Учебная программа по дисциплине «Всеобщее управление качеством»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный технический университет»

Отдел «Магистратура и бакалавриат»

Кафедра «Автоматизированные системы и приборы»

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

Магистерская программа 200500.15 «Всеобщее управление качеством»

Направление 200500 – «Метрология, стандартизация и сертификация»

Квалификация: магистр техники и технологии

Составитель: д.т.н., профессор Пономарев С.В.

Изменения внесены: в 2007г. и в 2009 г.

Тамбов 2005

Учебная программа дисциплины «Всеобщее управление качеством» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению 200500 – «Метрология, стандартизация и сертификация» (магистерской программе 200500.15 «Всеобщее управление качеством»), требованиями, предъявляемыми к минимуму содержания магистерской программы, и с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса в Тамбовском государственном техническом университете.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Автоматизированные системы и приборы»

Программа рассмотрена и утверждена на заседании Учебно-методической комиссии факультета «Техническая кибернетика»

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению 200500– «Метрология, стандартизация и сертификация» установлено, что в процессе обучения в магистратуре по программе 200500.15 – «Всеобщее управление качеством» студенты магистратуры должны изучить следующие вопросы.

Исторические корни всеобщего управления качеством, смена концепций качества в течении XX века. Цели, задачи и направления всеобщего управления качеством. »Спираль качества». Декомпозиция качества. Надежность: методы анализа и обеспечения. Робастные методы управления качеством, философия качества.

Статистические методы контроля и управление качеством. Инструменты управления качеством: сбор данных, гистограммы, карты Парето, диаграммы Исикавы, стратификация, диаграмма разброса (рассеяния). Управляющие карты: принципы построения, выбор управляющих пределов, управляющие карты для среднего и дисперсии, комбинированные карты, чувствительность. Воспроизводимость машин и процессов. Правила приемочного контроля. Семь инструментов управления качеством: диаграмма сходства, отношений, деревьев, матриц, результатов анализа, карты решающих программ для процессов, стрелочные диаграммы, отношения между различными инструментами.

С учетом специфики образовательного процесса в Тамбовском государственном техническом университете в учебную программу дисциплины «Всеобщее управление качеством» включены следующие разделы.

Основы Всеобщего управления качеством.

Проверки (аудит) и учет затрат на качество в организации.

Инструменты, методы и методологии управления качеством.

Внедрение Всеобщего управления качеством в организации.

Вовлечение персонала в работу в условиях Всеобщего управления качеством (ВУК) и в системах менеджмента качества (СМК).

Современные подходы и методологии менеджмента качества.

ЦЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является дать магистрантам теоретические и практические знания о принципах и методах управления качеством продукции, процессов и услуг, о порядке внедрения базовых концепций и философии Всеобщего управления качеством (TQM – Total Quality Management) в организациях, а также о подготовке систем менеджмента качества (СМК) к сертификации.

ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для достижения поставленных целей студенты магистратуры должны приобрести знания (включающие в себя информацию, профессиональную культуру, умения и навыки) по следующим темам.

Введение во Всеобщее управление качеством

Процесс постоянного улучшения качества и методология решения проблем

Проверки (аудиты) в условиях TQM и CMK

Затраты на качество продукции, процессов и услуг

Основные инструменты контроля, анализа и управления качеством

Новые методы и инструменты управления качеством

Комплексные инструменты и методологии улучшения качества

Разработка миссии, видения, политики и целей в области качества, критических факторов успеха, показателей деятельности и стратегических планов менеджмента качества

Рекомендации по внедрению Всеобщего управления качеством в организации

Разработка документации и внедрение системы менеджмента качества в организации

Межличностное общение в организации

Коллективная работа в команде

Организация работ в условиях всеобщего управления качеством

Менеджмент изменений в организации

Современные подходы к менеджменту человеческих ресурсов

Логистика и TQM

Основы методологии управления проектами

Современные подходы к менеджменту качества, повышению удовлетворенности потребителей и конкурентоспособности организаций

СПИСОК ПРОГРАММ, ДЛЯ КОТОРЫХ ЧИТАЕТСЯ ДИСЦИПЛИНА

200500.15 – «Всеобщее управление качеством»

МЕСТО СРЕДИ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН

Программный курс дисциплин «Всеобщее управление качеством» базируется на ранее изученных студентами учебных дисциплинах:

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины:

ГСЭ.Ф.01Иностранный язык

ГСЭ.Ф.03Отечественная история

ГСЭ.Ф.04Культурология

ГСЭ.Ф.05Политология

ГСЭ.Ф.08Русский язык и культура речи

ГСЭ.Ф.09Социология

ГСЭ.Ф.10Философия

ГСЭ.Ф.11Экономика

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

ЕН.Ф.01Математика

ЕН.Ф.02Информатика

ЕН.Ф.03Физика

ЕН.Ф.04Химия

ЕН.Ф.05Экология

Общепрофессиональные дисциплины

ОПД.Ф.01 Начертательная геометрия. Инженерная графика

ОПД.Ф.02 Механика

ОПД.Ф.03 Материаловедение. Технология конструкционных материалов

ОПД.Ф.04 Электротехника и электроника

ОПД.Ф.07 Метрология, стандартизация и сертификация

ОПД.Ф.08 Общая теория измерений

ОПД.Ф.09 Взаимозаменяемость

ОПД.Ф.10 Методы и средства измерений, испытаний и контроля

ОПД.Ф.12 Экономика и организация производства

ОПД.Ф.13 Защита интеллектуальной собственности и патентоведение

Специальные дисциплины

СД.Ф.01 Планирование и организация эксперимента

СД.Ф.03 Статистические методы контроля и управления качеством

СД.Ф.04 Технология разработки стандартов и нормативной документации

СД.Ф.05 Системы качества

СД.Ф.06 Экономика качества, стандартизация и сертификация

СД.Ф.07 Квалиметрия и управление качеством

Дисциплины специализации

ДС.01 История стандартизации и сертификации

ДС.04 Организация и технология испытаний

ДС.07 Проектирование автоматизированных систем контроля

ДС.08 Автоматизированные системы и комплексы

ДС.09 Информационные системы стандартизации и сертификации

Положения учебной программы дисциплины «Всеобщее управление качеством» являются основой для освоения знаний, формирования профессиональной культуры и для приобретения умений и навыков:

при выполнении заданий, курсовых работ и проектов по специальным дисциплинам и дисциплинам специализации подготовки магистров;

при выполнении разделов выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Рассматриваемые в учебной дисциплине «Всеобщее управление качеством» вопросы будут использоваться выпускниками магистратуры после трудоустройства при выполнении функциональных обязанностей специалистов (инженера, инженера-менеджера, менеджера, младшего научного сотрудника и др.) по следующим видам профессиональной деятельности:

– производственно-технологическая;

– организационно-управленческая;

– научно-исследовательская;

– проектная.

НАЧАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Для результативного и эффективного освоения программных материалов дисциплины «Всеобщее управление качеством» студент магистратуры должен.

Знать

современный русский язык

иностранный язык, желательно, английский;

отечественную историю и основы мировой истории;

историю управления качеством;

культурологию, политологию, социологию, философию, правоведение и экономику;

математику, информатику, экологию, концепции современного естествознания;

механику, материаловедение, электротехнику и электронику;

метрологию, стандартизацию и сертификацию;

технологии и организацию производства продукции и услуг;

основы обеспечения качества;

менеджмент и маркетинг;

основы информатики, сети ЭВМ и средства коммуникации.

Обладать умениями и навыками

работать с учебной, научной и нормативно-технической литературой;

использовать возможности Интернет для поиска необходимой информации при составлении рефератов и обзоров;

применять в учебном процессе основные термины и определения, связанные с управлением качеством;

использовать пакеты программ для оформления результатов выполнения заданий и составления рефератов.

ИТОГОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ

В результате изучения дисциплины «Всеобщее управление качеством» студент должен

Знать

Эволюцию работ по обеспечению и улучшению качества.

Базовые концепции и философию всеобщего управления качеством (TQM).

Простые (старые), новые и комплексные (новейшие) инструменты контроля и управления качеством.

Основы управления человеческими ресурсами в условиях всеобщего управления качеством.

Разработку документации и внедрение TQM и СМК в организации.

Порядок подготовки систем менеджмента качества к сертификации.

Проверки (аудиты) в условиях TQM и СМК.

Основы учета затрат на качество.

Основы межличностного общения в организации.

Рекомендации по организации коллективной работы в команде.

Рекомендации по преодолению сопротивления персонала изменениям в организации.

Основы методологии управления проектами.

Современные подходы к менеджменту качества, повышению удовлетворенности потребителей и конкурентоспособности организации.

Уметь и обладать навыками

Использовать простые, новые и комплексные инструменты и методы управления качеством при решении задач обеспечения и улучшения качества процессов и продукции.

Разрабатывать документы системы менеджмента качества.

Классифицировать по требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 несоответствия, выявляемые при проведении аудитов (проверок).

Использовать на практике методы работы в составе межфункциональных команд по улучшению качества процессов и продукции.

Применять на практике современные рекомендации по использованию методов управления проектами.

Иметь представление

О практической организации работ по управлению человеческими ресурсами в организации.

О практической организации работ по внедрению концепций и философии Всеобщего управления качеством, а также по разработке и подготовке к сертификации систем менеджмента качества в организации.

О практической организации работ по внедрению подсистем учета и анализа затрат на качество в организации.

О практической организации работ по применению современных подходов к менеджменту качества с целью повышения удовлетворительности потребителей и укрепления конкурентоспособности организации.

2 ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины по ГОС 455 часа

Изучается в семестрах 10 и 11

Вид итогового контроля

Зачетв 10 семестре

Экзаменв 11 семестре

Вид рубежного контроля

Отчет о самостоятельной работев 10 и 11 семестрах

Курсовой проект в 11 семестре

Аудиторные занятия по семестрам

10 семестр

Лекции34 часов

Практические занятия17 часов

Самостоятельная работа100 часов

11 семестр

Лекции51 час

Практические занятия34 часа

Самостоятельная работа219 часов

в т.ч. курсовое проектирование34 часа

10 семестр

п/п

Наименование раздела, темы учебной дисциплины

Вид занятия

№ недели

Формы контроля

Объем аудиторных занятий, часов

Объем самостоятельной работы,

часов

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Основы Всеобщего управления качеством

1.

Тема1 Введение во Всеобщее управление качеством

лекция

1

Раздел отчета о самост. работе

2



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст