Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и мет

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии

Рассмотрено и рекомендованоУТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры философииДекан факультета

и методологии наукид.ф.н., проф. Г.В. Драч

Протокол № ___________________

от «___» ____________ 2008 г.«___» _________ 2008 г.

Зав. кафедрой д.ф.н. Бакулов В.Д.

____________________________

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ»

федерального компонента цикла ОПД

по специальности 030101 ФИЛОСОФИЯ

Составитель: к.ф.н. Катаева О.В.

Ростов-на-Дону

2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1. Пояснительная записка ……………………………………………………4

2. Учебно-тематический план занятие..………………………………………7

3. Обязательная литература ко всему курсу…………………………………8

4. Модуль 1 «Наука как социокультурный феномен»………………………10

Программа Модуля 1…………………………………………….………10

Лекционные занятия……………………………………………………13

Семинарские занятия……………………………………………………13

Самостоятельная работа………………………………………………..15

Тесты……………………………………………………………………..21

Метод вычисления индивидуального рейтинга……………………….26

5. Модуль 2 «Философия науки как дисциплина»……………………………27

Программа Модуля 2……………………………………………………..27

Лекционные занятия……………………………………………………..28

Семинарские занятия……………………………………………………..29

Самостоятельная работа…………………………………………………31

Тесты………………………………………………………………….……35

Метод вычисления индивидуального рейтинга…………………………36

6. Модуль 3 «Философия науки как направление»…..…………….…………37

Программа Модуля 3…………………………………………….………..37

Лекционные занятия…………………………………………….………..39

Семинарские занятия………………………………………….…………..40

Самостоятельная работа……………………………………….…………44

Тесты…………………………………………………………….…………49

Метод вычисления индивидуального рейтинга…………………………53

7. Методические рекомендации по рейтинговому контролю………………….53

8. Экзаменационные вопросы……………………….…………………………..54

9. Методические рекомендации по подготовке контрольных работ………….55

10. Темы контрольных работ……………………………………………………56

11. Глоссарий ………………………………………………………………….…57

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В курсе «Философия и методология науки» (для студентов-бакалавров ОЗО отделения «Философия» факультета философии и культурологии – 3-4 курс, 6-7 семестры, 68 часов) излагаются философские представления о современной науке, ее методологические аспекты, мировоззренческие итоги развития науки, современные концепции философии науки.

Актуальность курса: обусловлена той ролью, которую играет наука в современном обществе, изучением оснований науки, основных философских и методологических концепций науки, а также выполнением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования и науки РФ по специальности «Философия».

Цель курса: обеспечить подготовку студентов в области философии науки, дать знания, соответствующие современному уровню развития данной дисциплины и государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Министерства образования и науки РФ по специальности «Философия».

Задачи курса:

— определить место науки в культуре и показать основные моменты философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

— дать студенту представление об эволюции науки как самостоятельного вида духовной деятельности, раскрыть основные периоды в развитии науки;

— охарактеризовать науку как социальный институт; обсудить вопрос о нормах и ценностях научного сообщества;

— раскрыть вопросы, связанные с обсуждением природы научного знания и проблемы идеалов и критериев научности знания;

— представить структуру научного знания и описать его основные элементы;

— дать представление о научной рациональности;

— познакомить студента с современными методологическими концепциями в области философии науки;

— показать специфику и основания постановки проблемы развития науки в ХХ веке, представить основные стратегии описания развития науки.

Компетенции, в формировании которых необходимо участвует преподавание курса «Философия и методология науки»:

для бакалавров

Общими (инвариантными к области деятельности):

социально-личностными, гуманитарными, коммуникативными:

— владение навыками реферирования и аннотирования научной литературы;

владение навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске литературы и составления библиографических обзоров;

Профессиональными:

общепрофессиональными (теоретическими, практическими, системными):

— базовые знания в области логики, онтологии и теории познания, социальной философии, истории зарубежной философии, истории русской философии, этики, эстетики, философии религии, философия и методологии науки, философских проблем естествознания, философских проблем гуманитарных наук, философской антропологии,

— навыки написания рефератов и курсовых работ;

специальными профессионально-профилированными (теоретическими, практическими, системными) – в соответствии со своей профилизацией:

– понимание предмета философии и ее роли в истории человеческой культуры, соотношения философии и других форм духовной жизни (религии, науки, искусства);

– знание научных, философских, религиозных картин мира, фундаментальных понятий и принципов, с помощью которых описываются эти картины; многообразия форм познания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального, чувственного и абстрактного, роли практики в познании, категориальной структуры мышления и философско-методологических принципов познания;

– понимание сущности научного познания, роли и значения логического мышления в научном познании, основных форм фиксации и преобразования знания на уровне абстрактного мышления, связи мышления с языком и роли последнего в мыслительных процедурах; механизмов функционирования и развития теоретического и эмпирического уровней научного познания; знание основного содержания классической дедуктивной логики, основных разделов неклассических логик, познавательных приемов правдоподобных рассуждений, особенностей аргументационного процесса, приемов и способов ведения дискуссий и полемики;

– знание основных этапов исторической эволюции науки от античности до современности, критерия научности, роли науки в развитии цивилизации, ценности научной рациональности, структуры научных теорий, проблемы соизмеримости теорий и эволюции форм и методов научного познания, соотношения науки с другими формами общественного сознания, основной проблематики философии математики, физики, биологии и гуманитарных наук.

Место курса в учебном процессе:

Курс «Философия и методология науки» входит в базовую часть общепрофессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта.

Исходные требования к подготовке студентов:

— знания в области истории философии;

— знания онтологической и гносеологической проблематики; основных онтологических и гносеологических концептов, подходов, теорий;

— знание основных методологических понятий, подходов, приемов, средств и концепций;

— знания в области социальной философии;

— знания концепций современного естествознания;

— умение работать с научной литературой, анализировать и сопоставлять различные философские и научные концепции;

— владеть общелогическими методами и приемами исследования.

Формы проведения занятий: лекции и семинарские занятия.

Формы контроля: семинарские занятия, контрольная работа, промежуточный контроль по каждому из Модулей; итоговый контроль: зачет по результатам работы 6 семестра (Модуль1 и Модуль 2), экзамен по результатам работы 7 семестра (Модуль 3).

Навыки студентов по окончанию курса: выработка навыков анализа науки как социокультурного феномена в рамках различных стратегий, освоение современных концепций философии науки, дающих возможность глубже понимать данный феномен и проводить анализ истории науки и ее современного состояния.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Схема модульного курса

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Модуль 1 «Наука как социокультурный феномен»

Подмодуль

Часы

аудиторная

работа

КСР

1.1

Предмет современной философии науки

2

3

1.2

Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

2

3

1.3

Наука как социокультурный феномен

2

3

Итого по модулю 1

15

Модуль 2 «Философия науки как дисциплина»

Подмодуль

Часы

аудиторная

работа

КРС

2.1

Основания науки

2

2

2.2

Типы научной рациональности

2

2

2.3

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

2

3

Итого по модулю 2

13

Зачет

6

Итого

34

Модуль 3 «Философия науки как направление»

Подмодуль

Часы

аудиторная

работа

КСР

3.1

Первый и второй позитивизм как этапы развития философии науки

2

4

3.2

Неопозитивизм: трансформация позитивистских установок

4

4

3.3

Постпозитивизм: историческая школа в философии науки

6

6

Экзамен

8

Итого

34

Всего

68

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМУ КУРСУ

Бернал Дж. Наука в истории общества. – М.: Издательство иностранной литературы, 1956. – 734 с.

Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания. – М.: «Аспект Пресс», 1994. – 304 с.

В поисках теории развития науки (Очерки западноевропейских и американских концепций ХХ века). – М.: Наука, 1982. – 294 с.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки Становление и развитие первых научных программ. – М.: Наука, 1980. – 567 с.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.). Формирование научных программ нового времени. – М.: Наука, 1980. – 567 с.

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 319 с.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 456 с.

Ивин А.А. Современная философия науки. – М.: Высш. шк., 2005. – 592 с.

Ильин В.В. Философия науки: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 360 с.

Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д «Феникс», 1999. – 576 с.

Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 608 с.

Критика современных немарксистских концепций философии науки. – М.: Наука, 1987. – 239 с.

Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. – М.: Академический Проект, 2006. – 320 с.

Лешкевич Т.Г. Методология и философия науки. – Ростов н/Д, 2004. -140 c.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 428 с.

Мамчур Е.Л. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. — М.: Наука, 1987. – 127 с.

Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 464 с.

Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология (учебное пособие). – М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. – 280 с.

Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория (учебное пособие). – М.: Идея-Пресс, 2006. – 264 с.

Современная западная философия. Словарь. – М.: ТОН — Остожье, 2000. – 544 с.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст