Учебник истории 2 курс

История — наука, изучающая прошлое человечества. Это рас-пространенное определение является не совсем точным. Исто-рия, как и любая другая наука, изучает прежде всего закономерности-. Для истории — это закономерности развития челове-ческого общества. Чтобы раскрыть их, ученые-историки обра-щаются к событиям и явлениям, ключевым для жизни челове-чества.

Русский историк Н.М. Карамзин называл историю священн-ой книгой народов. История во все времена и во всех странах входила в круг важнейших предметов в учебных заведениях, а хорошие знания по этому предмету считались одним из основ-ных признаков образованности человека.

Известно, что любой человек, потерявший память, фактически перестает быть человеком. Также и общество не может су-ществовать без знания своего прошлого. Каждый из иас, заду. мываясь о смысле своей жизни, не может не задуматься о про. шлом своей семьи, отравы, народа и мира в целом.

Прошлое, даже самое далекое, тысячам» нитей неразрывно эвязаво с настоящим. Все явления и реалии повседиевиой и об-щественной жизни уходят корнями в прошедшие апохи. Особое значение для совремеииого мира имеют перемены, проиаошед-

шие на рубеже Х1Х ХХ вв. Именно с этого рубежа историки *иачивают отсчет Новейшего времеви, которое продолжается и поныне.

Среди важнейших черт Новейшего времени следует отметить иевидввиые до того темпы научного и техвического прогресса, резкие измеиеиия в характере производства, социальной струк-туре общества, образе жизни людей. Сложилось массовое обще-ство, возникли мировые экоиомические кризисы, произошли зюе мировые войвы. На протяжевии всего втого периода расши-ряютса массовые движевия аа национальное и социальное освобождение. Так, почти мгновенно в исторических масштабах рух-нула складывающаяся столетиями колониальная система.

Еще одной особенностью современного мира стал рост кон-тактов между государствами и народами, усиление взаимной за-висимости. Развивается международная интеграция — от регио-нальных организаций зкономического сотрудничества до военно-политических блоков.

В ХХ в. начался переход от индустриального к постиндустри-альному, информационному обществу. Наконец, именно в этот период складываются и начинают играть все ббльшую роль в жизни человечества глобальные проблемы — экологические, де-мографические, энергетические и многие другие.

В учебнике рассматриваются важнейшие события всемирной истории Новейшего времени. Вместе с тем для нас как граждан России особое значение имеет история нашей страны. Поэтому истории России в ХХ — начале XXI в. уделяется основное вни-мание.

Вы уже имеете немалый опыт работы с учебниками истории. После изучения текста для усвоения и закрепления материала следует ответить на вопросы и выполнить задания, помещенные в конце параграфов. Для выполнения отдельных заданий, пред-назначенных для тех, кто интересуется историей, вам, возмож-но, придется обращаться к дополнительной литературе, ресур-сам Интернета. После многих параграфов помещены отрывки из исторических документов, работа с которыми поможет вам лучше понять сущность исторического процесса и важнейших исторических событий.

Желаем успехов в изучении предмета!

Введение. Основы исторического знания

Значение изучения истории. Можно привести немало мыслей великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый рим-ский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали и многие другие выдающиеся дея-тели. Так, испанский писатель Мигель де Сервантес отмечал, что «история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для бу-дущего», а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Что-бы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забу-дете, откуда вышли и куда нужно вам идти».

В этих и других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять на-стоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все колоссальные различия между прошлым и настоящим, нетрудно увидеть, что очень многое в жизни человечества оста-ется неизменным с момента его появления на Земле.

Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь сво-их детей, а для этого должны были трудиться, используя при-родные ресурсы. Взаимодействуя друг с другом, они объединя-лись в различные общности. Между этими общностями (племе-нами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили конфликты, столкновения, но одновре-менно существовали и взаимовыгодные связи, сотрудниче-ство.

С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное значение в его жизни имели проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура).

В каждой сфере жизни человеческого общества есть свои за-кономерности, которые изучает историческая наука. Познав эти закономерности, опираясь на опыт прошлого, можно использо-вать их и в современном мире, в наши дни. Русский философ Арсений Гулыга писал: «История — школа поведения. В про-шлом люди ищут и находят верные образцы. Опыт истории—

верный ориентир, которым зачастую пользуются бессознатель-но. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы».

Правда, существует другой давно известный афоризм: «История учит тому, что она ничему не учит». И действитель-но, изучая историю, несложно заметить, что новые поколения людей из века в век совершают те же ошибки, которые совер-шали их предшественники. Наверное, так происходит из-за самоуверенности каждого нового поколения, подкрепленной чувством превосходства над некогда жившими людьми: ведь люди в прошлом не знали многое из того, что знает любой со-временный человек. Однако нельзя забывать, что человечество во все времена решало, иногда удачно, иногда не слишком удачно, не менее сложные задачи, чем те, что стоят перед нами сегодня.

К сожалению, несомненно и то, что «уроки истории» не при-носят пользы и из-за недостаточного знания истории. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека незави-симо от его специальности. Известны слова русского мыслителя Н. Г. Чернышевского: «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, хи-мии, можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить истории может только человек, совер-шенно не развитый умственно».

Проблема достоверности исторических знаний. В мире про-исходило и происходит множество больших и малых событий. Знать их все, конечно же, невозможно. Поэтому события пре-жде всего нуждаются в расположении по степени значимости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматривать кон-кретные события как звенья определенной цепи, тянущейся из прошлого к настоящему.

Но в истории в отличие от многих других наук имеется и своя ахилессова пята. Объект исторической науки — прошлое — мож-но назвать нереальной реальностью. Правильность наших зна-ний о прошлом проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в дру-гих науках) здесь во многом неосуществимы. Так можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории во-обще’?

Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.

Разумеется, современный историк не может открыть «всей правды». Но «вся правда» недоступна и любой другой, даже са-мой точной, науке, поскольку мир бесконечен, так же как бес-конечен и процесс его познания.

Между историками идут споры по множеству проблем. Не-редко совершаются открытия, иногда принципиально изменяю-щие устоявшиеся представления о прошлом. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки становятся основой учебной литературы по истории.

Исторические источники и основные методы работы истори-ка. Важнейшей проблемой исторической науки является проб-лема источников. В самом общем плане исшорическими источниками можно назвать все сохранившиеся свидетельства прошлой жизни. К таким свидетельствам относится все, созна-тельно созданное людьми, и все, возникшее независимо от их сознания (например, останки самих людей). Историческими ис-точниками является также и «прошлое в настоящем», напри-мер: языки, на которых говорят ныне народы мира (большин-ство из них сложилось в глубокой древности), существующие до сих пор обычаи и традиции, географические названия и т.д.

При разработке какой-либо темы историк стремится привлечь как можно более широкий круг источников. При классификации источников учитывают их происхождение, форму и содер-жание. Чаще всего источники делят по форме на семь типов:

1) письменные;

2) вещественные;

3) этнографические;

4) устные (фольклорные);

5) лингвистические;

6) кино- и фотодокументы;

7) фонодокументы.

Понятно, что многие источники трудно отнести к какой-либо одной форме. Например, монеты являются одновременно и ве-щественными, и письменными источниками, а ценные фоль-клорные источники дошли до нас в письменном виде. Тем не менее форма источников во многом определяет методы работы с ними. Существует ряд так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые позволяют историкам из-учать следы прошлого.

Так, при работе с письменными источниками не обойтись без палеографии — науки, изучающей внешние признаки рукопис-

ных и печатных источников в их историческом развитии (знаки письменности, особенности графики, почерки, материал для письма и т.д.). Многие древние памятники письменности дошли до нас не в одном, а в нескольких списках, имеющих некоторые отличия. Работая с такими источниками, историки используют текстологию — вспомогательную историческую дисциплину, изучающую взаимоотношение различных списков, выявляющую их первоначальный вид.

Письменные источники содержат самые обширные сведения о прошлом. Однако для того чтобы прочитать их, требуется зна-ние языков. Многие древние источники написаны либо на мерт-вых (не существующих сейчас) языках, либо на устаревших фор-мах современных языков. Ряд мертвых языков никогда не за-бывались (древнегреческий, латинский), другие были расшиф-рованы только в XIX — ХХ вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык майя и др.), а некоторые окончатель-но не разгаданы до сих пор (например, эламский, этрусский).

Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии. Наши сведения об истории народов до по-явления у них письменности в основном опираются именно на данные археологических раскопок. Но и для периода после изо-бретения письменности, вплоть до совсем недавнего времени, роль археологических материалов очень велика (так, важные данные о Великой Отечественной войне получают благодаря по-искам оружия и боевой техники, останков воинов в местах боев).

Археологические раскопки проводятся при соблюдении очень жестких правил: ведь часто важнейшую информацию дают не только сами найденные вещи, но и, например, их взаимораспо-ложение.

С археологией тесно связана антропология, которая по остан-кам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека того или иного времени. Антропология особенно важна при изучении истории формирования и рассе-ления народов. Достигнутые в биологии успехи в расшифровке генома человека открыли новые горизонты в исследовании дан-ных проблем. Расселение народов входит в сферу интересов исторической лингвистики (языкознания), предмет которой— происхождение и развитие древних и современных языков. Ча-стью лингвистики являются ономастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях). Ценнейшие све-дения дают монеты, которые изучает нумизматика, гербы, ко-

l8

торые служат объектом геральдики, печати, которые относятся к ведению сфрагистики.

В изучении истории важное место отводится и этнографии. Исследование обычаев и традиций, занятий и образа жизни на-родов, в силу различных причин остановившихся в своем раз-витии, помогают воссоздать прошлое всего человечества.

Важные, а иногда и уникальные сведения о прошлом содер-жатся в сказаниях и преданиях, легендах и сказках. Изучаю-щая эти источники фольклористика вносит огромный вклад в историческую науку.

По мере развития человечества количество исторических ис-точников увеличивается. В XIX — начале ХХ в. появились фо-тографии, звукозаписи, кинохроника, во второй половине ХХ в. стали создавать документы на электронной основе. Все это рас-ширяет возможности исторического исследования, но в то же время обостряет проблему отбора источников.

Цель изучения исторических источников — извлечение фактов, необходимых для решения исследуемого вопроса. Таким образом, работа историка начинается с постановки вопроса, на который он хочет найти ответ. В связи с этим любая научная работа по истории открывается обзором научной литературы (историографии), в котором выявляются решенные и нере-шенные проблемы, области, где прежние исследователи проти-воречат друг другу. Историк должен оценить возможность ре-шения интересующей его проблемы с точки зрения наличия не-обходимых для этого источников,

При отборе фактов, почерпнутых из источников, оценке их зна-чимости и, главное, их интерпретации историк опирается на свои теоретические представления. Среди них важное значение имеют методология, или логическая организация работы, твердо уста-новленные научные выводы, касающиеся рассматриваемой проб-лемы, сведения других наук, помогающие разобраться в изучае-мом вопросе, общекультурные представления и, наконец, обыден-ные жизненные наблюдения, которые часто позволяют сразу оце-нить, достоверны или нет содержащиеся в источнике сведения.

Процесс исторического исследования сочетает работу с uc-t

точниками и использование теоретического знания.

Формационная концепция истории. При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется че-ловечеством

91

В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу (рождение — расцвет — упадок — гибель). Такой точки зрения придерживаются и некоторые современные ученые. Однако подобная концепция во многом противоречит практическому опыту. Развитие человечества видится как вос-ходящий процесс, переход от старого к новому, хотя на этом пути возможны и временные отступления.

В нашей стране в течение значительной части ХХ в. истори-ки руководствовались формационным подходом, возникшим еще в XIX в. Общественно-экономическая формация представ-лялась как определенная ступень в развитии человечества. Каж-дая формация определяется господствующим в ней способом производства (отношение производительных сил и производ-ственных отношений). Историки насчитывали пять формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капита-листическая и коммунистическая (последняя считалась высшим этапом развития, предполагалось, что ее складывание начина-ется при социализме).

Уже в самих названиях формаций заключалась их характе-ристика. Соответствующий уклад господствовал в экономике, отношениях между людьми и во всех других сферах жизни на-родов и стран, находящихся в рамках той или иной формации. Переход от одной формации к другой объяснялся ростом произ-водительных сил, ведущим к изменению производственных от-ношений. Понятие формации характеризует, таким образом, прежде всего социально-экономический строй общества. Разные народы и страны вступали в соответствующую формацию в раз-ное время, могли «пропустить» некоторые из них, но в целом в данную схему было принято укладывать всю всемирную исто-рию.

Нетрудно заметить, что формационный подход фиксирует ряд действительно существующих исторических закономерностей. Например, у всех народов на раннем этапе развития был сход-ный уклад жизни — период первобытности. Черты феодализма, классическим примером которого является развитие стран За-падной Европы в Средние века, можно обнаружить и во многих других регионах мира. Несомненно и существование особого уклада, господствующего ныне в мире, который называют ка-питализмом.

Однако формационная схема, созданная на основе изучения западноевропейской истории, плохо подходит для истории дру-гих частей света. Так, для древних обществ Азии, Африки, до-

колумбовой Америки рабовладельческий уклад сложно назвать господствующим. Феодализм тоже принимал в Азии весьма специфические, отличные от Европы формы.

Формационный подход во многом не учитывает природно-географические факторы, которые по-разному влияют на разви-тие различных регионов мира. Ныне становятся все более попу-лярными другие формационные схемы.

Так, разновидностью формационного подхода можно назвать технократическую концепцию развития человечества, соглас-но которой с изменением техники, производственной техноло-гии меняется характер общества. Одним из вариантов данного подхода стала археологическая периодизация: каменный век, бронзовый век и железный век. Деление здесь происходит по основному материалу для орудий труда.

Важнейшей гранью в истории человечества, без сомнения, является переход отп присваивающего хозяйстпва к производящему, который господствует и в наше время. Два типа хозяй-ства — присваивающее и производящее — определяют весь уклад жизни людей. Поэтому и историю человечества делят на два соответствующих этапа.

Цивилизационная концепция истории. В последнее время при характеристике направления развития общества часто ис-пользуется термин «цивилизация». Этот термин имеет несколь-ко толкований.

Известный французский ученый XVIII в. Ш. Монтескьё де-лил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации. Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появи-лись неравенство в обществе, письменность, города и государ-ство. Нетрудно заметить, что в этом случае под цивилизацией подразумевается ступень развития, т. е. данное деление истории относится скорее к формационным концепциям.

Цивилизация в ходе своего развития прошла несколько эта-пов. В самом общем плане такими этапами являются доиндустриальная (традиционная) цивилизация и индустриальная (современная) цивилизация. В доиндустриальную эпоху основой жизни людей было сельское хозяйство, в индустриальную— промышленность. Переход от доиндустриального к индустри-альному обществу называют модернизацией. Выделяют также лостиндустприальную (информационную) цивилизацию, в ко-торую ряд стран мира вступили во второй половине ХХ в.

Критерии разграничения доиндустриальной и индустриаль-ной цивилизаций лежат в основном в сфере экономики. Поэто- му данное деление также можно считать формационным. Пре-имущество такого деления перед делением на пять формаций состоит в его действительной универсальности. Все народы мира прошли в своем развитии доиндустриальную и индустриальную эпохи.

Вместе с тем термин «цивилизация» принято использовать для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При изучении истории различных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг от друга по многим параметрам духовной жизни. Это выражается в специфике культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жизненных прин-ципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации.

Критерии определения локальных цивилизаций лежат пре-жде всего в сфере культуры. На характер цивилизации влияют также природно-географические условия.

Подходы к выделению локальных цивилизаций являются предметом дискуссий между исследователями. Поэтому даже в учебниках списки цивилизаций нередко отличаются друг от дру-га. Так, английский историк А. Тойнби насчитывал более 20 ци-вилизаций, другие ученые доказывали, что их было меньше. Наиболее распространено деление на древневосточную, антич-ную, византийскую, западноевропейскую, арабо-мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжают развиваться и в наше время.

Сочетание формационного и цивилизационного подходов. Формационный и цивилизационный подходы отнюдь не проти-востоят друг другу. Они помогают раскрывать закономерности исторического развития с разных сторон. Можно сказать, что понятие «формация» характеризует временной срез истории (разное время — разные формации), а понятие «цивилизация»— пространственный (разные регионы — разные цивилизации).

Формационный подход нацелен на выявление общих черт у различных стран и народов. Цивилизационный подход позволяет выявлять особенности развития этих стран и народов, влия-ние на их развитие природно-географических факторов.

Сочетание этих подходов помогает выделить так называемые региональные типы формаций (формации второго уровня), сме-

нявших друг друга в рамках отдельных цивилизаций. Напри-мер, в рамках европейской цивилизации можно говорить (с су-‘щественными коррективами) о рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациях. Для других регионов и цивили-заций картина будет несколько иная.

Особенности российской истории. Соотношение общего и осо-бенного традиционно является острейшим вопросом при изуче-нии истории России. В период становления российской истори-ческой науки в XVIII — первой половине XIX в. господствовало представление о единстве путей развития человечества. С сере-дины XIX в. все большее распространение получают идеи о «са-мобытной жизни» каждого народа. Отмечалось, что Россия име-ет явные отличия от других стран Европы (православная вера, сохранившаяся крестьянская община и т.д.). В связи с этим раз-рабатывалась концепция русской (или российской) цивилиза-ции. В первой половине ХХ в. в нашей стране вновь восторже-ствовала всемирно-историческая теория, сложилась схема пяти формаций. Идею локальной русской цивилизации развивали отечественные историки, оказавшиеся после революции 1917 г. в эмиграции. С конца ХХ в. эта теория опять стала популярной в России. Однако формационные подходы в измененном виде также используются учеными.

Проблема периодизации истории. С вопросами общего на-правления развития человечества тесно связана и проблема пе-риодизации истории.

Пяти общественно-экономическим формациям соответ-ствует привычное для нас деление на историю Древнего мира, историю Средних веков, историю Нового времени и историю Новейшего времени.

В последнее время от истории Древнего мира стали отделять

эпоху первобытпностпи (в западной литературе этот период обозначают не совсем, как представляется, корректным терми-ном предистория, популярным сейчас и среди ряда россий-ских исследователей).

Данная периодизация отражает ряд объективных закономер-ностей. Однако она построена в основном на материале западно-,, европейской истории, и к другим регионам ее прикладывают во

многом механически. В этом случае можно выстроить свои пе-~риодизации, подобно периодизациям истории каждой отдельной ,1 страны.

J’, ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Д

. Для чего изучают историю? В чем состоят особенности истории как науки?

2. Ч то такое исторические источники? Перечислите и кратко оха-рактеризуйте их виды.

3. К Какие науки помогают ученым извлекать информацию из исто-рических источников? Составьте схему, показывающую процесс работы историка.

4. В . В чем состоят особенности формационного и цивилизационного подходов? Составьте и заполните таблицу, демонстрирующую, какие стороны исторического процесса помогают изучить эти два подхода.

5. Р . Раскроите суть проблем периодизации исторического процесса.

От Новой истории к Новейшей

1

g 1. Мир в начале ХХ в.

щир в начале ХХ в. К началу ХХ в. разрыв между ведущи-ми державами и остальной частью мира определялся в первую очередь уровнем экономического развития.

В большинстве стран Западной Европы, в Северной Аме-рике и Японии завершился процесс модернизации эконо-мических, социальных, политических и культурных пре-образований; направленных на формирование общества, отвечавшего требованиям эпохи. В них сложилось инду-стриальное общество.

Помимо промышленности новая техника находила все боль-шее применение в сельском хозяйстве, что привело к коренным переменам в этой древнейшей сфере деятельности человека. Тех-нические достижения меняли быт людей. Однако в странах, где модернизация не была завершена, перемены оказались не менее заметны. В Африке и значительной части Азии модернизация еще не началась.

По форме правления в начале ХХ в. преобладали монархии.

Республиками были все государства Америки, а в Европе лишь Франция и Швейцария. Тем не менее в большинстве государств власть монарха была ограничена парламентом (Великобритания, Австро-Венгрия, Германия, Япония и др.). В некоторых странах

‘]

монарх продолжал играть важную роль в управлении. Выборы нигде не были всеобщими (избирательных прав всюду были ли-шены женщины, малоимущие). Даже во многих республиках существовали деспотические режимы.

Борьба за передел мира. В результате совершенствования

«транспорта стало значительно проще перевозить на большие [

г

расстояния сырье и готовую продукцию. Это подталкивало раз- витые страны к новым колониальным захватам. В результате развернулась борьба за передел мира. Особенно настойчиво ‘ этот курс проводили государства, опоздавшие к разделу колонии, но затем превратившиеся в мощные индустриальные дер-жавы.

В 1898 г. США напали на Испанию под лозунгом освобожде-ния ее колоний. Следствием этого стала формальная независи-мость Кубы, фактически превратившейся во владение США. Ко-лонизации США подверглись Филиппины, острова Пуэрто-Рико, Гуам. К США также отошли Гавайские острова, зона Панамско-го канала.

Германия в конце XIX в. захватила Юго-Западную и Юго-Восточную Африку (Камерун, Того), купила у Испании Каро-линские и Марианские острова в Тихом океане. Япония завла-дела Тайванем, стремилась утвердиться в Корее. Но и Германия, и Япония считали себя обделенными колониями.

Помимо испано-американской войны 1898 г. войнами за передел мира считаются англо-бурская война 1899— 1902 гг. и русско-японская война 1904 — 1905 гг.

В ходе англо-бурской войны две бурские республики в Юж-ной Африке (Трансвааль и Оранжевая) отошли к Великобрита-нии. В результате победы в русско-японской войне Япония утвер-дилась в Корее и упрочила свое положение в Китае.

Планы военно-политических блоков в Европе. В Европе сло-жились два противоборствующих военно-политических союза: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия; создан в 1882 г.) и Антанта (Франция, Россия, Великобритания; фор-мировалась с 1891 по 1907 г.). Они вынашивали грандиозные планы по переустройству мира.

Великобритания стремилась стать еще более «великой» и под-чинить своему влиянию весь мир. Германия строила планы соз-дания «Срединной Европы», которая охватывала бы Австро-Венгрию, Балканы, Переднюю Азию, Прибалтику, Украину, Скандинавию, Бельгию, Голландию и часть Франции. Германия хотела стать огромной колониальной империей, приобрести сфе-ры влияния в Южной Америке. Франция мечтала не только вер-нуть Эльзас и Лотарингию, но и присоединить Рур, расширить свою колониальную империю. Россия хотела овладеть черномор-скими проливами, расширить влияние на Тихом океане. Австро-Венгрия добивалась разгрома Сербии, подчинения всего Балкан кого полуострова. Большие захватнические планы строили ША и Япония.

К 1914 г. гонка вооружений в мире достигла огромных раз-

еров. Германия, не сокращая морскую программу, лихорадоч-Йр увеличивала и сухопутную армию. Вместе со своей союзни-цей Австро-Венгрией она имела в распоряжении 8 млн человек, обученных военному делу. В лагере Антанты насчитывалось большее число профессиональных военных, но германская ар-мия была лучше подготовлена и технически оснащена. Военные программы Франции и России запаздывали, завершение реор-ганизации армий планировалось только на 1916 — 1917 гг.

Германский план войны, разработанный А. фон Шлиффеном, предусматривал быструю (молниеносную) войну на двух фронтах: Западном и Восточном. Главная идея заключалась в нанесении удара по Франции через Бельгию. Против русских армий сначала предусматривались оборонительные действия не-большими силами, но после разгрома французов предполагалось перебросить войска на восток и нанести поражение России.

Планы французского командования в основном носили вы-жидательный характер, поскольку и в военно-промышленном отношении, и по численности армии Франция уступала Герма-нии. Великобритания не стремилась к широкому участию в су-хопутной войне, надеясь всю ее тяжесть переложить на Россию и Францию. Русские политические и стратегические интересы требовали направления главных усилий против Австро-Венгрии, а не Германии.

Балканские войны. Преддверием Первой мировой войны на-зывают Балканские войны. Они начались как завершающий этап освобождения Балканского полуострова от многовекового турец-кого ига. В ходе Первой Балканской войны, 1912 — 1913 гг. Сербия, Черногория, Греция и Болгария разгромили Турцию. Сыгравшая решающую роль в войне Болгария значительно укре-пила свои позиции, что вызвало недовольство ее союзников. Ре-зультатом стала Вторая Балканская война 1913 г. Болгария, которую поддерживали Германия и Австро-Венгрия, была раз-громлена бывшими союзниками и Турцией и потеряла часть своих недавних завоеваний.

Экономика ведущих европейских стран. Решающими факто-рами экономического и политического развития Великобритании по прежнему были эксплуатация огромных колониальных владений и рост вывоза капитала. За счет этого Британия, не-смотря на потерю промышленной гегемонии, оставалась в числе

17

развитых стран. Однако усиление экономических проблем вело, к росту рабочего движения и возникновению в 1906 г. на основе)

/

тред-юнионов новой Лейбористской (рабочей) партии. Эко( номические трудности, увеличение расходов на вооружение, aoj вая волна борьбы Ирландии за независимость создавали большие проблемы для страны.

!

Несмотря на значительный промышленный рост, Франция отставала от Великобритании, Германии, США. Главная причи-на сравнительной отсталости индустрии была в особенностях французской экономики, которая носила ростовщический ха-рактер, капиталы широко вывозились за границу, часто в виде государственных займов. Замедление темпов развития, отсталое рабочее законодательство и рост налогов в связи с увеличением расходов на вооружение усиливали позиции социалистов.

В начале ХХ в. по уровню промышленного производства Германия выдвинулась на первое место в Европе. Преимуществен-ное развитие тяжелой промышленности было вызвано в значи-тельной мере потребностями армии и флота, железнодорожного строительства. Готовясь к переделу мира, Германия увеличива-ла свои военные расходы. В 1914 г. она имела 232 новых боевых корабля и заняла по их количеству второе место в мире после Великобритании. В германском обществе были сильны идеи ми-литаризма и шовинизма.

Социальные движения и социальные реформы. Быстрое раз-витие ряда стран вело к росту социальных движений.

Началось объединение профсоюзов в федерации. Так возник-ли Американская федерация труда (АФТ) в США (1886), Всеобщая конфедерация труда во Франции (1895) и др. Ра-бочие требовали повышения заработной платы и установления 8-часового рабочего дня. В рабочем движении были популярны анархо-синдикаластские идеи. Их сторонники отвергали по-литическую борьбу, считая, что рабочие должны объединяться только в профсоюзы, а основной формой борьбы должно быть «прямое действие» — стачки, бойкот, саботаж.

В США получило развитие движение фермеров. Массовые вы-ступления крестьян были характерны для Италии, Франции.

В ряде стран острые формы принимали национальное движение, движение женщин за равноправие (феминистское движение) и т.д.

Для сохранения стабильности в обществе и под напором на-селения наиболее дальновидные представители правящих кру-гов стремились к продолжению социальных реформ.

I 18

В Великобритании левое крыло Лаберальной партии, осно-‘ анной в середине XIX в., выступало в роли посредника между редпринимателями и рабочими. В 1906 г. был принят закон о омпенсации работникам, пострадавшим при несчастных слу-ч ях на производстве. В 1908 г. установлен 8-часовой рабочий д ь для шахтеров. Вводились пенсии для рабочих с 70-летнего во раста. Появился закон о страховании рабочих по болезни и безработице. В 1909 г. министр финансов, видный политический деятель либерал Дэвид Ллойд Джордж предложил бюджет, названный «народным»: около 10 млн фунтов выделялось на со-циальные расходы.

В США президент Теодор Рузвелып развернул кампанию против злоупотреблений со стороны монополий. Были приняты законы в области охраны природных богатств, против бесхозно-го использования земель и воды. Вводился контроль за каче-ством продуктов и медикаментов.

Научно-технический прогресс. Отличительной особенностью первой половины ХХ в. стали быстрый количественный и каче-ственный рост промышленности и такой же быстрый рост ее научно-технической основы. Наибольшее значение имели элек-трификация промышленных предприятий и транспорта, переход к автоматизации, использование двигателей внутреннего сгора-ния, совершенствование химических технологий. Зарождается автомобильная, а чуть позже авиационная промышленность.

Развитию промышленности способствовало усовершенствова-ние ранее сделанных изобретений: электродвигателя американца Джозефа Генри и динамо-машины бельгийца Зеноба Грамма а также разработка способов передачи электричества по ме-таллическим проводам и создание лампочек накаливания. Элек-трификация являлась основой технического прогресса, обусловив более эффективное использование природных энергетических ре-сурсов и рациональное распределение производительных сил.

Открытие немцем Генрихом Герцем радиоволн привело к созданию русским А. С. Поповым радио. Все больше использо-вался телефон, изобретенный американцем Апександром Беллом еще в 1876 г.

Конец XIX — начало ХХ в. было переломным в развитии фи-зики. Француз Анри, Беккерепь обнаружил радиоактивность урана. Англичанин Кильям Томсон открыл электрон. Супру-ги Пьер и Мария Кюри доказали, что атомы урана при излу-чении распадаются, превращаясь в энергию. В 1900 г. немецкий физик Макс Планк обнаружил, что на уровне атома энергия

передается неравномерными частями квантами. Вскоре им и датчанином ХХильсом Бором была разработана квантовая тео-рия. Все эти открытия сильно изменили представления челове-чества об окружающем мире и стали основой для будущих работ по использованию атомной энергии.

Научные открытия и изобретения все быстрее находили при-менение в производстве. Американец Ч>редерик Тейлор при-шел к выводу, что сужение функций работника может резко по-высить его производительность. Следовательно, процесс произ-водства надо разделить на простейшие операции. Опираясь на эту теорию, американский изобретатель и промышленник Генри джорд разработал и начал использовать на своем автомобиль-ном заводе конвейер. По специальной ленте двигался автомо-биль, а каждый рабочий, не сходя с места, совершал определен-ные действия по его сборке. В результате автомобиль собирали в 3 — 4 раза быстрее, чем при прежнем способе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы были особенности развития различных стран в начале ХХ в.’?

2. В чем причины борьбы за передел мира? Покажите на карте первые очаги этой борьбы.

3. Какие военно-политические блоки сложились в Европе к конце XIX — начале ХХ в.? Каковы были их планы?

4. Как развивалась экономика ведущих стран мира в начале ХХ в ? В чем заключались проблемы этого развития?

5. Назовите причины обострения социальных движений. Каких успе-хов удалось добиться трудящимся в отстаивании своих прав?

6. Сравните социальные реформы, проводимые в разных странах. В чем их сходство и различия?

7. Охарактеризуйте развитие науки и техники в конце XIX — на-чале ХХ в. Назовите важнейшие открытия и изобретения. Как они повлияли на развитие экономики?

~ 2. Пробуждение Азии в начале ХХ в.

Синьхайская революция. В начале ХХ в. в Китае с новой си-лой разгорелась борьба против маньчжуров (династии Цин), со-циальной несправедливости, засилья иностранцев. Ведущую роль

роль в создании новых революционных организаций играла ру-ководимая Сунь Ятсеном Союзная лига, сложившаяся в эми-i рации. В самом Китае под влиянием идей Сунь Ятсена появи-ин ь также немало тайных организаций. В 1895 — 1911 гг. npo-ii:юшл0 10 вооруженных восстаний, велась пропагандистская работа. Сунь Ятсен выработал идеологию освободительного дви-к< ния — «Три народных иринцина». национализм (свержс-пне маньчжуров и восстановление суверенитета Китая), наровластие (создание республики) и народное благоденствие (основное — равные права всех на землю).

Началом революции послужили события в городе Учан на юге страны. 10 октября 1911 г. (год синьхай по китайскому лун-ному календарю, отсюда название революции — Синьхайская) в этом городе восстали войска, среди которых активно действо-вали революционные организации. В боях против правитель-ственных сил участвовали крестьяне окрестных деревень. Горо-да и провинции Китая один за другим свергали власть цинских чиновников и переходили на сторону революции. К концу ноя-бря 1911 г. независимость провозгласили 15 провинций. 29 де-кабря 1911 г. в Нанкине (южной столице Китая) было торже-ственно объявлено о создании Китайской Республики, а Сунь Ятсен стал ее временным президентом.

При его участии была разработана временная конституция: провозглашались равные права всех граждан, свобода слова и печати, вероисповедания, неприкосновенность личности, созда-ние ответственного перед парламентом Кабинета министров. Од-нако проект конституции остался на бумаге. Тем временем шли боевые действия между революционными войсками и силами цинского правительства во главе с генералом ФОань 111икаем. Но вскоре стороны пошли на компромисс.

12 февраля 1912 г. малолетний император Пу И отрекся от престола, а затем Сунь Ятсен отказался от президентского поста и предложил передать его Юань Шикаю. Сунь Ятсен организо-вал партию Гоминьдан (Национальная партия). В апреле 1913 г. начал работу парламент, где члены Гоминьдана получи-ли большинство.

При его участии была разработана временная конституция: провозглашались равные права всех граждан, свобода слова и печати, вероисповедания, неприкосновенность личности, созда-ние ответственного перед парламентом Кабинета министров. Од-нако проект конституции остался на бумаге. Тем временем шли боевые действия между революционными войсками и силами цинского правительства во главе с генералом ФОань 111икаем. Но вскоре стороны пошли на компромисс.

12 февраля 1912 г. малолетний император Пу И отрекся от престола, а затем Сунь Ятсен отказался от президентского поста и предложил передать его Юань Шикаю. Сунь Ятсен организо-вал партию Гоминьдан (Национальная партия). В апреле 1913 г. начал работу парламент, где члены Гоминьдана получи-ли большинство.

Юань Шикай, постепенно сосредоточивая власть в своих ру-ках, добился роспуска большинства революционных войск. Под-~писание им кабального для Китая договора об иностранных зай-мах в 1913 г. послужило толчком к новому восстанию во главе с Сунь Ятсеном. Но оно было подавлено. В 1914 г. Юань Шикай опубликовал новую конституцию, предусматривавшую восста новление монархии и дававшую ему права диктатора. Однако в 1916 г. он скоропостижно умер.

Младотурецкая революция. Под влиянием революции 1905— 1907 гг. в России в странах Востока начался подъем национально-освободительного движения. В провинциях, а также в армии и на флоте Турции стали все чаще вспыхивать волнения. В конце 1907 г. на собрании был образован блок турецких революцион-ных организаций во главе с комитетом «Еди,пение и прогресс». Во всех городах действовали его отделения. Участников органи-зации называли младотурками (по аналогии с участниками движений начала XIX в. типа «Молодая Германия»).

В 1908 г. произошло восстание младотурков в Македонии. Войска перешли на их сторону. 24 июля султан был вынужден подписать указ о восстановлении Конституции 1876 г. и прове-дении выборов в палату депутатов. Власть султана была ограни-ченна, в правительство вошли члены комитета «Единение и про-гресс».

Идеологией младотурок в национальном вопросе являлся османизм. Формально под этим термином понималось равен-ство всех подданных султана, но фактически отрицалось нали-чие национального вопроса. Государственным языком был про-возглашен турецкий, армяне, греки, курды, другие народы под-лежали ассимиляции. Вскоре младотурки установили в стране режим диктатуры.

Революция в Иране. Иран в начале ХХ в. был разделен на сферы влияния Великобритании и России. В стране существо-вал режим, основанный на подавлении всех недовольных. Под влиянием событий 1905 г. в России в Иране в декабре 1905 г. начались демонстрации. В результате в августе 1906 г. шах из-дал указ о введении конституции и созыве парламента. Парла-мент (меджлис) принял законы о гражданских правах, равен-стве и свободах. Борьба, в том числе и вооруженная, продолжа-лась до 1911 г. По просьбе шахского правительства в события вмешались Россия и Великобритания. Революционные силы были разгромлены, парламент разогнан.

Национально-освободительная борьба в Индии. С 1899 г. вице-королем Индии был Джордж Керзон, проводивший по-литику дискриминации индийцев и поддерживавший англий-ских предпринимателей. Его действия способствовали усилению антиколониальных настроений. Однако среди сторонников пере-мен не было единства. Противники колониального режима еще в 1885 г. объединились в Индийский национальный конгресс

(ИНК). В его руководстве были представители зажиточных кру-гов и высших каст, стоявших на позиции лояльной оппозиции колонизаторам. Позже в конгрессе появилось и радикальное на-правление, выступавшее за активную борьбу против англичан. Все популярнее становились лозунги свадеши (отечественное производство) и сварадж (собственное правление).

С начала 1906 г. движение свадеши приняло форму массовых выступлений. Произошли забастовки железнодорожников. Н ходе стачечной борьбы были созданы профсоюзы. В ответ ан-гличане развернули репрессии против радикальных лидеров ИНК.

В 1915 г. лидером ИНК фактически стал Махатма Ганди. Он разработал общественно-политическую программу ненасиьстпвенного сопротивления властям. На содержании этой про-граммы сказались опыт революции 1905 — 1907 гг. в России и учение о ненасилии Л. Н. Толстого.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ I 1. Объясните смысл названия параграфа. 2. В чем причины Синьхайской революции? Каковы ее результа-

ты? 3. Какие последствия имела младотурецкая революция? 4. Расскажите о национально-освободительном движении в Индии

в начале ХХ в. 5. Каковы общие причины нарастания освободительного движе-ния в разных азиатских странах? В чем специфические особен-ности этих движений в каждой из стран?

Из книги Дж. Неру «Открытие Индии»

Когда Ганди впервые вступил в Индийский национальный конгресс, он немедленно полностью изменил его устав. Он превратил Конгресс в де-мократическую и массовую организацию. Конгресс и прежде был демо-кратической организацией, но его состав был ограничен представителями нысших классов. Теперь в него устремились крестьяне, и в своем новом ниде он стал приобретать характер широкой крестьянской организации с большой прослойкой представителей средних классов. Преобладание крестьян в дальнейшем усилилось. Пришли также и промышленные ра-бочие, но поодиночке, а не в организованном порядке.

Основой и целью этой организации стало действие, осуществляемое мирными средствами. <...> Был выработан новый метод действия: являясь абсолютно мирным, он тем не менее заключал в себе неподчинение тому, что считалось неправильным…

ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ

1. Какие изменения произошли в ИНК после вступления в него

М. Ганди? Почему’ ?

2. В чем состояла суть тактики М. Ганди?

g 3. Россия на рубеже XIX — XX вв.

Особенности экономического развития России в начале ХХ в. Одной из главных особенностей экономики России в начале ХХ в. стала «ыеогг«я коиц< нтр«ц«я промышленного произ«од етви. Более половины всех фабрично-заводских рабочих были заняты на крупных предприятиях с числом работающих свьпне 500 на каждом. Нн этой основе ускорилось развитие монополи-стических обьеднненнй. Так, металлургический синдикат «Про-дамета» («Продажа металла») сог)ндоточил в своих руках свы-ше 85’/ сбыта готового металла. Нп долю трех объединений не-фтяной промышленности приходилось 86% всех акционерных капиталов и 60% добычи нефти. Усилился процесс слияния про-мышленного капитала с банковским.

Правда, пережитки крепостничества (главным выражением которых была бедность крестьянства, делавшая крайне узким внутренний рынок потребления промышленной продукции) тор-мозили рост производительных сил страны. Особенностью тяже-лой промышленности России являлась и возрастающая зависи-мость от иностранных капиталов.

Экономика России быстро развивалась, но ее отставание от ве-дущих держав не уменьшалось. По уровню промышленного про-изводства на душу населения Россия соответствовала Испании— тогда одной из самых отсталых стран Европы. В общественном мнении это отставание все чаще связывалось с политическим строем России. В начале ХХ в. она оставалась одним из немно-гих государств с неограниченной властью монарха, Очень многое в таких странах зависит от личности главы государства.

Николай II. Вступившему на престол в 1894 г. императору Николаю Александровичу Романову было 26 лет. Он был женат

на гессенской принцессе Алисе, принявшей в крещении имя Александра Федоровна. У них родились четыре дочери и сын Алексей. Царскую власть Николай II воспринимал как данную Богом. Он был убежден, что Россия не готова к введению пред-ставительных учреждений, конституции. Парламент император < читал бессмысленной и бестолковой говорильней.

Тем не менее вступление на престол Николая II с надеждой было встречено либеральной общественностью, которая осторож-но предлагала включить в органы государственной власти пред-ставителей земств и народа. Однако эти надежды оказались тщетными. Николай II заявил, что будет всемерно укреплять устои самодержавия.

Оппозиционные организации. Значительная часть русского общества находилась в оппозиции к власти. И если в крайне ле-вых партиях и эмиграции звучал лозунг «Долой самодержавие!», то в легальных изданиях в основном велись нападки на «бюро-кратию».

Среди левой социалистической оппозиции было два главных течения. В 1902 г. народнические организации обьединнлись в 11артию социалистов-революционеров (эсеров). Они делали ставку на крестьянство, мечтали о новой «пугачевщине», о восстаниях в воинских частях. Для возбуждения народа и ослаб-ления государственного аппарата эсеры широко практиковали террор. Лидером эсеров был В.M. Чернов, организаторами тер-рора считались Е.Ф.Азеф (оказавшийся агентом полиции) и Б.В. Савинков. Социалисты-революционеры в начале ХХ в. убили министров Н. П. Боголепова, Д. С. Сипягина, В. К. Плеве. Пи одно из крестьянских волнений не обходилось без предста-вителей эсеровской партии.

В 1903 г. окончательно организационно оформилась Российс кая социал-демократическая рабочая партия (РСДР11). Социал-демократы, опираясь на учение К. Маркса, считали главной силой будущей революции рабочий класс. Многие пар-тии находились в эмиграции. Оттуда в Россию поступали га-зеты и брошюры, которые распространялись среди рабочих и интеллигенции. Вскоре после образования социал-демократи-ческой партии она раскололась на два течения: большевиков (сторонники радикальных действий) и меньшевиков (выступа-ли с умеренных позиций). Лидером большевиков стал В. И. Ульянов (Ленин). Среди руководителей меньшевиков вы-делялся Л. Мартов (Ю.О. Цедербаум), к ним же примыкал 1′. В. Геханов.

Российские либеральные круги также стали на путь нелегаль-ной борьбы с властью. С июня 1902 г. в Штутгарте под редак-цией П. Б. Струве стал издаваться журнал «Освобождение». Главной организацией либералов стал «Союз Освобождения».

Рабочее движение. В начале ХХ в. в России резко усилилось рабочее движение. Рабочие выдвигали экономические требова-ния: увеличение оплаты труда, введение медицинского страхо-вания, охраны труда и т.д. Выступления (забастовки, митинги, демонстрации) приобретали все более организованный характер. И эсеры, и социал-демократы стремились использовать волне-ния рабочих в своих целях. Под их влиянием к экономическим лозунгам добавлялись политические: «Долой самодержавие1», «Да здравствует социализм1». Особенно ярким событием стали волнения рабочих на Обуховском заводе в Петербурге в 1901 г., жестоко подавленные войсками (так называемая Обуховская оборона). В 1902 г. забастовки охватили большинство предпри-ятий юга России.

Ряд представителей власти вступили в диалог с рабочими. Начальник Московского охранного отделения С.В. Зубатов добился разрешения легализовать рабочие организации, создать кассы взаимопомощи. Вопреки замыслу Зубатова его организа-ции стали на деле одной из сил революционного лагеря и при-няли участие в нескольких забастовках.

Крестьянские волнения. В конце XIX столетия Россия — дав-ний поставщик хлеба на европейский рынок — столкнулась с конкуренцией США и Аргентины. Это больно ударило по хозяй-ствам и помещиков, и крестьян. Особенно пострадали хозяйства в тех губерниях, где у крестьян было более всего земли. Ситуа-ция усугубилась несколькими неурожайными годами. В Мало-россии (Полтавской и Харьковской губерниях) в 1903 г. нача-лись массовые крестьянские волнения. Крестьяне грабили име-ния помещиков, угоняли скот, захватывали земли. Волнения были подавлены войсками.

Внешняя политика. Россия развивала дружественные связи с Францией, покровительствовала Эфиопии, сражавшейся с ита-льянскими интервентами, помогала бурам, выступившим про-тив англичан за независимость своих государств. В 1899 г. Рос-сия выдвинула инициативу созыва мирной конференции в Гааге. Русский представитель предложил не увеличивать в тече-ние ближайших лет количество войск и расходы военного бюд-жета, но ббльшая часть делегаций была не согласна с ним. Конференция приняла декларации о запрещении разрывных пуль, метания взрывчатых снарядов с воздушных шаров и употребле-ния снарядов с удушливыми газами. Пересмотрены были декла-рации о законах и обычаях ведения войны, о мирном разреше-нии международных споров.

Проводя достаточно осторожную внешнюю политику в Евро-пе, Россия стремилась усилить свое влияние в Восточной Азии. Заключив в 1896 г. оборонительный союз с Китаем, Россия по-лучила право на строительство КВЖД через территорию Мань-чжурии из Забайкалья до Владивостока. Однако на дальнево-сточные территории претендовали и другие державы, прежде всего Япония. В ходе войны с Китаем (1894 — 1895) Япония за-хватила ряд китайских земель, включая Ляодунский полуостров (юг Маньчжурии), и усилила свое влияние в Корее. Под давле-нием России японцы были вынуждены оставить эти территории. В 1898 г. русское правительство заключило с Китаем договор об аренде на 25 лет Ляодунского полуострова, где началось строи-тельство русской военно-морской базы Порт-Артур и торгового порта Дальний. Япония, заручившись поддержкой Англии и США, стала усиленно готовиться к войне с Россией.

Русско-японская война 1904 — 1905 гг. Военные действия начались в январе 1904 г. с внезапного нападения японских эс-минцев на русские корабли в Чемульпо (Корея) и Порт-Артуре. Русский флот понес существенные потери.

В апреле 1904 г. японские войска высадились в Маньчжурии. Перерезав железную дорогу от КВЖД до Порт-Артура, они на-чали его осаду. Одновременно развернулись бои между японца-ми и основными силами русской армии в Маньчжурии.

В русской армии остро ощущалась нехватка талантливых вое-начальников. Капитан крейсера «Варяг» В.Ф.Руднев, герой Порт-Артура Р. И. Кондратенко и адмирал С. О. Макаров были исключениями на фоне остального генералитета, проигравшего практически все сражения. Избранная командующим Маньч-журской армией генералом А.Н.Куропаткиным тактика пассивной обороны оказалась малоэффективной. Постоянные отступления даже после удачных операций подрывали боевой дух войск. К причинам поражений можно отнести и превосход-ство противника в численности, качестве вооружения, мораль-ном духе.

В конце 1904 г. японские войска начали решающий штурм 11орт-Артура, 30-тысячный гарнизон которого выдержал 11-ме-сячную осаду. Предательство начальника Квантунского укреп-27 [района генерала А. М. Стесселя, который вопреки воле военного совета 20 декаоря 1904 г. сдал Порт-Артур, позволило японцам сосредоточить значительную часть своих войск против русской Маньчжурской армии. В начале февраля 1905 г. русские войска попытались перейти в наступление, но сражение под .Ъ|укденом было проиграно.

Тем временем к берегам Японии приближался русский флот (2-я Тихоокеанская эскадра), совершивший труднейший пере-ход из Балтики. Однако русские корабли уступали японским по численности, качеству брони, скорости и дальнобойности артил-лерии. В мае 1905 г. в проливе у острова .Цусима произошло сражение, в ходе которого японский флот полностью уничтожил русскую эскадру. Летом 1905 г. японцы захватили остров Саха-лин.

Обе стороны были истощены и стремились к миру. Русская делегация во главе с С. Ю. Витте отбыла в американский город Портсмут, который был выбран местом переговоров. По мир-ному договору, заключенному 23 августа 1905 г., Россия усту-пила Японии арендные права на Ляодунский полуостров, поло-вину острова Сахалин и признала Корею зоной японского влия-ния.

Поражение в русско-японской войне стало одной из глав-ных причин революции 1905 — 1907 гг.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем заключались особенности экономического развития Рос-сии в начале ХХ в.?

2. Какие оппозиционные организации действовали в России в на-чале ХХ в.? Охарактеризуйте их намерения.

3. С чем связано усиление рабочего и крестьянского движений в России в начале ХХ в.?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст