Учебная программа теория и методика обучения технологии и предпр

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Факультет технологии, предпринимательства и сервиса

Кафедра технологии и предпринимательства

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Специальность:

050502 «Технология и предпринимательство»

Квалификация:

учитель технологии и предпринимательства

Составил:

доц. кафедры ТП Серяков С.А.

Орел – 2009

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050502 «Технология и предпринимательство», утвержденным зам. Министра образования и науки РФ А.Г. Свинаренко 31.01.2005 г. (номер государственной регистрации 664 пед/сп).

Извлечение из п. 4 «Требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя технологии и предпринимательства по специальности 050502 – «Технология и предпринимательство»

ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения технологии и предпринимательству

Предмет и задачи методики преподавания технологии и предпринимательства. Принципы и системы трудового и профессионального обучения. Методы трудового обучения. Формы организации занятий учащихся. Ручные и станочные операции на уроках технологии. Обучение обработке древесины, металлов и других материалов. Методика обучения элементам машиноведения, электротехники, радиотехники, автоматики и экологии. Методика обучения культуре дома, обработке тканей, кулинарии, художественной обработке материалов. Методика использования ЭВМ на уроках технологии. Методика использования аудиовизуальных и технических средств обучения в учебном процессе. Методика обучения по специализации. Учебно-производственный труд учащихся. Метод групповой обработки. Методика графической подготовки. Методика обучения основам предпринимательства. Методика руководства проектной деятельностью учащихся. Подготовка учителя к занятиям. Критерии и способы контроля знаний, умений и навыков учащихся. Методика внеклассной работы в образовательной области «Технология». Методика работы по профессиональному самоопределению учащихся. Учебно-материальная база (УМБ) технологического обучения. Технико-педагогическая эффективность УМБ. Методика технологической подготовки учащихся в системе дополнительного образования.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры технологии и предпринимательства Орловского государственного университета

«__» _________________ протокол №___

Зав кафедрой ТП, проф. А.А.Калекин

Программа одобрена на заседании Научно-методического совета факультета

Председатель НМСФ А.А.Калекин

Программа рассмотрена и утверждена на заседании Ученого совета факультета технологии, предпринимательства и сервиса Орловского государственного университета (протокол №1)

Председатель, проф. В.Н.Правдюк

Рецензенты: А.А. Калекин, проф., зав. кафедрой ТП ОГУ

Н.А. Коломеец, к.п.н. доц. кафедры общей педагогики

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная задача курса теории и методики преподавания технологии и предпринимательства – заложить фундамент для профессионального обучения будущих учителей технологии и преподавателей общетехнических дисциплин, подготовленных для работы в учебных заведениях всех уровней. В результате изучения курса студенты должны сформировать в себе всесторонне развитую и гармоническую, творческую личность.

Студенты должны уметь:

— сознательно и творчески выбирать оптимальные способы работы с учащимися на уроках технологии и предпринимательства, правильно учитывая все известные им принципы обучения;

— мыслить системно, комплексно;

— самостоятельно решать потребности в информационном обеспечении своей деятельности;

— непрерывно овладевать новыми знаниями;

— систематизировать в себе все ПВК учителя технологии и овладеть методикой проведения занятий по технологии в школе по разделам программы.

В процессе изучения дисциплины в качестве основных видов занятий используются лекции, семинары и практические занятия.

Формы контроля можно разделить на текущие, промежуточные и итоговые. К текущим формам относятся: устный опрос, сообщения, рефераты, письменные задания, самостоятельные работы, индивидуальные собеседования и др. Промежуточные формы используются после прохождения основных разделов. К ним относятся зачет и курсовая работа.

Курсовая работа по методике преподавания технологии является важным этапом по проверке готовности студентов к самостоятельному решению учебно-воспитательных задач, возникающих на практике перед учителем технологии.

В ходе выполнения курсовой работы осуществляется:

— закрепление и расширение теоретических знаний и углубление умений использовать их для решения конкретных учебно-воспитательных задач психолого-педагогического, методического, технического и экономического характера;

— развитие навыков по применению практических умений длярешения поставленных задач;

— совершенствование умений самостоятельной работы и ведения поиска педагогической и технической информации при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем и вопросов и формировании практических выводов на основе анализа литературных источников, передового педагогического и личного опыта;

— закрепление у студентов навыков самостоятельной оценки различных методов, обобщения результатов, обоснования выводов ирекомендаций, которые могут быть использованы в практическойдеятельности работников образования.

Итоговая форма – экзамен – используется после прохождения всего курса.

Критерии оценок на экзамене

Оценка -отлично- ставится за полное раскрытие трех вопросов экзаменационного билета, наличие примеров из собственной педагогической деятельности на практике в школе, использование существующей по дисциплине терминологии и описание всех необходимых классификаций и схем с их последующим пояснением.

Оценка -хорошо- ставится за ответ по всем трем вопросам с возможными незначительными упущениями в описании классификаций и использовании терминов по проверяемой дисциплине.

Оценка -удовлетворительно- ставится за полный ответ на два вопроса и неполный или отсутствие ответа на третий.

Оценка -неудовлетворительно- ставится за полное отсутствие ответа на два и более вопросов.

ПРОГРАММА

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (лекции)

1. Новые подходы к трудовому обучению и концептуальные положения теории трудовой подготовки в школе:

— предмет и задачи технологии;

— приоритеты учителя при преподавании технологии;

— социально – экономические изменения в стране и их влияние на содержание трудовой подготовки в школе;

— цели и задачи трудовой подготовки на современном этапе.

2. Предмет и задачи методики преподавания технологии:

— интерпретация учебных дисциплин и видов деятельности в соответствии с программой «Технология»;

— понятие о методике преподавания технологии как области педагогических знаний;

— методические аспекты выполнения творческих проектов в школьном курсе «Технология».

3. Общая характеристика профессиональной деятельности и требования к личности учителя:

— обязанности учителя технологии в школе;

— содержание учебной деятельности учителя;

— содержание внеклассной деятельности учителя;

— личностные и профессиональные качества преподавателя.

4. Дидактические принципы трудового обучения школьников:

— дидактическая трансформация трудовой деятельности в учебно-трудовую;

— понятие принципов обучения

— генезис дидактических принципов

— классификация принципов.

5. Урок как основная форма организации обучения технологии:

— основные типы уроков и их особенности;

— структура занятия по технологии для общего случая;

— дидактические аспекты уроков технологии;

— специальные формы уроков по технологии.

6.Методы трудового и профессионального обучения:

— методы обучения и их классификация;

— методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков;

— методы активизации учебной деятельности.

7.Формы организации трудового обучения школьников на занятиях по технологии:

— классификация форм организации учебной работы школьников;

— содержание и составление графиков перемещения учащихся;

— планирование и достижение учебно-воспитательных целей на занятиях по технологии.

8.Средства трудового обучения:

— средства трудового обучения и их классификация;

— дидактические основы разработки и использования средств обучения;

— современная оргтехника педагога.

9. Преемственность и межпредметные связи в трудовом и профессиональном обучении:

— сущность межпредметных связей и их функции в решении комплексных задач трудовой подготовки;

— пути осуществления межпредметных связей при преподавании технологии;

— формирование общетехнических понятий при преподавании технологии.

10.Содержание подготовки учителя к проведению занятий по технологии:

— перспективное планирование учебной работы;

— текущее планирование занятий по технологии;

— учебно-дидактическое обеспечение уроков технологии.

11. Организация работы над проектами и ее методическое обеспечение:

— понятие о проектном методе и его содержание;

— становление проектного обучения школьников;

— развитие школьников в процессе проектной деятельности;

— классификация школьных проектов;

— психолого-педагогические основы деятельности учащихся при выполнении творческих проектов;

— рекомендации по выполнению творческих проектов.

12. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса:

— сущность предпрофильной подготовки;

— требования к разработке программ и варианты элективных курсов по предпрофильной технологической подготовке.

13. Профильное обучение:

— цели и задачи профильной подготовки;

— из истории профильной подготовки;

— методика разработки элективных курсов и составление программ по технологическому профилю.

Тематика семинарских занятий

Изучение и анализ школьных программ по технологии в 5-7 классах

Изучение и анализ методической и учебной литературы;

Перспективное планирование работы учителя. Составление перспективного календарного плана;

Определение учебно-воспитательных задач и целей урока;

Разработка содержания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей;

Подготовка учителя к уроку. Текущее планирование занятия. Составление плана-конспекта урока;

Составление технологических и инструкционных карт на изготовление деталей, узлов и их элементов. Разработка карточек-заданий;

Методика анализа занятий и план – конспектов;

Методика проведения вводного занятия по технологии;

Проведение уроков технологии по программе.

Примерный учебно-тематический план

Наименование тем

%

трудоемкости изучения

1.Новые подходы к трудовому обучению.

5

2.Предмет и задачи методики преподавания технологии.

5

3.Общая характеристика деятельности

5

4.Дидактические принципы трудового обучения.

5

5.Урок как основная форма организации обучения.

5

6.Методы трудового и профессионального обучения.

5

7.Формы организации обучения на занятиях по технологии.

2

8.Средства обучения и их классификация.

5

9.Преемственность и межпредметные связи.

5

10.Содержание подготовки учителя к проведению занятий по технологии.

5

11.Организация работы над проектами

5

12.Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся 9 класса

13.Изучение и анализ школьной программы.

5

14.Изучение и анализ методической литературы.

5

15.Перспективное планирование работы учителя.

5

16.Определение учебно-воспитательных задач и целей.

5

17.Методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей.

5

18.Текущее планирование. Составление плана-конспекта.

5

19.Составление технологических карт и карточек – заданий.

5

20.Методика анализа занятий и план – конспекта.

5

21.Проведение вводного занятия по технологии.

5

ИТОГО:

100



Страницы: 1 | 2 | Весь текст