Учебная программа «Реализация технологии преемственности в систе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Реализация технологии преемственности в системе непрерывного образования как средства реализации ФГТ и ФГОС в условиях нового финансового обеспечения»

(модуль 1 – первый год обучения)

 

Автор – составитель:

Просвиркин В.Н., д.п.н.

Рецензенты:

Утверждено

на заседании кафедры педагогики

Протокол № _____ от _______________

Зав. кафедрой_________/Г.П. Буданова/

Москва

2013

1. Введение

1.1. Актуальность программы

Для обеспечения устойчивого развития системы образования, направленного на повышение качества образовательных услуг, их конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг, развитие конкурентоспособной и успешной личности в современных и будущих условиях в г. Москва активно идут процессы модернизации на всех ступенях образования.

Необходимость в модернизации системы образования достаточно активно озвучивается во всем мире. Это связано с активными темпами научно-технического прогресса, интеграцией различных отраслей народного хозяйства (нано-, био-, икт технологии и др.), существующими процессами глобализации и происходящими в связи с этим социальными изменениями. Мировая система образования ищет новые пути в совершенствовании качества образования как ответа на вызовы времени.

Эти вызовы требуют от образовательных учреждений новых подходов к управлению образовательным учреждением, диктуют необходимость в постоянной модернизации и поиске новых подходов к построению образовательного процесса.

Сейчас в Московском мегаполисе идет активная модернизация системы образования. Например, идет процесс укрупнения образовательных организаций, позволяющий направить управленческий, кадровый, материально-технический и финансовый потенциал на повышение качества образовательных услуг. Вопрос правильно выбранной стратегии развития образовательной организации, позволяющей, аккумулируя имеющиеся ресурсы, модернизировать образовательный процесс, способный «отвечать на вызовы времени» и запросы потребителей образовательных услуг с учетом рынка труда, приобретает особую актуальность. Новые задачи невозможно решать без перестройки системы работы с кадрами.

Новые стандарты образования ориентируют педагогический коллектив на осуществление преемственности в достижении образовательных результатов на каждой возрастной ступени. Новые стандарты требуют психологизации педагогов не только в отношении знаний о развитии детей и учащихся, но и в отношении форм организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие универсальных учебных действий. Это требует выстраивать преемственность не только в «Содержании» (программы, учебные пособия, формы работы и.т.п.), но и в «Кадрах» (каждый педагог должен знать специфику предшествующей и последующей ступени: возрастные особенности детей, те проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются на каждом этапе, систему требований к образовательным результатам и др.). Преемственность должна быть и в «Предметно-познавательной, социокультурной и информационно-развивающей среде», которая сопровождает непрерывность процесса обучения и развития ребенка.

Перед системой образования встают вопросы оценки и управления качеством работы образовательного учреждения. Новый подход рождает новые требования к профессионализму педагогов и управленцев, к необходимости развития у них определенных ключевых компетенций.

Содержание программы «Реализация технологии преемственности в системе непрерывного образования как средства реализации ФГТ и ФГОС в условиях нового финансового обеспечения» раскрывает все обозначенные выше позиции, характерные для обеспечения устойчивого развития системы образования в г. Москве, что определяет актуальность данного курса для руководителей образовательных учреждений, заместителей руководителей, а также педагогов и специалистов образовательных учреждений.

1.2. Новизна программы

Проблема преемственности в образовании чаще всего рассматривается изолировано, в русле какого-то одного или нескольких аспектов. В предлагаемой программе данная проблема изучается комплексно в русле педагогического, психологического и медико-физиологического аспектов. При этом преемственность рассматривается в содержании учебных программ, форм и методов работы с детьми, в развитии предметно-познавательной социокультурной информационно-развивающей среды, в развитии и саморазвитии кадров.

Новизна программы заключается в:

содержании программы, основанной на научно-практическом опыте реализации преемственности в системе непрерывного образования, опыте внедрения «Технологии преемственности» в образовательные учреждения в различных регионах России;

использовании активных форм социально-психологического обучения, направленных на формирование у слушателей необходимых профессиональных и личностных компетенций;

структуре курса, которая включает в себя знакомство с передовым опытом работы образовательных учреждений по приоритетным направлениям развития системы образования.

Основными формами работы являются лекции, практические занятия, деловые игры, интерактивные занятия, тренинги с элементами самодиагностики и психодиагностики.

1.3. Предмет изучения

Предметом изучения является реализация преемственности в системе непрерывного образования с учетом ФГТ и ФГОС в условиях нового финансового обеспечения

1.4. Концептуальная идея программы

Основной концептуальной идеей программы является формирование динамических возможностей и ключевых компетенций у администрации и педагогов образовательных учреждений, повышающих качество их профессиональной деятельности в современных и будущих условиях.

1.5. Цели и задачи программы

Цель программы: повышение компетентности руководителей образовательных учреждений, педагогов и специалистов (психологов, логопедов) в области реализации преемственности и непрерывности образования (ФГТ и ФГОС) в современных условиях.

Задачи программы:

Оказать помощь руководителям образовательных учреждений в построении преемственности и непрерывности образовательного процесса.

Познакомить руководителей, педагогов и специалистов с технологией преемственности, позволяющей обеспечить реализацию ФГТ и ФГОС при взаимодействии педагогической, психологической, логопедической и медико-физиологической служб на каждой ступени.

Показать участникам курса неиспользованные резервы, позволяющие повысить качество образования и достичь новых образовательных результатов у воспитанников и учащихся в соответствии с ФГТ и ФГОС.

1.6. Категория работников образования, на которых рассчитана программа

Данный курс адресован руководителям и педагогическим работникам общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений.

1.7. Продолжительность обучения

Общий часовой фонд по программе составляет 36 аудиторных часов.

2. Структурно-содержательные компоненты программы

Предметно-методический раздел:

РАЗДЕЛ 1. «ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Тема 1. Вызовы времени и развитие отечественного образования (5 часов)

Мировые тенденции: проблемы и противоречия. Стратегия развития Москвы и отечественного образования. Приоритетные государственные программы по модернизации российского и столичного образования. Реализация преемственности в системе непрерывного образования. Концептуально-целевые ориентиры технологии преемственности. Принципы и функции. Особенности реализации преемственности на дошкольной и школьной ступени.

Формы работы: лекция (2 часа), семинарские занятия (1 час), практическое занятие (2 час).

РАЗДЕЛ 2. «ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Тема 2. Технология преемственности. Формы работы, обеспечивающие реализацию преемственности (5 часов)

Система управления педагогическим процессом. «Педагогический, психологический, медико-физиологический Центр». Индивидуальная карта развития субъектов образовательной деятельности. Технологическая карта (поэтапный и пошаговый алгоритм реализации преемственности). Система педагогического, социально-психологического, медико-физиологического консилиумов в образовательном учреждении: по построению траектории развития ребенка, группы/ класса, ступени, образовательного учреждения.

Формы работы: лекции (1 час), практическое занятие /тренинг/ (4 часа).

Тема 3. Управление персоналом в современных условиях (5 часов)

Система управления персоналом в новых условиях. Система подбора и оценки персонала. Применение диагностических методик при оценке персонала: диагностика индивидуальных, межличностных и профессиональных особенностей сотрудников, компетентностей, системы мотивации, ценностей и др. Планирование траектории развития сотрудника. Система делегирования полномочий. Управление работой автономных рабочих групп (проектное управление): проблемы и преимущества. Рефлексия педагогической и управленческой деятельностью.

Формы работы: лекции (2 час), практические задания /тренинг/ (3 часа)

Тема 4.Система работы образовательного учреждения при реализации ФГТ и ФГОС (10 часов)

Система оценки индивидуальных достижений обучающихся в общей системе управления образовательным процессом. Комплексный мониторинг развития детей и учащихся как механизм повышения качества образовательного процесса. Система непрерывного сопровождения ребенка при взаимодействии педагогической, психологической, логопедической и медико-физиологической служб.

Психофизиологические особенности детей и учащихся на разных возрастных ступенях.

Формы работы: лекции (2 часа), практические занятия (8 часов) /открытые уроки — 4 ч., мастер-классы — 4 ч./.

Тема 5. Система сопровождения субъектов образовательной деятельности (3 часа)

Система непрерывного сопровождения детей и учащихся, педагогов, специалистов и родителей на каждой возрастной ступени развития ребенка. Раннее выявление педагогической запущенности, коррекция и профилактика. Концепция непрерывного сопровождения человека. Формы сопровождения субъектов образовательной деятельности. Механизмы включения родителей в образовательный процесс.

Формы работы: лекции (1 час), практическое занятие /тренинг/ (2 часа).

Тема 6. Развитие ключевых компетентностей у сотрудников в системе непрерывного образования (8 часов)

Тренинг «Развитие ключевых компетентностей у сотрудников образовательных учреждений в системе непрерывного образования». Построение модели компетенций сотрудников образовательного учреждения с учетом требований современного и будущего времени. Развитие ключевых компетенций: формирование целостного восприятия развития ребенка на каждой ступени системы непрерывного образования, способности к прогнозированию развития ребенка, учреждения и собственного развития, умение планировать собственную деятельность (тайм-менеджемент), организаторские способности).

Формы работы: лекции (1 час), практические задания /тренинг/ (7 часов).

2.2. Концепция и основные дидактические компоненты ИКТ-поддержки программы

ИКТ-поддержка программы призвана способствовать развитию ИКТ-комптентности слушателей. Основными компонентами ИКТ-поддержки являются: ИКП курса; индивидуальные образовательные пространства слушателей.

2.3. Научные и научно-методические термины и понятия, подлежащие освоению в рамках программы

Основные понятия курса: технология преемственности, принципы технологии преемственности, система педагогического сопровождения, система психологического сопровождения, система медико-физиологического сопровождения, системно-деятельностный подход, компетентностный подход, прогностический подход; компетентности педагогов и специалистов образовательного учреждения; мониторинг.

2.4. Способы профессиональной деятельности, подлежащие освоению в рамках программы

знание законодательства Российской федерации в области образования и умение организовывать образовательный процесс с учетом приоритетных направлений государственной политики;

умение проектировать развитие образовательного учреждения с учетом изучения внешней и внутренней среды;

управление педагогическим процессом с учетом индивидуальных особенностей субъектов образовательной деятельности;

организация учебного процесса с использованием эффективных образовательных технологий;

анализ собственной педагогической и управленческой деятельности;

организация взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;

постоянное развитие и самосовершенствование, построение траектории собственного развития.

3. Методические рекомендации по изучению учебного курса

Подготовка и проведение занятий по данной программе осуществляется по следующей схеме:

Выявление потребностей общества, руководящих и педагогических работников в получении конкретных знаний на основе анализа основных программ, посвященных стратегии развития российского образования, а также через беседы с управленцами и педагогическими работниками.

Получение и анализ информации об образовательных учреждениях, в которых работают специалисты (анализ блоков: «Кадры», «Среда», «Содержание, формы и методы», «Субъекты образовательной деятельности» и особенностей микро-среды).

Вычленение основных показателей, по которым планируется и будет оцениваться достижение цели каждым слушателем.

Постановка задач по реализации цели на всех этапах занятия, по каждому направлению (с выделением предметных, педагогических, управленческих знаний и способов деятельности).

Разработка организационно-деятельностных игр и тренингов, направленных на усвоение программы и применение полученных знаний и навыков в практической деятельности.

Составление плана проведения занятия (постановка цели, мотивация участников, знакомство с планом реализации цели, критериями достижения, работа по реализации цели, подведение итогов, рефлексия).

Определение методики диагностики и критериев достижения цели.

Определение способов обратной связи на протяжении всего учебного процесса.

Корректировка содержания на каждом этапе занятия с учетом потребностей слушателей.

Обеспечение обмена опытом среди слушателей, повышение их осознанного отношения к результатам обучения.

Экспертная и рефлексивная оценки результативности занятия.

Организация мониторинга.

Методическое обеспечение программы

обеспечение программы курса методическими разработками, презентациями, тестами, информационными тематическими папками, содержащими основной материал темы/лекции;

разнообразные формы занятий по каждой теме курса (дискуссии, деловые игры, мозговые штурмы, тренинги, практические работы);

техническое оснащение курса;

тематические зачёты, тестирование.

Данная программа соответствует государственным требованиям к программам повышения квалификации специалистов профессионального и дополнительного образования и способствует реализации Федерального проекта в области образования.

4. Литература

IBM: управление в самой преуспевающей корпорации мира: пер с английского. М, 1991.

Богоявленская Д.Б. «Психология творческих способностей». — М.: Академия, 2002.

Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010. — 223с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-020549-8.

Возрастная и педагогическая психология /Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. — М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.;

Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления». — 2005.

Дак Дж. Д. Монстр перемен. Причины и провалы организационных преобразований. – М., 2002.

Емельянова Е.В. Программа тренинга «Развитие ключевых компетентностей у сотрудников образовательных учреждений в системе непрерывного образования». — М., 2011.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПБ., 2000.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов [и др.]]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 152 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019148-7.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 23с. — (Стандарты второго поколения). – 978-5-09-022138-2.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / [Рос. акад. образования]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008. — 36 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019046-6.

Ламбен Жан-Жак Менеджмент, ориентированный на рынок/ Перев. с англ. Под ред. В.Б. Колчанова. – СПб.: Питер, 2010.

Масаки Имаи Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний. — 2005.

Методическое пособие «Технология преемственности в схемах и комментариях» (В.Н. Просвиркин)

Методическое пособие по психологической диагностики детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет (подбор диагностического инструментария)/ Под ред. Борненковой Е.А., Лукьяновой Н.А. — М.: Издательство Центра Образования «Школа здоровья» № 1679.– 2010.

Методическое пособие по психологической диагностики учащихся с 1 по 8 класс (подбор диагностического инструментария)/ Под ред. Рекуновой Е.А., Забелоцкой А.В. М.: Издательство Центра Образования «Школы здоровья» № 1679.– 2010.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2-х ч./ [М.Ю. Демидова [и др.]]. — М. : Просвещение, 2009. — 215 с. : ил. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-021464-3.

Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева [и др.]]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009. — 120 с.: ил. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-021058-4

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования. Монография. — М, 2007.

Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования: теория и технология – дисс. д.п.н. — М., 2008.

Реан А.А. Психология подростка. – М., 2008.

Реан А.А. Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты. – М., 2007.

Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. — М., 2010.

Роберт Каплан, Дейвид Нортон Стратегические карты. — 2005.

Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 44 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019139-5.

Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПБ, 2001.

5. Интернет-ресурсы

HYPERLINK «http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224

PAGE \* MERGEFORMAT 1