Учебная программа Рекомендовано методической комиссией филологич

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородский государственный университет

имени Н.И. Лобачевского

Н.О. Автаева

Библиография

Учебная программа

Рекомендовано методической комиссией филологического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 035000 

«Издательское дело»

Нижний Новгород

2012

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии филологического

факультета ННГУ, к.ф.н., доцент И.В. Кузьмин

Рецензент: к.ф.н., доцент М.К. Меньщикова

Автаева Н.О.

Библиография: Учебная программа. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 27 с.

Программа курса «Библиография» предназначена для студентов второго курса дневного отделения, обучающихся по направлению подготовки «Издательское дело». Программа включает обоснование цели и задач дисциплины, требования к результатам ее освоения, содержание дисциплины, виды учебных работ, вопросы к экзамену, примерную тематику курсовых и реферативных работ. Представлены примеры практических заданий, как для аудиторной, так и для самостоятельной работы, приведен список литературы по курсу.

© Нижегородский государственный

университет им. Н.И.Лобачевского, 2012

1. Цель и задачи дисциплины

Цель курсапознакомить студентов с историей, теорией, методологией библиографической науки и ее составляющих (библиографическим обслуживанием, инфраструктурой библиографии, библиографической деятельностью), с информационными технологиями, методами и приемами поиска библиографической информации, с основными жанрами и стандартами современной библиографии.

Курс «Библиография» призван сформировать системные представления о современной библиографии и библиографоведении, а также привить первичные навыки составления библиографического описания, записи и аннотации.

Задачи курса:

познакомить студентов с основными тенденциями и явлениями современной библиографии и библиографоведения;

дать представление об основных этапах развития библиографической науки;

познакомить студентов с основными принципами, функциями, категориями и методами библиографии;

изучить различные типы и виды информации;

сформировать навыки применения системного подхода к разным типам информации;

познакомить со справочно-поисковым аппаратом библиотеки;

привить навыки оформления полученных сведений, в том числе, составления библиографического описания и библиографических ссылок;

изучить специфику основных жанров библиографии с последующим закреплением материала на практике (написание рецензий и аннотаций);

активизировать навыки библиографического поиска, систематизации, предметизации;

обозначить основные требования к оформлению, содержанию и языку научно-исследовательских работ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Курс «Библиография» относится к вариативной части профессионального цикла Б.3 (модуль «Редакционный»).

На изучение данной дисциплины отводится третий семестр обучения в бакалавриате. Для успешного освоения курса «Библиография» студентам необходим комплекс знаний, полученных во время обучения в вузе в предшествующих семестрах, а также обеспечиваемых параллельно читаемыми дисциплинами, с которыми он координируется. Это сведения общеориентирующего характера об основных этапах и особенностях развития книжного дела, как в России, так и за рубежом («Книговедение», «История книжного дела»); знакомство с современными технологиями в работе с информацией, как на этапе отбора, так и в хранении и тиражировании информации («Математика и информатика»). Также студентам необходимы знания, полученные в ходе освоения дисциплин общенаучного цикла: «История», «Философия», «Культурология» и др.

Знания, умения и навыки, сформированные при овладении дисциплиной, необходимы в качестве теоретико-методологических предпосылок для последующего успешного изучения таких курсов, как «Редакторская подготовка издания», «Стандарты в книжном деле», «Программные средства обработки информации», «Информационные технологии в издательском деле». Курс «Библиография» занимает важное место в общеобразовательном процессе и направлен на формирование профессиональной культуры будущего издателя. Кроме того, курс имеет прикладное значение и дает необходимые знания и навыки для производственной практики и написания научно-исследовательских работ, а также для дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

— умение воспринимать, обобщать, анализировать информацию и осознавать роль и значение информации в развитии современного информационного общества;

— владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и обработки информации, наличие навыков работы с информационно-поисковыми системами как средством отбора и управления информацией;

— понимание специфики информационно-библиографического сопровождения;

— знание особенностей подготовки книжных, газетно-журнальных, рекламных и электронных изданий (прежде всего, составления библиографического описания, записи и аннотации к изданию) – по ФГОС ОК-1, 5, 12, ПК-17, 2, 31.

В результате изучения курса «Библиография» студент должен:

знать:

понятийный аппарат библиографии и библиографоведения;

принципы подготовки и содержание библиографических и информационных программ;

историю библиографической науки и основные тенденции ее развития;

принципы, функции и методы современной библиографии;

специфику библиографического описания, аннотации, реферата на различные виды документов и изданий;

основные принципы оформления научно-исследовательских работ.

уметь:

ориентироваться в системе библиографических пособий в условиях практической деятельности;

работать со справочным аппаратом книги и библиографического пособия;

самостоятельно составлять библиографическое описание, аннотацию, реферат, обзор;

осуществлять библиографический поиск по русскоязычным и зарубежным библиографическим базам;

формировать библиографические пособия в электронном варианте;

оформлять научно-исследовательскую работу.

владеть:

— базовыми навыками восприятия и работы с библиографической информацией;

— навыками работы со справочно-поисковым аппаратом библиотеки;

— техникой составления библиографической записи, описания, аннотации, реферата, обзора.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

Аудиторные занятия (всего)

36

36

В том числе:

Лекции

18

18

Лабораторно-практические занятия

18

18

Самостоятельная работа (всего)

72

72

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

22

22

Другие виды самостоятельной работы

50

50

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

36

36 (экзамен)

Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

4

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Библиография как наука. Система базовых библиографических категорий.

Библиография и ее значение в жизни общества. Особенности развития библиографии в новых социально-экономических условиях. Происхождение и сущность понятия «библиография»: различия трактовок западных и отечественных специалистов. Основные социальные функции библиографии. Информационное управление как онтологическая функция библиографии. Принципы библиографии: системности, научности, партийности, народности, коммуникативности, деятельности.

Библиографическая деятельность, библиографическая информация, библиографирование, библиографический поиск, библиографическое обслуживание, библиографическая продукция как базовые категории библиографоведения.

Библиографоведение как научная дисциплина. Становление библиографоведения, его функции и структура, а также статус и место в системе наук. Методы и приемы, изучаемые в ранках методологии научного познания. Прикладные методы современного библиографоведения.

Система действующих библиографических ГОСТов на современном этапе.

2

Этапы исторического развития библиографии: от книгоописания до публичных библиотек.

Проблема научной периодизации развития библиографии. Четыре периода становления библиографии. Библиотеки Древнего Востока. Первые сведения о существовании библиотек в государстве Шумер. Крупные книгохранилища Лагаша и Ниппура. Состав фондов первых книгохранилищ. Библиотеки античной Греции. Появление слова «библиотека» в значении, близком современному. Библиотечная культура Древнего Рима.

Средневековые библиотеки стран Европы и Азии. Библиотеки буддийских монастырей и дворцовые книгохранилища Китая в период раннего средневековья. Библиотеки при учебных заведениях Византии. Монастырские библиотеки Западной Европы V–VI вв. Средневековые библиотеки Арабского халифата (VII–XV вв.). Возникновение университетов и их библиотек в Западной Европе XIII–XVI вв. Библиотеки эпохи Возрождения. Доминирование частных библиотек. Личные библиотеки Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Н. Никколи. Зарождение идеи создания публичных библиотек. Новые требования к библиотекарю-профессионалу. Библиотека кардинала Мазарини – первая публичная библиотека Франции (1634 г.).

3

Специфика развития отечественной библиографии.

Развитие библиотечного дела в России. Древнерусские библиотеки в IX–XIII вв. Предпосылки зарождения библиотек Киевской Руси. Библиотека Ярослава Мудрого в киевском Софийском соборе (1037 г.), книгохранилища при церковных соборах в XI–XIII вв. Личные библиотеки. Судьбы древнерусских библиотек в период татаро-монгольского ига. Библиотеки Руси в XIV–XVII вв. Монастырские библиотеки – основной тип русских библиотек в XIV–XVII вв. Описи монастырских библиотек как прообразы современных каталогов. «Указец из всех четьих книг» Арсения Высокого. Идеи систематики книг. Рукописные наставления и инструкции для книгохранителей – основа формирования правового поля библиотек. Первые ведомственные и специальные библиотеки. Библиотечное дело России в эпоху Просвещения. Суть преобразований в области библиотечного дела при Петре I. Открытие публичных библиотек и кабинетов для чтения во второй половине XVIII в. Платные (коммерческие) библиотеки при магазинах. Библиотека Вольного экономического общества. Принятие декрета об учреждении Императорской публичной библиотеки. Печатные труды в XVIII веке по вопросам библиотечного дела И.К. Бакмейстера, Х.А.Чеботарева, В.Н.Татищева.

Библиотечное дело России в XIX –XX вв. Правительственная политика в отношении библиотек. Надзор за книгоизданием и книгораспространением в первой половине XIX в. Реформа народного образования и развитие научных и специальных библиотек. Библиотеки университетов и научных обществ. Разнообразие видов народных библиотек. Организация библиотечных обществ. Выход журнала «Библиотекарь» (1910 г.). Проведение I всероссийского съезда по библиотечному делу (1911 г.) Начало подготовки библиотечных кадров. Становление библиотековедения как науки. Научно-практическая деятельность Н.А. Рубакина, Л.Б. Хавкиной, А.А. Покровского.

Библиотечное дело и библиография в Советский период (1917-1991).

Особенности и тенденции развития библиотечного дела в России в новых социально-экономических условиях (1991–2010 гг.). Федеральный закон «О библиотечном деле». Рост профессиональных библиотечных объединений, ассоциаций и союзов. Учреждение Общероссийского дня библиотек (27 мая 1996 г.). Принятие «Кодекса библиотечной этики» (1999 г.) Разработка проекта общероссийской библиотечной компьютерной сети ЛИБНЕТ (середина 90-х гг.). Реорганизация библиотечной периодики. Выход в свет новых профессиональных журналов. Пересмотр образовательного стандарта.

4

Библиографическая деятельность как система.

Систематизация библиографии (библиографическая типология) как научная проблема. Библиографическая типология или библиотипология. Типизация и классификация библиографии. Многообразие видов библиографии как отражение многообразия существующей практики. Основные типы библиографии. Типы библиографии, выделяемые по дополнительным признакам.

Основные виды библиографии по социальной функции: государственная библиография, научно-вспомогательная библиография, рекомендательная библиография, библиография второй степени (библиография библиографии).

Характеристика и основные особенности разновидностей библиографии, выделяемых по другим признакам: универсальная, специальная, отраслевая и тематическая библиография; биобиблиография; краеведческая библиография; ретроспективная, текущая и т.д.

5

Библиографическая запись. Система библиографических пособий.

Понятие о библиографической записи как специальной знаковой системе, жанровой форме воспроизведения библиографической информации. Исторические особенности развития библиографической записи. Основные виды и структура библиографической записи. Особенности ее составления в зависимости от объекта, целевого и читательского назначения, метода и вида библиографии. Библиографическое описание как основная часть библиографической записи. Состав библиографического описания, обязательные и факультативные элементы. Одноуровневое и многоуровневое библиографическое описание.

Библиографическая запись и аппарат книги. Основные элементы аппарата книги и их библиографическое значение. Вспомогательные указатели — основные виды, особенности построения и использования.

Понятие о библиографическом пособии (издании). Проблема научной систематизации библиографических пособий (изданий). Библиографическая запись как жанровая основа системы библиографических пособий. Характеристика основных видов библиографических пособий: библиографическая картотека, библиографическая справка, указатель, список, обзор, биобиблиографический словарь и т.д. Характеристика основных видов библиографических изданий; библиографическая монография, сборник, справочник, библиографическое периодическое издание (журнал, бюллетень, газета), библиографическая серия. Особенности первичных и вторичных библиографических изданий.

Аннотация, реферат и обзор как жанры библиографической записи — основные виды и структура.

Особенности библиографической записи и библиографических пособий, создаваемых в электронном варианте.

6

Библиографический поиск как вид библиографической деятельности.

Библиографический поиск как вид библиографической деятельности. Классификация библиографического поиска, основные параметры классификации: целевое и читательское назначение, предмет (содержание), метод, жанр или вид издания, время, пространство, полнота, интенсивность и т.д. Основные методы библиографического поиска: интуитивный, «рецептурный» (типологический), «сплошной» и «выборочный», индуктивный и дедуктивный, поиск по библиографическим ссылкам, путем восхождения от абстрактного к конкретному и др. Основные задачи и виды библиографического поиска.

Библиографический, документальный и фактографический поиск, их особенности, взаимосвязь и типовые задачи. Основные этапы библиографического поиска. Специфика электронных поисковых систем.

7

Типы и виды изданий. Оформление требований.

Типы и виды изданий. Учебники и учебные пособия. Справочные издания. Библиографические указатели. Информационные издания. Научная и научно-популярная литература. Диссертации и авторефераты. Депонированные рукописи. Официальные и нормативные документы. Периодические издания.

Виды библиографических пособий. Признаки, положенные в основу их классификации. Система библиографической информации. Государственные библиографические указатели. Научно-вспомогательные, книготорговые и другие библиографические пособия.

Значение справочно-поискового аппарата, его роль в организации справочно-информационного обслуживания. Библиотечные каталоги, их роль в раскрытии фондов библиотеки. Алфавитный каталог. Его назначение, структура, принцип организации. Описание произведений печати. Авторское описание и описание под заглавием, добавочные описания. Описание официальных и ведомственных изданий. Систематический каталог. Назначение, структура и организация систематического каталога. Библиотечные классификации. Расстановка карточек внутри систематического каталога. Алфавитно-предметный указатель к нему. Ссылочные, отсылочные и справочные карточки в каталоге. Расстановочный шифр книги. Оформление требований на книгу.

8

Оформление научных работ.

Виды и структура научных работ. Язык и стиль научного произведения. Композиционное построение. Оформление титульного листа. Содержание. Рубрикация.

Оформление списка использованной литературы. Расположение информации в списке. Библиографическое описание документа по ГОСТ. Описание произведений одного автора, коллектива авторов, аналитическое описание (статьи, главы и т.д.). Специфика описания электронного документа. Оформление библиографических ссылок и сносок.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми дисциплинами.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1

История книжного дела

+

+

+

2

Книговедение

+

+

+

+

+

3

История

+

+

4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст