Учебная программа по дисциплине «Русский язык» Сернур, 2007

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа №2

имени Н.А. Заболоцкого»

Методическое объединение учителей русского языка и литературы.

Учебная программа

по дисциплине «Русский язык»

Сернур, 2007

МОУ «Сернурская средняя (полная) общеобразовательная школа № 2

имени Н.А. Заболоцкого»

Утверждаю Председатель методического совета (А.Н. Танерова)

25 мая 2007

Учебная программа

по дисциплине «Русский язык»

Общее количество часов 12

В том числе лекций5

Семинарных (практических) занятий 5

Самостоятельная работа 1

Основания для разработки программы: Государственный стандарт общего образования, базисный учебный план, учебный план школы, примерная образовательная программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ, и другие документы. Автор — составитель: О.Ю.Попова

Программа рассмотрена и одобрена на заседании методического Совета

Протокол №от

Председатель совета А.Н. Танерова

Элективный курс «Речевая подготовка к письменному экзамену по русскому языку по новой форме в 9 классе»

Пояснительная записка.

Элективный курс предназначен для учащихся девятых классов, который поможет им в успешном выполнении заданий письменного экзамена. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для письменных работ.

Основная цель курса — формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая включает в себя речеведческие знания и формирование на основе их умений в различных видах речевой деятельности.

Данный курс призван решить следующие задачи:

овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного и грамматического строя речи учащихся.

систематизация уже имеющихся знаний по речеведению.

совершенствование навыков анализа текста

развитие логического и абстрактного мышления

подготовка к ЕГЭ на основе систематизации материала.

Формы и методы работы:

лекции;

выступления;

практические занятия;

самостоятельные исследования текста;

сообщения как результат наблюдений.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

свободно владеть устной и письменной речью;

владеть навыками стилистической правки текста;

-проводить самостоятельное исследование текста с целью решенияпоставленных перед ними различных задач.

Учебно — тематический план программы «Речевая подготовка к письменному экзамену по русскому языку по новой форме в 9 классе».

№ п/п

Название тем курса

Всего часов

Формы и методы обучения

Образовательный продукт

1.

Введение. Предмет и задачи элективного курса.

1

Лекция с элементами беседы.

Конспект.

2.

Текст. Признаки текста, средства связи в тексте. Абзац.

2

Лекция. Коллективная и самостоятельная работа с текстом.

Практикум. Композиционно-содержательныи анализ текста.

Конспект лекции.

Индивидуальная работа с текстом.

3.

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.

2

Лекция. Беседа. Устные высказывания.

Практикум. Сообщения.

Конспект лекции. Подбор текста для определения типа речи.

Самостоятельное исследование текста.

4.

Стили речи, их функции, сфера употребления.

2

Лекция с элементами беседы. Устные высказывания учащихся

Практикум. Работа с текстом.

Конспект, таблицы по стилям речи.

Самостоятельный речеведческий анализ теста.

5.

Стилистические возможности языковых средств

2

Беседа с привлечением сообщений учащихся.

Практикум. Работа со словарями.

Составление таблицы.

Поисковая работа на примерах текстов и словарей.

6.

Лексические и

синтаксические

средства

выразительности

(тропы,

стилистические

фигуры речи).

2

Лекция.

Практикум. Работа с текстом.

Конспект.

Взаимопроверка и взаимоконтроль в парах.

7.

Обобщение знаний.

1

Комплексный анализ текста.

Зачетная работа.

Содержание курса

Курс состоит из 7 разделов и рассчитан на 12 часов.

Первый раздел — введение. Знакомство с предметом и задачами элективного курса.

Во втором разделе — дается понятие текста как речевого произведения, знакомство с требованиями к композиционно-содержательному анализу текста.

В третьем разделе помещен материал об особенностях текстов разных типов: повествование, описание, рассуждение, и предложено самостоятельное исследование текста.

В четвертом разделе представлен материал, углубляющий знания о стилях речи, их своеобразии, сферах применения. Практическая часть направлена на совершенствование навыков анализа текста.

В пятый раздел включены стилистические возможности языковых средств.

Материал шестого раздела дает более глубокое и систематизированное представление о лексических и синтаксических средствах связи, обнаружение тропов и стилистических фигур речи в тексте.

Седьмой раздел представляет итоговую зачетную работу — комплексный анализ текста.

Образцы заданий для самостоятельной работы учащихся по анализу текста.

1.

Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей природе находится всего в десяти километрах от бревенчатого дома, где я живу каждое лето.

Я думаю, что слово «великий» применимо не только к событиям и людям, но и к некоторым местностям нашей страны, России.

Мы не любим пафоса, очевидно, потому, что не умеем его выражать. Что же касается протокольной сухости, то в этом отношении мы пережимаем, боясь, чтобы нас не обвинили в сентиментальности. А между тем многим, в том числе и мне, хочется сказать не просто « поля Бородина», а «великие поля Бородина», как в старину, не стесняясь, говорили: «Великое солнце Аустерлица».

Величие событий накладывает, конечно, свой отблеск на пейзаж. На полях Бородина мы чувствуем особую торжественность природы и слышим ее звенящую тишину. Она вернулась сюда после кровавых боев последней войны и с тех пор никто ее не нарушал.

То место, о котором я хочу рассказать, называется скромно, как и многие великолепные места в России: Ильинский омут.

Для меня это название звучит не хуже, чем Бежин луг или Золотой Плес около Кинешмы.

Оно не связано ни с каким историческими событиями или знаменитыми людьми, а просто выражает сущность русской природы. В этом отношении оно, как принято говорить, «типично» и даже «классично».

Такие места действуют на сердце с неотразимой силой. Если бы не опасение, что для меня изругают за слащавость, я сказал бы об этих местах, что они благостны, успокоительны и что в них есть нечто священное.

Имел же Пушкин право говорить о «священном сумраке» царскосельских садов. Не потому, конечно, что они священны какими — либо событиями из «священной истории», а потому, что он относился к ним как к святыне.

Такие места наполняют нас душевной легкостью и благоговением перед красотой своей земли, перед русской красотой.

К Ильинскому омуту надо спускаться по отлогому увалу. И как бы вы не торопились поскорей дойти до воды, все равно на спуске вы несколько раз остановитесь, чтобы взглянуть на дали по ту сторону реки.

Поверьте мне, — я много видел просторов под любыми широтами, но такой богатой дали, как на Ильинском омуте, больше не видел и никогда, должно быть, не увижу.

Это место по своей прелести и сиянию простых полевых цветов вызывает в душе состояние глубочайшего мира и вместе с тем странное желание: если уж суждено умереть, то только здесь, на слабом этом солнечном припеке, среди этой высокой травы.

Задания:

1.В каком из перечисленных предложений содержится главная мысль?

Это место по своей прелести вызывает в душе состояние глубочайшего мира…

.. .Я много видел просторов под любыми широтами, но такой богатой дали, как на Ильинском омуте, больше не видел и никогда, должно быть, не увижу.

Величие событий накладывает свой отблеск на пейзаж.

Ильинский омут выражает сущность русской природы.

2.Какая характеристика соответствует тексту?

художественный стиль, рассуждение

художественный стиль, повествование

публицистический стиль, описание с элементами рассуждения

публицистический стиль, рассуждение

3.Какие средства художественной выразительности используются втексте?

фразеологизмы

антитеза

эпитеты

гротеск

4.Что означает слово «омут»?

глубокая яма на дне реки, озера

красивое место

глубокая яма

долина

2.

(1) Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений. (2) И у каждого из них есть свое лицо, своя история. (3) Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. (4) Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. (5) И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что — то нужное нам сегодня. (6) Что мы там ищем? (7) Свою родословную? (8) Истоки народного характера? (9) Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

(По И. Васильеву)

Задания:

1)В каком предложении заключена основная мысль этого текста?

в 1 -м

во 2 — м

в 5 -м

в 9 — м

2)К какому стилю речи относиться текст?

к научному

к разговорному

к публицистическому

к деловому

3)Каков тип речи текста?

повествование

рассуждение

повествование с элементами рассуждения

описание

4)С помощью каких языковых средств связаны 3-е и 4-е предложения?

наречие и частица

лексический повтор и местоимение

синоним и частица

указательное местоимение и наречие

5)Какое из перечисленных языковых средств не используется в этомтексте?

вопросительные предложения

однородные члены

антонимы

сравнения.

3.

(1) Золотая моя Журавушка! (2) Знаешь ли ты, моя милая, что счастливее твоего Петьки нет человека на свете? (3) Да мне теперь сам сатана — не страшен. (4) Милая, родная, родненькая, спасибо тебе за Сережку, за то, что ты есть у меня, за твои глаза, за твои руки золотые, за твое сердце — за все, за все спасибо. (5) Одна у меня к тебе — самая великая — превеликая просьба: береги себя и Сережу. (6) Сейчас я сменился с дежурства у пулемета.(7)Всю ночь дежурил. (8) Небо было ясное, звездное. (9) Я облюбовал одну звезду, самую яркую, и назвал ее Журавушкой. (10) Глядя на нее, я разговариваю с тобой, моя родная. (11) Ну, вот, кажись, и все. (12) Обнимаю тебя крепко — крепко. (13) А Сережку целую в пузо. (14) До свидания. (15) 30.12.41.

( По М. Алексееву)

Задания:

1)Как звали автора письма?

Журавушка

Сережа

Петр

из текста это понять нельзя

2)К какому стилю речи относиться текст?

к публицистическому

к научному

к разговорному

к деловому

3)Каков тип речи?

описание с элементами рассуждения

рассуждение

повествование

описание

4)Какие предложения связаны между собой параллельной связью?

1) 1-е и 2-е 2)4-еи5-е 3)5-еи6-е 4) 9-ей 10-е

5)Какое из перечисленных языковых средств не используется в тексте?

вводные слова

антонимы

эпитет

разговорные выражения.

4.

(1) Звезды еще только начали выцветать… (2) Сам воздух казался подсвеченным и стеклянистым. (3) Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. (4) За следующим поворотом это тепло обволокло беглеца, и серая бабочка опустилась, танцуя, на каменистую осыпь. (5) Тропинка уже сузилась и постепенно исчезла среди толчеи валунов… (6) Он опустился на траву и вдохнул яркий воздух. (7) Запыхавшийся пес улегся в его ногах.

(По В. Набокову)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст