКВА

2007

УДК 373.016: 271.2

ББК 74.26

Б 83

Б 83 А. В. БОРОДИНА История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. М., 2005. – с.

ЭКСПЕРТИЗА:

Институт развития личности (ныне – Институт семьи и воспитания) Российской академии образования, руководитель религиоведческой группы — кандидат философских наук И. А. ГАЛИЦКАЯ

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

АЛЕКСАНДР ШАРГУНОВ, протоиерей, преподаватель Московской Духовной Академии и Семинарии, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества»

Н. Д. НИКАНДРОВ, президент Российской Академии образования, доктор педагогических наук, академик РАО

С. К. КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН

М. Н. КУЗНЕЦОВ, доктор юридических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, профессор Университета дружбы народов

И. Г. МИНЕРАЛОВА, доктор филологических наук, профессор Московского государственного педагогического института

С. В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук, профессор, сопредседатель Правления Союза писателей России

Т. В. ЧЕЛЫШЕВА, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой художественного образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ

В. И. ШАМШУРИН, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

И. В. БУГАЁВА, кандидат филологических наук, декан филологического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института

Г. Н. МЕЛЕХОВА, кандидат исторических наук, учитель-участник апробации программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры»

И. В. МЕТЛИК, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО

С. Б. РОМАНОВ, первый проректор Московского института открытого образования МДО

Л. Я. НОСКОВА, директор школы № 979 г. Москвы

Программа апробирована в школах различного типа с 1996 года

Программа учебного историко-культурологического курса «История религиозной культуры» разработана для 1–11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Курс получил широкое распространение как один из путей повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, граждановедению, мировой художественной культуре, региональным краеведческим курсам, а также как форма систематического духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях различного типа (обычного, повышенного, уровня образования, конфессионально-ориентированные и др.)

© А. В. БОРОДИНА, 1997, 2001, 2004, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7

1 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1«МЫ И НАША КУЛЬТУРА»…………………………..

2 КЛАСС

РАЗДЕЛ 2«МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» 8

3 КЛАСС

РАЗДЕЛ 3«О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ»12

4 КЛАСС

РАЗДЕЛ 4«ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯРЕЛИГИЯ РОССИИ»15

5 КЛАСС

РАЗДЕЛ 5«ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК»20

6 КЛАСС

РАЗДЕЛ 6«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»22

7 КЛАСС

РАЗДЕЛ 7«РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ»27

8 КЛАСС

РАЗДЕЛ 8 «ХРИСТИАНСТВО В V–XV вв.»30

9 КЛАСС

РАЗДЕЛ 8«ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.»34

10 КЛАСС

РАЗДЕЛ 10 «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ»40

11 КЛАСС

РАЗДЕЛ 11«СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА»43

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Огромный интерес педагогов, ученых и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику, провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического языка все более осложняется из-за незнания происхождения части лексики, особенно духовной, религиозно-философской, и непонимания значения её, а также смысла символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина вызвана потребностью в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно выполнить без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, в историческом прошлом же религия являлась определяющим факторам формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений друг с другом разных стран и народов.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются вопросы глобализации, традиции и ошибки прошлого. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценных знаний о ней, а также хотят познакомиться с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение история религиозной культуры приобретает сегодня для творчески одарённых школьников, а также верующих. Выполнение авторской программы «Религиоведческое образование в светской школе» позволило нам убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на успешную социализацию их в российской культуре.

Курс «История религиозной культуры» построен с учетом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс

В связи с проблемой кадров и обеспечения школы (класса) учебно-методической литературой возможно преподавание отдельных частей и разделов курса.

Курс рассчитан на обучение по 1 часу в неделю на каждом году обучения.

Цель курса – расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания.

Образовательные и психолого-адаптационные задачи курса:

—изучение православной религиозной традиции;

изучение истории христианства;

—изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

—изучение православной этики;

—ознакомление с православным календарём;

—знакомство с агиографией;

—ознакомление с особенностями церковного искусства;

—изучение устроения православного храма;

—ознакомление с мировыми религиями и сектами;

—ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

—ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

—ознакомление с основными видами православного богослужения;

—изучение церковнославянского языка;

—формирование целостного восприятия мира;

—воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

—формирование культуры общения;

—предупреждение возможных тупиков личностного развития;

—воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

—выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;

—предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

воспитание патриотизма;

формирование представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;

возрождение православных основ семьи;

пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Краткая характеристика структуры программы

Программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся по принципу постепенного усложнения учебного материала.

Весь курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 10 разделов по годам обучения:

Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»

1.«Мы и наша культура» для 1 класса

2.Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса

3.«О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса

4.«Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса

Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства»

5.«Церковнославянский язык» для 5 класса

6.«Основы православной культуры» для 6 класса

7.«Раннее христианство и православие» для 7 класса

8.«Христианство в V–XV вв.» для 8 класса

9.«Христианство в XVI–XX вв.» для 9 класса

Часть III (средняя школа). «Религии мира»

10.«Древние религии» для 10 класса

11. «Современная конфессиональная картина мира» для 11 класса

Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматривается на 1–15 уроках (в зависимости от объема и степени сложности учебного материала).

Условия реализации программы и основные методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

—учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России;

—педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

—педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

—необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

—необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

—учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

—используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

—основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

—теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•единства образовательного и воспитательного процессов;

•рефлексивного обучения;

•принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 3) сократический урок; 4) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 5) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 7) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

Знания, умения и навыки,

которыми должен овладеть школьник по окончании курса

По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками энциклопедических, богословских, историко-культурологических знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православных видов богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны хорошо знать текст Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать содержание церковнославянских текстов, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников. Кроме приобретения перечисленных знаний и навыка чтения текстов на церковнославянском языке, учащиеся в результате освоения курса должны уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Оценка результатов изучения курса

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путем устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление оценок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В 9-11 классах целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2 рефератов в течение года.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

—не усвоивших элементарные знания, оценка «неудовлетворительно» — «2» (кроме начальной школы);

—усвоивших элементарные знания, оценка «удовлетворительно» — «3»;

—овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, оценка «4»;

—владеющих материалом и достаточно глубоко его анализирующие, оценка «5».

В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). В первом и втором классах рекомендуется пользоваться только положительными отметками («4» и «5»).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Изданы учебные пособия для учащихся по 1, 2, 3, 4, 5 и 6 разделам Программы «История религиозной культуры»:

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – М.: Православная педагогика, 2005.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 1 (2) класса. – М.: Православная педагогика, 2003.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Православная педагогика, 2004.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – М.: Православная педагогика, 2004.

Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. Учебное пособие для 5 класса. – М Православная педагогика, 2004.

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступени образования. – М.: Покров, 2002.

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Изд. 2-е: исправленное и дополненное. Учебное пособие для основной и старшей ступени образования. – М.: Покров, 2003.

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Изд. 3-е: исправленное и дополненное. Учебное пособие для основной и старшей ступени образования. – М.: Православная педагогика, 2005.

Изданы пособия для учителя по 1, 2 и 6 разделам Программы.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура: 1 класс. Пособие для учителя. – М.: Православная педагогика, 2005.

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Православная педагогика, 2003;

Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебно-методическое пособие для учителя. – Издание 2-е. — М, Православная педагогика, 2004.

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие для учителя. – М.: Православная педагогика, 2004.

Готовятся к изданию новые пособия для учителя, учащихся по всем разделам программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры», а также демонстрационный материал.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Часть I (начальная школа).

«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

1 класс

РАЗДЕЛ 1 «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 30 часов

Тема 1. «КРАСОТА В МИРЕ» – 3 ч

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила. Икона «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.

Человек – хранитель культуры. Зависимости культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст