Учебная программа послевузовского профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского»

(ЗабГГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор

по научно-исследовательской работе

________________ М.И. Гомбоева

«___» __________________ 2011 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

послевузовского профессионального образования

История и философия науки

Для аспирантов по специальностям: 01.01.09 – математическая кибернетика и дискретная математика; 01.02.05. – механика жидкости, газа и плазмы; 01.04.03 – радиофизика; 01.04.07 – физика конденсированного состояния; 02.00.03 – органическая химия; 023.00.05 – ботаника; 03.00.13 – физиология; 05.16.01‑ металловедение и техническая обработка металлов; 07.00.02 – отечественная история; 07.00.06 – археология; 09.00.05 – этика; 09.00.01 – социальная философия; 10.01.02 – литература народов РФ (бурятская); 10.01.03 – литература народов стран Зарубежья (Европы, Америки, Австралии); 10.02.01 – русский язык; 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (литература); 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык); 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика); 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика);13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка); 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования; 19.00.01 – общая психология, психология личности и история психологии; 19.00.07 ‑ педагогическая психология; 19.00.13 – психология развития, акмеология; 22.00.01 – теория, история и методология социологии; 24.00.01 – теория и история культуры; 25.00.23 – физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов.

Составили: профессор, д. филос. н. Н.Д. Субботина, доцент, к. филос. н. Е. Ю. Захарова, доцент, к. филос. н. С. Э. Аршинская доцент, к. филос. н. В. Н. Засухина, доцент, к. филос. н. доцент, к. филос. н. Н. В. Миронова.доцент, к. филос. н. Ю. В. Кокарева

Чита 2011

ПРОГРАММА

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Предмет и основные концепции философии науки

Тема 2. Возникновение науки и основные стадии ее

исторической эволюции

Тема 3. Философия о научном познании

Тема 4. Структура научного знания

Тема 5. Динамика науки как смена концептуальныхкаркасов

Тема 6. Актуальные проблемы современнойфилософии науки

Тема 7. Наука в культуре современной цивилизации

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

1.1. Современная наука в зеркале философской рефлексии. Три аспекта бытия науки: наука как система знаний, наука как сфера познания (теоретическая деятельность), наука как социальный институт и особая сфера культуры.

Природа науки и критерии научности. Наука как точное и ясное знание об объекте. Наука как теория предметности (М. Хайдеггер). Наука –интеллектуальное чувство природы (О. Шпенглер). Наука – деятельность, направленная на производство нового знания (В.С. Степин). Наука –целокупность истинных предложений (Л. Витгенштейн). Наука – это социальный институт, регулирующий отношения научного сообщества, общества и природы.

Наука в культуре современной цивилизации. Кризис сциентизма и научнотехнический прогресс. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука. Типология научного знания. Науки о природе и науки о культуре. Науки номотетические и науки идеографические. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный).

1.2.Предмет философии науки. Философия науки как целостное философское знание и как междисциплинарное знание. Философия науки как система оснований науки. Философия науки как анализ и прояснение понятий и теорий науки. Философия науки как рефлексия над научным познанием, позволяющая ответить на вопрос, как возможна наука. Философия науки как философское знание, предмет которого – человек, осуществляющий познавательную деятельность в форме науки (В. Порус). История и философия науки и их взаимосвязь. Объективная история науки. История науки глазами философа и ее специфика как исторического самосознания науки. Взаимосвязь науки и философии как основа взаимосвязи истории науки и философии науки (А. Койре). Оппозиция синхронического и диахронического как основа для рассмотрения взаимосвязи истории науки и философии науки.

1.3.Концептуальная модель философии науки. В современной философии науки представляют системную целостность следующие аспекты знания: логика и методология науки, история науки, социология науки (когнитивная социология), когнитивная психология, философия техники. В этом концепте знания методологические, социологические, аксиологические и антропологические дискурсы являются взаимодополнительными и взаимопроникающими.

История науки как составляющая целостной концептуальной модели философии науки есть история эволюции концептуальных каркасов. Логика и методология науки обращена к исследованию структуры научного знания. В социологии науки тематика философских исследований науки по большей части обращена к тем преобразованиям в структуре и методах науки, которые связаны с человеком как субъектом научной деятельности. В контексте когнитивной психологии познание в целом и научное познание в частности предстает как естественноисторический процесс-система, как генно-культурная коэволюция в познании.

Литература к теме 1

Обязательная литература:

1.Степин В.С. Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. 1994. С.3–12; 226–250.

2.Степин В.С. Философия науки. М. 2005. С.91–119.

3.Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М. 1996. С. 29–55.

4.Томпсон Мел. Философия науки. М. 2003. С. 5–30.

5.Философия для аспирантов. Ростов на/Д. 2002. С.6-27; 37–49; 151–227.

6.Холтон Дж. Что такое «антинаука»?//Вопросы философии.1992. № 2. С. 26–59.

7.Черникова И.В.Постнеклассическаянаука и философия процесса. Томск. 2007. С. 9–35

8.Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. 2001. С. 9–18; 77–83; 102–110.

Дополнительная литература:

1.Бернал Дж. Наука в истории общества. М. 1958.

2.Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Соч.: в 2-х томах. Т. 1.М. 1994.

3.Наука и квазинаука. / под ред. В.М. Найдыша. М. 2008.

4.Пуанкаре А. О науке. М. 1983.

5.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М. 1992.

6.Франк Ф. Философия науки: Связь между наукой и философией. М. 1960.

Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

2.1.Генезис науки. «Преднаука» и наука в собственном смысле слова. Об особенностях становления и развития открытых систем и наука как системы знания. Натурфилософия античности. М. Хайдеггер о науке античности как эпистеме греков. Научные программы античности (демокритовская. платоновская, аристотелевская). Научные знания в Средневековье, доктрины схоластики. Зарождение и развитие классической науки.

2.2.Становление классической науки в Новом времени. СтановлениенаукиНовоговремени какстановлениеобъекта, субъекта и метода. Динамика образов природы от античности до современности. Механизм как образ природы в Новое время. Гелиоцентрическая космология Коперника. Мировоззренческое значениекоперниканскойреволюции.Реформацияистановление субъекта научной деятельности.Формирование теоретического видения, как новой способности мышления. Социальный атомизм как новый способ бытия человека в обществе и идея атомизма в научной картине мира. Становление науки как социального института (Ф. Бэкон.Р. Декарт). Становление опытной науки, предпосылки возникновения экспериментального метода, связь с математическим описанием. Становление научного метода (Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, И. Кеплер). Идеалы научности. Этапы развития науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая парадигмы научности.

Литература к теме 2

Обязательная литература:

1. Введение в историю и философию науки / под ред. С. А. Лебедева. М.2005. С. 6–107.

2. Ильин В.В. философия и история науки. М. 2005. С. 18–42.

3.Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М. 1985.С. 26-85.

4. Лекторский В.А. Научное познание как феномен культуры //Культура. Человек и картина мира. М. 1989. С. 28–37.

5.Микешина Л.А. Философия науки. М. 2005. С. 27–58.

6. Степин В.С. Теоретическое знание. М. 2000.С.54–99.

7.Степин В.С. Философия науки. М. 2005. С.91–119.

8. Философия для аспирантов. Ростов н\Д. 2002. С.85–151.

9. Черникова И.В.Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. 2007. С. 38–45.

10. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. 2001. С.50–83.

Дополнительная литература:

1.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М. 1980.

2.Джегутанов Б.К., Стрельченко В.И.,Балахонский В.В., Хон Г.Н. История и философия науки. СПб. 2006.

3.Кузнецов Б.Г. Разум и бытие. Этюды о классическом рационализме и классической науке. М. 1972.

4. Свасьян К.А. Становление европейской науки. Ереван. 1990.

Тема 3. ФИЛОСОФИЯ О НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

3.1.Эволюция представлений о когнитивной деятельности человека. Общие представления о природе познания. Классификации форм познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное. Деятельностный, аналитический, семантический подходы к познанию. Специфика научного познания. Базовые процедуры познавательной деятельности: репрезентация, интерпретация, конвенция. Современная философия познания основные категории и принципы. Основные выводы современной философии познания.

3.2.Эпистемологические практики или когнитивные схемы как основание научных парадигм. Понятия «когнитивные практики», «эпистемологические схемы». Созерцательная модель познания как когнитивная практика античности. Герменевтическая модель познания как когнитивная практика в средневековье. Революция И. Канта в гносеологии. Репрезентативная модель познания. Деятельностная теория познания. Проективно-конструктивная модель познания. Диалоговая модель познания. Эволюционная эпистемология. Конструктивистские модели познания.

3.3.Наука и философия в Новое время. Эмпиризм и рационализм о решении проблемы источников знания. Дилемма «чувственное –рациональное» – проблемное поле гносеологии Нового времени. Эмпиризм (Бэкон, Локк, Беркли, Юм). Рационализм (Декарт, Лейбниц). Гносеологический трансцендентализм как способ решения гносеологической проблемы (И. Кант).

3.4.Позитивизм и феноменология как развитие традиций эмпиризма и рационализма. Этапы развития позитивизма: классический позитивизм (Г. Спенсер, О. Конт, Д. Миль); физический позитивизм (Э. Мах); логический позитивизм (М. Шлик, Р. Карнал, Г. Фреге, Б. Рассел). Позитивизм как первая школа философии науки. Феноменологическая теория познания (Э. Гуссерль). Язык в философии познания. Языковое видение мира. Язык как средство построения и развития науки.

3.5. Постпозитивизм. Школа историков науки. Постпозитивизм и его взгляд на науку. Критический рационализм К.Поппера. Теория фальсифицируемости, критицизм как главная установка научности. Гипотетизм и фаллибилизм. Истина и объективность как ценность научного познания. Концепция трех миров и понятие «эпистемологии без познающего субъекта».

Т. Кун и концепция научных революций. Понятие парадигмы. История науки как смена нормального и революционного периодов развития науки. Значение научного сообщества при выборе теории на роль научной парадигмы. Релятивизация научного познания в куновской модели развития науки. Проблема преемственности в развитии научного знания и несоизмеримость парадигм как основные направления критики концепции Т. Куна. Эвристичность концепции Куна для социологии науки.

И. Лакатос о методологии исследовательских программ. Концепция зрелогофальсификационизма. Дискуссия о возможности решающего эксперимента, эвристичность методологической концепции И. Лакатоса в ее обсуждении.

С. Тулмин и поиски новой научной рациональности. «Популяционная» модель развития науки. Проблема понимания как проблема естественнонаучного познания. Роль понятий в научном организме. Связь проблемы понимания и проблемы рациональности. Противостояние позитивистской концепции «рациональности как логичность», концепции рациональности как атрибута человеческой деятельности. Ценности и наука (Л. Лаудан). Концепция личностного знания М. Поланьи.

Методологический анархизм П. Фейерабенда. Принцип теоретического плюрализма. Критика Фейерабендом основных установок классической научности – объективизма, универсализма, рационализма. Критика Фейерабендом теории научного метода. Методологический анархизм и его основные тезисы. Релятивизация научного познания в концепции методологического анархизма, стирание границ между наукой и идеологией, наукой и мифом.

Литература к теме 3.

Обязательная литература:

1. Венцковский Л.Э. Философские проблемы развития науки.М. 1982. С. 7–58,134–160.

2.Койре А. Очерки истории философской мысли. М. 1985. С.51–109; 154–175.

3. Микешина Л.А. Философия науки. М. 2005. С. 27–45; 88–129.

4. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М.1998. С.9–131.

5.Поппер К. предположения и опровержения. М. 2004. С. 16–33;53–57; 121–134.

6.Степин В.С. Философия науки. М. 2005. С. 13–56; 209–229.

7. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М. 1986.С.216–307.

8. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. 2001. С.97–101.

9.Чешев В.В. Проблема познания в философии. Томск. 2003.С.86–221.

Дополнительная литература:

1.Кун Т. Структура научных революций. М. 1975.

2.Лакатос И. Доказательства и опровержения. М. 1967.

3.Лакатос И. Фальсификация и методология научно исследовательских программ. М. 1995.

4.Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М. 1996.

5.От логического позитивизма к постпозитивизму: Хрестоматия. М.НИИВО ИНИОН. 1993.

6.Поппер К. Логика и рост научного знания. М. 1993.

7.Современные исследования по истории и методологии науки. Материалы к VIII Международному конгрессу по логике, методологии и философии науки. М. 1987. С.21–87.

8.Степин В.С. Современная философия науки: Хрестоматия. М. 1994.

9.Традиции и революции в истории науки. М. 1991.

10. Тулмин С. Человеческое понимание. М. 1984

Тема 4. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

4.1.Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы и формы эмпирического уровня. Наблюдение и эксперимент – методы эмпирического уровня познания. Специфика научного наблюдения. Активность наблюдателя, создание приборной ситуации, обусловленность наблюдения системой наличного знания. Проблема наблюдаемости. Эксперимент как основной метод научного исследования. Сходство и различие эксперимента и наблюдения. Роль и функции теоретического знания в проведении и интерпретации эксперимента. Понятие эмпирического объекта и эмпирическойсхемы.Единичныеэмпирическиевысказывания, данные, понятие «протокольные предложения». Факт – основная форма эмпирического уровня научного знания. Факты действительности и факты науки. Формирование научного факта, концепция уровневостифактуального знания. Теоретическаянагруженность факта. Понятие эмпирического закона.

4.2.Методы и формы теоретического уровня научного познания. Методы построения идеализированного объекта: аксиомаизация, идеализация, моделирование, абстрагирование, формализация. Понятия, идеи, аксиомы как формы идеализированного знания. Гипотетико-дедуктивный характер построения теоретических знаний. Математизация теоретического знания. Проблема, гипотеза, теория, закон – основные формы теоретического уровня познания. Гипотезы «adhoc». Структура научной теории: система теоретических объектов, математический аппарат, связи между теоретическими объектами. Система правил интерпретации. Теоретические схемы. Процедура эмпирической проверки теории. Проблема объективации теоретических схем. Ограничительные тезисы: тезис Дюгема-Куайна, тезис неопределенности перевода. Понятие научного закона: законы природы и законы науки. Принцип инвариантности (принцип симметрии). Симметрии как методологический принцип, «закон законов».

4.3.Структура оснований науки. Предпосылочное знание и основания науки. Идеалы и нормы научного исследования как схема метода деятельности в объяснении, доказательности, организации научного исследования. Научная картина мира (НКМ) –связующее звено между научной и философской рефлексией. Соотношение НКМ и частнонаучных картин реальности. Онтологизация теоретических схем – основная функция картины мира. НКМ и научное мировоззрение. Стиль научного мышления. Философские основания науки.

4.4.Основныепознавательные функциинауки.Научное описание. Требования к языку описания. Понятие смысла и значения языковых выражений. Семантическая структура языка и ее отношение к действительности. Проблема интерпретации результатов описания. Научное объяснение как основная познавательная функция науки. Типы научного объяснения: каузальное, функциональное (телеономическое), структурное. Понимание как интерпретация и как метод постижения смысла. Принципы интерпретации в науке. Предсказание, предвидение и прогноз в науке.

Литература к теме 4

Обязательная литература:

1 .Философия для аспирантов. Ростов н\ Д. 2002. С.243–376.

2.Степин В.С. Философия науки. М. 2005. С. 156–209.

3.Степин В.С. Теоретическое знание. М. 2000. С.99–387.

4.Микешина Л.А. Философия науки. М. 2005. С. 225–363.

5.Из лекций по философии науки. С.В. Илларионов// Эпистемология и философия науки. 2006. №3. С. 189–221.

Дополнительная литература:

1.Тарасов Ю.Н. Философия науки: общие проблемы. Курс лекций для аспирантов. Воронеж. 2006.

2. Ивин А.А. Современная философия науки. М. 2005.

З.ИлларионовС.В.Теорияпознанияифилософиянауки.М. 2007.

4.Ильин В.В. Философия и история науки. М. 2005.

5.Философия науки в историческом контексте. СПб. 2003.

Тема 5. ДИНАМИКА НАУКИ КАК СМЕНА КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ КАРКАСОВ

5.1.Рост и развитие научного знания. Основные идеи классическогоидеаланаучности:фундаментализм,редукционизм, универсализм. Кумулятивная модель науки. Факторы научной динамики, учитываемые в кумулятивной модели науки. Социокультурная обусловленность научного познания. Интернализм и экстернализм как два альтернативных подхода к исследованию исторического развития науки. Интерналистские исследования содержания научного знания, истории научных идей, концептуального аппарата науки. Концепции объективного роста знания К. Поппера, И. Лакатоса, С. Тулмина. Экстерналистские исследования социальных факторов развития науки, поведения ученых, коммуникативных стратегий (Р. Мертон, Т. Кун) Научные традиции и научные революции.

5.2.Философия науки о динамике научной рациональности. Критерии различения классической, неклассической, постнеклассической научной рациональности. Квантово-релятивистская физика как неклассический тип рациональности. Неклассическая парадигманаучности.Онтологияквантово-волновогодуализма. «Наблюдаемое –наблюдатель» как познавательное отношение в неклассической науке. Проблема физической реальности, проблема детерминизма как важнейшие философские проблемы физики микромира. Макроприбор и принцип суперпозиции. Принцип неопределенностиВ.Гейзенберга.Принципдополнительности Нильса Бора и его общенаучный характер. Интерпретации квантовой механики как проблема философии науки. Копенгагенская интерпретация ее феноменологический характер.

5.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки. Постнеклассический этап в развитии науки. Компьютеризация науки, рост междисциплинарных исследований, гуманизация научных исследований. Саморазвивающиеся системы как объект постнеклассической науки. Идея глобального эволюционизма и идея системности как фундаментальные идеи оснований постнеклассической науки.Эволюционно-синергетическая парадигма как ядро постнеклассической науки. Эволюционная эпистемология как когнитивная практика адекватная в познании объектов постнеклассической науки.Специфика постнеклассической рациональности. Трансформация концепта «знание» в постнеклассической науке.

Литература к теме 5

Обязательная литература:

1.Ильин В.В. Классика –неклассика– неоклассика: три этапа в развитии науки// Вопросы философии. 1989. № 10. С.3–18.

2.Ильин В.В. Философия и история науки. М. 2005. С.ЗЗ1–354.

3.Степин В.С. Философия науки. М. 2005. С. 239–374.

4.Философия науки / под ред. С.А. Лебедева. М. 2004. С. 78–129.

5.Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. 2007. С. 154–235.

6.Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. 2001. С. 102–176.

Дополнительная литература:

1. Ильин В.В. Философия и история науки. М. 2005.

2. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М. 2001.

3. Философия науки в историческом контексте. СПб. 2003.

Тема 6. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

6.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание. Гносеологическое и онтологическое измерения истины. Истина в научном познании. Концепции истины: классическая (корреспондентская), когерентная, прагматическая. Истина и объективность в классической, неклассической и постнеклассической науке. Концепции объективности: объективность как адекватность знания действительности (эпистемологическая объективность); объективность как интерсубъективность; объективность как объектность. Субъективации и релятивизации познания. Проблема референции. Объективность научного знания как проблема. Достижение объективно истинного знания– цель науки.

6.2. Проблема научной рациональности. Формы философской рациональности. Рациональность как научность в позитивистской философии науки. Кризис европейского рационализма в конце XIX в. Антисциентизм и поиски новой научной рациональности. Динамика научной рациональности. Критерии различения классической, неклассической, постнеклассической научной рациональности.

6.3.Научный реализм и релятивизация в научном познании. Концепция научного реализма как важнейшая установка научного мировоззрения. Релятивность и релятивизация как объективная характеристика в развитии научного познания. Критика наивного натурализма и релятивизма как типов научного мировоззрения. Разновидности релятивизма: персоналистский, когнитивный, культурный. Научный реализм (гипотетический реализм) и «натуралистический поворот» в современной эпистемологии.

Литература к теме 6

Обязательная литература:

1. Микешина Л.А. Философия науки. М. 2005. С. 73–88; 129–165.

2.Пассмор Дж. Современные философы. М. 2002. С. 94–127

3.Степин В.С. Философия науки. М. 2005. С. 267–308.

4.Томпсон Мел. Философия науки. М. 2003. С. 8–10; 138–157.

5.Фолмер Г. Эволюционная теория познания. М.1998. С.43–66.

6.Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. 2007. С. 154–235.

7.Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. 2001. С.299–311.

Дополнительная литература:

1.Кезин А.В. Натуралистические подходы в эпистемологии XX века. М. 2006.

2.Куайн У. Вещи и их место в теории // Современная аналитическая философия. М. 1998.

3.Куайн У. Слово и объект. М. 2000.

4.Мамчур Е.А. Объективность науки и релятивизм. М. 2004.

5.Хакинг Я. Представление и вмешательство. М. 1988.

Тема 7. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

7.1.Наука как социальный институт. Институциональный анализ науки в рамках социологии науки. Этапы формирования и методологические основания социологии науки. Вклад Р. Мертона в утверждение социологии науки как самостоятельной научной дисциплины. Проблемное поле социологии науки: нормативные структуры науки как предмет исследований Р. Мертона и его школы. Эмпирические исследования науки в рамках мертоновской социологии науки.

7.2.Особенности современного этапа развития науки. Стратегии развития современной науки. Наука и власть. Поиск новых типов цивилизационного развития и новые функции науки в этом процессе.

Литература к теме 7

Обязательная литература:

1. Малкей М. Наука и социология знания. М. 1983. 254 с.

2. Основы философии науки / под.ред. С.А. Лебедева. М. 2005. С. 305–383.

3.Степин В.С. Кузнецова Л.Ф.Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.,1994, С.153–196.

4. Степин В.С. Теоретическое знание. М. 2000. С. 641–703.

5. Степин В.С. Философия науки. М. 2006. С. 331–374.

6. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева. М. 2004. С. 303–328; 358–387.

7. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. 2007. С. 235–250.

8. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. 2001. С.311–341.

Дополнительная литература:

1.Вызов познанию: стратегии развития науки в современном мире. М. 2004.

2.Мамчур Е.А. Образы науки в современной культуре. М. 2008.

V. Форма итогового контроля Экзамен

Вопросы к экзамену

1.Предмет философии науки. Концептуальная модель философии науки.

2.Наука в культуре современной цивилизации.

3.Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.

4.Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.

5.Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода.

6.Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный).

7.Эмпиризм и рационализм об источниках знания.

8.Позитивизм как теория познания: этапы развития позитивизма.

9.Трансцендентализм и феноменология (И. Кант, Э. Гуссерль).

10.Эмпирический и теоретический уровни в научном познании и критерии их различения.

11.Наблюдение и эксперимент – процедуры формирования научного факта.

12.Теоретический уровень научного знания. Понятие теории, теоретической схемы.

13.Формализация, идеализация, моделирование, математизация – методы теоретического уровня науки.

14.Понятие НКМ и научной парадигмы.

15.Философские основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

16.Кумулятивная модель науки. Критерий научности.

17.Основные черты классической науки.

18.Критический рационализм К. Поппера.

19.Школа историков науки о природе науки (И. Лакатос, П. Фейерабенд).

20.Школа историков науки (С. Тулмин, И. Поланьи, Л. Лаудан).

21.Т. Кун о развитии науки и научных революциях.

22.Типы научной рациональности, ее исторические формы,

23.Неклассическая наука. Принцип дополнительности.

24.Объяснение и понимание в научном познании.

25.Концепции постнеклассической науки, ее основные признаки.

26.Эволюционно-синергетическая парадигма как ядро постнеклассической науки.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст