Учебно-элективная программа предназначена для изучения предмета

Пояснительная записка.

Данная учебно-элективная программа предназначена для изучения предмета «Генетика» в профильных 11 классах химико-биологического направления общеобразовательных учреждений. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ генетики. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено не только на сохранение и поддержание здоровья человека, но и на развитие биотехнологии и генной инженерии.

Изучение курса «Генетика» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической географии, а также физической культуры. Сам предмет может является базовым для ряда специальных дисциплин.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе в профильных классах направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости;

овладение умениями обосновывать место и роль полученных знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за микропрепаратами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию об изменениях живых объектов на генетическом уровне;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений генетики, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания окружающего мира, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью, в связи с их действием на генотип живых организмов; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Задачей данного курса является обеспечение выпускников высокой биологической грамотности.

Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Выделены следующие содержательные линии курса:

«Менделеевская генетика»;

«Сцепленное наследование»;

«Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом»;

«Взаимодействие генов»;

«Составление и анализ родословных»;

«Цитоплазматическая наследственность»;

«Генетика популяций».

Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах с точки зрения генетики позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи профильного образования.

При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре науки генетики, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к живому. Сведения об уровнях организации жизни на генетическом уровне обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.

Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у учащихся практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.

Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.

Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.

В программе указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся 11 класса, в них отражены наиболее существенные вопросы содержания образования по генетике в профильных классах общеобразовательных учреждений.

Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения.

На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.

В 11 классе по программе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Основные требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.

В результате изучения генетики ученик должен:

знать/понимать

основные положения сущности законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

сущность биологических процессов: размножения и оплодотворения;

вклад выдающихся ученых в развитие науки генетики;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль генетики в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современнойестественнонаучной картины мира; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародышачеловека; влияние мутагенов на организм человека, экологическихфакторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающейсреды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;

решать элементарные биологические задачи; составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии;

описывать и составлять генетические карты человека;

выявлять источники мутагенов в окружающей среде (прямо или косвенно);

сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы развития генетики, происхождения жизни и человека;

изучать изменения молекул ДНК на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; составлять план, конспект, реферат;

владеть языком предмета.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

всего

лек-ции

прак-

тика

1

Менделевская генетика.

14

3

11

лекции, беседа, решение задач, лабораторная работа

конспект, творческая работа

2

Сцепленное наследование.

4

2

2

лекции, решение задач

конспект

3

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.

3

3

беседа, решение задач, практическая работа

конспект, творческая работа

4

Взаимодействие генов.

4

2

2

лекция, беседа, решение задач, тестирование

конспект

5

Составление и анализ родословных.

3

1

2

лекция, решение задач, практическая работа

конспект, творческая работа

6

Цитоплазматическая наследственность.

2

1

1

беседа, решение задач

конспект

7

Генетика популяций.

3

1

2

лекция, решение задач, лабораторная работа

конспект, творческая работа

8

Заключительный урок по курсу «Генетика».

1

1

сам-ная работа

тестирование

Содержание программы.

Раздел 1. Менделевская генетика (14 часов).

Тема 1. Моногибридное скрещивание (7 часов).

1.1. Первый закон Менделя – закон доминирования (лекция).

1.2. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей (беседа, решение задач).

1.3. Определение фенотипа и генотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве (беседа, решение задач).

1.4. Определение доминантности или рецессивности признака (беседа, решение задач).

1.5. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками (беседа, решение задач).

1.6. Наследование летальных и сублетальных генов при моногибридном скрещивании (беседа, решение задач).

1.7. Лабораторная работа «Первый закон Менделя».

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и фенотип организма.

Закон единообразия гибридов первого поколения. При моногибридном скрещивании гомозиготных организмов, имеющих разные значения альтернативных признаков, гибриды первого поколения единообразны по генотипу и фенотипу.

Решение разноуровневых задач по каждому из глав темы.

Лабораторная работа «Первый закон Менделя».

Демонстрационный материал – презентация «Биография виднейших генетиков»; таблицы по моногибридному скрещиванию.

Тема 2. Дигибридное скрещивание (6 часов).

2.1. Второй закон Менделя – закон расщепления (лекция).

2.2. Определение генотипа и фенотипа потомков по генотипу и фенотипу родителей (беседа, решение задач).

2.3. Определение фенотипа и генотипа родителей по генотипу и фенотипу потомков или расщеплению в потомстве (беседа, решение задач).

2.4. Определение доминантности или рецессивности признака (беседа, решение задач).

2.5. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Наследование летальных и сублетальных генов при моногибридном скрещивании (беседа, решение задач).

2.6. Лабораторная работа «Второй закон Менделя».

Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. гибридологический метод изучения наследственности. Дигибридное скрещивание. Анализирование наследования двух пар альтернативных признаков.

Решение разноуровневых задач по каждому из глав темы.

Лабораторная работа «Второй закон Менделя».

Демонстрационный материал – презентация «Закон независимого комбинирования генов»; таблицы по дигибридному скрещиванию.

Тема 3. Полигибридное скрещивание (1 час).

3.1. Третий закон Менделя – закон независимого доминирования (лекция, примеры решения задач).

Скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по многим признакам. Гены, локализованные в разных парах гомологичных хромосом, наследуются независимо друг от друга.

Примеры решения разноуровневых задач по данной теме.

Демонстрационный материал – таблицы по полигибридному скрещиванию.

Раздел 2. Сцепленное наследование (4 часа).

Тема 1. Сцепленное наследование признаков (4 часа).

1.1. Закон Т.Моргана (лекция).

1.2. Наследование сцепленных признаков (беседа, решение задач).

1.3. Определение расстояния между генами и порядка их расположения в хромосоме (беседа, решение задач).

1.4. Картирование хромосом (беседа, решение задач).

Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления. Кроссинговерные и некроссинговерные гаметы. Причина совместного наследования генов. Составление карт хромосом.

Решение разноуровневых задач по каждому из глав темы.

Составление родословных.

Демонстрационный материал – презентация «Сцепленное наследование признаков», «Закон Т.Моргана»; таблицы по картированию хромосом.

Раздел 3. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом (3 часа).

Тема 1. Наследование, сцепленное с полом (3 часа).

1.1. Наследование сцепленных с полом признаков (беседа, решение задач).

1.2. Наследование ограниченных полом и зависимых от пола признаков (беседа, решение задач).

1.3. Практическая работа «Выявление признаков, сцепленных с полом».

Сцепленное наследование генов. Генетическая структура половых хромосом. Генотип как целостная система.

Решение разноуровневых задач по каждому из глав темы.

Практическая работа «Выявление признаков, сцепленных с полом».

Демонстрационный материал – презентация «Наследование ограниченных полом и зависимых от пола признаков»; таблицы по генетике пола.

Раздел 4. Взаимодействие генов (4 часа).

Тема 1. Взаимодействие аллельных генов (2 часа).

1.1. Полное и неполное (промежуточное) доминирование (лекция, примеры решения задач).

1.2. Кодоминирование (беседа, решение задач).

Группы сцепления генов. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенных в одной хромосоме.

Решение разноуровневых задач по обоим из глав темы.

Демонстрационный материал – презентация «Карты хромосом человека»; таблицы по генетике пола.

Тема 2. Взаимодействие неаллельных генов (2 часа).

2.1. Комплементарность, эпистаз, полимерия (лекция).

2.2. Тестирование по разделу.

Сцепление неаллельных генов. Понятие комплементарности. Проявление нового фенотипического признака. Ген супрессор. Ингибитор. Гипостатичный ген. Доминантный и рецессивный эпистаз. Полимерные (множественные) гены.

Решение разноуровневых задач по обоим из глав темы.

Демонстрационный материал – мультимедиа.

Самостоятельная работа (тест).

Раздел 5. Составление и анализ родословных (3 часа).

Тема 1. Составление и анализ родословных (3 часа).

1.1. Анализ родословных (лекция, примеры решения задач).

1.2. Составление родословных (беседа, составление собственной родословной).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст