Учебная программа по дисциплине «общая психология» ( по выбору)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ »

( по выбору)

для студентов I курса юридического факультета РУДН

Курс по выбору – «Общая психология»

1 семестр, лекций -18 часов, семинаров – 18 часов.

Кредит: 2.

Преподаватель: кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии филологического факультета

Бабаев Тосиф Музаффар оглы

Часы консультаций: по предварительной договоренности

Телефон:моб. 8-926-311-89-46

E-mail: HYPERLINK «mailto:[email protected]» [email protected].

Описание курса

В современной России идет процесс гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Во всех вузах страны введены в качестве обязательных для изучения ряд новых дисциплин гуманитарного цикла. В число этих дисциплин входит «Психология».

Изучение учебной дисциплины «Основы общей психологии» является необходимым условием не только высокопрофессиональной подготовки специалиста, но и для гармоничного развития личности, эффективного выполнения социальных функций в обществе, коллективе и семье.

Эта учебная дисциплина создаёт общетеоретическую базу для изучения юридической психологии, криминологии, судебной психиатрии, философии и социологии, что определяет особую значимость глубокого её изучения, и в то же время сложность познавательного процесса. Так как у студентов-первокурсников подчас выявляется дефицит фундаментальных гуманитарных знаний, а также практических навыков по конспектированию лекций, работе с литературными источниками.

Курс имеет целью овладение студентами системой психологических знаний, навыков и умений, необходимых для успешной работы по избранной юридической специальности, а также развитие профессионально-личностных качеств и психологической компетенции у будущих работников правоохранительных органов (ПОО).

В содержании курса отражены современные достижения отечественной и зарубежной психологической науки и практики.

Конкретными задачами курса являются:

формирование у студентов представлений о предмете, функциях и современном состоянии психологии;

овладение студентами необходимыми знаниями о психологических механизмах и закономерностях поведения человека, в том числе в сфере правоприменительной практики, специфике формирования правовой психологии и правосознания, психологических факторах, определяющих формирование отклоняющегося от правовой нормы поведения;

вооружение студентов психологическими методами и технологиями правоохранительной деятельности, умениями использовать рекомендации психологов в процессе расследования преступлений и в иных юридически значимых ситуациях;

развитие профессионально-психологических качеств, психологического мышления и психологической чувствительности у будущих юристов, формирование у них готовности к эффективному использованию психологических знаний в правоохранительной деятельности и укреплении правопорядка.

Данный курс рассчитан на один семестр. Результаты освоения курса предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человека как субъекта деятельности и познания, основных экспериментальных путей решения ключевых проблем общей психологии. А также закономерностей становления и развития личности, индивидуально-психологических особенностей человека, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной и когнитивной сфер, структуры личности, места и роли процессов познания и самопознания в психическом развитии человека.

На основании изученного материала студенты должны уметь самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных со строением и развитием личности и индивидуальности человека, его системы познавательных процессов, понимать общие закономерности его поведения. Разумеется, что студенты должны иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, получить первичные навыки построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований.

Курс состоит из 18 лекций и 18 практических занятий. На практических занятиях проходит обсуждение проблем, сформулированных преподавателем и студентами, студенческих сообщений по теме семинара, анализ практических ситуаций и творческих работ студентов.

Тематический план

Неделя 1.

Лекция 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Основные положения лекции

Представление о психологии как науке. Этапы развития психологии. Историческое изменение предмета психологии. Представления о душе в философии Древней Греции. Вопрос о взаимоотношениях души и тела.

Современное определение психологии как науки о психике. Особенности психического отражения. Психические закономерности и механизмы. Специфика и соотношение понятий – психика, сознание, самосознание, бессознательное, образ, деятельность. Психика и ее основные функции. Типология психических явлений. Психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые явления.

Основные методы современной психологии. Методы психодиагностики. Методы психоконсультации и психокоррекции. Использование методов психологии в юридической практике и судебно-психологической экспертизе.

Отрасли психологии и их задачи. Юридическая психология.

Неделя 1. Семинар 1.

Вопросы для обсуждения

Что изучает психология как наука? Назовите ее предмет и объект изучения?

Что дословно означает «психология»? В чем отличие понятия «души» от понятия «психики»?

Назовите три начала человеческой души в её толковании Платоном. Как мыслит Платон о связи души с телом?

В чем состоит особенность понимания души Аристотелем (в сравнение с Платоновским)?

Почему в средние века изучение душевной жизни было подчинено задачам богословия? Кто и когда ввел термин «психология»?

В чем состоит дуализм учения Р.Декарта о душе и теле?

Как предполагал преодолеть дуализм души и тела Б. Спиноза?

Какие этапы выделяют в истории психологии? Каковы критерии их выделения?

Чем по своей сути является психика?

Каковы основные функции психики?

Классификация психических явлений.

Перечислите основные методы психологии.

Каковы основные отрасли и задачи современной психологии?

Юридическая психология и общая психология. Взаимосвязь и различие.

Неделя 2.

Лекция 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ХХ ВЕКА

Основные положения лекции

Причины и характер кризиса в психологии начала XX века, возникновение новых школ и направлений психологии на рубеже веков. Научный подход к изучению психических явлений. Вклад в психологию В.Вундта.

Психоанализ (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг). Понятие бессознательного. Влечения, сознание и сверхсознание. Их связь по З. Фрейду.

Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер). Поведение как предмет научного исследования. Отношение «стимул-реакция». Основные идеи необихевиоризма.

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К.В. Келер, К. Левин). Понятие поля. Законы образования гештальта. Развитие гештальтов.

Гуманистическая психология (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс). Специфика изучения личности. Трансперсональная психология.

Развитие научно-методологических подходов в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Неделя 2. Семинар 2.

Вопросы для обсуждения

Назовите наиболее значительные школы (направления) психологической науки в ХХ веке и имена их виднейших представителей.

Охарактеризуйте общую структуру психики человека, так как она представлена в психоанализе.

Какова, по мнению З. Фрейда, роль «ОНО», «Я», «Сверх-Я» в психике человека? Как З. Фрейд мыслил отношения между сознанием и бессознательным содержанием психики?

В чем состоит основной метод бихевиоризма? Достоинства его и недостатки.

Охарактеризуйте понятие «гештальт»? Какие наблюдения (опыты) послужили для введения этого понятия?

К каким сторонам душевной жизни человека обращается гуманистическая психология?

Сравните между собой основные положения бихевиоризма, психоанализа и гуманистической психологии в отношении сущности человека, факторов, определяющие его поведение и развитие личности, роли общества в формировании личности.

Охарактеризуйте вклад в развитие психологии ХХ в. отечественных ученых.

Неделя 3.

Лекция 3. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ. ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ЛИЧНОСТИ. ЛИЧНОСТЬ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

Основные положения лекции

Психика и особенности строения мозга. Строение и функциональная организация нервной системы человека. Понятие о личности. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. Врожденное и приобретенное в структуре личности. Сознание и самосознание личности. Структура личности в отечественной и зарубежной психологии. Психологические свойства личности. Потребности и мотивы поведения личности. Понятие активности и направленности личности. «Я – концепция» как социально – психологический феномен. Типология личности (У. Джемс, К. Юнг, Дж. Роттер, Э. Шпранглер, Е. Кречмер, В. Шелдон и др.).

Психологические особенности личности правонарушителя. Нормопослушное и нормоотклоняющееся поведение личности. Девиантное поведение личности и нарушение норм права. Влияние социальной ситуации на формирование личности правонарушителя. Социально-экономические и психологические причины противоправного поведения. Противоправная и криминальная мотивация. Личностные особенности различных правонарушителей. Психологическая классификация правонарушителей по их направленности и степени устойчивости противоправных (криминальных) установок.

Неделя 3. Семинар 3.

Вопросы для обсуждения

Что вы думаете о психологических различиях между полами? Существуют ли они? Если существуют, то чем обусловлены и как проявляются?

Каким образом наркотики влияют на нашу психику? В чем сущность наркомании? Можно ли сказать, что пьяница чем-то отличается от алкоголика?

Что такое «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?

Направленность личности.

Что такое «социализация личности»?

Классификация потребностей (основные подходы).

Мотивационная сфера личности. Цель, мотив, мотивация.

Что такое ценностные ориентации личности, мировоззрение, идеалы, интересы, склонности и стремления? Опишите их сущность.

Что такое « Я – концепция» личности?

«Я» реальное, «Я» идеальное, «Я» динамическое.

Типология личности преступника.

Неделя 4.

Лекция 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СПОСОБНОСТИ

Основные положения лекции

Общее понятие о деятельности. Деятельность и сознание личности. Процессы интериоризации и экстериоризации. Их влияние на успешность деятельности. Виды деятельности. Психологическая характеристика видов деятельности (труд, учение, игра). Действие как единица деятельности. Профессиональная юридическая деятельность. Построение профессиограмм различных видов юридической деятельности.

Понятие о способностях. Задатки и способности. Врожденное и приобретенное в способностях. Способность и деятельность. Качественные и количественные признаки способностей. Структура способностей, уровни их развития. Общие и специальные способности. Одаренность, талант, гениальность. Способности и задачи профориентации. Диагностика способностей к юридической деятельности. Развитие профессиональных способностей у работников правоохранительных органов.

Неделя 4. Семинар 4.

Вопросы для обсуждения

Что такое «деятельность» и каковы ее характеристики?

Каковы особенности процесса адаптации и дезадаптации?

В чем состоит особенности девиантного поведения?

В чем сходство и различие учебной и трудовой деятельности?

Психологические особенности игры, учебы, труда.

Факторы успешной деятельности.

Что такое креативность?

Охарактеризуйте основные виды способностей человека, установите связь между ними?

Одаренность, задатки, способности, гениальность – как различать и увязать эти понятия?

Роль задатков в развитии специальных способностей.

Охарактеризуйте свои собственные способности.

Психология развития юридических способностей.

Неделя 5.

Лекция 5. ОБЩЕНИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ РАБОТНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Основные положения лекции

Общение – основа межличностных отношений. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Общение и социальная перцепция. Структура общения. Формы общения. Основные элементы общения.

Понятие профессионального общения. Функции профессионального общения. Основные стороны профессионального общения. Круг профессионального общения.

Ориентация и психологическая опосредованность профессионального общения. Нормативная регламентация общения.

Психотехнологии профессионального общения. Методы изучения и познания партнеров по общению. Поиск предпосылок эффективного общения. Способы диагностики репрезентативной основной системы человека. Присоединение (подстройка), закрепление и ведение в профессиональном общении. Конъюнкция и дизъюнкция в общении. Причины возникновения межличностных конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Неделя 5. Семинар 5.

Вопросы для обсуждения

Какое место занимают взаимоотношения в структуре общения?

Каковы типы взаимодействий? Охарактеризуйте их.

Четыре стороны общения. Охарактеризуйте их.

Опишите основные механизмы взаимопонимания в процессе общения.

Неделя 6.

Лекция 6. ТЕМПЕРАМЕНТ

Основные положения лекции

Понятие о темпераменте. Историческое содержание в учении о темпераментах: Гиппократ, И.П. Павлов и др. Современные взгляды на типологию темперамента. Тип темперамента и тип высшей нервной деятельности. Психологическая характеристика темпераментов. Активность, сензитивность и темп реакций. Пластичность и ригидность. Экстравертированность и интравертированность.

Устойчивость и постоянство темперамента в процессе развития личности. «Демаскировка» темперамента. Роль темперамента в трудовой и индивидуальной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль поведения в трудовой деятельности. Свойства темперамента и учет их особенностей в воспитании людей.

Неделя 6. Семинар 6.

Вопросы для обсуждения

1. Какое определение можно дать темпераменту?

2. Типы темперамента и их психологические характеристики.

3. Каковы физиологические основы темперамента?

4. Можно ли изменить темперамент?

Неделя 7.

Лекция 7. ХАРАКТЕР. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

Основные положения лекции

Понятие о характере. Структура характера. Соотношение характера и темперамента. Физиологические основы характера. Характер и образ жизни человека: проблема национального, социального, профессионального характера. Типологии характера. Проблема нормы и патологии характера. Акцентуации характера. Особенности формирования, воспитания и самовоспитания характера.

Понятие о психологическом портрете правонарушителей. Виды психологических портретов (поисковый, доказательственный, оперативно-профилактический, пенитенциарный и постпенитенциарный). Этапы составления портрета. Основные способы составления психологического портрета: имитация, эмпатия, рефлексия, стереотипизация и индивидуализация. Использование психологического портрета. Требование к психолого-криминалистической подготовке психологов-аналитиков, а также работников, ведущих расследование конкретных преступлений. Отечественный и зарубежный опыт применения психологических портретов в решении правоохранительных задач.

Неделя 7. Семинар 7.

Вопросы для обсуждения

Раскройте содержание понятия характера?

Покажите взаимодействие характера и темперамента.

Как формируется характер?

Какие существуют типологии характеров?

Что такое «акцентуация характера»?

Вспомните характеристические черты наиболее ярких литературных персонажей и попытайтесь дать им типологическую оценку.

Чем объяснить, что в трудных, критических, экстремальных ситуациях свойства темперамента и характера проявляются более ярко?

В чем отличие акцентуированных черт характера от психопатий?

Неделя 8.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст