Учебная программа по дисциплине “психология управления для студе

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ”

для студентов специальности:

социология — 02.03.00

специализации: социология и психология управления – 020301

Москва — 2002

Составитель

Э.П.УТЛИК — доктор психологических наук, профессор

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Цели и задачи изучения курса

а) расширение психологического образования студентов, дополнение общепсихологической базы управленческой тематикой,

б) практическая подготовка к решению профессиональных и жизненных проблем в области управленческих отношений,

в) личностный рост и самопознание студентов на основе расширения управленческой идентичности.

ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ базируется на таких дисциплинах, как общая психология и психология личности, социальная психология и тесно взаимодействует с общей социологией и ее отраслями, а также курсом организационного поведения.

В результате изучения психологии управления студенты должны приобрести следующие знания и умения (навыки):

1. Усвоить методологические проблемы психологического анализа управленческих процессов и явлений.

2. Развить навыки делового и межличностного общения в условиях контакта разных управленческих культур.

3. Овладеть теоретическими закономерностями жизни и динамики систем управления.

4. Приобрести навыки решения психологических проблем в системах управления.

5. Получить представление о методах управленческо-психологического консультирования.

ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Учебная программа по дисциплине “психология управления” соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в Российской Федерации по специальности «Социология».

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ОСОБЕННОСТЬ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Лекции, в которых определяются базовые положения темы, освещается степень разработанности и существующие проблемы их изучения, раскрываются способы научного анализа исследуемых феноменов;

Семинарские занятия, которые предполагают конкретизацию и углубленную проработку лекционного материала, акцентирование практической направленности полученных знаний, освоение и закрепление изучаемых вопросов посредством решения как теоретических, так и практических задач.

ОСОБЕННОСТЬЮ этих занятий является их нацеленность на конкретные задачи, имеющие непосредственно практическое значение. В этих целях практикуются управленческо-психологические тренинги.

ВЗАИМОСВЯЗЬ АУДИТОРНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Непосредственное освоение тем программы в ходе лекционного курса и практических занятий совмещается с самостоятельной работой студентов, включающей дополнительное изучение специальной литературы и подготовку докладов по самостоятельно выбранной теме. Для студентов очной формы обучения предусматривается самостоятельная работа в объеме 26 часов, для студентов очно-заочной формы обучения – в объеме 14 часов.

ВИДЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ”

Оперативный контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на каждой лекции с помощью вопросов по материалу лекционного курса.

Текущий контроль качества и степени усвоения знаний проводится в виде обсуждения результатов выполнения контрольных работ, а также самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (рефератов).

Рубежный контроль знаний по всему курсу осуществляется в форме зачета, курсовой работы и экзамена.

На индивидуальных и групповых консультациях студенты получают дополнительную информацию по вопросам, вызывающим затруднения, а также совместно с преподавателем осуществляют подбор необходимой литературы для самостоятельного изучения.

3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ.

Управление как способ организации деятельности и обеспечения порядка в группе.

Управление и разделение труда.

Место управления в системе социальных процессов. Психологические основы управления.

Структура процесса управления

Свойства субъекта управления.

Свойства объекта управления.

Управление и власть.

Три направления руководства организацией.

ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ УПРАВЛЕНИЯ. УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ

Предыстория психологии управления.

Первое исследование по психологии управления (Л.Т.Терман). Элементы психологии управления в системе Тейлора. Вклад в психологию управления доктрины человеческих отношений. Психология управления в рамках концепции открытых социальных систем.

Тенденция к психологизации управления.

Развитие управленческо-психологической мысли в России. Как управляли в России в древние времена. Управленческие принципы Петра I и Екатерины II.

Вопросы психологии управления в работах В.О.Ключевского.

Психология управление и российская философия собственности.

Работа А.Зыкова «Как и чем управляются люди».

Идеи М.И.Драгомирова по вопросам управления.

Обобщение управленческого опыта российских предпринимателей.

Вопросы психологии управления в сочинениях В.И.Ленина.

ТЕМА 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЕНЕДЖЕРА. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ

Теория лидерских черт личности. Харизматическая личность. Базовые качества личности руководителя. Управленческий интеллект. Лидерский характер. Типология лидерства.

Личность и стиль управления. Основные управленческие ориентации менеджера.

Авторитет руководителя среди сотрудников: что думают подчиненные о начальнике.

Управленческая команда организации как специфическая группа, ее социально-психологическая структура и динамика. Контакты и взаимоотношения среди менеджеров. Соперничество и сотрудничество. Статус менеджера в организации. Динамика руководящего персонала организации.

ТЕМА 4. ПОДЧИНЕНИЕ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ. (ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПОДЧИНЕННОГО. ОБРАЗ ПОДЧИНЕННОГО В ГЛАЗАХ НАЧАЛЬНИКА. ГРУППОВЫЕ ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ.

Подчинение как вторая сторона власти. Мотивы подчинения. Мотивы неподчинения. Отношение к власти и ее представителям.

Образ подчиненного в глазах начальника. Концепция «экономического человека». «Теория «Х» и теория «Y». Подчиненный как потенциальный руководитель. Лидерство в среде сотрудников. Страх перед начальством. Что необходимо знать менеджеру о подчиненном.

Групповые объекты управления. Организация как объект управления. Управляемость организаций различного типа. Регуляция взаимоотношений между подразделениями организации. Практические психологические проблемы группы. Социально-психологические механизмы группой саморегуляции. Дисциплина организации. Менеджер и общественное мнение организации. Трудовая мораль персонала. Методы оценки состояния сотрудников (мониторинг). Феномен групповой нормы выработки.

ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ.

Психологическая структура деятельности. Предмет деятельности. Цели и мотивы деятельности. Средства и способы деятельности. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности. Почему деятельность нуждается во внешней регуляции? Психологические методы оптимизации деятельности в организации.

РАЗДЕЛ 2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДЧИНЕННЫХ СТРУКТУР (ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ)

ТЕМА 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДЧИНЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ.

Подготовка сотрудников к принятию новых задач. Правила постановки целей перед подчиненными. Психологические и социально-психологические критерии распределения работы среди сотрудников. Краткосрочные и долгосрочные цели. Основные мотивационные проблемы организации деятельности.

Социально-психологические условия эффективности контроля за деятельностью сотрудников.

ТЕМА 7. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ МЕНЕДЖЕРА. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Психологические особенности управленческих задач. Две стороны управленческого интеллекта: ориентация на задачи и на человеческие проблемы. Феномен децентрации в процессе принятия управленческих решений. На чем основывается способность менеджера контролировать ситуацию организации в целом? Основная управленческая дилемма: вникать в детали или мыслить стратегически.

ТЕМА 8. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДЧИНЕННЫХ.

Возможность управлять мотивационными процессами человека. Групповые факторы регуляции мотивов. Методы оценки трудовой морали персонала. Социально-психологические условия эффективности оплаты труда. Неэкономические методы воздействия на мотивы труда. Мотивы конкуренции и состязательности. Использование мотивационных факторов деятельности.

РАЗДЕЛ 3.

РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ (внутреннее управление)

ТЕМА 9. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ, РЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Потребности организации в личностном и профессиональном росте сотрудников. Развиваемость личности. Развивающие факторы трудовой деятельности и управленческих отношений. Усвоение культуры организации. Лояльность относительно организации. Формирование духа творчества и ответственности. Личностный рост руководящего персонала организации. Предупреждение профессиональной деформации личности.

ТЕМА 10. СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА ОРГАНИЗАЦИИ (ОТДЕЛА)

Дух команды. Показатели сплоченности и интегрированности организации.

Совместимость сотрудников и пути ее роста. Согласие между сотрудниками. Проблема взаимоотношений сотрудников.

ТЕМА 11. УПРАВЛЕНИЕ МЕЖГРУППОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ. ПОДДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ПОРЯДКА В ОРГАНИЗАЦИИ.

Оптимизация контактов между подразделениями организации. Контроль межгруппового соперничества.

Прогнозирование и учет последствий управленческих решений в области межгрупповых отношений.

Конфликты в системах управления. Конфликты между работодателями и служащими.

Управление как конфликтоген. Основной управленческий конфликт. Как управлять без конфликтов. Управленческая ошибка как причина конфликта. Политика руководства организации относительно конфликтов. Управление конфликтом.

Известные мировые дисциплинарные системы. Дисциплина в системе научного управления (тейлоризм). Дисциплина в рамках «доктрины человеческих отношений». «Военная» дисциплина на отечественных предприятиях. «Дисциплина без взысканий».

Роль и место менеджера в обеспечении порядка среди подчиненных сотрудников. Анализ типичных ошибок в дисциплинарных функциях менеджера.

ТЕМА 12. РУКОВОДСТВО ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.

Теории организационного развития. Управление естественной динамикой организации. Изменения в организации и ее стабильность.

Управление нововведениями . Система инновационного обучения персонала.

ТЕМА 13. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, РЕШАЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МЕНЕДЖЕРУ ПСИХОДИАГНОСТИКА В ЦЕЛЯХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО СИСТЕМЕ «ГРИД»

Два направления в психологическом консультировании: диагностика и психотерапия.

Методы психологической диагностики и оценки деятельности управленческих структур. Оценка величины управленческой нагрузки и ее оптимизация. Структурирование управленческих коммуникаций. Проектирование и «отладка» психологических механизмов обратной информации в системах управления. Нормативная регуляция управленческой системы.

Человеческое измерение в управленческом проектировании.

Психологические проблемы, решаемые в процессе управленческого консультирования. Природа психологических проблем в организации. Проблемы внешние и проблемы глубинные. Проблемы недостаточной компетентности. Проблемы взаимоотношений. Проблемы власти в организации.

Психодиагностика в целях управленческого консультирования. Комплексная диагностика организации. Психологическая оценка межгрупповых отношений. Исследование локальных психологических проблем. Индивидуально-личностная диагностика. Трудности и условия эффективности диагностической работы в организации.

Психологическая помощь менеджеру

Категории менеджеров, нуждающихся в помощи психолога-консультанта

Способы коррекции управленческого поведения менеджера.

Управленческое консультирование по системе «Грид»

4. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА

Курс предусматривает проведение учебных мероприятий текущего контроля знания студентов в следующих видах: анализ результатов выполнения трех письменных контрольных работ, а также обсуждение самостоятельно подготовленных студентами домашних заданий (рефератов). Контрольные работы проводятся в письменной форме и предлагается в десяти вариантах, в зависимости от численного состава учебной группы. Содержание письменных контрольных работ меняется один раз в семестр.

Образец письменной контрольной работы приводится ниже.

Контрольное задание №1.

Вариант 1

1. Что представляет собой управление как способ организации деятельности и обеспечения порядка в совместной жизни и деятельности людей?

2. Какое место занимает управление в системе разделения труда?

3. Какова социально-психологическая природа власти?

4. Основные этапы развития управленческо-психологической мысли.

5. В чем состоят особенности развития управленческо-психологической мысли в России?

6. Основные положения работы А.Зыкова «Как и чем управляются люди».

6. Основные идеи теории лидерских черт личности.

7. Базовые качества личности руководителя.

8. Психологические особенности управленческой команды.

9. Каковы мотивы подчинения в системах управления?

10. Особенности группы как объекта управления.

11. Психологический механизм трудовой морали.

12. Психологическая структура деятельности как объекта управления.

Контрольное задание № 2

Учебная ситуация 1.

«Публий Красс… велел инженеру доставить большую из двух корабельных мачт, которые он видел при посещении им Афин, дабы соорудить из нее задуманную им метательную машину; грек же, основываясь на своих знаниях, позволил себе нарушить приказ и привез ту из мачт, которая была меньше, но вместе с тем, как подсказывал ему опыт, и более пригодной для указанной цели. Красс, терпеливо выслушав его доводы, …»

Вопрос: какое решение, на Ваш взгляд, принял Публий Красс? В чем смысл управленческой проблемы?

Учебная ситуация 2.

«Увидев меня в гараже, Чарли подошел, обнял одной рукой и поинтересовался: «Чем это ты так угнетен?»

Мистер Бичем, – ответил я, – у нас тринадцать зон, и по объему продаж моя зона заняла тринадцатое место.

А, к черту, пусть это тебя не расстраивает, должен же кто-то быть на последнем месте, – сказал он и двинулся дальше. Уже дойдя до своего автомобиля, он повернулся: «Но послушай, – крикнул он мне, – не вздумай оставаться на последнем месте два месяца подряд!» .

Вопрос: что именно сделал в этой ситуации руководитель (Чарли)? Какие социально-психологические феномены им были использованы?

Учебная ситуация 3.

Начальник участка говорит: «Алексей, ты знаешь? Вот там, вон, в главном корпусе, пойдешь, вон там, ну понял? Там вот, гм, да, здесь, лежит. Возьми. Принесешь сюда. Потом, ну, там обработаете. Понял, да? Потом мне покажешь».

Вопрос: что представляет собой поведение руководителя в данной ситуации? Чем оно обусловлено? Какие последствия оно будет иметь?

5. ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что представляет собой управление как социально-психологическое явление?

2. Какое отношение психология управления имеет к общей теории управления?

3. Какими способами может устанавливаться и поддерживаться порядок в совместной жизни и деятельности людей?

4. Каковы психологические основы власти?

5. Что представляет собой управление как «вертикальное разделение труда»?

6. Вопросы психологии управления в книге А.Зыкова «Как и чем управляются люди».

7. Что представляет собой первое исследование по психологии управления, проведенное Л.Т.Терманом?

8. Элементы психологии управления в работе Ф.Тейлора «Научная организация труда».

9. Психология управления в «доктрине человеческих отношений».

10. Психоаналитические предпосылки теории управления по работе З.Фрейда «Неудовлетворенность культурой».

11. Что представляет собой основная тенденция в теории и практике управления?

12. На основе каких теорий осуществляется исследование личности руководителя?

13. Раскройте специфические базовые качества личности руководителя.

14. Особенности мышления руководителя по Б.М.Теплову.

15. Охарактеризуйте основные лидерские функции.

16. Что представляют собой организаторские способности по Л.И.Уманскому?

17. Я-концепция руководителя и ее функции в управленческой деятельности.

18. Психологические особенности роли подчиненного.

19. Мотивы подчинения.

20. Взгляд на особенности личности подчиненного с позиций «теории Х и теории Y».

21. Что представляет собой деятельность как объект управления?

22. Основные идеи программы психологического описания деятельности в процессе управления.

23. Основные рекомендации по передаче подчиненным обратной информации.

24. Методика психологического анализа задачи групповой деятельности руководителем?

25. Психологические особенности управленческого решения.

26. Какие элементы включает полная структура распоряжения руководителя?

27. Что представляет собой «распорядительство» по Файолю?

28. Что представляет собой управленческая децентрация?

29. Какие управленческие функции образуют «внутреннее управление» организацией?

30. Что включает индивидуальная работа руководителя с подчиненными?

31. Что такое «психологическая проблема» с точки зрения руководителя?

32. В чем заключается управление развитием группы?

33. Какие управленческие задачи и каким образом можно решить при помощи «метамодели»?

34. На какие вопросы следует дать ответ в ходе психодиагностики группы?

35. Что представляет собой управленческо-психологическое консультирование?

36. Виды психологического консультирования в управлении.

6. ТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ).

В соответствии с программой учебной дисциплины «Психология управления» в рамках текущего контроля знаний студентов, также предусматривается обсуждение на практических занятиях самостоятельно подготовленных домашних заданий (рефератов) по тематике курса.

Выбор темы домашнего задания (реферата) предоставляется студенту, в соответствии с основной проблематикой изучаемого курса. На индивидуальных и групповых консультациях студенты могут получить дополнительную информацию по вопросам, вызывающим затруднения, а также совместно с преподавателем осуществить подбор необходимой литературы для самостоятельного изучения.

Домашнее задание (реферат) оценивается в соответствии с полнотой систематизации важного теоретического материала, проверке определенных теоретических концепций и гипотез. Полученный материал может быть использован в учебном процессе, а также в научно-исследовательской работе.

В случае необходимости, студенты также могут воспользоваться представленным ниже перечнем примерных тем домашних заданий:

1. Психологические основы лояльности сотрудников относительно своей организации

2. Социально-психологический механизм влияния межличностных отношений в организации на ее трудовую мораль

3. Социально-психологическая структура трудовой морали организации

4. Связи и взаимодействия между психологическим климатом организации и ее трудовой моралью.

5. Влияние стиля управления на трудовую мораль коллектива сотрудников.

6. Влияние содержания и структуры ценностей организации на трудовую мораль персонала.

7. Зависимость трудовой морали группы от ее ролевой структуры.

8. Обусловленность трудовой морали группы ее нормами.

9. Психологический механизм влияния оплаты труда на трудовую мораль персонала.

10. Трудовая мораль организации как социально-психологическое явление.

11. Фактор профессионализма в динамике трудовой морали.

12. Динамика трудовой морали в зависимости от стадии развития организации.

13. Пути повышения трудовой морали персонала организации.

14. Факторы трудовой деморализации персонала организации.

15. Психологическая коррекция стиля управления в организации

16. Психологическая ситуация личности подчиненного в системах управления.

17. Взаимоотношения между руководителями смежных подразделений организации.

18. Психологические особенности личности проблемного менеджера.

19. Управление внутренними процессами в рабочей группе.

20. Измерение психологического климата организации.

21. Методы оценки межгрупповых отношений в организации.

7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Теоретические основы и методы оценки способности руководителя к принятию управленческих решений.

2. Условия овладения психологическими методами управления.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст