Учебная программа по курсу «Государственная политика и управлени

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Санкт-Петербургский филиал

Кафедра прикладной политологии

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Государственная политика и управление»

Специальность 030201.65 Политология

Специальность 030200.62 Политология

Курс

Авторы: доктор полит.н. Сунгуров А.Ю., к.полит.н. Виноградова Т.И.

Согласовано УМО

Одобрено на заседании кафедры

_________________

«__» ___________ 200_ г.

Зав. кафедрой

___________________

«___» ____________ 200_г.

Утверждено Советом Факультета

_________________

Председатель

«__» ___________ 200_ г.

Санкт – Петербург

2007

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по курсу «Государственная политика и управление» предназначена для подготовки студентов по специальности 030201.65 «Политология» и специальности 030200.62 «Политология» отделения прикладной политологии факультета менеджмента. Программа включает в себя: содержание дисциплины, перечень основной и дополнительной литературы и нормативно-правовых актов, рекомендуемых студентам к самостоятельному изучению, планы семинарских занятий, а также перечень вопросов для подготовки к зачёту и экзамену и тематический план.

Программа предназначена для методического обеспечения учебного процесса по очной, заочной формам обучения. Прежде всего, программа призвана ориентировать студентов на самостоятельную работу по изучению учебной дисциплины «Государственная политика и управление», определяет основные направления этой работы, а также основные методы её проведения.

Учебная программа определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Государственная политика и управление» и разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 030201.65, 030200.62 «Политология». Программа подготовлена на основе действующего законодательства Российской Федерации.

Изучение данной учебной дисциплины является составной, неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов (политологов, бакалавров политологии). Курс «Государственная политика и управление» представляет собой фундаментальный курс, создает методологическую и методическую основу ряда дисциплин политико-управленческого блока общепрофессиональной специализации.

Содержание программы курса основывается на работах классиков государственной политики и управления, на материалах современных исследований и публикаций, посвященных изучению государственной политики и управления.

Основными целями изучения курса являются:

— содействовать овладению студентами основных концепций и методов государственной политики и управленческой деятельности;

— сформировать у студентов целостное представление о современных механизмах государственного воздействия на важнейшие сферы общественной жизни, а также о проблемах взаимодействия общества и государства;

— вооружить студентов знаниями о государственной политике и управлении как теоретической основе происходящих в России трансформационных процессов.

Основными задачами курса являются:

приобретение студентами базовых знаний о теоретических основах государственной политики и управления как научной и учебной дисциплины;

овладение категориально-понятийным аппаратом в области государственной политики и управления;

изучение реальных механизмов осуществления государственной политики;

рассмотрение роли и функций основных государственных организаций в общественной системе;

знакомство с различными видами и направлениями государственной политики в современных условиях;

получение навыков самостоятельного анализа государственной политики и управления.

В результате освоения дисциплины «Государственная политика и управление» студенты:

имеют знания о сущности и видах, основных школах государственной политики и управления;

умеют выявлять взаимосвязи между уровнями, формами и методами государственного управления;

способны ориентироваться в национально-государственных школах и традициях публичного управления, могут определить социокультурный смысл принимаемых управленческих решений;

имеют навыки деловых игр и других активных методов образования в области государственного управления;

умеют работать в коллективе, принимать управленческие решения в конфликтных ситуациях.

Преподавание курса «государственная политика и управление» опирается на систему знаний, умений и навыков, формируемую на I – II курсах обучения политологов. Межпредметные связи в особенности важны для взаимодействия следующих дисциплин: «Политология: введение в специальность», «Политическая история России», «Политическая история зарубежных стран», «Политический анализ», «Сравнительная политология», «Теория государства и права»,

Изучение курса предполагает присутствие студентов на лекционных занятиях, активное участие в семинарах, групповых дискуссиях, написание реферата по выбранной теме. Особое значение придается самостоятельной работе студентов, которая предусматривает: повторение пройденного материала с использованием конспектов лекций, ознакомление с рекомендованной по каждой учебной теме литературой, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, подготовку сообщений в соответствии с тематикой планов проведения семинаров и групповых дискуссий.

Формы контроля знаний.

Формы контроля:

Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских занятий на основе оценки активности работы студентов, их участия в дискуссиях и выступлений с докладами, а также по результатам оценки посещаемости студентами лекций и семинаров.

Промежуточный контроль осуществляется на основе написания студентами реферата по основным темам курса.

Формой итогового контроля является экзамен. Экзамен может проводиться как в письменной, так и в устной форме по усмотрению преподавателя.

Максимальная оценка каждого вида работ – 10 баллов.

Оценки текущего, промежуточного и итогового контроля определяются как средневзвешенные по приведенной ниже формуле и округляются до целого числа согласно общим правилам округления (в соответствии с Методикой формирования результирующей оценки промежуточного контроля — Приказ по ГУ-ВШЭ «О переходе на 10 балльную систему оценки знаний студентов» № 1002 от 17 июня 2002 г.).

Wтек.контр. = 0,3, Wреф. = 0,3, Wэкз. = 0,4.

Расчет итоговой (результирующей) оценки:

Оср(окр)=Отек.контр. * Wтек.контр. (0,3) + Ореф. * Wреф. (0,3) + Оэкз. * Wэкз. (0,4)

Соответствие оценок по 10-ти балльной шкале оценкам по 5-ти балльной шкале:

Итоговая оценка

10-ти балльная шкала

Итоговая оценка

5-ти балльная шкала

1 – 3

неудовлетворительно

4 – 5

удовлетворительно

6 – 7

хорошо

8 – 10

отлично

Оценка активности работы студентов на семинарских занятиях:

Оценке подлежит уровень активности студентов и их участия в обсуждениях и дискуссиях основных тем курса, проблематики региональной экономики и политики в Российской Федерации и за рубежом, их готовность к осмыслению существующих сложностей и проблем, умение анализировать предложенные ситуации и разрабатывать адекватные ситуациям эффективные предложения и рекомендации. Кроме того, оценке подлежат выступления студентов с докладами. Темы докладов выбираются в соответствии с тематическими направлениями курса и предварительно конкретизируются преподавателем. Продолжительность доклада, включая его обсуждение с аудиторией, составляет максимально 20 минут. Оценка представляет собой объективную суммарную величину результатов всех видов работ студентов на семинарских занятиях, максимальный размер которой составляет 10.

Посещаемость занятий:

Явка на занятия удостоверяется собственноручной подписью студента. Оценка за посещаемость определяется путем соотнесения процента посещенных занятий с десятибалльной оценочной шкалой. При этом, при посещении всех занятий коэффициент составляет 10, при пропуске одного занятия без уважительной причины – 9, двух занятий – 8, трех занятий – 7, четырех занятий – 6, пяти занятий– 5. При пропуске шести и более занятий без уважительной причины результирующая оценка за посещаемость составляет 0.

Требования к написанию и оформлению реферата:

Тему реферата, который является формой промежуточного контроля, студенты определяют в соответствии с примерным списком предложенных тем, либо формулируют самостоятельно в рамках программы курса по согласованию с преподавателем.

Реферат является аналитическим исследованием и должен продемонстрировать умение студента проводить самостоятельное изучение имеющейся информации и строить на его основе систему оценок и выводов.

Примерный объем работы – 0,8 – 1,1 авторского листа, что соответствует 25 – 35 страницам печатного текста с интервалом 2 кегль 12. Шрифт – Times New Roman.

Реферат должен быть представлен преподавателю за 2 недели до дня проведения экзамена.

Реферат должен быть представлен в электронном и печатном виде, при этом на печатной версии студент собственноручной подписью удостоверяет, что реферат является выполненным самостоятельно и автор несет полную ответственность за его содержание. В случае, если в ходе проверки обнаруживается плагиат (любого вида и объема) работа автоматически оценивается в 0 баллов.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛЕКЦИИ: НАЗВАНИЯ ТЕМ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ, ОБЪЕМ В ЧАСАХ

Часть 1. Политика и Управление: поиск оптимального соотношения

Тема 1.  Предмет, методология и методика курса «государственная политика и управление» (2 ч.)

Государственная политика в системе государственного управления. Сферы государственной политики. Генезис и природа публичной власти и государственного управления. Общество и государственное управление. Структура государственной политики как деятельности по реализации целей и задач государственного управления. Публичная политика и государственное управление. Взаимоотношения государственной и публичной политики.

Методология и методика анализа государственной политики: институционализм, концепция политического процесса, теория групп, теория элит, теория рационализма, теория инкрементализма, теория сетей, теория игр, теория общественного выбора, теория открытых систем.  Государственная политика в условиях глобализации и регионализации как двух доминирующих тенденций современного мирового  развития.

Тема 2. Политическая власть и государственное управление (2 ч.)

Сравнение понятий политической власти и государственного управления. Государственное управление как система. Социальные функции государства и виды государственного управления: внутренние и внешние функции государства. Система государственного управления (субъекты и объекты системы государственного управления). Иерархические уровни государственного управления (метауровень, макроуровень, микроуровень, региональный и локальный уровни государственного управления).

Государственная политика как важнейший элемент системы государственного управления. Проблемы классификации государственной политики и  ее системные характеристики. Детерминирующие факторы общей, внутренней и  внешней среды системы государственного управления и их воздействие на государственную политику. Конституционные основы и правовая база государственной политики.

Тема 3. Понятие публичной политики и ее акторы. Влияние видов политического режима (2 ч.)

Понятие публичной политики и его интерпретации. Акторы публичной политики: органы государственной власти, политические партии, бизнес-корпорации и их ассоциации, неправительственные организации, СМИ, экспертное сообщество, международные организации и фонды. Необходимость учета влияния криминальных сообществ. Необходимые и достаточные условия для участия негосударственных структур в публичной политике.

Учет влияния политического режима. Политический режим и государственная власть. Авторитарные типы государственного управления. Демократический тип государственного управления. Формы и модели взаимодействия государственной власти и структур гражданского общества. Критерии эффективности публичной политики.

Тема 4. Разработка государственной (публичной) политики и ее этапы (2 ч.)

Государственно-управленческое решения и виды их классификации: по уровню иерархии в системе государственного управления, по типам – административные и политические, по субъектам управления, по юридическим основаниям, по характеру содержания, по механизму реализации, по степени публичности и т.п.

Системные признаки государственно-управленческих решений:  наличие субъект-объектных отношений, виды и уровни управленческого воздействия, процедура принятия решения, процедура легитимации принятого решения, процедура реализации решения, виды и формы управленческого контроля за ходом и итогами реализации решения.

Процесс принятия государственно-управленческого решения: стратегическое и оперативное планирование государственной политики, мониторинг и информационно-аналитическая деятельность, экспертные оценки управленческих альтернатив. Роль политических партий и бизнес-корпораций. «Фабрики мысли» и Центры публичной политики. Виды «фабрик мысли»: международный и первый российский опыт.

Тема 5. Направления государственной (публичной) политики (2 ч.)

Соотношение понятий Государственной, национальной и публичной политики. Государственная экономическая политика. Прямое и косвенное вмешательство в экономику. Государственная социальная политика. Государственная национальная политика. Государственная экологическая политика. Государственная политика в области безопасности. Понятия жесткой и мягкой безопасности. Международная политика государств. Участие других акторов публичной политики в формировании направлений государственной (публичной) политики.

Тема 6. Права человека как цель политики и управления. Национальные и международные институты их защиты (2 ч.)

Защита прав и свобод как одна из важных функций государства. Национальные институты защиты прав человека. Международные стандарты и институты защиты прав человека. Взаимодействие национальных и международных систем защиты прав человека. Институт Омбудсмана. Кодексы надлежащей этики чиновников. Развитие института Уполномоченного по правам человека в России и ее регионах.

Часть II. Современные концепции государственного управления

Тема 7. Классические и современные концепции бюрократии и теория организационного развития (2 ч.)

Теории административного управления. Либеральная и неолиберальная концепция государственного управления (теория Дж. Кейнса, концепции Ф. Хайека, Дж. Гелбрайта). Концепция «социального государства» (Л. фон Эрхард, В.Жискар д Эстен). Социалистические концепции государственного управления (В.И. Ленин, А. Грамши, Н. Пуланзас, «Франкфуртская школа»).

Бюрократия и ее роль в системе государственного управления. Бюрократия как социально-ролевая группа. Концепция рациональной бюрократии М. Вебера. Функциональные теории бюрократии Т. Парсонса, П. Блау, Р. Мертона. Теории организационного развития и современные концепции бюрократии. Стратегии преодоления организационных патологий в развитии организаций. Роль инновационного потенциала.

Тема 8. Концепции новой институциональной теории и нового государственного менеджмента (2 ч.)

Предпосылки новой институциональной теории. Работы Т.Веблена, У.К.Митчела и др. Методологические основания новой институциональной теории. Работы П. Ди Маджио, У. Пауэлла, П.Холла и Р.Тэйлора. Основные направления неоинституционализма: теория конвергенций, теория постэкономического общества, экономика глобальных перемен, теория согласований или экономика соглашений. Отечественные исследования в области неоинституционализма (Я.И.Кузьминов, А.Н.Олейник и др.)

Концепция нового государственного менеджмента. Работы Д.Осборна и Т.Гэблера. Проблема соотношения государственного менеджмента и политики. Сравнительная роль понятий «руководство», «администрирование» и «управление». Государственный менеджмент и рыночная экономика. Оценка эффективности государственного управления. Работы Г.А.Саймона, Дж.Ю.Стиглица, Л.В.Сморгунова.

Тема 9. Концепции нового способа управления (Governance) и политических сетей (2 ч.)

Теоретические источники в концепции (governance). Документы «Программы развития ООН и Комитета по публичному менеджменту ОЭСР. Соотношение политики и управления. Государственное (публичное) управление как функция общественной координации, в которой принимают участие различные акторы публичной политики. Принцип сотрудничества как особый тип отношений между публичной и частными сферами. Понятие прозрачности власти. Работы Исследовательского комитета по публичной политики Международной ассоциации политической науки.

Понятие «политические сети» и основные методологические основания концепции «политических сетей. Работы Тани Берцель, Питера Богесона, Тео Туунена, Л.В.Сморгунова и др. Теория политических сетей как реконструкция отношений между государственным управлением, современным обществом и политикой. Виды и типы политических сетей. Понятие governance в концепции политических сетей. Соотношение сетевых и иерархических моделей управления.

Часть III. Государственное управление в условиях рыночной экономики.

Тема 10. Общественное благо. Необходимость и пределы государственного регулирования рынка. (2 ч.)

Понятие общественного блага. Концепция экономической эффективности и эффективность Парето. Дефекты рыночного регулирования. Информационная асимметрия и естественные монополии. Экстерналии и общественные блага. Две группы обоснований государственного вмешательства: Исправление дефектов рыночного регулирования ради повышения эффективности распределения ресурсов и благ; перераспределение возможностей и благ ради достижения социальной справедливости. Дефекты государственного регулирования рынка. Работы Д.Норта, П.Козловски, К.Поланьи, Дж.Ю.Стиглица и др.

Тема 11. Коррупция и способы противодействия. (2 ч.)

Понятие коррупции. Соотношение общественного участия, лоббирования и коррупции. Виды и формы коррупции. Низовая (повседневная0 и вершинная (элитарная) коррупция. Уголовно наказуемые и ненаказуемые виды коррупции. Понятия конфликта интересов и способы его разрешения. Недостатки законодательства, способствующие возникновению коррупции. Возможности возникновения и формы проявления коррупции в бюджетном процессе.

Противодействие коррупции: возможности государства и гражданского общества. Три стратегии противодействия коррупции: стратегия осознания, стратегия предупреждения и стратегия верховенства закона (пресечения). Роль международного сотрудничества в предотвращения коррупции. Особенности развития коррупции в поставторитарных странах. Антикоррупционные инициативы в России. Разработки и программы Транспаренси интернэйшнл, Фонда ИНДЕМ, СПб гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ.

Часть IV. Уровни государственного управления и самоуправления. Специфика Российской Федерации и г. Санкт-Петербурга.

Тема 12. Центральный уровень организации государственного управления на примере Российской Федерации. (2 ч.)

Государственная власть и ее субъекты. Учредительная государственная власть. Принципы единства и разделения государственной власти. Понятие центральных органов государственного управления.

Конституционный статус и полномочия Президента Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации. Администрация Президента Российской Федерации и ее структура.

Государственный совет Российской Федерации: правовой статус, принципы формирования, структура и полномочия.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Конституционный статус и полномочия Федерального собрания. Порядок формирования Федерального Собрания. Структура Федерального собрания Российской Федерации. Совет Федерации. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания. Государственная Дума Российской Федерации. Статус депутатов Государственной Думы. Структура аппарата Государственной Думы. Порядок образования и деятельности фракций Государственной Думы. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания.

Система федеральных органов исполнительной государственной власти. Структура Правительства Российской Федерации.

Судебная система Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Государственные органы особой компетенции: Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство, Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ.

Тема 13. Региональная политика и региональное государственное управление. (2 ч.)

Сущность регионального управления. Региональное управление в унитарных и в федеративных государствах. Основные направления региональной политики. Регион как объект и субъект государственной (публичной) политики.

Государственная региональная политика и государственное управление. Федеральные округа в системе распределения государственной власти в  Российской Федерации. Взаимоотношения в системе федеральный центр – федеральный округ – субъект Российской Федерации. Концепция вертикали власти. Особенности государственного управления в Северо-Западном Федеральном округе.

Государственное управление в административно-территориальных единицах. Конституционные и правовые основы государственного управления в субъектах Российской Федерации. Правовой статус административно-территориальных единиц Российской Федерации. Федеративные отношения. Влияние отмены прямых выборов глав субъектов РФ на характер государственной и региональной политики.

Особенности региональной политики и государственного управления в Ленинградской и Псковской областях.

Тема 14. Государственное управление и местное самоуправление. (2 ч.)

Государственное управление и местное самоуправление. Местные сообщества как основы местного самоуправления. Модели местного самоуправления. Конституционные и правовые основы местного самоуправления. Полномочия органов государственной власти по регулированию местного самоуправления. Государственная поддержка местного самоуправления. Делегирование полномочий органов государственного управления органам местного самоуправления. Механизмы взаимодействия государственных и муниципальных органов.

Специфика современного города как объекта управления. Особенности управления крупнейшими системами расселения: агломерациями и мегаполисами.

Развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Законодательные основы и реальная практика. Особенности взаимоотношений муниципальных властей центральных городов и органов государственной власти субъектов федерации. Перспективы развития местного самоуправления в России.

Тема 15. Особенности государственного управления и политики в г.Санкт-Петербурге (2 ч.).

Особенности организации управления крупнейшими городами России. Москва и СПб как города-государства. Губернатор и Правительство Санкт-Петербурга. Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Уставной суд Санкт-Петербурга. Принятие Устава Санкт-Петербурга. Городские районы как подразделения городской администрации. Особенности организации местного самоуправления в городе.

Порядок разработки и реализации конкретных направлений государственной политики Санкт-Петербурга: экономическая политика, социальная политика, экологическая политика, политика в области межнациональных отношений. Город как часть региона Балтийского моря.

Перспективы развития публичной политики в Санкт-Петербурге: относительная роль политических партий, НКО, бизнеса и СМИ. Участие города в разработке и реализации различных направлений государственной политики Российской Федерации

Часть V. Государственная служба и административная реформа

Тема 16. Государственная служба (мировой и отечественный опыт) (2 ч.)

Государственная служба в системе государственного управления: правовой и институциональный статус. Современные тенденции развития государственной службы. «Новый менеджеризм». Административная культура. Статус госслужащего. Источники и формы законодательства о государственной службе.

Структура и правовой статус государственной службы в Российской Федерации. Исторические традиции госслужбы. Оценка современного состояния госаппарата. Идеология и принципы реформ госслужбы в России. Практические меры по преобразованию общественной госслужбы.

Государственная служба в странах Европы и США. Системы госслужбы в федеративных государствах (на примере Германии и США). Системы госслужбы в унитарных государствах (на примере Франции и Великобритании). Национально-исторические особенности систем госслужбы. Принципы, формы и методы госслужбы. Правовое регулирование госслужбы.

Тема 17. Административные реформы в зарубежных странах. Развитие административной юстиции (4 ч.).

Основные направления современных административных реформ. Модели административных реформ в англосаксонских странах: Великобритания, США, Новая Зеландия, Австралия. Модели административных реформ в странах континентальной Европы: Франция, Нидерланды, Германия.

Административные реформы в странах Восточной Европы: принципы и основные направления; реформа административно-государственного управления; реформа административно-территориального устройства и управления.

Понятие Административной юстиции как системы обжалования неправомерных действий администрации. Особенности устройства административной юстиции в странах «общего права». Административная юстиция во Франции. Роль института Омбудсмана и квазисудебных форм рассмотрения жалоб.

Тема 18. Административные реформы в России (4 ч.)

История государственно-административных идей в России. Административные реформы царского периода. Административные реформы советского периода. Административные реформы в современной России. Закрепление в Конституции РФ основных направлений административных реформ 1991-1993 гг. Закон «Об основах государственной службы» 1995 г. Концепция административной реформы 1997-1998 гг.

Современный этап административной реформы. Цели административной реформы: повышение качества и доступности государственных услуг; снижение издержек бизнеса, возникающих в связи с государственным регулированием экономики; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Задачи административной реформы: внедрение в органах исполнительной власти принципов и механизмов управления по результатам; разработка и внедрение стандартов государственных услуг; оптимизация функций органов исполнительной власти и введение особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности органов исполнительной власти; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, повышение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти и др. Реальная практика реализации административной реформы и возможности общественного контроля.

III. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Семинар 1. Политическая власть и государственное управление (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Сравнение понятий политической власти и государственного управления. Государственное управление как система.

2. Система государственного управления (субъекты и объекты системы государственного управления). Иерархические уровни государственного управления.

3. Конституционные основы и правовая база государственной политики. Направления внутренней и внешней политики по отраслям деятельности.

Рекомендуемая литература

Основная.

Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы: Учеб. пособие. М., 2000.

Государственная политика и управление. Учебник в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы государственной политики и управления. / Под ред. Л.В.Сморгунова. – М.: «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. Главы 1,2.

Куприяшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственное управление. М., 1996.

Чиркин В.Е. Государственное управление. М., 2001.

Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999.

Эффективность государственного управления : Пер. с анг. М., 1998.

Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития. — М.: Интеллект, 1997

Дополнительная

Бачило И.Л. Организация государственного управления: правовые проблемы. М., 1994.

Государственное управление: основы теории и организации: Учебник / Под ред. В.А. Козбаненко. М., 2000.

Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. М.; Ростов н/Д, 2000.

Пикулькин А.В. Система государственного управления. 2-е изд. М., 2000.

Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону, 1997.

Скидморр М.Дж., Трипп М.К. Американская система государственного управления: Пер. с анг. М., 1993.

Страуссман Дж. Стратегический государственный менеджмент // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 1.

Управленческие процедуры / Под ред. Б.Н.Лазарева. М., 1992.

Семинар 2. Понятие публичной политики и ее акторы. Влияние видов политического режима (2 часа).

Вопросы для обсуждения:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст