Учебная программа коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-Х,

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 401

Колпинского района города Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

СПб АППО кафедра специальной

(коррекционной) педагогики

Зав. кафедрой____________Н.Н.Яковлева

_________2010г

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

протокол № ______ от __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор _________________ (ФИО)

.

Учебная программа

КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ

У УЧАЩИХСЯ 2-Х, 3-Х И 4-Х КЛАССОВ

Составители:

учитель-логопед Акатова Э.В.

учитель-логопед Соболева О.Б.

Санкт-Петербург

2010г.

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 589

Колпинского района города Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

СПб АППО кафедра специальной

(коррекционной) педагогики

Зав. кафедрой____________Н.Н.Яковлева

_________2010г

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

протокол № ______ от __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор _________________ (ФИО)

.

Учебная программа

КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ

У УЧАЩИХСЯ 2-Х, 3-Х И 4-Х КЛАССОВ

Составители:

учитель-логопед Соболева О.Б.

учитель-логопед Акатова Э.В.

Санкт-Петербург

2010г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учащиеся с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности при усвоении школьной программы. Следовательно, нужны специальные коррекционные программы, разработанные в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов, имеющих недостатки устной и письменной речи.

Данная программа составлена:

с учетом особенностей детей с дисграфией;

с опорой на Программу обучения в начальной школе;

в соответствии с определением дисграфии в современной коррекционной педагогике.

В программах отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики,логопедии.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным.

Основой программы являются идеи ряда учёных (Р.И. Лалаевой, Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, Л.Г.Парамоновой и других) по

проблемам формирования и преодоления нарушений процесса письма у детей. При составлении программ был также использован опыт работы учителей-логопедов Колпинского района города Санкт-Петербурга с младшими школьниками по проблеме становления навыка письма.

При составлении учебной программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях И.Н.Садовниковой, Л.Н. Ефеменковой, А.В.Ястребовой, Л.Г. Парамоновой, Е.В.Мазановой.

Адресат: учащиеся начальных классов, имеющие нарушения письменной речи.

Цель программы: коррекция смешанной дисграфии.

Задачи:

— повышение уровня общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;

— выработка достаточно прочных навыков правильного грамотного письма;

— развитие фонематического анализа и синтеза;

— развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения, текста;

— уточние и закрепление слухопроизносительной дифференциации фонем;

— формирование и развитие связной выразительной речи;

— развитие устойчивого интереса к урокам русского языка.

Организация процесса обучения.

Данная программа рассчитана на три года обучения. Учитель — логопед организует групповые и индивидуальные занятия.

Общая продолжительность занятий по программе может составлять от 68 до 102 часов . Время освоения содержания каждого раздела программ указано в календарно-тематическом планировании .

Ожидаемый результат. К концу курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;

понимать условно-графической схемы звукового состава слова;

проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;

дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;

уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;

узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;

правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

уметь распространять предложения.

Содержание программы. Система коррекционной работы по устранению нарушений письменной речи соответственно данной программе условно делится на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.

Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Работа на фонетическом уровне включает два основных направления:

Развитие звукового анализа слов (от простых форм – к сложным);

Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем имеющих сходные характеристики.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Неоценимую роль в становлении фонематических представлений играют артикуляционные кинестезии.

По этой причине с первых же занятий привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучать детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. Упражнения в узнавании и вычленении этих звуков в словах сначала проводятся с опорой на громкое проговаривание, в дальнейшем – на обычное произнесение слов (голосом разговорной громкости), а затем – на выполнение молча.Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Дальнейшая логопедическая работа направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

На этом этапе коррекционной работы большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство либо по количеству элементов ( л-м, п-т, и-ш, ц-щ), либо по пространственному расположению элементов (б-д, в-д, у-ч,   г-р), либо по наличию или отсутствию элементов данных букв (у-д-з, о-а, н-ю, л-я, а-д, и-у, х-ж, ш-щ). Коррекционная работа начинается с действий с картинками, геометрическими фигурами и предполагает оптико-пространственное дифференцирование; кроме того, полезны упражнения: в конструировании букв с помощью счётных палочек; отгадывание изографов и букв, кинетически смешиваемых по элементу данных букв; задание с «зашумленными» буквами. При этом главная задача логопеда – научить детей выделять «опорные» признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится на каждом занятии в организационной его части (2-3 минуты), далее дети, смешивающие дети по кинетическому сходству, получают на дом индивидуальные задания на карточках.

Кроме того, ведётся работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционные сходства, и в первую очередь эта дифференциация гласных I и II ряда.

Опираясь на гласные II ряда, логопед подводит учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов слияния согласных.

Работа на первом этапе завершается дифференциацией согласных звуков. Здесь логопед даёт понятия о звонких и глухих звуках, сравнивает их попарно, объясняет сходство и различие.  Дальнейшая работа по отдельным парам звуков предлагается индивидуально по карточкам тем детям, которые смешивают буквы по акустико-артикуляционным признакам.

Содержание коррекционной работы на лексическом уровне.

Работа не лексическом уровне включает следующие направления:

Количественный рост словаря (за счёт усвоения новых слов и их значений);

Качественное обогащение словаря (путём усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);

  Очищение словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.

На лексическом уровене проводится работа по уточнению и расширению словарного запаса учащегося. Логопед знакомит детей с явлениями синонимии и  антонимии слов. Проводится знакомство с понятием «родственное слово». Отрабатывается умение подбирать родственные слова. Знакомство с однокоренными словами. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.

Также на этом уровне проводится знакомство с морфемным составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; сложные слова. Ученики обучаются образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, сложении двух корней.

Так же уточняются представления детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова сначала с опорой на ритмический рисунок слова и графическое изображение, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков из слова (ударных и безударных).

Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне.

При обследовании всех компонентов речевой системы детей с дисграфией (звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя и связной речи), обнаруживается большое отставание в развитии словаря.

В устной и письменной речи   младших школьников рассматриваемой группы встречается много ошибок связанных со словоизменением основных частей речи (аграмматизмы); обнаруживается недостаточная сформированость практических умений и навыков в области словообразования (у части детей не угасает словотворчество – неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским   неологизмам).

Связанная речь у детей с дисграфией страдает не в меньшей степени, чем     словарь и грамматический строй. Наибольшие затруднения вызывает составление    самостоятельного рассказа, а также рассказа по картинке или серии картин.

Логопедическая работа на синтаксическом уровне включает в себя следующие направления:

Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

На данном уровне проводится работа по знакомству учеников со словами-предметами , обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится знакомство с понятием числа. Словоизменение существительных. Формирование навыка образования форм ед. и мн. числа имён существительных. Проводится работа по практическому употреблению существительных разного рода. Знакомство с падежными формами имён существительных.

Знакомство со словами-признаками. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования имён-прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

Знакомство со словами-действиями. Обозначение изучаемых слов при помощи схем. Проводится работа по развитию навыка словоизменения и согласования глаголов с существительными в числе, роде.

Проводится коррекционная работа и на уровне предложений. Ученики учатся соотносить предложения с графической схемой. Проводится работа по построению предложений различного типа. Установление в сложных предложений причинно-следственной связи. Проводится дифференциация понятий: словосочетание-предложение-текст. Ведётся работа с деформированными предложениями, текстами.

Как правило, дисграфия в чистом виде у детей из речевых классов встречается крайне редко. Поэтому при составлении тематического планирования учитывается ведущий вид дисграфии и сопутствующий или сопутствующие нарушения письменной речи.

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ

С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,

ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ»

(Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания-дифференциации фонем, с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптической дисграфии)

Название темы

Кол. часов

Дата

Коррекционная работа

1 этап ДИАГНОСТИКО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (4 часа)

1

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

2

3

4

2 этап КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

( 45 часов)

ЗВУКИ И БУКВЫ (8 часов)

5

Выделение гласных I ряда из слогов и слов. (А, У, О, Э, И, Ы)

3

Уточнение артикуляции а-э, о-у, ы-и. Фонематический анализ слов различной звуконаполняемости.

6

Согласные звуки и буквы

1

Определение согласного звука на слух и по артикуляции. Различение на слух гласных и согласных фонем

7

Звукобуквенных анализ и синтез слов с йотированными гласными: я, ю, е, ё

4

Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированной гласной в начале слова, в середине и в конце слова после гласной.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ(7 часов)

8

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твёрдых и мягких согласных. Сформировать навык употребления букв а-я, у-ю, о-ё, ы-и после твёрдых и мягких согласных на письме. Сформировать навык употребления на письме Ь после мягких согласных на конце и в середине слова.

9

Буквы «а-я» после твёрдых и мягких согласных

1

10

Буквы «у-ю» после твёрдых и мягких согласных

1

11

Буквы «о-ё» после твёрдых и мягких согласных

1

12

Буквы «и-ы» после твёрдых и мягких согласных

1

13

Буква «ь» в конце слога или слова как показатель мягкости в конце и середине слова

2

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО (18 часов)

14

Звонкие и глухие парные согласные

3

Правописание звонких и глухих согласных в конце слова.

15

Непарные звонкие и глухие согласные

1

16

Дифференциация звуков С –Ш

2

Уточнить, сравнить артикуляцию звонких и глухих звуков. Развитие кинестетических ощущений. Развить фонематическую дифференциацию звуков в изолированной позиции, слогах и словах, в словосочетаниях и предложениях, а также в тексте.

17

Дифференциация звуков З – Ж



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст