Учебная программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на з

ЕВРОПЕЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебная программа рассмотрена и рекомендована к утверждению

на заседании департамента _______________________________________

название департамента

Директор департамента ____________________ _____________________

подпись ФИО

Протокол № ____ от «____» ____________________ 20___ г.

«Утверждаю»

Декан Бакалаврской школы

______________ Г.Я. Миненков

подпись

«____» ______________ 20___ г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине:

_________Психоанализ и общество______________________________________________

____________________________________________________________________

для студентов бакалаврской программы__________________________________

____________________________________________________________________

Автор: Русецкая Галина Анатольевна, магистр философии, ассистент_______________________

ФИО, ученая степень, ученое звание

e-mail: [email protected]

2010/2011 учебный год

Курс

3

Семестр

1

Всего часов (кредитов)

80

(2)

Из них:

Аудиторные занятия

32

Самостоятельная работа студента

48

Лекции

8

Подготовка к семинарам

20

Практические занятия

Подготовка к коллоквиумам

5

Семинары

22

Подготовка реферата

3

Коллоквиумы

2

Подготовка эссе

9

Тьютораты

Подготовка творческого задания

5

Офисные часы преподавателя

1

Подготовка к контрольной работе

Подготовка к тестам

Подготовка курсовой работы

Подготовка к зачету

Подготовка к экзамену

5

Вид аттестации:

___семестр___

___семестр___

Вильнюс 2010 г.

Краткое описание курса

Психоанализ в качестве одного из влиятельных направлений гуманитарного знания ХХ века внес свой вклад в переосмысление социальной жизни. Новшество, привнесенное в трактовку общества психоанализом, состоит в открытии структурной связи закономерностей функционирования психики и социального измерения человеческой жизни. Уже Фрейд показывает, что социальное и психическое не характеризуются строгой региональностью, а динамически взаимообусловлены. Актуальное переосмысление общества не обошлось без идей наиболее влиятельного последователя Фрейда — французского психоаналитика Жака Лакана. Осмысление Лаканом проблематики субъекта придало дополнительный импульс социальной теории, в частности, постмарксизму, а также разного рода эмансипационным проектам. В курсе затрагивается ряд тематических разворотов, благодаря чему актуализируется сложность и парадоксальность соотнесения «внутреннего» и «внешнего» планов существования человека в сообществах.

Цель курса – ознакомить студентов с ключевыми положениями психоанализа, актуальными в трактовке феноменов социальной жизни.

В задачи курса входит:

— знакомство студентов ключевыми положениями классического и современного психоанализа

— реактуализация наследия классического психоанализа в контексте эволюции социально-теоретического знания

— знакомство с основными способами тематизации социального при помощи психоаналитической методологии

В результате изучения курса студенты 

получат систематическое представление об актуальных для осмысления социальных процессов психоаналитических идеях

получат представление об основных стратегиях переосмысления социального сквозь призму психоаналитических идей

приобретут навыки концептуализации социальных феноменов при помощи психоаналитической методологии

Тематический план

темы

Темы курса и/или темы занятий

Количество часов

Лекции

Практические занятия

Семинары

Коллоквиумы

Тьютораты

Офисные часы преподавателя

Самостоятельная работа студента

1

Тема 1. Психоанализ и общество (введение в курс)

1.1. Зигмунд Фрейд. Открытие бессознательного и его значение для анализа социальных феноменов

2

1.2. Сверх-я как социальная инстанция в психике

2

3

Тема 2. Жак Лакан. Назад к Фрейду или Психоаналитический дискурс о субъекте

2.1. Основные положения теории субъекта Ж. Лакана

2

2.2. Стадия зеркала в качестве отправного момента социализации

2

2

2.3. Топология субъекта Лакана

2

2

2.4. Структура социальной коммуникации с точки зрения психоанализа

4

4

Контрольная работа 2. Коллоквиум на тему «Анализ социальных и культурных феноменов современности сквозь призму третьей психоаналитической топики Символическое – Воображаемое – Реальное»

2

5

Тема 3. Психоанализ и социальная теория

3.1. Социально-теоретические импликации современного психоанализа. Обзор основных идей

2

3.2. Психоанализ и социальная критика. Г. Маркузе и К. Касториадис.

2

2

3.3. Психоаналитическая оптика рассмотрения конфликтов современности. К. Касториадис, Ж. Лакан, С. Жижек

4

4

3.4. Психика власти. Л. Альтюссер, Дж. Батлер

2

3

Контрольная работа 3. Творческое задание

5

Тема 4. Этика психоанализа

4.1. Этика психоанализа

2

4.2. Этика психоанализа и формы критического освоения психоаналитического дискурса

4

5

Контрольная работа 3. Самостоятельная работа – план-конспект презентации по одной из тем (автору) курса

3

Контрольная работа 4. Итоговое эссе

9

Описание курса

ТЕМА 1. ПСИХОАНАЛИЗ И ОБЩЕСТВО

1.1. Зигмунд Фрейд. Открытие бессознательного и его значение для анализа социальных феноменов (введение в курс)

Лекция (2часа)

В лекции будет обозначена структура курса, обоснован выбор ключевых персоналий, показаны основные векторы тематической связки психоанализ – общество. Основное содержание лекции:

З. Фрейд – основатель психоанализа. Новизна трактовки Фрейдом социальных феноменов в контексте открытия феномена бессознательного. Значение понятия бессознательного в преодолении объективизма при анализе социальных феноменов. Проблематичность границы между разумом и безумием. Безумие как социальный феномен. Психоаналитическая позиция в отношении проблемы безумия. Социальная обусловленность психической патологии.

1.2. Сверх-я как социальная инстанция в психике

Семинар (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

две топики психического аппарата, предложенные З. Фрейдом

динамика образования инстанции сверх-я во второй топике Фрейда

роль запрета в организации человеческих сообществ

трактовка Фрейдом феномена коллективных действий

«скучная претензия» к психоанализу: редукция социального к индивидуальному

Литература

Основная

Фрейд З. Я и Оно (э-текст)

Фрейд З. Тотем и табу (э-текст)

Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я (э-текст)

Фрейд З. Недовольство культурой (э-текст)

Дополнительная

Фрейд З. Будущее одной иллюзии (э-текст)

Фрейд З. Толкование сновидений (э-текст)

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб, 1997.

ТЕМА 2. ЖАК ЛАКАН. НАЗАД К ФРЕЙДУ ИЛИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС О СУБЪЕКТЕ

2.1. Основные положения теории субъекта Ж. Лакана

Лекция (2 часа)

Задача лекции – представить основные элементы структуры субъекта по Лакану, а также их динамическую связь, показать преемственность и новизну основных положений психоанализа Лакана в отношении к учению Фрейда.

Психоаналитическое понятие субъекта как никакое другое позволяет показать взаимообусловленность индивидуального и социального измерений человека. Представление о структуре и динамике субъекта дает знание следующих концептов:

третья топика — Символическое – Воображаемое – Реальное

желание (его роль в процессе становления субъектом)

полный граф желания

Другой (укоренённость социальных отношений в языке)

объект а, его статус

2.2. Стадия зеркала в качестве отправного момента социализации

Семинар (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

Фрейд о нарциссизме

Механизм обретения Я посредством интроекции другого

Я-идеал и идеальное Я (Ж. Лакан)

Я и моё Я (je & moi) Лакана

Литература

Основная

Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе, Пер. А. Черноглазова, Москва: Гнозис 1995 (э-текст)

Фрейд З. О нарциссизме // З. Фрейд. Либидо. — М., 1996. — С. 99-117.

Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции я в том виде, в каком она предстает нам в психоаналитическом опыте// Лакан Ж. Семинары, Книга II: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/1955). С. 508-516.

Мазин В. Стадия зеркала Жака Лакана. СПб., 2005.

Дополнительная

Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб., 1997.

Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago: University of Chicago Press, 1934.

2.3. Топология субъекта

Семинар (2 часа)

На семинар выносится обсуждение а) специфики трех порядков психического — Символическое – Воображаемое – Реальное; б) применимость третьей психоаналитической топики к анализу феноменов культуры и политики (Жижек).

Литература

Юран А. Топология Лакана// Юран А. Лакан и Космос. СПб., 2006

Жижек С. Глядя вкось. Введение в психоанализ Лакана через массовую культуру (электронный ресурс)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст