Учебная программа по биатлону муниципального образовательного уч

СОГЛАСОВАНО:

Начальник управления

культуры, молодежной политики, туризма и спорта администрации Сургутского района ____________________Э.Б.Логинов «____»_______________20___г.

УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом

МОУ ДОД «СДЮСШОР»

протокол от «___»____20___г. № ___

приказ от «___»_____20___г. № ____

Директор МОУ ДОД «СДЮСШОР»

_________________В.А.Полторацкий

«____»_______________20___г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО БИАТЛОНУ

муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва»

с.п. Солнечный 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА _______________________________________3

1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Организация учебно-тренировочного процесса_________________________ 5

1.2. Основные задачи спортивной подготовки учебных групп ________________7

2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Особенности многолетней подготовки биатлонистов____________________10

2.1.1. Оценка биологического возраста биатлонистов _______________________10

2.1.2. Организационно-методические особенности многолетней подготовки биатлонистов_________________________________________________________12

2.2. Организация учебно-тренировочного процесса ________________________15

2.2.1. Планирование и учет учебно-тренировочного процесса ________________15

2.2.2. Теоретическая подготовка спортсменов_____________________________16

2.2.3. Контрольно-нормативные требования ______________________________20

2.2.4. Педагогический и врачебный контроль______________________________21

2.2.5. Воспитательная работа____________________________________________22

2.2.6. Психологическая подготовка______________________________________27

2.2.7. Восстановительные средства и мероприятия_________________________29

2.2.8. Инструкторская и судейская практика_______________________________35

3. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

3.1. Изучение и совершенствование техники и тактики стрельбы_____________36

3.2. Лыжная подготовка________________________________________________48

3.3. Круговой метод тренировки_________________________________________53

ПРИЛОЖЕНИЯ_____________________________________________________55

ЛИТЕРАТУРА ______________________________________________________81

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по биатлону составлена на основе:

Закона Российской Федерации «Об образовании»;

Закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ);

Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ и УОР), утвержденного приказом Госкомспорта РФ № 390 от 28 сентября 2001 г.;

Положения о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮСШОР), утвержденного Госкомспортом РФ и Минздравом РФ, регламентирующего работу спортивных школ;

Закона Российской федерации «Об оружии», утвержденного 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ;

Постановления Главы Сургутского района «Об утверждении Положения «Об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта Сургутского района» от 10 ноября 2009 г. № 2727;

Устава учреждения;

Примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР, допущенной Федеральным агентством по физической культуре и спорту.

Программа включает нормативную, методическую части, планирование и учет учебно-тренировочного процесса, особенности организации воспитательной работы, психологической полготовки спортсменов-биатлонистов, педагогический и медицинский контроль, средства восстановления, рекомендации по инструкторской и судейской практике, программный материал.

Целью программы является: выявление и развитие способностей каждого учащегося, формирование богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

— содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;

— осуществление подготовки всесторонне развитых юных спортсменов высокой квалификации, для пополнения сборных команд Сургутского района, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, резерва сборной команды России;

— воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;

— подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по биатлону.

Учебная программа предполагает строгую преемственность задач, средств и методов тренировки биатлонистов, неуклонный рост объема общей и специальной физической подготовки, строгое соблюдение принципа постепенности в процессе многолетней тренировки спортсменов-биатлонистов. В ней представлены возрастные границы для занятий в различных группах спортивной школы и рекомендуемые при этом соревновательные дистанции для различных групп.

Основными показателями выполнения программных требований являются:

на спортивно-оздоровительном этапе:

— стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;

— динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;

— уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.

на этапе начальной подготовки:

— стабильность состава занимающихся;

— динамика роста показателей развития физической подготовленности занимающихся;

— уровень освоения основ техники биатлона.

на учебно-тренировочном этапе:

— состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;

— динамика роста уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;

— освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой;

— освоение теоретического раздела программы.

на этапе спортивного совершенствования:

— уровень физического развития и функционального состояния занимающихся;

— выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки;

— динамика роста спортивно-технических показателей;

— результаты выступлений во всероссийских соревнованиях.

на этапе высшего спортивного мастерства:

— стабильность результатов выступления во всероссийских соревнованиях;

— число спортсменов, подготовленных в состав сборной команды ХМАО-Югры, России.

Учебная программа является основным государственным документом при проведении занятий в учреждении.

Однако на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства учебная программа не рассматриваться в качестве единственно возможного варианта планирования подготовки, так как основными формами учебно-тренировочного процесса на данных этапах являются работа по индивидуальному плану подготовки спортсменов, включая индивидуализацию построения и содержания тренировочных нагрузок, особенности планирования участия в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, медико-восстановительные мероприятия, врачебно-педагогический контроль.

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебный материал программы состоит из теоретического и практического разделов и распределен по группам подготовки: начальной подготовки, учебно-тренировочной, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, что определяет для тренеров-преподавателей учреждения единое направление, выработанное комплексным научным подходом к оценке тренировочного процесса в многолетней системе подготовки биатлонистов от новичков до высококвалифицированных спортсменов.

1.1. Организация учебно-тренировочного процесса

Комплектование спортивных групп, организация учебно-тренировочных занятий, проведение учебно-воспитательной работы с занимающимися осуществляется администрацией, педагогическим, методическим и тренерским советами спортивной школы. Это является одним из наиболее ответственных этапов организационной и методической деятельности всего коллектива.

Этапы и года обучения, минимальный возраст для зачисления, минимальное количество учащихся в группе, максимальное количество учебных часов в неделю устанавливаются в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Режимы учебно-тренировочной работы и требования

по спортивной подготовке

Этап

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальное число учащихся в группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по физической, технической, спортивной подготовке на начало учебного года

Требования по физической, технической, спортивной подготовке на конец учебного года

СОГ

Весь период

9 лет

15

6

ГНП

1-й год

9 лет

15

6

Нормативы по ОФП

Нормативы по ОФП

2-ой год

11 лет

15

9

Нормативы по ОФП

III юн. разряд

II юн. разряд

УТГ

1-й год

12 лет

10

12

II юн.разряд

I юн.разряд

2-й год

13 лет

8

12

I юн.разряд

III разряд

3-й год

14 лет

6

16

III разряд

II разряд

4-й год

15 лет

6

18

II разряд

I разряд

5-й год

16 лет

6

18

I разряд

подтв. I разряд

ГСС

1-й год

16 лет

5

24

подтв. I разряд , КМС

подтв. КМС

2-й год

17 лет

4

28

подтв.КМС

подтв.КМС

3-й год

17 лет

4

28

подтв.КМС

подтв.КМС

ГВСМ

Весь период

18 лет и старше

3

32 (индивидуально)

КМС, МС,

МСМК

КМС, МС,

МСМК

Комплектование спортивных групп по биатлону происходит по следующей



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст