Учебная программа по дисциплине сд. 09 Организация, управление и

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине СД.09 – Организация, управление и планирование механизации работ в строительстве

для специальности 270113 «Механизация и автоматизация строительства»

1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

Курс

Семестр

Нагрузка в семестре

Курсовое проектирование

Отчетность

ЛекцииПрактич. зан.Лаб. раб.Самост. раб.КПКРЭкз.Зач.595134–65–++–ИТОГО

150

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Цель дисциплины – формирование теоретических знаний и практических навыков по организации производственных систем по обеспечению выпуска конкурентоспособного товара.

2.2. Основные задачи дисциплины:

– дать теоретические знания по методологии и методике в области оценки эффективности новой техники и технологии в строительстве, о подготовки и освоения производства;

– сформировать практические навыки по выбору основных производственных процессов и построение их в пространство и во времени, чтобы обеспечить сокращение времени от запуска в производство до получения итоговой продукции;

– обеспечить изучение новых методологических и практических разработок в области технического обслуживания основных производственных процессов;

– изучить основы планирования производства и инновационной деятельности;

– освоить теорию проектирования структур, организации труда, основного и обслуживающего производства, организации контроля качества и сертификации продукции, виды и формы менеджмента.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины инженер-механик должен:

Знать:

– законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия;

– отечественный и зарубежный опыт в области организации производства;

– принципы организации основного и вспомогательного производства в отрасли и на предприятии;

– основы управления инновационной деятельности;

– социально-экономические основы менеджмента и принятия и обоснование управленческих решений.

Владеть:

– методами экономической оценки инвестиций и управления инновационными процессами;

– методами организации производства и способами их обоснования;

– методами ценообразования и калькулирования себестоимости продукции;

– методами планирования текущей деятельности и развития предприятия;

– методами организации проектирования основных и вспомогательных процессов и вспомогательных производств;

– методами построения организационных отношений в системе менеджмента.

Уметь:

– рассчитать потребность в строительных машинах и оборудовании для выполнения объема СМР;

– составлять заявки на материалы и запасные части для ТО и ремонта машин;

– определять себестоимость Машино-часа работы строительных машин и их ремонта;

– определять планово-расчетные цены на эксплуатацию и ремонт строительных машин;

– рассчитывать экономическую эффективность использования новой техники в строительстве;

– организовать внутрихозяйственный учет и анализ производственной деятельности подразделения.

Связь с другими дисциплинами

– дисциплина «Организация производства и менеджмент» учитывает и отражает положение таких учебных курсов, как «Экономическая теория» и «Экономика предприятия», использует ряд принципов и категорий этих дисциплин при проектирование производственных систем к обеспечению их функционирования.

– дисциплина тесно взаимодействует с учебными курсами: «Строительные и дорожные машины», «Технология производства и ремонта машин», «Комплексная механизация и автоматизация строительства; и эксплуатация машин». Эта связь обусловлена тем, сто конкретные формы и методы организации производства в значительной степени зависят от производственно-технического профиля предприятия, от характера материальной базы и технологии производства.

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах

п/п

Наименование темы, ее содержание

Кол-во часов

1

Введение (основные теории организации)

Цель – дать понятие и сущность организации производства, как науки.

Предмет и содержание дисциплины. Цели и задачи дисциплины. Место дисциплины в системе подготовки специалистов. Основы теории организации. Общие принципы организация структур и процессов.

3

2

Тема 1. Основы организации инновационной деятельности

Цель – ознакомить специалистов с принципами управления инновационной деятельностью и основами подготовки производства.

Инновационный менеджмент. Организация технической подготовки производства. Планирование инноваций. Методология обоснования эффективности применения машин в строительстве. Общая и сравнительная экономическая эффективность. Интегральный экономический эффект в течение «жизненного цикла» строительной техники. Управление инновационными процессами. Основы организации подготовки производства.

10

3

Тема 2. Организация основных производственных процессов

Цель – вооружить бедующих инженеров по организации производственных процессов в пространстве и во времени.

Основные принципы организации производственного процесса. Типы производства. Организация производственного процесса во времени и пространстве. Расчет и анализ производственного цикла сложного процесса. Пути и эффективность сокращения производственного цикла. Организация не поточного и поточного производства. Особенности организации и расчет основных параметров поточной линий. Особенности организации комплексно-механизированного и поточного производства в строительстве.

8

4

Тема 3. Организация комплексного обслуживания производства.

Цель – привить специалистам навыки в области организации производственной инфраструктуры предприятий.

Роль и состав вспомогательных производств и обслуживающего хозяйства. Организация инструментального хозяйства. Организация ремонтного и энергетического хозяйства предприятия. организация транспортно-складского хозяйства. Организация и обслуживание рабочих мест.

6

5

Тема 4. Основы организации управления качеством продукции и сертификации

Цель – ознакомить студентов с методами и видами деятельности оперативного характера, используемых для обеспечения требований к качеству.

Сущность и система показателей качества продукции. Международная система качества: стандарты НСО 9000. инструменты повышения качества продукции. организация контроля качества продукции. сертификация продукции и систем качества.

2

6

Тема 5. Основы организации труда.

Цель – дать понятие о механизме трудовых отношений, как системе взаимодействия в процессе производства и распределения.

Потребности, мотивы и потенциал человека. Основы нормирования труда. Коллектив и руководитель. Принципы и методы управления персоналом. Организация трудовых процессов. организация оплаты труда. формы и системы оплаты труда.

4

7

Тема 6. Основы менеджмента.

Цель – вооружить будущих инженеров знаниями в области управления производством.

Виды и формы менеджмента. Предприятие как объект менеджмента. Социально-экономические основы менеджмента. Индивидуально-личностные качества работников. Управление поведением человека в организации. Мотивация, стимулирование, социальная и профессиональная адаптация. Стиль руководства. Организационная структура внутрифирменного менеджмента. Стратегический менеджмент.

12

8

Тема 7. Планирование производственно-хозяйственной деятельности.

Цель – формирование у студентов знаний по планированию деятельности предприятия.

Сущность и принципы планирования. Виды планов, их характеристика, задачи. Система планов предприятия и их взаимосвязь. Бизнес-планирование. Планирование потенциала предприятия. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия. Планирование затрат и результатов. Планирование финансов. Внутрипроизводственное планирование (планирование деятельности цехов, участков, бригад, служб и отделов). Оперативное планирование производства. Диспетчирование государства.

4

9

Тема 8. Организация тактического маркетинга и сбыта товаров. Функция и структура службы маркетинга на предприятии. Организация рекламы товаров. Организация рекламы товаров. Организация и стимулирование сбыта продукции. Анализ эффективности маркетинга

2

ИТОГО

51

4.2. Курсовая работа

Курсовая работа. Разработка тактического плана деятельности предприятия для специальности 190205 на примере ремонтно-механического предприятия имеет целью закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины (2,3,5,6,7), развитие навыков плановой работы, необходимых для организации и реализации выбранного вида деятельности предприятия.

Курсовая работа выполняется на основании данных, полученных студентами на производственной практике, на основе данных курсовых проектов по «Технологии ремонта» или «Эксплуатации машин», либо на основании исходных данных.

Курсовая работа оформляется в соответствии с методическими указаниями и содержит следующие разделы:

План производства и реализации продукции.

Расчет стоимости основных производственных фондов.

План повышения эффективности производства.

Персонал и оплата труда.

Материально-техническое обеспечение производства.

План по издержкам производства.

Финансовый план предприятия.

Сводные технико-экономические показатели.

Организационно-правовые формы предприятия.

4.3. Расчетно-графическая работа

Расчетно-графическая работа «обоснование экономической эффективности строительной техники» имеет целью выработку навыков и умения студентов обосновывать эффективность машин и на этой основе обеспечить выбор оптимального комплекта машин для выполнения механизированных работ в строительстве. Здесь закрепляются знания, полученные при теоретическом изучении главы 1 дисциплины, а так же вырабатываются навыки, необходимые при выполнении экономического раздела дипломного проекта.

Расчетно-графическая работа выполняется и оформляется на основании методических пособий.

4.3. Содержание самостоятельной работы

При изучении дисциплины необходимо добиваться полного и сознательного усвоения его теоретических основ, научиться применять теорию к решению практических задач. Здесь основная роль принадлежит самостоятельной работе студентов.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Основная и дополнительная литература

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 238 с.

2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: учебник. –М.: ИНФРА-М, 2000. – 400 с.

3. Гличев Б.М. Основы управления качеством продукции. – М.: АМИ, 2000. – 264 с.

4. Головань С.И. Бизнес-планирование: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.

5. Дероберти С.С., Васильковская Н.Б. Управление инновационными процессами при механизации строительства: учебное пособие. – Томск: ТГАСУ, 1999. – 175 с.

6. Завьялов С.Н. Экономика и планирование эксплуатации и ремонта строительных машин: учебник. –М.: Стройиздат, 1987. – 231 с.

7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 284 с.

8. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебник. –М.: Новое знание, 2003. – 635 с.

9. Инновационный менеджмент: справочное пособие/ под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Мендели. – М.: ЦИСН, 1998. – 568 с.

10. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – СПб.: Питерком, 1998.–896 с.

11. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса: – СПб.: ГМП «Формика», 1992. – 384 с.

12. Организация и планирование машиностроительного производства: учебник /под ред. М.И. Ипатова, В.Н. Постникова, М.К. Захаровой. – М.: Высш. школа, 1988. – 367 с.

13. Организация, планирование и управление предприятием машиностроения: учебник / И.М. Разумов, Л.А. Глаголева и др. – М.: Машиностроение, 1982. – 544 с.

14. Организация производства и управление предприятием: учебник / Туровец О.Г., Бухалков М.И. и др.; под ред. О.Г. Туровца. – М.: ИНФРА-М, 2002.–528 с.

15. Полисюк Г.Б. Экономико-математические методы в планировании строительства: учебник. – М.: Стройиздат, 1978. – 334 с.

16. Фатхутдинов Р.а. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-синтез», 1998. – 660 с.

17. Справочник директора предприятия /под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 832 с.

18. Чистов Л.М. Экономика строительства. – СПб: Питер. 2001.–384 с.

19. Дероберти, С.С. Внутрипроизводственное планирование предприятий по ремонту и эксплуатации строительных машин: – Томск, 1998. – 70с.

20. Дероберти С.С. Экономическая эффективность капитальных вложений и новой техники. – Томск, 2001. – 62 с.

21. Дероберти С.С. Технико-экономическая оценка проекта предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и спецтехники. – Томск, 2004. – 52 с.

22. Дероберти С.С. Инновационный менеджмент. – Томск, 2004.– 49 с.

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Прикладные программные продукты. Контрольные тесты

5.3. Использование технических средств при изучении дисциплины

1. Учебная аудитория.

2. Дисплейный класс для проведения расчетных и тестовых работ.

3. Мультимедиа – аудитория для чтения лекций.

4. Читальный зал библиотеки и абонементный фонд для самостоятельной подготовки.

5.4. Использование ЭВМ в учебном процессе по дисциплине

В процессе проведения практических занятий по дисциплине используется прикладная программа Excel, позволяющая решать задачи линейного программирования.

Раздел 3 курсовой работы оптимизация плана выпуска продукции (разработка оптимального производственного плана с помощью линейного программирования).