Учебная программа составлена на основе федерального компонента г

Баус Елена Михайловна

Учитель специальных (коррекционных) классов школы VIII вида.

МБОУ «Первомайская сош»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(ЧТЕНИЕ) – 9кл.

Учебная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся

Приказа от 10.04.2002г. № 29/2065 – П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».

Постановления РФ от 13.03.2001г. приказ № 196 «Об утверждении Типового положения образовательного учреждения».

Постановления Правительства от 12.03.1997г. приказ № 288 «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении».

Министерства образования и науки РФ примерных программ по русскому языку, допущенных Министерством образования РФ (программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. Сборник в двух томах.- М, Владос, 2000 и с учетом учебного плана МОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Чтение как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида имеет практическую направленность и решает следующие

задачи:

вырабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения;

исправлять недостатки образного восприятия;

активизировать словарь учащихся;

устранять нарушения монологической речи;

совершенствовать словесную систему мышления.

Цель обучения:

формирование устной и письменной речи как средства общения, способа коррекции их познавательной деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, выразительно, бегло вслух; читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

дать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;

пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок

(Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц).

Навыки чтения

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различие оттенков значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.

Внеклассное чтение

(1раз в месяц)

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя)

Перечень учебно-методического обеспечения данного курса

класс

Учебная программа

(базовая)

Учебники

Методические

пособия

Материал

для контроля

5

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

5 – 9 классы

под редакцией В.В.Воронковой

Книга для чтения

(учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида)

автор – составитель З.Ф.Малышева

М.- Просвещение, 2006

журнал «Дефектология»;

журнал «Начальная школа»;

газета «1 сентября»-приложение к журналу «Начальная школа»

Тесты (литература)

Учебно-методическое пособие

Авторы:

Н.Н.Коршунова;

Е.Ю.Липина

Тесты и кроссворды

«По страницам любимых книг»

Автор Серов Ю.А.

Библиография

Автор

Название

Город

Издательство

Год

1

Р.И.Лалаева

Логопедическая работа в коррекционных классах

Москва

Гуманитарный издательский центр «Владос»

1990

2

Л.М.Козырева

Логопедическое пособие

Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения

Москва

«Издат – школа»

2000

3

Т.И.Линго

Игры, ребусы, загадки

Популярное пособие для родителей и педагогов

Ярославль

«Академия развития»

1998

4

Л.А.Веденская

Пословицы и поговорки в начальной школе

Москва

Государственное Учебно-педагогическое издательство

1963

5

Б.М.Ховратович

Поле любит труд

Русские народные пословицы и поговорки о сельском хозяйстве

Красноярск

Красноярское книжное издательство

1966

6

В.Е.Гольдин

Речь и этикет

Книга внеклассного чтения учащихся 5-8 кл.

Москва

«Просвещение»

1983

7

Календарно-тематическое планирование по чтению 9 класс специальной коррекционной школы VIII вида.

1четверть- 25 ч.

Тема урока

дата

Средства обучения

Основное содержание

Планируемый уровень усвоения

Вид контроля

Домашнее задание

1 уровень2 уровень1

Устное народное творчество.

Тексты.

Дать понятие устного творчества.

Уметь воспринимать на слух. Пересказывать. Отвечать на вопросы

Объяснение смысла непонятных слов

Подбор произведений в библиотеке.

2Русская народная сказка»Самое дорогое»Картины русского бытаДать понятие «зачин, концовка, повторы, сказки волшебные, бытовые, о животных. Сказка – отражение мировоззрения народа ,его мечты о будущем.Чтение по ролями пересказ. Составление плана.Выразительное чтение, ответы на вопросы. Ответы на вопросыЧтение по ролям, подробный и выборочный пересказ.3Русская народная песня «Смерть Степана Разина»Фонограмма русской народной песниПонятие «песня, былина, гусли, гусляр»Ответы на вопросы.Выразительное чтениеВыразительное чтениеВыразительное чтение.4О былинах. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»Картина «Богатыри»Понятие «быль, былина».Характеристика поступков героевВыразительное чтениеЧтение и пересказВопросы к тексту. Выразит чт.5Обобщение по теме «Устное народное творчество»Понятие борьбы добра и зла

Чтение по памяти русских и хакасских пословиц и поговорок.Подобрать в библиотеке русские и хакасские пословицы и поговорки.6Внеклассное Чтение (1) Басня. О баснях. Сравнение русской басни и хакасской басни.Тексты хакасских басен, картины хакасских народных инструментов.Сравнить достоинства русских и хакасских басен.Выразит чт.басни7И.А.Крылов. Басня «Волк и ягненок»Портрет писателяПонятие басни, побасенки, баснописец, басенник.Пересказ, ответы на вопросыОписание событий по иллюстрации.Заучивание наизусть. Выразительное чтение.Чтение, пересказ. Ответы на вопросы8И.А. Крылов Басня «Волк и кот»Понятие гиперболы, переноса человеческих качеств на животных.Умение характеризовать образы героев, делать выводы.Выразит. Чт. Ответы на вопросы.ОписаниеВыразит. Чт по ролям.9

А. С. Пушкин.- биографические сведения.Портрет писателяА. С .Пушкин –гений русского народа.Пересказ биографических данных.Составление словесного портрета А. С. Пушкина.Пересказ биографических сведений.Чтение и пересказ.А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»Понятия вещий, вещун, вещать, извещение.Умение выделять изобразительно – выразительные средства.Выборочное чтение по вопросам.Выразительное чтение, беседа.Выразит. Чт.стр.10А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»Понятия вещий, вещун, вещать, извещение.Выборочное чтениеВнимание к словуВыборочное чтениеВыразительное чтение стр.11А. С. Пушкин «Дубровский»Непонятные слова (архаизмы)Понятия чести, справедливости.Уметь выделять социальные источники поведения, анализировать поведение людей по изображению их в тексте: язык, действия, портрет. Пересказывать прочитанное.Объяснять поступки героев, делать выводы. Выборочное чтениеСтр. 12Стр.13Стр.14Стр.15Стр.16Стр.1718Стр.19Стр.20Стр.21Внеклассное чтение(2) Мифы народов Мира. «Геракл»22М. Ю. Лермонтов – биографические сведенияПортрет поэтаТрагическое и патриотическое в жизни поэта.Пересказ биографических данных.Составление словесного портрета М Ю. Лермонтова..Краткая характеристика эпохи. Гибель гения России.Чтение, пересказ23М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»Красная книга Хакасии.Философский подтекст стихов. Охрана окружающей среды, взаимосвязь явлений природы и человека.Беседа – диспут «Добрый ли ты друг природе?»Ответы на вопросы.Выразительное чтение 24М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Поэма.

Мцыри – «неслужащий монах».Язык произведения, Эпитеты, сравнения, слова и выражения, употребленные в переносном значении. Пересказ. Что увидел Мцыри в монастыре?Ответы на вопросы. Что увидел Мцыри на воле?Текущий. Ответы на вопросы.Стр.25Стр.Стр Выучить наизусть понравившийся отрывок.

2- четверть

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Средства обучения

Основное содержание

Планируемый уровень усвоения

Вид контроля

д/З

1 уровень2 уровень1Н. В. Гоголь – биографические сведения.Портрет поэтаКраткие биографические данные. Начало поэтического пути.Знать основные этапы жизни и творчества.Ответы на вопросы по биографии.Пересказ биографичес -ких сведений.2Н. В. Гоголь «Нос»Картины старинного быта на Руси.Философское и смешное в произведениях ГоголяСоставление плана, озаглавливание каждой части, пересказ по собственному плану. Нарисовать рисунок к рассказу.Озаглавить каждую часть, пересказать понравившуюся.Краткий пересказ части.3456Внеклассное чтение (3). Рассказы М.М.Зощенко «Царские сапоги»Иллюстра ции к произведе нию.Уметь самостоятельно находить произведения в библиотеке, готовить их к представлению в классе.Уметь самостоятельно читать рекомендованные тексты.7И.С. Тургенев – биографические сведения Рассказ «Русский язык».Портрет поэта.Патриотизм И. С. Тургенева. Отношение к русскому языку.Знать основные этапы жизни и творчества.Ответы на вопросы по биографии.Пересказ биографичес- ких сведений.8И. С. Тургенев «Воробей»Высказывания о любви.Философское в произведениях И. С. Тургенева.Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства стихотворения.Выразительное чтение.Наизусть. Выразительное чтение.9И. С. Тургенев «Капля жизни»Философское в произведениях И.С. Тургенева.Составление плана. Пересказ по составленному плану. НАРИСОВАТЬ СЛОВЕСНЫЙ РИСУНОК К РАССКАЗУ. Ответы на вопросы.Текущий. Ответы на вопросы.10И.С. Тургенев «Весенний вечер»Философское в произведениях И. С. Тургенева.Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства стихотворения.Выразительное чтение.Наизусть. Выразительное чтение.11Н. А. Некрасов — биографические сведения.Портрет поэта.Истоки любви к родине, материв творчестве поэта.Знать основные этапы жизни и творчества.Ответы на вопросы по биографии.Пересказ биографичес- ких сведений.12Н. А. Некрасов «Железная дорогаПонимание ситуации в стране на момент написания произведения.Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства стихотворения.Выразительное чтение.Текущий. Ответы на вопросы.13Н. А. Некрасов «Мать»Выразительное чтение, сравнение изображения, выразительные средства стихотворения.Выразительное чтение.Текущий. Ответы на вопросы.14Внеклассное чтение (4) А. С. Есенин — стихотворения.Многообразие изобразительно – выразительных средств в произведениях С. Есенина. Любовь к Родине.Уметь самостоятельно находить произведения в библиотеке, готовить их к представлению в классе.Уметь самостоятельно читать рекомендованные тексты.15Л. Н. Толстой — биографические сведения.Портрет поэта.Л. Толстой – гений Знать основные этапы жизни и творчества.Ответы на вопросы по биографии.Пересказ биографичес- ких сведений.16-17Л. Н. Толстой «Детство» — «Мама»Иллюстрации старого быта: мебель, одежда, внешний вид.Особенности языка писателя для изображения отношений между матерью и детьми.Уметь выделять социальные источники поведения, анализировать поведение людей по изображению их в тексте: язык, действия, портрет.Пересказывать прочитанное, объяснять поступки, делать выводы.Текущий. Ответы на вопросы.18-19Л. Н. Толстой «Детство» — «Детство»Атмосфера любви, добра, внимания, понимания в семейных отношениях.Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов.Находить в тексте художественные средства по инструкции учителя.20Л. Н. Толстой «Бедные люди»Иллюстрации по теме.Понятия: жестокость, нищета, безысходность, милосердие, сострадание.Определять главную мысль рассказа, главные нравственные качества бедных людей.Чтение. Ответы на вопросы.Текущий. Ответы на вопросы.21А. П. Чехов – биографические сведения.Портрет поэта.А. П. Чехов – великий писатель, врач и врачеватель души.Знать основные этапы жизни и творчества.Ответы на вопросы по биографии.Пересказ биографических сведений.22А. П. Чехов «Переполох»Понятия: приживал, бесправие, произвол, гувернантка, гувернер. Отношения между классами.Уметь выделять социальные источники поведения, анализировать поведение людей по изображению их в тексте: язык, действия, портрет.Текущий. Ответы на вопросы.23-24А. П. Чехов «Радость»Юмор и сатира в произведении. Понятия маленький человек, порок.Уметь характеризовать образы героев, делать выводы.Пересказ. Ответы на вопросы.Текущий. Ответы на вопросы.

3- четверть

Тема

Дата

Средства

Основное содержание

Планируемый уровень усвоения

Задание на дом

1 уровень 2 уровень

1

А. И. Куприн – биография.

Портрет писателя.

Понятия: эмиграция, тоска по Родине, вера в счастье народа.

Знать основные этапы жизни и творчества,

Отвечать на вопросы по биографии.

С. 136

2

А. И. Куприн.

Рассказ «Тапёр»

Понятия: тапёр, горничная, привилегия, парадное, маэстро, официальный случай.

Составление плана , озаглавливание каждой части. Пересказ по составленному плану. Нарисовать словесный рисунок к рассказу.

Озаглавить каждую часть, пересказать понравившуюся, нарисовать рисунок.

С. 136-143

3

А. И. Куприн.

Рассказ «Тапёр»

Образ жизни старой Москвы.

Пересказ по составленному плану.

Пересказ по составленному плану.

С. 143-147

4

Внеклассное чтение (5)

Рассказы А. И. Куприна.

Сравнение прочитанных рассказов, связь с современностью, различия в образе жизни.

Уметь самостоятельно читать рекомендованные тексты.

Уметь самостоятельно читать рекомендованные тексты.

5

И. А. Бунин – биография.

Портрет писателя.

Эмиграция, отличное знание русского языка, его тонкостей.

Знать основные этапы жизни и творчества,



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст